Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1164) → Игумен Иоанн (Рубин): От грешника до святого один шаг, и этот шаг – решимость к покаянию

Игумен Иоанн (Рубин): От грешника до святого один шаг, и этот шаг – решимость к покаянию

№27 (1164) / 11 июля ‘22

Беседы с батюшкой

Праздник Всех святых – день ангела каждого из нас. Святые – такие же люди, как и мы, но они сделали в своей жизни чуть больше, чем остальные. Каких-то святых мы прославили, каких-то нет, а, может быть, они есть и среди нас. Как человек становится святым? В чем его уникальность и особенность, ведь он так же грешен, но в чем-то угодил Богу? Как это происходит?

– Преподобный Серафим Саровский, великий святой нашей Церкви, отвечает на этот вопрос очень просто: от грешника до святого один шаг, и этот шаг – решимость к покаянию. В воскресенье читалось Евангелие, где Господь говорит: Кто любит отца или мать больше, нежели Меня, не достоин Меня. Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Апостол Петр спрашивает Спасителя: мы оставили все и пошли за Тобою; что же будет нам? Господь отвечает: В пакибытии… сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Вот критерий святости – решимость. Святитель Феофан Затворник говорил о покаянии, что оно может состоять в одном вздохе, «но этот вздох должен пройти Небеса». Опять же мы чувствуем эту решимость в том, что человек принимает твердое намерение изменить свою жизнь и своим абсолютным приоритетом признать жизнь в Духе и во Христе. В этом и состоит феномен святости.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Известно, что Бог наделяет ребенка бессмертной душой при рождении. Но бывают случаи, когда ребенок рождается мертвым или умирает при родах. Церковь его не принимает, потому что он некрещеный. Но в чем его вина? Какова участь такого ребенка и его души?»

– Есть много вопросов, на которые нельзя ответить однозначно. Судьбы Божии не вполне постижимы. Когда начинается жизнь человека? В какой момент мы можем сказать, что он начал свое существование? В утробе матери? Да, многие так говорят, поэтому православное сознание осуждает такой грех, как насильственное лишение жизни человеческого эмбриона, ведь это уже формирующийся человек.

В отношении того, какова его участь, мы не можем ограничивать Божие милосердие. Наглядный пример – матери, совершившие грех убийства своего чада во чреве. Они потом страдают, понимают, что кровь ребенка вопиет к Богу. И, конечно, эти младенцы могут быть названы мучениками. Также нужно разделять волеизъявление человека в том, принял он Крещение или нет. Почему по традиции мы крестим детей в несознательном возрасте? Мы хотим, чтобы дети участвовали в нашей духовной и церковной жизни. Бывает, что по какой-то причине родители не успели принести ребенка в храм и он не принял Крещение. Означает ли это, что он лишен благодати и милости Божией? Вовсе нет. Мы верим, что Бог – это любовь. Новый Завет открывает нам эту истину. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге. Именно с этих позиций нужно рассуждать. Мы смеем надеяться, что преждевременно скончавшиеся младенцы, не принявшие святое Крещение, – это ангельские души.

Вопрос телезрителя: «В какое время мы живем? Преподобный Паисий Святогорец на этот вопрос отвечал: как это вы не знаете, в какое время мы живем? ангел снял седьмую печать; упала с неба большая звезда именем Полынь – это Чернобыль, когда отравили все реки. Сейчас я задаю священникам этот вопрос, и никто не может ничего сказать».

– Очень хорошо, что вы рассуждаете о вечной перспективе нашего бытия. Ваш вопрос связан с перспективой вечной жизни, с переходом от временного бытия к нашему вечному предназначению. Отвечая словами апостола Павла, я бы сказал, что наше гражданство на Небесах. В синодальном переводе Послания к Филиппийцам слова: «наше жительство на Небесах», а в оригинале – «наше гражданство на Небесах». Нас всегда интересует наша духовная жизнь, вечная перспектива.

Книга Откровение Иоанна Богослова, пожалуй, единственная книга Нового Завета, которая прямо не используется в богослужении. Потому что у нас нет авторитетного ключа к ее истолкованию. Мы не можем сказать, свершилось это или нет. Да, Чернобыль очень похож на звезду Полынь. Вполне может быть, что события Чернобыльской трагедии как-то могут быть сопоставлены с тем, о чем пишет святой Иоанн Богослов. Но немногие святые отцы брались за толкование книги Откровение Иоанна Богослова. Есть много нравственных аспектов, послания к Семи Церквам или конец книги: «Се, стою у двери и стучу». Господь стучится в дверь нашего сердца. Мы должны воспринимать этот дух и настрой. Но толкование – дело очень сложное. Язык Апокалипсиса очень метафоричный. Например, там говорится о саранче, которая обладает латами и умеет жалить. Недавно слушал толкование одного священника, он говорит, что это военный боевой вертолет. Такое частное богословское мнение может быть принято, но в полной мере сказать, что это так, мы не можем. В этом особенность Откровения Иоанна Богослова.

Если вернуться к вопросу о том, в какое время мы живем, то я бы посоветовал почитать Второе послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. Во второй главе он рассуждает о временах и сроках. Он говорит так: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Далее второй этап, логическое завершение, когда приходит антихрист. Апостол Павел называет его человеком греха. А третий этап – это апокалиптическая битва, она описана и у Иоанна Богослова. Апостол Павел говорит, что Сын Человеческий, явившись, убьет человека греха духом уст Своих. Если сопоставлять эти времена, то мы живем в первый срок. Хотя здесь тоже сложно окончательно поставить точку, потому что язык апокалиптики – язык образов и метафор. Святые апостолы, имевшие откровение от Господа, просто не могли это передать словами, которые были бы более или менее сопоставимы с нашими человеческими понятиями.

Святые постоянно себя являют. Недавно в Екатеринбургской митрополии было прославление еще одного святого. И в Вашей жизни был важный эпизод прославления преподобного Пимена Угрешского (Мясникова). Как это происходит?

– Прославление преподобного Пимена произошло в 2000 году. Этому предшествовал процесс сбора информации, документов о почитании этого подвижника благочестия и о зафиксированных проявлениях святости. Один из критериев прославления того или иного угодника Божия в святых – его молитвенная помощь, какие-то события, которыми Бог являет его святость. Наместник монастыря архимандрит Вениамин (ныне митрополит Оренбургский и Саракташский) поручил мне участвовать в этом процессе, собирать информацию. На тот момент, в 1998 году, о нем был выпущен биографический труд его современника Дмитрия Благово, впоследствии Пимена (Благово), который так и назывался: «Архимандрит Пимен».

Но дело в том, что эта книга была написана языком беллетристики и мемуаров и, в общем-то, предлагала читателю образ человека благочестивого, воспринявшего духовную традицию, влиятельного. Но человека, а не святого. Это было не житие, а биографический труд. Мы знали, что есть намерение собрать документы о прославлении преподобного Пимена в лике святых, но я лично в этом сомневался. И Господь явил мне доказательство святости преподобного Пимена.

Было это следующим образом. В то время в Николо-Угрешском монастыре жили миряне, имевшие квартиры на его территории. Там проживала Ольга Ивановна Жукова. Ее незадолго до начала сбора информации о преподобном Пимене исповедовал духовник отец Варфоломей. И она рассказала, что, когда была маленькой девочкой, приходила в часовню на могиле преподобного Пимена и всегда слышала там пение. Часовня была закрыта, монастырь не действовал, монахов практически выселили. Но там был похоронен ее дедушка, и они с мамой приходили к этой часовне. Мама ничего не слышала, а девочка постоянно слышала ангельское пение.

Интересно, что в жизнеописании самого Пимена Угрешского есть такой сюжет: он приехал в Николо-Угрешский монастырь, подошел к закрытым дверям Успенской церкви и услышал пение, хотя там никого не было. Девочка много раз приходила и всегда слышала пение. Мы записали этот рассказ с ее слов, а потом приехали помощники отца Дамаскина (Орловского), знаменитого агиографа, который принимал участие в работе комиссии и сборе информации, и записали историю на микрофон. Женщина была очень немощной, она практически не вставала. Она говорила: «Моя смерть заблудилась». И прошло буквально несколько дней после того, как мы повторно записали этот рассказ, и она скончалась. Она несла эту информацию, чтобы ее передать, и, выполнив свою миссию, ушла в мир иной. Я ее отпевал. Удивительное чувство! Таким образом мне и братии Господь явил, что это Божий Промысл, чтобы Пимен был прославлен как святой. Сейчас в разных регионах есть храмы в честь Преподобного Пимена. В Оренбурге построен большой храм в его честь. Люди приезжают, поклоняются его мощам, пишут иконы. Удивительное дело. Владыка Вениамин был избран орудием Господа в деле прославления этого угодника Божия.

Отец Иоанн, Вы очень много трудитесь, изучая жизнь и подвиг святителя Николая Японского (Касаткина). В чем феномен его святости?

– Его феномен я бы связал с периодом, мы сейчас в него вступили, это пост святых апостолов. Николай Японский – равноапостольный святой. Редкий чин святости. Каких еще равноапостольных святых мы знаем? Князь Владимир, княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, Мария Магдалина, менее известный святой Косма Этолийский.

Еще Нина и Иннокентий (Вениаминов).

– Иннокентий святитель мог бы быть прославлен и как равноапостольный, потому что он был апостол Америки, Камчатки, Алеутских островов.

Равноапостольный Николай Японский – особенная личность. Часто говорят: «святитель Николай». Но я поправляю: «равноапостольный», чтобы подчеркнуть значение этого святого. Дело в том, что история миссии Русской Церкви в основном в пределах нашего Отечества, ведь оно настолько бескрайнее и с таким большим количеством иноверцев и инородцев...

До сих пор.

– Нам хватало усилий миссии, чтобы служить делу просвещения в пределах Отечества. Но почему японская миссия уникальна? Потому, что она была создана трудами равноапостольного Николая и его подвижников. Он создал национальную Православную Церковь в Японии. Я много читал о нем и неоднократно бывал в Японии. Полагаю, что его личность мне неким образом открылась. Это был необыкновенно цельный человек. Есть такое мнение биографов, исследователей его наследия, что равноапостольный Николай за свою жизнь сделал больше, чем это возможно для обычного человека. Он всецело был поглощен идеей служения.

Мы начали беседу со слов апостола Петра: мы оставили все и пошли за Тобою. Равноапостольный Николай был абсолютно такой. Человек очень одинокий, он отправился в эту далекую страну и, обо всем забыв, служил только японцам, которые часто казались неблагодарными и не воспринимающими в полной мере Евангельскую миссию. Ему потребовалась огромная сила. Есть такие строчки в песне военных лет: «и как бы трудно ни бывало, ты верен был своей мечте». Я эти слова отношу к жизни и трудам равноапостольного Николая. Он всегда был верен своей идее. О нем мы знаем немного больше, нежели о других святых, потому что сохранились его многочисленные дневники. Огромное сокровище! В рамках нашего издательского проекта мы переиздаем собрание его трудов. Сейчас переиздаем третий том, куда вошла эпистолярная и деловая переписка. А есть еще дневники, изданные в 2004 году издательством «Гиперион». Наше издание церковное, научное, снабжается большим подстрочным материалом, комментариями, словарями, картами, мы все это публикуем, чтобы упростить изучение его наследия.

Некоторые другие святые тоже вели дневники. Есть всем известный дневник святого праведного Иоанна Кронштадтского, но дневники немножко разные. Равноапостольный Николай вел преимущественно миссионерский дневник, где исключительно искренне все записывал. Он пишет: «Кому я могу доверить свои мысли, переживания, страдания? Только тебе, дневник». Читаешь и видишь, как человек всю жизнь страдал от одиночества, от каких-то идей, которые не могли осуществиться в полной мере. Хотя он верил в возможность их осуществления.

Это самая успешная иностранная миссия за всю историю Русской Церкви. Японская Церковь до сих пор существует. Она, конечно, меньше по количеству прихожан, чем была при его жизни, но она есть. Там свое духовенство, свой епископат. Это имеет огромное значение в нашей современной жизни.

Мы живем в очень непростое время: повсеместно сносят памятники воинам-освободителям – в Европе, на Украине. Мы видим кошмарные акты вандализма.

Что происходит в Японии? На воинское кладбище (несмотря на то, что Япония участвует в санкциях против России) пришли православные японцы почтить память погибших русских солдат и моряков, потому что эта память сохраняется в Православии, в Японии, в Церкви, сохраняется наследие равноапостольное. В Японии было 80 000 пленных в годы Русско-японской войны. Равноапостольный Николай не уехал из Японии в годы войны. Единственный русский, который остался в Японии, – равноапостольный Николай. Он отстранился от литургического служения, но компенсировал это тем, что организовал общество духовного утешения военнопленных. К ним приходили японские священники, обучались в семинарии русскому языку, совершали для пленных богослужения в лагерях (там было порядка десяти лагерей). Польза была в том, что они видели традиционное русское благочестие, которое японцы не могли больше нигде увидеть. Это была большая польза для тех, кто находился в Японии. Русские военнопленные видели, что в Японии тоже есть Православие. Это был дополнительный импульс к тому, чтобы культурные связи не разрывались (именно духовные культурные связи). В этом проявляет себя Промысл Божий – даже такие скорбные, тяжелые обстоятельства направляет к добрым последствиям.

По результатам служения в годы Русско-японской войны равноапостольный Николай был удостоен высокой награды и со стороны Императора Российского, и со стороны японского императора, потому что они оценили его вклад в дело созидания общей культуры, духовного достояния обеих стран. Поэтому в наше непростое время равноапостольный Николай является связующим звеном между Россией и Японией. В нашем проекте мы бы хотели поддержать эту связь. Я думаю, что уже есть определенный резонанс не только в России, где это издание становится известным, но и в Японии. Перед началом пандемии нам удалось провести презентацию наших трудов. И в Японии увидели, что эта деятельность очень востребована, она вызывает большой интерес среди японцев не только православных, но и тех, кто интересуется историей своей страны и хотел бы больше знать об этой культурной традиции.

Николай Японский был в глубоком тылу врага, люди проливали кровь друг друга, война была проиграна Россией, несмотря на героизм, например, того же Порт-Артура. Как можно перенести на современность тот урок Николая Японского?

– Равноапостольный Николай был большим патриотом Родины. В наши дни от духовенства тоже требуется патриотизм. Мне вспоминается один эпизод. В годы Русско-японской войны активизировался наш великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он известен концепцией абсолютного непротивления злу насилием, совершенно буквальным пониманием Нагорной проповеди, любви к врагам. Лев Николаевич Толстой написал брошюры, которые распространились среди воинов русской армии с призывом сложить оружие, не подчиняться приказам главнокомандующего и саботировать эту войну. Равноапостольный Николай с большим негодованием, находясь в Японии и благословляя японцев молиться о победе их войск в этой борьбе, с пониманием всей сложности ситуации, писал в Россию гневные письма: как возможно, когда Родина ведет борьбу, армия сражается, не поддержать наших солдат? Как возможно призывать к таким настроениям, в корне противоречащим идеям патриотизма?

Патриотизм – это понятие библейского происхождения. Апостол Павел говорит: от Господа нарицается всякое отечество на земле человеку. То есть Родина – это дар Божий. И как же мы не постоим за нашу Родину, наше воинство, государя, за тот подвиг, который несут наши братья на полях сражения? Нельзя сказать, что было катастрофическое поражение. Мы знаем слова Святого Императора Николая II, когда ему сказали о том, что Япония практически уже на коленях, но надо положить еще 150 000 русских жизней – и победа будет за нами, но Николай II сказал: «Пожалеем русскую кровь, она нам еще пригодится».

Можно по-разному отнестись к результатам Русско-японской войны. Она во многом трагична. Для нас она – пример героизма. Мы знаем многие подвиги на полях сражений, не только Порт-Артур и его оборону, но и гибель «Варяга», о котором сложена песня. И такое удивительное явление: военнопленные, оказавшись в японском плену, узнали о Православии в Японии, поддержали его со своей стороны. Японская Церковь вышла из этого испытания победоносно, потому что вначале хотели обвинить японцев в том, что они в Православной Церкви – шпионы России. А эти «шпионы» воевали в рядах японской армии, выражали свои патриотические чувства. Это было по достоинству оценено императорской властью Японии.

В современной истории Церкви есть ли святые японцы? Мученики?

– Если говорить о современниках святителя Николая, то он в своих отчетах в Синод (они у нас опубликованы в I и II томах), всегда обращал внимание на чудесные обстоятельства веры, подвига веры, потому что были локальные гонения на христиан в 70-е годы XIX века. Равноапостольный Николай пишет, что первое поколение христиан достойно выдержало испытания. В качестве примера он приводит одного из первых крещеных японцев – священника Иоанна Сакаи. Он был очень аскетичный человек, большой молитвенник, принес большую пользу Церкви. Также можно вспомнить других. Например, русский архимандрит Анатолий (Тихай). Румынская Церковь подготовила его жизнеописание, есть даже иконы с его изображением. Если говорить о современных проявлениях благочестия в Японии, то, безусловно, есть очень религиозные, истово верующие люди. Возможно, кто-то из них прославлен у Господа во святых, но канонизаций как таковых в Японской Церкви не было (своих святых). Я думаю, что это дело будущего.

Сейчас идет Апостольский пост, обратитесь к нашим телезрителям, пожалуйста.

– К сожалению, этот пост у нас недооценен. Я даже слышал такое мнение, не перебор ли это. Думаю, этот пост нужен, потому что пост – время подвига. И именно в период этого поста мы вспоминаем подвиг святых апостолов. Поэтому предложил бы смиренно и дерзновенно больше читать апостолов. Сейчас читается в Церкви послание апостола Павла к Римлянам – замечательный новозаветный текст, который мы мало знаем.

Время поста – время духовного подвига. Давайте попробуем, чтобы Апостольский пост у нас был связан больше, чем другие периоды года, с чтением этой замечательной части Нового Завета – Деяний апостольских, посланий апостола Павла, очень много содержащих пищи для нашей христианской души.

Хотелось бы завершить замечательными, вдохновляющими словами из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам: Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Мухлынина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс