Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1166) → Священник Александр Асонов: Как стать православным?

Священник Александр Асонов: Как стать православным?

№29 (1166) / 1 августа ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Александр, как не только стать православным, но понять, кто такой православный христианин? Мне кажется, эта тема просто неисчерпаемая...

– Я думаю, мы не сможем охватить всю эту тему за одну передачу, но хотя бы чуть-чуть пообсуждаем, поговорим, поду-маем над тем, как стать православным. Это очень интересный вопрос и актуальный для многих. По разным причинам. Мы живем в стране с очень серьезной христианской историей, преимущественно православной, где православное христианство играло, играет и будет играть очень серьезную роль. Мне кажется, большинство в нашей стране ассоциируют себя, если они уж думают о том, что они религиозные люди, именно с Православной Церковью, особенно в нынешнее время.

Но все ли эти люди понимают, что такое православное христианство и что значит быть православным христианином? Я бы сказал, что для того, чтобы быть православным, надо априори быть христианином и не забывать, что слово «православный», «православная» или «православные» – это только лишь прилагательное. А само по себе то, что определяет суть, – это понятие «христианство»: христианин, христианка, христиане.

Поэтому мне кажется, что тема насущная, интересная. Она касается не только тех, кто постоянно приходит в храм, не только тех, кто посещает разные православные храмы на праздники или в связи с какими-то своими жизненными событиями, но и тех людей, которые крайне редко приходят в православный храм, но исторически связаны именно с христианством – православным христианством у нас в России, да и за рубежом, где находятся приходы и епархии, экзархаты Русской Православной Церкви. Надо понимать, что Русская Православная Церковь, Московский Патриархат – это территория не только лишь Российской Федерации, но и других сопредельных государств и даже за океаном.

Есть очень много людей, которые тянутся к храму, хотят для себя понять, как им стать частью православного христианства, но на данный момент это у них не получается в силу определенных жизненных обстоятельств. Я таких людей называю «недошедшими до храма». То есть они, вроде бы, видят храм, видят, что есть православные христиане, но чуть-чуть не дошли, пока еще не случилось полноты вхождения в Церковь.

Здесь есть еще один такой очень интересный момент. Откуда нам взять понятное представление о том, что такое Православная вера? Ведь, если поспрашивать, обнаружится очень много людей с абсолютным убеждением, что Церковь – это красивый храм, золото, облачение батюшек, иконы, свечи и непонятный для многих язык. Как же понять, что Православная вера – это то, то и то, это выполнение того, того и того, и все, ты – православный христианин.

Ведь наше представление о нашей вере, может быть, больше интуитивно, нежели подтверждено каким-то логическим представлением. Кому-то необходимо именно знание, кому-то помогает интуиция. Вы часто участвуете во всяких миссионерских встречах, общаетесь и с лютеранами, и с католиками...

– Я это делаю в силу одной из своих должностей в епархии – ответственный за связи с общественностью. Да, мне приходится общаться и с представителями не только лишь христианского вероисповедания, и иных религий: ислам, иудаизм и какие-то другие. Православное вероисповедание очень хорошо изложено в нескольких исторических катехизисах. Самый известный – православный катехизис, составленный митрополитом Филаретом. Его можно найти в интернете. Там тезисно, в очень простой форме излагается, что такое православное христианство и во что верят православные христиане.

Также есть катехизис Петра Могилы и Тян-Шанского. Они между собой перекликаются. Широкую известность приобрел именно катехизис митрополита Филарета, поэтому я его порекомендовал первым. Рекомендую почитать именно его тем, кто хочет логически, через изучение вероисповедных документов понять, что такое Православие. Это очень легко сделать, не обязательно идти в специализированный магазин и искать эти катехизисы, хотя можно и так, если кто любит читать книжки. А можно найти в электронном виде, это все есть в открытом доступе в интернете.

Вопрос от телезрителя из Белгорода: «У первых христиан не было деления на конфессии. Тогда же не было ни православных, ни католиков. Я думаю, главная проблема и главный вопрос в том, как стать настоящим христианином, а все остальное уже приложится».

– Я полностью согласен. В самом начале передачи я сказал, что для того, чтобы стать православным, надо прежде всего быть христианином.

Тогда наша передача была бы посвящена тому, как стать христианином.

– Нет, очень важно, что мы назвали тему передачи именно так: как стать православным. Потому что в основе всего лежит, естественно, христианское вероисповедание, вера во Христа, распятого, погребенного и Воскресшего. Но суть в том, что прилагательные «православный», «ортодоксия», «католикон» или «вселенская» – это все греческие термины, они на заре христианства стали использоваться церковным сообществом по отношению к самому себе. Это была такая самоидентификация. Тогда все были правоверными католиками. Слово «католикон» (греч. καθολικόν) – термин, который значит «вселенская».

Интересно отметить тот факт, что это самоназвание сохранилось именно за христианами Рима, латинянами, хотя когда-то использовалось по отношению ко всем поместным христианским общинам, которые мы сейчас именуем патриархатами, епархиями, архиепископиями и т.д. Суть в том, что это указывает на глубокую христианскую историю и на один источник – все когда-то начиналось с очень близких по своей культуре и традициям общин Средиземноморья. Это очень интересный момент.

Мы довольно часто слышим, что люди говорят: «Нет, ты не православный. Христианин, но не православный». Потому что в этот термин включается некий особый образ поведения, особый способ мышления. Более того, у нас даже существуют разные виды «правильного поклонения». Кто-то ходит все время в обязательном порядке особым образом одетый. Такое народное благочестие. В этом есть ошибка?

– Православие как историческое явление очень многолико. В большинстве случаев мы знакомы лишь с русским православным христианством. А ведь есть Православие сербское, болгарское, греческое, киприотское и т.д. Эти виды православного христианства могут быть даже древнее нашего русского, и многое из того, что мы имеем в наших исторических традициях, пришло именно от этих народов. Я имею в виду греческую культуру, византийскую культуру. Христианство пришло на Русь через традиции Византии, поэтому в нашей лексике присутствует очень много греческих терминов. Мы уже неоднократно об этом говорили и отмечали тот факт, что эти термины часто некорректно используются в нашей церковной речи. Но сейчас не об этом.

В отличие от христианского Запада, где особую культурную акцентуацию сделал латинский мир (у христиан Запада больше латинизмов), у нас больше греческих вариантов. Но, так или иначе, если мы будем сравнивать вероисповедные документы (а до нас они дошли, начиная с апостольских времен) и учитывать постановления Вселенских и последующих Поместных Соборов, то увидим, что между христианами Запада и Востока, которых мы сейчас начинаем именовать традиционно католиками и православными, связей больше, нежели разделений.

Я не хочу сегодня заниматься анализом особенностей христиан той или иной традиции, но, поскольку вы упомянули, что я встречаюсь и с католиками, и с лютеранами, и с иными представителями религиозных организаций, которые считают себя продолжателями христианского вероисповедания, я затрагиваю и этот момент. Это отдельная тема, но мы не можем не обсуждать ее.

Когда мы говорим «православие», еще раз хочу подчеркнуть, что это греческий термин «ортодоксия», который можно перевести в двух вариантах: «православие» и «правоверие». До сих пор еще есть дискуссии о том, правильно ли было использовать в русской речи перевод «православие», или надо было оставить греческий термин «ортодоксия», или перевести как «правоверие». Но эти дискуссии уже не играют никакой роли в силу того, что исторически мы свыклись с термином «православие». Но в других странах везде используется термин «ортодоксия». В начале передачи я уже сказал, что когда-то христиане (Церковь) в своем самоназвании использовали два термина: «православная» («ортодоксия») и «вселенская». То есть Православная (правоверная) Вселенская Церковь.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Когда Господь забирает человека в иной мир? Когда видит, что он готов к вечной жизни? Или, зная, что человек уже неисправим и может натворить много бед?»

– Я не имею ясного ответа на этот вопрос, потому что пути Господни – не мои пути. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои», – говорит Господь (Ис. 55, 8). Я не знаю таких мистических нюансов, поэтому не могу дать адекватный ответ. Я смертный человек, и мой жизненный опыт ограничен временем и пространством. Поэтому приношу свои извинения, что не даю четкого ответа.

Вопрос телезрителя из Фрязино: «Как мне с Божией помощью определить, готов я уже идти в вечность или нет? Господь же забирает человека только в двух случаях: когда тот уже готов уйти на тот свет или когда уже нет никакой надежды на его исправление. Как мне это определить?»

– Интересно, что вопрос повторяется. Сегодня все интересуются этой темой. Я не знаю ответа, я не работаю в небесной канцелярии. Я работаю в Гатчинской епархии, у нас там все иначе решается – мы по факту определяем, жив или мертв человек. По поводу таких мистических моментов я не обладаю никакой информацией. Могу, конечно, сейчас благочестиво разводить руками и говорить красивые и пафосные речи, но все это будет не больше чем мое личное убеждение. Вводить кого-то в заблуждение я не хотел бы.

Красиво сказал однажды устами Гамлета Шекспир: «И в небе, и в земле, мой друг Горацио, сокрыто много больше, чем снилось нашим мудрецам». Мы не знаем, по каким принципам все происходит и как решаются эти вопросы в небесной канцелярии. Один человек получает ответ на свои молитвы, а другой не получает. Один умирает молодым, а другой доживает до глубокой старости. У одного человека постоянные отклики по молитвам и видно, что он имеет поддержку, а кто-то молится, лоб себе расшибает, но ничего не происходит. Все очень индивидуально и применить какой-то общий шаблон здесь нельзя.

Меня всегда поражало удивительное желание людей уничтожить не только храмы, но и христианскую веру в принципе. Ваш храм находится на кладбище, и люди туда приходят почтить память своих близких. Как сочетается в нашем православном христианстве такой антагонизм: с одной стороны, мы хотим веры, с другой стороны...

– Начнем с того, что подлинно православных христиан не так уж и много. Я в начале передачи сказал, что есть много людей, которые находятся лишь на пути к храму. Они приходят на какие-то праздники, но не погружены в христианство как таковое, они знакомы с ним внешне, но не внутренне. А есть много таких, которые просто страдают какими-то религиозными чувствами, но без опыта богообщения, без того, что мы называем Божественным Откровением. Божественное Откровение принципиально важно в жизни христианина. Когда нет живой веры, ощущения, что на твою молитву отвечают, что ты не просто совершаешь какой-то мертвый ритуал, а это жизнь, воздух, без него ты не можешь существовать, тогда говорить о православном христианстве очень тяжело. Поэтому надо учитывать, что многие находятся, скажем, в некотором околоцерковном пространстве, то есть они приходят в храмы, совершают какие-то действия, но все это происходит по инерции в силу национально-исторических традиций.

Теперь об антагонизме. Вот эти самые люди, рассуждающие о внешнем, находятся в группе духовного риска, если можно так выразиться. Сейчас они очень религиозные, а завтра могут стать очень нерелигиозными и пойти крушить святыни. Потому что для них святыни – внешняя форма, идолы, которых надо уничтожить. Они не вкладывают опыт вероисповедания в свои религиозные убеждения – у них нет опыта христианства, нет опыта общения с Христом, и они поклонялись только внешнему идолу.

Знаете, откуда происходит слово «идол»? В Древней Греции понятия «идея» и «идол» – одно и то же. Это связано с греческим понятием «эйдос» – «видеть», «видение». Мировоззрение – для грека очень важное понятие. Как человек смотрит на мир, так он и живет. У него есть свои какие-то внутренние убеждения, и возникает определенное видение мира. У каждого своя точка зрения, каждый по-своему смотрит. Тем не менее, внутренние убеждения, мировоззренческие концепции создают определенные идейные убеждения, которые становятся идолом, и такой человек поклоняется своим убеждениям. «Эйдос», «эйдолон» – это одно и то же. Так мыслили древние греки. Мы сейчас используем эти термины и думаем, что идея – это одно, идол – это другое. Но это однокоренные слова.

Это очень согласуется с Евангелием, когда Христос говорит: если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6, 22). Все зависит от того, как ты смотришь на мир. Это согласуется со многими вопросами, которые в Своих проповедях, обращаясь к народу, затрагивает Спаситель. И в Евангелии мы об этом читаем. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Идея, идеология может стать человеку ненавистной в какой-то момент, как идол, который затмевал разум. И вдруг пелена с глаз спадает – и человек понимает, что за этим пустота. Тогда он начинает уничтожать все, что было с этим связано. Ему становится ненавистна вообще какая-либо форма идолопоклонства, порабощавшая его много лет. И в этом порыве антагонизм может распространяться на все, что об этом напоминает, и на людей в том числе.

Мы за последнее время видели, как легко человек может превратиться в животное. К сожалению, ничего не изменилось. Общество очень легко управляемо. Геббельс говорил, что можно использовать, по-моему, три принципа для того, чтобы общество стало стадом баранов, свиней. Он говорил: «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». Первое и самое главное – использовать сумасшедшую, умопомрачительную ложь, в которую вообще сложно поверить. Второе – преподнести это в самой простой форме. И третье – побольше эмоций. Вот три принципа. И люди больше поверят в абсолютную, нецелесообразную чушь, чем в логические утверждения.

Никому не интересны лекции высокообразованных людей. На лекциях половина присутствующих засыпает. Толпа требует хлеба и зрелищ. И кто-то начинает это очень умело использовать, в том числе против христиан. Вообще, христиане всегда были гонимы. Они и сейчас гонимы, просто мы делаем вид, что этого не происходит. Но это происходит.

На днях произошла история с алтарником нашего храма. Он работает водителем автобуса, возит экскурсии. На днях к нему подошли и сказали: «Мы тебя снимаем с рейса, дальше группа поедет с другим водителем». Он удивился: мол, аварий не было, со всеми был корректен, в чем же причина. Ему сказали: «Вы совершаете крестное знамение, когда начинаете движение, – это раздражает группу». Он был поражен! Он даже не говорил о Православии, просто совершал крестное знамение, и это стало раздражать людей и они попросили поменять водителя. Как вам такое?

Те же люди ездят в исламские страны, где благочестивые мусульмане в течение дня пять раз совершают намаз. Но никто этому не возмущается ни в Турции, ни в Арабских Эмиратах, ни в Дагестане. Потому что понимают, что это неприлично. А здесь...

Знаете, в силу каких причин люди так себя ведут? Они, может быть, иногда и в храм приходят, чтобы свечку поставить, исполнить ритуал. Потому что людям двадцать лет вдалбливали в голову определенную идею, определенную идеологию, определенное видение – и это стало их идолом. Они не видят из-за пелены на глазах и в сознании, что такое православное христианство, они видят то, что им вложили в сознание. А помогли им вот такие околоцерковные люди.

Потрясающая история. Если бы мне сказали, что это произошло где-то, но в России...

– Здесь, в России. Человека сняли с рейса. Можно сказать, это было нарушение конституционных прав и свободы вероисповедания. Ему просто сказали: «Ты православный христианин. Люди не хотят с тобой ехать».

Последний вопрос. Вспомним время, когда проповедовал Иоанн Кронштадтский. Тысячи людей присылали ему телеграммы с просьбами о молитве. В алтаре стояли мешки писем – люди писали и просили помолиться. Они стояли на улице, чтобы услышать проповедь отца Иоанна.

Философ Орнатский: в Казанском соборе и даже на улице не было места – люди хотели услышать проповедь отца Философа. Можно и дальше продолжать. Но потом все закончилось революцией. Вопрос: насколько можно остаться православным, зная, что слушавшие проповеди потом, как Вы говорили, становились врагами?

– Это связано с опытом богообщения. Если есть свой жизненный вероисповедный опыт...

Откуда мы его возьмем?

– Если человек искренне ищет правду и истину, ему открывается, и этот опыт становится незыблемой основой всех его убеждений. Другой вопрос, что он может искренне от этого отказаться, принять свое волевое решение. Но чаще всего этого не происходит, потому что опыт веры становится неотъемлемой частью мировоззрения, без него человек уже не может жить. И благодаря опыту веры любое, даже глубокое испытание – большая радость. И это удивительно! Так апостолы шли на смерть, были готовы пойти до самого края (образно выражаясь), в том числе на край земли за свои убеждения.

Записали:
Нина Кирсанова
и Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс