Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1166) → Архимандрит Гермоген (Еремеев): «Божия Матерь меня зовет и говорит: делай»

Архимандрит Гермоген (Еремеев): «Божия Матерь меня зовет и говорит: делай»

№29 (1166) / 1 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №28 (1165) 2022 г.

Вас Господь наградил прекрасным талантом, Вы – известный вокалист. Я знаю, что Вы учились у Людмилы Зыкиной. Расскажите, пожалуйста, как произошла встреча с ней.

– Встреча произошла в Германии, где мы пели на концерте в честь 35-летия Победы. Все руководство нашей страны собиралось на эти торжества, которые проходили в том числе в Германии: и в Трептов-парке в Берлине, и в Потсдаме, и в наших гарнизонах были какие-то гости (я служил в городке Эберсвальде-Финов). Тогда делали сборные концерты, и сказали, что на одном из концертов будет Зыкина. Я к ней очень хорошо, даже благоговейно относился, потому что она пела действительно сердцем, душой. У нее красивый голос, красивый тембр.

Для этого концерта я выбрал ее песню «Растет в Волгограде березка». Я услышал эту песню у Зыкиной, начал ее учить и предложил спеть в том концерте, посвященном 35-летию Победы. Дирижер согласился, мы песню стали учить. И когда я вдруг узнал, что Зыкина будет на концерте, сказал: «Категорически петь эту песню не буду, потому что в зале будет Зыкина». Мне сказали: «Ничего менять не будем. Как выучил, так и будешь петь». Для меня это было что-то невообразимое, как вулкан внутри меня находился. Как петь эту песню, когда передо мной будет великая певица, которая ее исполняла? Но спел.

Потом я стоял в коридоре, и шли Зыкина и командование (как королева в окружении свиты): они все в серых красивых кителях, вышитых золотом, с красной оторочкой. Все очень торжественно. И Зыкина: стройная, высокая, красивая. Она издалека на меня посмотрела и спросила: «Ты чего мои песни воруешь?» Я подошел к ней с какой-то бумажкой, взял автограф. Благополучно хранил эту бумажку с ее первым автографом, но потом при переезде потерял. Потом у меня было много ее автографов. И она мне сказала: «Ты так хорошо спел! Приезжай к нам в ансамбль „Россия“ работать, я тебя возьму». Но у меня были совсем другие планы, я хотел служить. Так и не приехал.

Но воспользовался приглашением и визиткой, которую мне дала ее помощница Елена (она все время была с Людмилой Георгиевной) через пару лет. Позвонил Людмиле Георгиевне, она меня вспомнила, назначила встречу. А у меня от волнения случился приступ: почечные колики. В больнице мне сделали дробление камня в почках. Зыкина позвонила в больницу, сказала, что я ее гость, друг. Помню, мы шли с доктором по коридору, и я спросил: «Доктор, ну как? Получилось раздробить?» Он говорит: «У Вас такая покровительница, что одно ее имя раздробит любой камень». Вот такие интересные моменты были в жизни.

Людмила Георгиевна ведь не занималась педагогической деятельностью. Не знаю, давала ли она частные уроки кому-то еще. Кто-то даже сказал, что я был ее единственным учеником в прямом смысле. Учил песню, приезжал к Зыкиной с концертмейстером, пел песню, а она подсказывала: вот здесь так, а вот здесь так. Это называется мастер-класс. Это продолжалось достаточно долго. Однажды она даже немножко психанула и сказала: «Ну сколько можно! Ты столько времени у меня отнимаешь, а концерты не даешь! Ты же обещал, что у тебя будут концерты».

И произошел такой случай. Однажды мы встретились со Святейшим Патриархом Алексием в Иоанновском монастыре. Он покровительствовал этому монастырю, монастырь ставропигиальный. Волею судьбы мы оказались с Патриархом за одним столом, в достаточно тесном кругу игумений и сестер этой обители. А матушка Филарета (мы с ней уже были знакомы, познакомились, когда был визит Патриарха в Екатеринбург) знала, что я пою (я ей показывал город, мы ездили вместе на машине). И она сказала: «Ваше Святейшество, батюшка очень хорошо поет. Пусть он нам споет какую-то песню, лучше „Дуняша“». Я уже пел ей эту песню про сироту. Сама матушка была из детского дома, и песня ее растрогала до слез.

Я спел песню «Дуняша». Это называется духовный кант или духовный стих. Святейший тоже прослезился и сказал: «Знаете, Ваш талант не надо зарывать в землю, нужно использовать его для миссионерской деятельности». Я говорю: «Как использовать?» Он сказал, что нужно делать концертную программу, чтобы там были вот такие духовные стихи, русские песни, привлекать народ и говорить проповедь во время этих концертов. Чем я и начал заниматься и до сих пор занимаюсь. Но сейчас уже меньше, потому что была пандемия. Не знаю, возобновятся ли мои концерты. Или уже достаточно напелся.

Я приехал к Владыке Викентию, а он уже был в курсе и сказал мне: «Да, надо делать концерты». Вот так появился поющий архимандрит Гермоген (сначала игумен Гермоген). Я объехал буквально всю страну. Проще назвать епархии, где не был. Проехал все Поволжье. За Полярным кругом несколько раз давали концерты. Были на южных рубежах, в Белгородской области, Мурманске, в центральной части России... Мне это очень нравилось! И здоровья тогда было побольше, и сил, и желание было. Концерты были очень хорошие. Ездил с квартетом «Урал», с баянистами, с гитаристами – разные были аккомпаниаторы. Два раза у меня был концерт под пианино. Но в основном любил петь с квартетом «Урал», с ними гастролировал.

Даст Бог, еще наладится эта деятельность.

– Может быть.

Если у человека есть талант, неважно, певческий или еще какой-либо, нужно ли его развивать, преодолевать препятствия? Что Вы посоветуете родителям или тем, кому Бог даровал талант, но они сталкиваются с какими-то проблемами?

– Знаете, у меня очень много времени в жизни ушло на ненужную суету. Сейчас я посоветовал бы словами Евангелия: ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится вам. Это правда. Важно приучать ребенка любви к Богу, прививать эту любовь в маленькое сердечко, и она обязательно прорастет рано или поздно. Вложить в ребенка богопознание, богоискание. Но для этого надо самим гореть. Много ли сейчас горящих родителей, готовых жертвовать своим временем, чтобы научить ребенка Божественным истинам? Нужен прежде всего личный пример. Слава Богу, есть такие. И в нашем приходе есть такие семьи, и я радуюсь, когда их вижу, потому что понимаю, что это настоящая православная семья, та самая малая церковь.

Талант петь или плясать, конечно, нужно развивать, если Бог дал этот талант и если это принесет пользу, в конце концов заработок, пропитание. Но все должно быть в определенных рамках, чтобы это не выходило за пределы допустимого, благоразумного, благочестивого. Все возможно, если это обуздано нравственностью.

На Вашей родине в Черноисточинске Вы тоже делаете благое дело – восстанавливаете Петропавловский храм. Совсем недавно был водружен крест. Расскажите об этом.

– Там уже второй крест водружен. Начали мы с малого. Я уже сказал, что много гастролировал. У меня скопились какие-то денежки. Лукавый же искушает, и я думал: «Мало ли какая старость будет. Пенсии маленькие. Если купить квартиру в Москве, сдавать ее – на старости будет копеечка к пенсии». Но потом подумал, что это надо будет ездить, искать квартирантов. Когда деньги лежат, со временем они становятся обременением: не знаешь, что с ними делать, потому что вроде тебе ничего и не надо. Есть, например, машина. Какой смысл покупать более дорогую? Чтобы возить свою тушку на более дорогой машине? Ради чего? Ради тщеславия? И у моей машины четыре колеса, и у той столько же... Потешить свое тщеславие, что у меня джип, лексус или еще какая-то дорогая машина? Нет у меня этого. Есть у меня машина, и я радуюсь, что «Рафик» мне служит столько лет (я их меняю периодически). Я понимал, что мне не надо никакую дорогую машину, никакую квартиру в Москве. У меня есть хороший дом – зачем мне еще? Конечно, можно родственникам все раздать – сколько не давай, будет недостаточно.

Я решил обсудить этот вопрос с мамой на семейном совете. Я сказал маме, что Господь мне все в жизни дал через черноисточинский храм, и я хочу там потрудиться: посадить аллею (раньше там была тополиная аллея, сейчас ее нет, липовая аллея – тоже недешево), повесить новые колокола и обязательно сделать иконостасы – центральный и два боковых, заклиросных.

Все это мы осуществили, что стоило несколько миллионов. Потом обратил внимание, что купол находится в очень неприглядном состоянии. Снизу же не разглядишь, что находится на высоте 25 метров, поэтому мы сделали подъем на пробных модульных лесах, поднялись под самый купол. Оказалось, что большой процент штукатурки буквально висит и может в любой момент оборваться. Представляете, что будет, если штукатурка упадет с высоты 25 метров! Это мгновенная смерть, черепно-мозговая травма обеспечена. И я понял, что Божия Матерь меня зовет и говорит: делай.

Знаете, я не сторонник всяких чудес, и, может быть, сам себе это внушил, но во сне услышал как будто голос: «Когда ты Мой храм приведешь в порядок?» Проснулся и подумал, что мой храм в полном порядке и даже можно учиться на нашем приходе, в каком порядке содержать храм. Не сразу сообразил, что это было. Через какое-то время, когда снова приехал в Черноисточинск, вспомнил слова, которые были мне сказаны то ли во сне, то ли когда я просыпался. Или, может быть, это было самовнушение. Не знаю, что это было, но я отчетливо слышал внутри себя эти слова: «Когда ты начнешь наводить порядок в Моем храме?» Вот с этого, пожалуй, все началось. Я понял, что это благословение свыше.

Мы начали искать нужные подходящие леса (они тоже очень дорогие). Сделали хомутовые леса, чтобы всем было удобно работать. Поменяли проводку полностью, поменяли все окна, потом двери заменили. Печку новую сделали. В куполе все окна заменили. Штукатурку в купольной части полностью отбили до кирпича и положили новую. Я нанял художников (из Брянска приехала целая бригада), они работают до сих пор, уже второй год. Весь храм мы расписали заново. Старую живопись, где была, обновили, где не было живописи – сделали. Все это сделано на хорошем профессиональном уровне, очень красиво.

Дальше я нанял работников, чтобы поменять кровельное покрытие: сделали кровлю из нержавеющей стали и покрыли нитридом титана (золоченое напыление). Заменили купол, поставили крест. И недавно поставили крест на колокольне, чему вы и были свидетелем. Высота колокольни 45 метров, высота купола с крестом – 33 метра. И здесь проблема: чтобы добраться на такую высоту, нужно ставить леса, а леса – очень дорогая вещь. И найти таких работников, которые работали бы на такой высоте, тоже не так просто, как кажется. Всем же надо быстро, тяп-ляп, деньги забрал – и улетел. А мне надо, чтобы было тщательно сделано. Поэтому еще не каждый у нас удержится.

Слава Богу, это великое дело Вы все-таки одолели.

– С Божией помощью. Когда уже моя казна иссякла, мне пришлось продать две квартиры и пустить туда все деньги, потому что расходы действительно миллионные. Поняв, что одному мне не справиться, я обратился к Игорю Алексеевичу Алтушкину, директору «Русской медной компании». Мы всегда были в приятельских отношениях. Он пошутил: «Отец Гермоген, мне приятно, что Вы ко мне обратились. Пожалуй, Вы один из немногих из духовенства нашей епархии, кто ко мне не обращался за помощью. Я с удовольствием Вам помогу». Это было воспринято до слез.

Потом по молитвам Божией Матери все пошло само собой. Да, тяжело. Да, были искушения, трудности, переживания. Там размыт кирпич, нужно менять, все рушится, с полами проблемы. Но все это решаемо, особенно когда есть такая поддержка, в том числе финансовая.

Наш Владыка митрополит Евгений меня очень поддерживает. Ведь я начал реконструкцию этого храма, когда он был еще епископом Нижнетагильским. Потом, когда Владыка был с этой кафедры переведен, я немножко скорбел, но, когда узнал, что он назначен в Екатеринбург, снова возрадовался. С благословения Владыки все началось.

Я пригласил Владыку на наш престольный праздник 12 июля, на Петров день. В этом году храму в Черноисточинске 160 лет. Мы планируем начать торжества с Петрова дня и закончить 26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Эта икона (что абсолютно доказано и написано в документах) чудотворная. Она была принесена в 1895 году с Горы Афон в поселок Черноисточинск. Ее привезли в Нижний Тагил, потом на руках несли до Вороньей горы, а оттуда черноисточинские прихожане несли на руках икону в свой поселок. Затем икону поставили в деревянной часовне (как говорили очевидцы, она была украшена еловыми и пихтовыми ветвями). Там совершались бесконечные молебны, и никакой холеры в поселке не было, хотя везде лютовала холера. Икону обнесли вокруг поселка и поставили в храме.

Два года назад я там еще построил часовенку в честь 125-летия принесения этой иконы с Афона в Черноисточинск, напротив того дома, где она хранилась с 1941 по 1943 год (в годы войны храм был закрыт всего три года).

В завершение программы, Ваше пожелание и благословение слушателям радио «Воскресение».

– Дорогие братья и сестры, всегда пребывайте с Богом. Пусть Господь всегда будет в вашем сердце. Всегда молитесь кратко: «Господи, помилуй!» Или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Через эту молитву вас обязательно посетит благодать Господня. Никогда не оставляйте Господа. Он уж точно никогда не оставит вас.

Ваше Высокопреподобие, благодарю Вас за интересную беседу. Хочу пожелать Вам здоровья, пусть ангелы охраняют Вас, а душа будет наполнена вдохновением и радостью!

Ведущий программы:
Константин Еремеев

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс