Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1164) → Протоиерей Александр Березовский: Святость – плод решимости в вере

Протоиерей Александр Березовский: Святость – плод решимости в вере

№27 (1164) / 11 июля ‘22

Беседы с батюшкой

Поздравляю всех с праздником Всех святых, в земле Русской просиявших. А Вас также поздравляю с именинами в честь святого благоверного князя Александра Невского. Кто еще из русских святых вам близок?

– Многие. И преподобный Сергий Радонежский, к мощам которого я с начала моего воцерковления ездил в лавру, и преподобный Серафим Саровский – была незабываемая паломническая поездка в Дивеевский монастырь к его мощам, и, конечно, Митрофан Воронежский, Небесный покровитель одного из храмов нашего прихода. Кого ни возьми из русских святых – это сияющий алмаз, звезда первой величины. Наша Церковь, как плод святости, родила этих людей, чтобы у нас был ориентир в жизни.

Человеку очень важно иметь того, на кого можно ориентироваться. Он пришел в церковь, куда его привела Божия благодать. И возникает много вопросов: как? что? куда идти? Святые дают нам руководство и направление. Их молитвы и жизнь становятся для нас ориентиром. Мы хорошо знаем многие жизнеописания, из которых узнаем, как непрост был путь этих людей к Богу. Это очень важно для нас, ведь иногда кажется, что мы не одолеем этого пути, слишком он труден и долог, со множеством препятствий. Но, глядя на святых, мы понимаем, что с Божией помощью все преодолимо. Их молитвенная помощь и пример – большое подспорье для нас. Кого-то отдельно не могу выделить. Каждый из этих удивительных людей принял участие в моей жизни. Я с большой благодарностью молюсь им и призываю их молитвенную помощь, потому что без нее нам не преодолеть жизненного пути к Богу.

В сонм Всех святых, в земле Русской просиявших, входят и новомученики, со страданий которых не прошло и ста лет. Какой пример они являют для нас сегодня?

– Пример следования за Христом до конца. Спаситель говорит: претерпевший же до конца спасется. Дьявол всеми силами пытался отвратить их от Бога. Были использованы все возможные пути – и уговоры, и обещания, и угрозы, и расправа. Но человек идет до конца, говорит: «Нет, Бог мне дороже».

Плод такой решимости и твердости в вере – святость. Те люди, которых мы прославляем, своей жизнью показывают нам, как нужно идти по этому пути. В наше время полно всяких соблазнов, трудностей, неприятностей и желания подстраховок. Порой хочется спрятаться или найти путь получше, попроще, полегче. Святые показывают нам, что на самом деле не надо искать путь ко спасению, а надо идти тем путем, которым ведет нас Господь, как Он вел и их. Они достойно прошли этот путь до конца, полностью претерпели его, многие до мученической смерти. И теперь помогают и нам присоединиться к сонму святых, следуя пути, определенным Господом для каждого из нас. Возможно, кому-то из нас тоже придется пострадать за Христа и принять мученическую кончину, а кому-то сохранять верность, чистоту, преданность Господу в нашем непростом мире, хотя и это тоже почти мученичество. Весь мир прогнил и пронизан всякими богохульными соблазнами, и сохранить в нем чистоту тоже подвиг.

Вопрос телезрительницы Татьяны из Севастополя: «Если человек с Божией помощью пришел к покаянию и кается в грехах, которые совершил за всю свою жизнь, то он все равно должен каким-то образом их искупить? Как это происходит? До покаяния или после?»

– Не до и не после, а во время покаяния. Покаяние – не единоразовый акт, а усилия человека по изменению своей жизни в течение всего отведенного ему времени. Если он приносит истинное покаяние, то уже старается изо всех сил не делать того, в чем кается. А не делать трудно, потому что есть привычка к этому деланию, есть обстоятельства, понуждающие к этому деланию. И приходится преодолевать очень многие трудности. Но, преодолевая их, он и совершает это самое покаяние.

Искупление зависит от того, что Господь соблаговолит человеку дать. Бывает так, что тот преклоняет главу перед Ним со словами «Господи, прости», и Он отвечает: «Иди и впредь не греши». Так было с блудницей, взятой в прелюбодеянии. Она даже не просила прощения. Господь обращается к ней: «Где твои обличители?» Она отвечает: «Нет никого». Тогда Спаситель говорит: «И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Вот прощение.

А бывает так, что человеку предстоит понести в жизни некий крест как следствие своих предыдущих грехов. Зачем? Чтобы укрепиться в своем новом делании. Ведь ценно только то, что достигается трудом, потом и кровью, то, что выстрадано. А то, что легко дается, быстро теряется, не ценится.

Зачастую путь покаяния очень непростой, тернистый. Нужно нести этот крест добровольно, с терпением и благодарностью Богу за все, понимая, что так и должно быть. В мире нет ничего случайного, все в руках Божиих. Бог благ. Об этом мы знаем из Священного Писания. Все, что Господь делает, есть благо для нас. Когда Он возлагает некий крест на наши плечи, то это благо для нас идти под крестом. Он вразумителен. Он нас сдерживает и направляет. Замечательно, что Он есть, потому что без Него нас уносит не туда.

Мы видим, как это происходит с детьми. Они не несут собственного креста, за них его несут родители. Ребеночек набедокурил, а папа отвечает. Ребенок что-то сломал в школе, а папа платит. Ребенок попал в какую-то передрягу, папа его выручает. Но приходит время, когда человек начинает отвечать за все сам, и тогда Господь возлагает на его плечи тот крест, который должен стать спасительным. И он будет таковым только в том случае, если каждый будет нести его с благодарностью. Зачастую мы ропщем и не хотим его нести. Но если смиримся, перестанем роптать и жаловаться, то почувствуем, что этот крест для нас полезен. В псалме сказано: благо мне, яко смирил мя еси. Когда почувствуем, что Бог смиряет нас всякими житейскими обстоятельствами и что это есть благо, то нам станет легко. Ибо Господь сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко. Почему порой бывает нелегко нести это бремя? Потому, что мы не смиряемся, а хотим своего. Но Господь долготерпелив и не отступает от нас, а продолжает смирять.

Вопрос телезрителя Константина: «В Мамврийской дубраве Авраам видел Святую Троицу. Значит он видел Бога Отца? И как он видел Сына, если Сын еще не родился?»

– Пресвятая Троица явилась Аврааму в виде трех Ангелов. Он видел юношей вполне человеческого образа, но это были Ангелы. А Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор видели Бога Отца в виде облака, снизошедшего на них. Из облака был глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Господь сказал: Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца.

Филипп как-то говорит Ему: Господи, покажи нам Отца. Он отвечает: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Он даже был удивлен, ведь уже столько раз это говорил и являл. Не только Авраам, но и апостолы были свидетелями такого чуда.

Сын как Ипостась Пресвятой Троицы рождается изначально. Как бы до времен. Это тайна Пресвятой Троицы. Он воплотился, то есть принял на Себя человеческую плоть, родившись от Пресвятой Богородицы. Рождение во плоти Сына Божия имеет дату. Наше летоисчисление начинается от Рождества Христова. Но как Ипостась Пресвятой Троицы Бог Сын Безначален, как и Отец, как и Святой Дух. Рождение Сына от Отца – непостижимая тайна. Как это происходит и каким образом, мы постигнуть не можем, это Божие откровение, святые отцы донесли его до нас, а мы восприняли это как догмат Церкви.

Вопрос телезрительницы Светланы: «Как правильно просить Божией помощи во всем?»

– «Господь, Ты знаешь все, сделай так, как мне полезно и нужно и как Тебе угодно». Один Бог ведает, что действительно для человека в данный момент хорошо. То, что мы просим, зачастую может не соответствовать либо времени, либо нашему устроению души, поэтому лучше, чтобы Господь нас направил, ведь Он знает нас лучше, чем мы сами себя. Вот есть некоторое желание: купить загородный дом. «Господь, а нужно ли мне это? Угодно ли это Тебе? Полезно ли это для моей души или будет во вред? Ты один ведаешь». Нужно принимать то, что Господь подаст. То, что Богу угодно, со временем приходит в нашу жизнь, а лишнее отсекается. И слава Богу.

Если каждому дать возможность получить все, что он просит и хочет, то мы просто сами себя изничтожим. Наше «хочу» далеко не всегда благо для нас. Зачастую наоборот. Ребенок постоянно что-нибудь хочет. Но родители ему отказывают, и не потому, что его не любят, а потому, что полезно не будет. Так и Бог смотрит на нас как на детей. То, что мы себя считаем разумными, очень относительная вещь. Иногда смотришь на поступки и желания человека и сомневаешься, повзрослел ли он. Бог любит нас и очень разумно все устраивает в нашей жизни. Хорошо просить именно так: «Господи, сделай так, как Тебе угодно, а мне полезно».

Вопрос телезрителя: «Если Господь смиряет меня на жизненном пути, возлагает крест, а я снова и снова согрешаю теми же грехами, значит, когда я умру, буду мучиться вечно? Меня это так расстраивает...».

– Если человек кается, то Бог слышит его покаяние и помогает ему в этом. Если же он противится этому пути, возвращается своей волей к тому, что греховно, и опять погружает себя во грех, то опять страдает. В конце концов его жизнь закончится. В каком состоянии? Неизвестно. Дай Бог, чтобы это было состояние раскаяния и твердого намерения изменить свою жизнь.

Почему мы возвращаемся к привычному греху? Потому, что нет твердого намерения изменить что-то в жизни. Это трудно и сопряжено со многими сложностями. Например, когда женщина выходит замуж, то обычно берет фамилию мужа. Если девушка молодая, это легко дается. А некоторые женщины, вышедшие замуж в возрасте, фамилию не меняют. Потому что придется переделывать слишком много документов, и это ее как-то напрягает, это сложно. Это не только паспорт, а водительские права, регистрация в налоговой инспекции, масса всяких бумаг. И человек решает ничего не менять, оставить как есть, и супруги живут под старыми фамилиями. В жизни часто так бывает.

Первый псалом начинается словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Если человек увидел, что вокруг очень много нечестия и людей, погрязших в нем, то хорошо бы перестать с ними встречаться. Но ведь тогда вся жизнь перевернется. До этого вся его жизнь проходила в такой компании, и если прекратить с ними общение, то у него не будет друзей. От перемен возникает много сложностей в жизни. Где найти новых друзей? Кто теперь будет ему помогать? И многие решают ничего не менять. Друзья пьют, матерятся, всех ругают и осуждают, но я постараюсь не быть таким. Но как? В Писании сказано: с развращенным развратишься. Если будешь с ними много общаться, то они обязательно тебя заразят. Может, не за один день, не за два, но в итоге ты начнешь разговаривать на их языке, точно так же надсмехаться и осуждать других. Никуда от этого не денешься. Среди таких людей невозможно стать чистым и честным.

Поэтому нужно выйти из их среды. Господь говорит: выйдите из среды их и отделитесь. Для любого человека это трудно. Он говорит: «Я не готов. Я не могу». Люди нередко приходят в храм и говорят: «Батюшка, я на работе обманываю людей. Но это один из принципов нашей компании. Если не обманешь, что и не продашь ничего. Мне очень совестно, но по-другому никак нельзя. Так выстроена наша корпоративная работа. Что мне делать?» А уйти он не может: или предпенсионный возраст и уже никуда не устроиться, или кредит, или дочка больная, или мама старенькая. И человек говорит: «Я каюсь в этом, но буду продолжать работать и ничего с этим поделать не смогу».

У людей много всяких оправданий, объяснений. Как будет судить их Бог, я не знаю. Господь строг, Он говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

А если кто-то возлюбил грех, то какими будут его отношения с Богом? К счастью, Господь сокрыл от внешних людей эти отношения, чтобы мы не судили их и не строили прогнозы. Это дело Божие. Нам нужно за собой наблюдать. И если мы в своей жизни видим противоречия Священному Писанию, то надо исправляться, надо набираться мужества, терпимости, смелости и преодолевать в себе этот грех. Нам не заповедано преодолевать грех в другом человеке, но в себе. Я возвращаюсь к греху, каюсь в нем, но снова возвращаюсь. Что будет со мной, когда придет мой день? Никто из живущих на земле не знает ответа на этот вопрос. И ангелы не знают. Это знает только Господь Бог. И Он пытается помочь человеку, призвать его к той жизни, которая бы смогла продолжиться в вечности, и сделать его счастливым. Сказано: блаженны вы. Это цель Бога. Если я противлюсь Божию Промыслу, если все время ищу какой-то компромисс с Богом, то что-то в моей жизни будет, но не то, что я хочу. Тяжесть на душе свидетельствует о том, что душу не устраивает то, как мы живем. Значит, надо что-то менять в своей жизни.

Если окружение не соответствует Евангельскому образу жизни, то нужно его менять? На всех уровнях? Вы привели очень хороший пример с работой.

– Я знаю ситуации, когда человек говорил: «Батюшка, помолитесь, чтобы мне найти работу, я уволился». Спрашиваю, в чем причина. «Невыносимо, я больше не могу. Та среда, где мне приходится проводить большую часть дня, меня просто тяготит». Я говорю: «А есть у тебя какие-то возможности?» Он отвечает, что пока нет. А через неделю приходит, говорит: «Батюшка, представляете, все нашлось, устроилось, меня пригласили на работу. И вообще, я пришел благодарить Бога и Вас за молитвы».

Я знаю, что Бог устраивает все, но не знаю, как нам обойти слово Божие. Господь сказал, что ни одна черта, ни одна йота из закона не прейдет, пока все не исполнится. И если мы, думая о какой-то своей жизненной ситуации, читаем Священное Писание, то не надо считать: «У меня обстоятельства такие, что это не про меня». Да ничего подобного. Каждое слово в Евангелии про нас. И как решать ту или иную ситуацию – зависит только от нас.

Я не могу сказать другому: «Бросай работу или уходи из семьи, уезжай из этого города или переезжай в другое место, если тебя соседи уже совсем достали». Я не могу решить за человека технические проблемы, которые возникнут вследствие моего совета. «Муж пьет, ругается, матерится, меня обижает. Что мне делать? Но дети его любят, он к ним добр, у них хорошие отношения. А у меня с ним отношения не складываются, он меня унижает». И что я ей скажу? Гони его вон? А кто будет воспитывать детей и содержать их? Я, что ли? А я не могу взять на себя эту ответственность. «Не можешь терпеть – решай этот вопрос». Это ее задача.

Я могу привести какие-то примеры из жизни, может быть, это ее немножко укрепит в принятии своего решения. Если она говорит, что решила как-то поступить, я могу первоначальную помощь оказать, но разово, а не по всей жизни. Тем более не могу взять на себя воспитание ее детей. Поэтому любой совет всегда должен быть с продолжением. Советчик всегда должен нести ответственность за результат того, что он говорит.

Люди очень часто влегкую советуют: «да ты бросай его»; «все будет нормально, выходи за него замуж». Слушайте, он два раза отсидел, пьет, курит, не работает. «Да ладно, ничего страшного. Что тебе, старой девой оставаться?» А проблемы, которые возникнут в семье, ты, советчик, на себе понесешь? Нет, конечно. Потом все говорят: «Ну, сама виновата, не надо было за него замуж выходить». – «Вы же сами советовали». – «Но надо было думать самой».

Поэтому давайте будем принимать решения сами. Апостол Павел сказал: пусть каждый поступает по собственному рассуждению. Мы можем помочь человеку напоминанием: в Евангелии вот так написано, святые отцы так советуют, Господь так-то говорит, как бы вооружить человека, а уж принимать решения придется самому.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, в чем заключается поддержка человека в трудную минуту? И чем поддержка отличается от советов?»

– Смотря в чем ближний нуждается в трудную минуту. Он говорит: «У меня кончились деньги, а до зарплаты еще неделя». Я говорю: «Вот, возьми». Я его поддержу, чтобы ему еще неделю прожить. Это поддержка.

Бывает так, что человек чем-то сильно огорчен. И, просто беседуя с ним, можно потихонечку помочь ему вернуть равновесие души. Можно какой-то случай из жизни рассказать, ничего не советуя, как бы дать ему наде-жду. Очень часто люди из-за происходящего в ступор впадают от страха и пока еще не видят выхода из ситуации, хотя он есть. Можно потихонечку тогда к этому подвести. Лучше всего, если человек примет решение сам. Ему можно только помочь к решению прийти.

Талантливый педагог не тот, кто свое мнение навяжет ученикам, а тот, кто научит их взвешенно принимать решение. Он их знаниями обогатит, опираясь на которые они смогут решение принять, и научит их не бояться принимать решение. Очень часто люди идут к своим духовникам, исповедникам, потому что они просто боятся принять самое простое решение. «Батюшка, еду в командировку, благословите». – «А если не благословлю, что – пойдешь билет сейчас сдавать?»

Приходит беременная женщина: «Батюшка, пришло время родить, благословите». Я говорю: «А если не благословлю, так и будешь его носить?» – «Нет, конечно, все равно рожу». – «Я тебя благословляю на благодарность Богу, на терпение, потому что роды – это болезненный, трудный процесс, на принятие всех обстоятельств, которые могут возникнуть в результате родов. Не ропщи, не жалуйся, не осуждай врачей или медсестер. Не все они бывают добрыми, отзывчивыми, внимательными – не осуждай никого. Вот на это благословляю. И Бог будет с тобой».

Если не роптать и не осуждать в любой ситуации, то Бог будет с вами. А с Богом ничего не страшно. Потому что Господь в любую минуту подаст то, в чем мы будем нуждаться. Так что поддержать можно очень разными способами. Материально, когда просто берешь и даешь человеку столько средств, сколько ему понадобится в его деле. Или можно просто потратить на него целый день. Иногда ближний впадает в глубокое уныние. Но если целый день с ним провести, потихонечку его немного утешая, к вечеру он уже из этого состояния выкарабкается. Но надо пожертвовать целый день, а не один-два часа. Это будет ваша великая жертва.

Прошу у Вас краткого напутствия для телезрителей.

– Никогда не унывать, не поддаваться страху. Господь сказал: «Я с вами до скончания века». И даже если возникла некая жизненная ситуация, которая вам сейчас покажется неразрешимой, знайте, что с Богом она обязательно решится. Господь подаст вам и мудрость в принятии решения, и смелость, и все, в чем будете нуждаться. Потому что у Бога никакое слово не бывает незамеченным. Молитесь Богу, терпите и благодарите за все.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс