Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1164) → Священник Алексий Дудин: Главные принципы христианской жизни

Священник Алексий Дудин: Главные принципы христианской жизни

№27 (1164) / 11 июля ‘22

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы настолько обширная, что невозможно обсудить каждый из главных принципов христианской жизни. Но, зная Вашу деятельность, служение, я понимаю, что Вы общаетесь с очень разными людьми. И с теми, кто находятся в страстях, и с теми, кто уже прошел какой-то этап. По Вашим представлениям, в чем заключаются главные принципы христианской жизни?

– Наверное, тема нашей передачи прежде всего подразумевает вопрос, а какая вообще главная заповедь, в чем заключается спасение для человека. Конечно, тут мы имеем для себя основанием Евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа, к которому в свое время обратился книжник и спросил: какая первая из всех заповедей? Мы прекрасно помним по Священному Писанию, что Господь ему ответил: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию (здесь имеется в виду крепость души) твоею. Вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. В реализации вот этих двух основополагающих заповедей и лежит вся христианская жизнь.

Если человек ходит в церковь, молится и общается с Господом, но при этом забывает, что мы должны выстроить христианское общение, и не заботится о своих ближних, то это нарушение одной из этих двух основополагающих заповедей. Если он общается только с людьми и им благотворит, помогает только ближним, но при этом забывает общаться с нашим Творцом, молиться Господу, Который дал нам все в этой жизни, все время печется о нас, дает и силы, и время, и жизнь, и здоровье, Господа не благодарит, то он тоже нарушает одну из этих двух основополагающих заповедей. А этот вопрос часто задают батюшкам: «Неужели, те хорошие люди, которые не ходят в церковь, но при этом делают столько добра, не спасутся?» Когда мы забываем про Бога, спасение невозможно, или оно уже получается однобокое.

Тут нужно исходить из этих двух великих постулатов – нашего отношения к Богу, включая все, что этого касается (хождение в церковь, посты, молитвы, правило, соблюдение соответствующих церковных праздников), и нашего отношения к ближнему, потому что без этого тоже нет для нас спасения. Господь говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Через ближнего лежит наше спасение. По сути дела, сейчас мы будем развивать нашу тему, но исходить она будет из этих двух великих постулатов.

Самая большая проблема возникает, когда мы разделяем нашу жизнь вне храма и жизнь в храме. Этот разрыв может пройти по семье. Мы любим повторять фразу, что по молитвам жены спасется муж или наоборот. Но здесь возникает такой интересный момент. Когда часть семьи верующая, часть – неверующая, и в семье есть дети, то дети находятся в очень тяжелом положении. Вы, наверное, тоже сталкивались с этой проблемой. Какой из христианских принципов здесь нарушен?

– В христианской семье эта проблема не имела бы места – есть церковные каноны. Раньше их соблюдали все: нельзя жене выходить за неверующего мужа или мужу брать себе неверующую жену. А сейчас человек сталкивается с разломом и разладом в своей семье, их зачастую бывает очень сложно преодолевать. Правда, если он это преодолевает, то очень сильно преуспевает в христианстве. Потому что тот, кто преодолевает сильное искушение, приобретает серьезный христианский опыт.

В современных семьях такая проблема случается, и добрые священники на своих приходах смотрят и задают необходимые вопросы. Если ко мне приходят и хотят потрудиться в сестричестве, я могу спросить: «А тебя муж отпустил? Он тебе разрешил?» Если муж противится этому, я говорю: «Иди, сначала договорись в своей семье, объясни, что тебе это дорого, тебе это нужно. Найдите компромисс». Ведь как бывает? Открывают Евангелие и выдергивают оттуда какую-нибудь фразу, например: И враги человеку – домашние его. Эти слова Господа Иисуса Христа относятся к мученическому подвигу. А человек их берет и пытается согласно этим словам выстраивать взаимоотношения в семье. Хотя это совершенно недопустимо, потому что там, где нет любви, нет согласия, там нет и Бога.

Вопрос от телезрителя из Гатчины: «Господь говорил о том, что прежде чем приступить к Чаше со Святыми Дарами, нужно оставить обиды, примириться хотя бы со своими родными, попросить прощения у родных, родителям простить детей, детям попросить прощения у родителей. Расскажите о примирении с родными как об основном принципе христианской жизни».

– Если примирение возможно, то нужно примириться. Тут очень важно понимать, что мы со своей стороны должны все сделать для того, чтобы примириться с нашими родными и близкими. С чего это начинается? Это должно начинаться с сердечного обращения к Богу: «Господи, помоги мне примириться с моими родными и близкими, помоги мне (как говорится в молитве оптинских старцев) прямо и разумно действовать с каждым моим ближним и сродником». Так помолившись, нужно приступить к нашему ближнему, посмотреть, в чем его нужда, в чем его чаяние, чего он ждет от нас. Может, достаточно сходить погулять со своими детьми, куда они хотели, или со своей супругой, либо, наоборот, для своего супруга приготовить вкусный обед, спросить, что он хочет, что ему нужно, что ему дорого.

Таким образом, нужно наладить элементарный семейный быт, найти мир, компромисс, найти внутрисемейное доброе общение и, исходя из него, договориться с человеком: «Давай вместе сходим в церковь или вместе с детьми, а потом сходим в какое-то интересное место, либо ты меня отпусти одного. Потому что я делаю все, что нужно и дорого для тебя. Пожалуйста, сделай и мне доброе дело, снисхождение и отпусти меня, дай мне возможность помолиться, пообщаться с Господом». Тут очень важно, чтобы жены или мужья ни в коем случае не навязывали свое благочестие насильно. А то бывает так, что муж не хочет поститься, а у жены в борще мяса не найдешь, либо наоборот. Поэтому все, что можно сделать, нужно в этом отношении сделать.

Правда, тут нужно учитывать еще один фактор. Тот, кто знает, как христианин должен готовиться к Причастию, что он должен со всеми примириться, может попробовать этим манипулировать. Я с таким тоже встречался. Бывает, человек говорит: «Если ты у меня прощение не получишь, то я тебя в церковь не пущу». Если вы увидите такую хитрую манипуляцию, надо отойти и сказать: «Знаешь, я тебя очень люблю и уважаю, но все-таки давай будем делать так, чтобы в нашей семье все интересы соблюдались, и каждый имел право на свое личное общение с Богом».

Нет ничего более индивидуального, более личного и сакрального для человека, чем его общение с Господом. Понятно, мы приходим в церковь, мы молимся все вместе и с семьей, общей молитвой, но отношения с Богом, даже у самых близких людей, у мужа и жены, все равно остаются с такой изюминкой индивидуальности личного богообщения. И это правильно.

Тут возникает еще один вопрос. В храме бывает так, что дети, особенно маленькие, бегают, кричат и часто мешают молитве, и при этом все время звучит фраза: «Ну как же, это же дети! Христос говорит, чтобы к Нему приводили детей». Замечательно, что в храм приводят детей, но разрешите мне этот вопрос. Потому что я иногда думаю, что хочется, чтобы детей приводили только к началу молитвы «Отче наш». Я ошибаюсь?

– Да нет! Во многих храмах отводят специальное место для детей, детская комната, где они могут побыть с воспитателем или с волонтером, который берет на себя труд побыть с этими детьми, объяснить им, например, про какие-то особенности сегодняшнего праздника, подготовить их, сказать, что скоро будут петь «Отче наш», и что они все пойдут и будут причащаться. Такое послушание в нашей большой церковной семье должно быть.

Если в малой семье, как, например, в моей, всегда есть ответственный в данный момент за работу с младшим личным составом, то тем более в большой церковной семье батюшка всегда может найти такого человека и попросить его посидеть с детьми. Как правило, люди откликаются и часто это делают доброхотно. Понятно, тот, кто сидит с детьми, тоже должен иметь возможность бывать на богослужении. Такие люди, если это происходит по воскресным дням, или меняются, или приходят в другой день, чтобы поучаствовать в полноте богослужения.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Вы сказали, что все зиждется на двух заповедях: любви к Богу и любви к ближнему. Мне интересно, как это сочетается с заповедями блаженств. Например: блаженны алчущие и жаждущие правды. Или: блаженны изгнанные за правду. Как эти заповеди сочетаются с любовью к ближнему?»

– Замечательный вопрос. Заповеди блаженств, по сути, зиждутся на отношении к Богу и отношении к ближнему. Алчущие Царствия Божия – это те, кто ищет богообщения. Блаженны миротворцы: имеется в виду, что блаженны те люди, которые умеют прежде всего в своей семье, среди своих ближних хранить мир, любовь, согласие. Их служение ближнему приносит благой, добрый плод любви. Миротворить среди людей – великое дело. И так можно разобрать любую заповедь блаженств. Думаю, с таким подходом каждый сможет прочитать все заповеди блаженств и определить, какая из них относится к Господу, а какая говорит о любви к ближнему.

Даже если мы берем заповедь о прославлении тех, кого будут поносить и гнать и всячески неправедно злословить за Христа, которая относится уже к мученическому служению, то здесь может быть служение и Богу, и ближнему. Мы претерпеваем скорби потому, что служим Господу, но этот мученический пример спасает и жизни наших ближних. И мы знаем, сколько душ было спасено чрез мученический подвиг. Так что заповеди блаженств действительно проистекают из двух главных заповедей – любви к Богу и любви к ближнему.

Знание заповедей отличается от исполнения их. Мы думаем, что эти заповеди существуют как некий постулат, который не обязательно соблюдать в своей жизни. Нам кажется, что только святые могут все это исполнить. Христос мог исполнить. А мы – бедные, несчастные, немощные...

– Это многогранный и серьезный вопрос. Люди иногда говорят, что если бы Господь не дал заповедей, то все мы были бы невиновными. Потому что нет заповеди – нет нарушения, а значит, нет и греха. Мол, зачем Бог вообще давал заповеди?

Во-первых, любое исполнение заповедей – это морально-нравственный, духовный рост человека. Во-вторых, даже если заповеди не исполняются, но признаются обществом, они все равно имеют ценность, потому что это общепринятая духовно-нравственная система координат, которая позволяет ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Пока общество эти заповеди принимает и понимает, что есть грех, а что есть добродетель, это общество будет стоять довольно устойчиво.

У человека, принимающего заповеди как должное, все равно будет возможность исправить свой грех, если по немощи своей он нарушит ту или иную заповедь. Заповедь дает возможность увидеть свой грех. Слава Богу, что Господь милостив. Он говорит: милости хочу, а не жертвы. Кающийся Богу приятен и Богом принимается. Жизненный урок, когда мы пали, покаялись и встали, дает самое главное христианское основание духовной жизни – смирение и осознание собственной немощи, без чего дальнейший духовный рост в принципе невозможен.

Заповеди в любом случае полезны, даже если мы их просто знаем, но не исполняем. Если мы их принимаем как благо для себя, они уже ограничивают нас от зла и показывают, где зло, а где добро. Заповеди дают нам возможность работать над собой, покаяться, стяжать смирение. Через это мы идем к Богу. Поэтому заповеди – безусловное благо.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «У меня вопрос по поводу слов: нет ни эллина, ни иудея… но все и во всем Христос. Когда священник совершает таинство Крещения, говорится о том же. Сейчас эти слова очень актуальны, потому что мы делим людей на национальности: хохлы, москали... На самом деле глупо так делить людей. В Евангелии же не говорится ни о языках, ни о наречиях, ни о национальностях...».

– Действительно, как сказано апостолом, во Христе Иисусе нет ни эллина, ни иудея. Но всякий духовно живущий христианской жизнью становится близок другому человеку, вне зависимости от его культурных, национальных и других признаков. Христос – единственная общечеловеческая ценность. Мы сейчас живем в таком мире, когда воспеваются общечеловеческие ценности, например, жизнь. Но жизнь сама по себе не является абсолютной ценностью. Можно привести в пример мучеников или героев Великой Отечественной войны, жертвовавших своей жизнью ради Отечества и своих ближних.

Самая главная ценность человека – Бог. Если он это принимает и этим живет, то становится близок, как я уже сказал, любому другому человеку, вне зависимости от национальности и каких-то культурных особенностей того. Во Христе Иисусе мы все можем соединяться.

Но если духовного единства во Христе нет, то один человек может категорически не понимать другого. Потому что мы и говорим на разных языках, и у нас разные культурные образы, и одно и то же слово в разных народах может пониматься совершено по-разному. Надо просто учитывать, что такая немощь существует. Единство возможно только во Христе.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я к вере пришла уже в пожилом возрасте. Мне 65 лет. Когда я к детям обратилась с этим вопросом, пытаясь что-то донести, их позиция была такая: оставь нас в покое. Я понимаю, что моя любовь к ним может проявиться в том, что мне их надо оставить в покое. За много лет я почти смирилась с этим, но меня смущает, что я живу как будто сама для себя: хожу в храм, молюсь. Общение с детьми и внуками очень и очень поверхностное. Получается, что живу для себя. Как утешиться?»

– Вопрос очень важный. Я рад тому, что вы поняли, что в такой момент нужно отойти в сторону и не пытаться насильно привить своим уже взрослым детям благочестие. Потому что, как правило, на это бывает только одна реакция – отторжение.

Если вы действительно молитесь за них и за себя, уверяю, вы делаете немало. Молитва матери, если она искренняя, серьезная, до Небес доходит. Как священник я понимаю, насколько это тяжелый труд – молиться. Молитва – бесконечно драгоценная вещь, которая за Богом никогда не пропадет. Если вы как мать всем сердцем, всей душой просите за своих родных, близких, детей и внуков, то это очень серьезное, тяжелое дело, требующее много времени, внимания, душевных сил, тепла. Человек, сильно молящийся, вырабатывает очень много, потому что молитвенный труд тяжел.

Во-вторых, если Господь вам такой труд дает (надеюсь, вы просите Его, чтобы Он дал настоящую искреннюю материнскую молитву), то эта молитва – великий вклад в духовную жизнь и в дело спасения ваших родных и близких.

Даже Всемогущий Господь при всей Его бесконечной любви к нам, грешным, не может заставить нас исправить свою жизнь. Услышьте: Всемогущий Бог, у Которого есть вся мудрость и вся сила, не может заставить человека спастись. Хотя Он хочет, чтобы все мы спаслись.

Дар материнской молитвы сокровищем ложится в духовное наследие ваших детей и внуков. Поэтому не отчаивайтесь, трудитесь. Можете совершать дела милосердия для спасения своей души и своих детей. В этом вполне себя можно реализовать. Если это занятие глубокое, искреннее, человеку не может быть скучно, и невозможно достичь в этом отношении предела. Это бесконечный кладезь!

Мы говорим о главных принципах христианской жизни. Мне кажется, важно разделить жизнь и быт и озвучить вопрос так: главные принципы христианского быта. Каким образом эти принципы применять в быту, в нашей каждодневной и, может быть, совсем даже неправедной жизни?

– Попробуем разобраться в этом вопросе. Если слово «быт» для нас имеет отрицательную коннотацию, если для вас это то, что отводит вас от духовной жизни, то, наверное, нужно понимать, что любое наше физическое действие, которое кажется нам суетным, всегда может быть приправлено краткой молитвой и обращением к Богу. Что бы ты ни делал, чем бы ни занимался в быту, всегда можно сказать: «Господи, благослови! Господи, помоги!» А в конце сказать: «Слава Тебе, Господи!» Тогда, несмотря на отрицательное свойство быта вгонять человека в суету, можно оставаться в духовном состоянии богообщения.

Если мы под христианским бытом понимаем совокупность обычаев (например, красить яйца, освящать куличи, ходить за крещенской водой), тогда быт может иметь как положительную, так и отрицательную сторону. Если мы с благоговением относимся к тому, что делаем, то обычное суетное действие может обращать нас к Богу. Например, чтобы освятить куличи, яйца, мы же идем в храм, молимся. То есть быт или настраивает человека на духовный лад, или от духовного лада может отвести.

Занимаясь в быту какими-то священными вещами, прикасаясь к святыням или исполняя те или иные обычаи, очень важно не терять главной духовной составляющей. Это, наверное, так же, как нарушение заповеди не произносить имени Божия всуе: если мы просто так поминаем имя Господне, то грешим. Если мы просто так используем какие-то священные предметы, которые есть в нашем быту, не вникая в их суть, мы тоже нарушаем эту заповедь. То есть мы прикасаемся к добрым христианским символам, но при этом не наполняем их христианским духом.

Все, что происходит в сердце человека, или наполняет духовной солью и делает святым даже обычный непримечательный быт, или, наоборот, может разрушить совершенно добрые христианские обычаи и традиции, если относиться к этому небрежительно.

Записали:
Нина Кирсанова
и Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс