Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1164) → Иеромонах Никандр (Пилишин): Все нужно переживать со Христом

Иеромонах Никандр (Пилишин): Все нужно переживать со Христом

№27 (1164) / 11 июля ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Никандр, начнем с обсуждения Евангельского чтения. Христос посылает апостолов на проповедь и говорит им, чтобы они возвещали, что приблизилось Царство Небесное. Сложно сказать, что Царство Небесное наступило, мы этого пока не видим. Видим голод, болезни, войны. Приблизилось ли Царство Небесное, или еще приближается, или наступило, или прошло, а мы не заметили?

– Господь и не говорит о том, что оно должно наступить на земле. Ошибка, когда люди пытаются здесь построить Царство Небесное. И даже святые отцы о чем пишут? О том, что человек, пытающийся построить на земле Царство Небесное и забывающий, что есть смерть, переход из жизни земной в вечную, уже начинает отвергать Бога. Потому что Бог всячески начинает напоминать нам о том, что земная жизнь – это лишь предуготовление, и, живя здесь, мы должны обязательно постараться рассмотреть, почувствовать, увидеть Царство Небесное внутри нашего сердца. Вот это Царство Небесное должно приблизиться в жизни каждого.

Можно ли в итоге человеческими силами построить Царство Божие на земле?

– В рамках своей жизни можно попытаться воплотить заповеди, которые Господь оставил нам ради того, чтобы наша жизнь была неким отголоском, отражением Царства Божия. В полной же мере это невозможно. Царство Божие возможно лишь только там, где есть Господь, где есть прямое и непосредственное общение с Ним, то, чего мы чаем после смерти. Мы же прекрасно знаем мнение Церкви относительно Царства Божия: оно начинает зарождаться, когда мы живем здесь. И, взирая на свою жизнь, мы можем понять, что у нас сейчас внутри, на что похожа наша жизнь. Похожа ли она на жизнь по заповедям и Царство Божие либо похожа на постоянное противление, борьбу с Господом, и это больше напоминает ад, нежели рай.

Вопрос телезрителя: «Ангел-хранитель дается человеку во время Крещения, как я понимаю. А кто хранит человека до Крещения? Ведь все крестятся в разном возрасте».

– У нас нет догматического учения об ангелах. Если мы откроем учебник по догматическому богословию, раздел, изучающий ангелов, то сможем получить только отрывочные сведения, которые по крупицам собираем из Священного Писания или трудов святых отцов.

Да, принято считать, что во время Крещения человеку приставляется ангел, а кто хранит до Крещения? Так спрашивает наша телезрительница. Конечно же, Господь. Господь хранит всех нас и до Крещения, и после Крещения, а ангел-хранитель дается как тот, кто помогает нам встать на путь христианской жизни и достигнуть финала этого пути.

Что такое Крещение? Когда человек вступает на путь христианской жизни, ему открываются церковные таинства. Чтобы пройти этот путь, ему дается проводник, ангел-хранитель, который ему что-то подсказывает. Это совершенно не значит, что люди некрещеные не нужны Богу, или неинтересны Ему, или Господь их не хранит.

Нет, Господь хранит всех, и мы это знаем из Евангелия. Буквально две недели назад в воскресный день читалось, что Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Воззрите на небо. Солнце светит и дождь идет для праведных и неправедных». Нет абсолютно никакого различия, Господь хранит каждого, поскольку Он – Творец всех людей. А ангел-хранитель – проводник в нашей христианской жизни как раз для того, чтобы мы смогли достичь Царствия Божия, почувствовать его.

Вопрос в Telegram: «Как научиться все свои проблемы возлагать на Господа, то есть полностью уповать на Его Промысл?»

– Довольно распространенный вопрос из серии: «Как научиться молиться?», «Как научиться поститься?»

Они не зря распространенные.

– Да, потому что с этими вопросами сталкиваются все начинающие свою жизнь в Церкви. Как есть распространенный вопрос, так же есть распространенный ответ. Например, молитва дается молящемуся. Если хочешь научиться молиться, нужно просто начать это делать. Если хочешь научиться поститься, нужно просто начать это делать. Из обычной жизни мы можем привести пример: если хочешь стать спортсменом, ты должен начать заниматься спортом.

Так же и здесь. Если хочешь вполне иметь навык упования на Бога, нужно просто соединить в единое целое свое сердце, разум, душу и потихонечку, рассуждая о событиях, происходящих с тобой в жизни, всякий раз помнить о том, что все волосы на голове человека сочтены. Неужели Господь может говорить эти слова просто так, понапрасну? Конечно же, нет. И обо всем, что происходит с нами, Господь знает.

Наше упование... Что мы хотим от этого? Мы желаем, чтобы Господь сделал нашу жизнь безболезненной, беспроблемной? Тогда это ошибка. Это невозможно. А если мы хотим, чтобы в нашем сердце жило упование, которое дает нам безопасность и изгоняет страх при переживании тяжелых случаев или при столкновении с каким-то неизвестным событием нашей жизни, то тогда это возможно.

Чтобы была уверенность в том, что все будет хорошо?

– Что такое «все будет хорошо»? Буквально вчера мы читали Евангелие о том, что Господь призывает Своих первых учеников. И ученики, слыша призыв Господа, оставляют все, что у них есть в жизни, и следуют за Ним. Они не знали, куда они идут, и, безусловно, ожидание того, что все будет хорошо, превратилось в то, что практически все ученики закончили свою жизнь мученически.

Если посмотреть с точки зрения обычного обывателя, то мученическая кончина, распятие на кресте – это явно нехорошо. Но тогда мы сразу вспоминаем о перспективе вечной жизни. Не важно, как мы переживаем свою жизнь (считаем, что мы несправедливо обижены или в нашей жизни все тяжело и плохо), мы должны помнить, что это все временно, поскольку настоящая, подлинная жизнь, как и настоящее утешение, будет с нами после смерти в Царстве Небесном.

Но все-таки как пережить эту жизнь, сталкиваясь с ежедневными проблемами?

– У нас нет выбора. Конечно, некоторые обрывают свою жизнь, сталкиваясь с большим количеством проблем, которые не могут пережить.

А если мы говорим о штатной ситуации, у нас нет выбора, мы обречены на то, что будем каждый день сталкиваться с разными сложностями, разными переживаниями, и должны научиться переносить их по-христиански. С пониманием того, что это неизбежность и следствие греховной, страстной природы человека. Удалить это из нашей жизни просто невозможно. Чем быстрее мы примем ситуацию, тем скорее научимся внутренне уповать на Бога.

Вопрос телезрителя: «Мне в голову часто приходит такая мысль: не умер ли я духовно? Я духовно мертв или жив, как Вы думаете?»

– Судя по тому, что вы говорите, вы живой человек. Пока человек жив, может думать, дышать и проявлять себя как живой – он способен, даже если чувствовал начаток духовной смерти, всегда обратиться от этого. Если у вас вдруг возникает такой вопрос, вы можете обратиться к своему ближнему и спросить, что он видит перед собой: духовного мертвеца или духовно живого человека. Если вы задаетесь этим вопросом, наверняка внутри вас теплится духовная жизнь, вы понимаете, что говорите. Я нисколько не сомневаюсь, что вы духовно живой человек – духовного мертвеца такие вопросы совершенно не интересуют.

Вопрос телезрителя: «Как научиться прощать? Что делать, если приходится быть рядом с человеком, вызывающим злобу и раздражение?»

– Зависит от того, кто он. Если это твой родственник, с которым ты должен жить, – мы возвращаемся к правам и обязанностям взрослого человека. Когда человек становится взрослым, у него меньше прав и возможностей поступить как ребенок – уйти от сложной ситуации. Ситуации мы должны принимать, решать и справляться со сложностями. Как научиться прощать? Это вопрос из серии: «Как научиться молиться?» Нужно просто начать прощать. Потихоньку, с маленьких поступков, с рассуждением. Сделаю оговорку: чужую беду руками разведу. Сидя в уютном кресле, я могу дать миллион советов, как научиться прощать, но в каждой конкретной ситуации мы должны понять, что с этим человеком: какие у него силы, ситуация, какой опыт. Есть много факторов, определяющих эту ситуацию.

Если мы вдруг чувствуем, что внутри нет сил, чтобы простить, мы должны вспомнить Евангелие, где Господь говорит: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; и научитеся от Мене. Если мы не умеем молиться, прощать, уповать, значит, мы идем к Богу, источнику прощения, упования, и в молитве, общении с Богом просим: «Господи, я не умею прощать, пожалуйста, научи меня этому». Конечно, за этим может последовать целая череда жизненных событий, когда Господь будет учить прощать.

Как поддержать себя в момент кризиса?

– По-разному можно, кому что помогает. Существует универсальное правило: когда у тебя есть сложность, ты должен этой сложностью с кем-то поделиться. Я убежден, что практически у всех есть друзья, родственники, или психологи, или священники, те, к кому можно прийти и поделиться своей ситуацией. Как только ты рассказал другому о своей сложности, становится легче. Если ты искренне хочешь найти выход из ситуации, обязательно его найдешь в том, кто будет для тебя ближним. Это однозначно срабатывает.

Иногда бывает очень сложно, и помогает время. Ты пытаешься изменить ситуацию – она не меняется, время прошло – полегче стало. Если мы не совсем способны понять, что это от Бога и мы можем это перенести, время нам в помощь.

Вопрос: «Почему крестят маленьких детей, если они не могут дать перед Богом слово или клятву? По Библии, Крещение принимается в осознанном возрасте».

– Мы крестим маленьких детей по вере их родителей и восприемников. Вопрос из той же серии: зачем маленьких детей отдают в школу, в первый класс? Если спросить у ребятишек, сходивших в первый класс школы один или два дня, хотят ли они ходить в школу, вряд ли найдется много ребят, которые с большой радостью захотят идти туда снова. Но это не останавливает нас в том, чтобы мы давали образование своим детям, потому что мы понимаем, что без образования в нашей земной жизни очень сложно.

Если родители христиане и не представляют жизни без Христа, безусловно, они хотят, чтобы их чадо сразу же, с рождения было освящено тесным общением с Богом при принятии Тела и Крови Христа. Лишать этого младенца потому, что он не может сделать осознанный выбор, не совсем разумно. Если ребенок не может сделать выбор, это не значит, что взрослые, обладающие разумом и опытом, должны лишать его благодати общения с Богом. Я считаю так.

Вопрос телезрителя: «Какую молитву лучше читать о здравии человека и сколько раз в день нужно ее читать?»

– Самая лучшая молитва – искренняя, исходящая из сердца, из души. Я часто предлагаю молиться своими словами, но люди не могут этого делать. Они говорят: «Батюшка, мне не хватает душевных сил. Я становлюсь перед иконой и пытаюсь помолиться своими словами, но меня хватает только на пятнадцать слов, на полторы минуты, и молитва заканчивается».

Я считаю, так происходит потому, что у людей нет опыта живого богообщения. Если вдруг не хватает внутренних сил, чтобы обратиться к Богу своими словами, наверняка у каждого есть молитвослов, где можно найти слова молитвы, которые отзовутся в нас в конкретной ситуации. Поэтому молиться можно любой молитвой, главное – вкладывать в нее то, что ты хочешь вложить, о чем хочешь сообщить Богу.

А сколько раз молиться? Ровно столько, сколько потребно твоей душе. Нет никаких магических правил – совершить молитву семь или сорок раз и обойти семь храмов. Вот сколько раз тебе нужно пообщаться с Богом, ровно столько и молись.

У нас еще есть вопрос о молитве: «Какая молитва больше всего помогает в учебе?»

– Мне не хотелось бы никого обидеть, но почему-то молитвы и жизнь Церкви все время воспринимаются как жизнь Гарри Поттера. На мой взгляд, христианскому сознанию совершенно чуждо представление о том, что можно открыть книгу, найти молитву от зубной боли – и зубная боль тут же пройдет. Но, наверное, если кто-то искренне в это верит, а Господь, видя искреннюю веру, дает просимое, я вполне могу допустить, что такое возможно.

А какая молитва нужна для успешной учебы? Еще раз хочу сказать, что нужна молитва искренняя, исходящая из души, когда мы просим Бога дать успех в учебе нам или нашим чадам. Если вдруг чувствуем, что у нас нет такой возможности, мы изыскиваем молитвы в молитвослове.

Известно, что подобная проблема была у преподобного Сергия Радонежского, и мы говорим: «Преподобный отче Сергие, ты сам знаешь, что такое не иметь успеха в обучении, как тяжело это переносить, поэтому я прошу, чтобы ты стал ходатаем перед Богом о моей просьбе, чтобы я (или мое чадо, или мой ближний) научился учиться». Можно молиться такими словами.

Если так не получается, есть формализованные молитвы преподобному Сергию, и мы открываем их и читаем. Может быть, кому-то это будет ближе. А вообще, все очень индивидуально. Но со временем все же нужно переходить от формальной молитвы к молитве неформальной. Мы должны учиться этому.

К сожалению, в наше время мы все реже и реже видим, что в церкви говорят человеку об этом, потому что прихожан очень много, а священников мало. Чтобы научить кого-то молиться, нужно взять его за руку и передать какой-то свой опыт. Поэтому всех наших телезрителей я призываю к тому, чтобы мы потихонечку начинали делать маленькие шажки к тому, чтобы не бояться перейти от молитвы Макария Великого, которую мы постоянно читаем, к молитве, например, Елены Скворцовой.

Человек должен встать вечером на молитву и сказать: «Господи, я благодарю Тебя за сегодняшний день и за все, что в нем было. Благодарю Тебя за то, что, столкнувшись сегодня на лестничной площадке с соседкой, у меня хватило сил проявить смирение». Или, наоборот, можно сказать: «Я сегодня встретила тетю Соню, и у меня не хватило сил проявить свое смирение». Вот об этом нужно искренне говорить с Богом.

Но мы боимся так говорить, потому что нас приучили к формальной молитве. Человек приходит в церковь, и что легче всего для него сделать? Дать ему молитвослов. И вот берет он молитвы – утренние, вечерние, молитвы перед Причастием, три канона, молитвы для успешной учебы, молитвы от головной боли, от слепоты, и все. Но неужели Бог именно такими видит Своих учеников? Я думаю, что нет.

Может быть, после таких формальных молитв имеет смысл хотя бы понемножку, несколько слов начинать говорить неформально?

– Конечно. Есть удивительная книга – «Откровенные рассказы странника», где описывается, как научиться молиться. Самое универсальное, что можно вынести из этой книги, это слова: «Молитва дается молящемуся».

Если ты хочешь научиться бегать, ты должен понемногу бегать каждый день, и со временем приобретешь опыт. Так и здесь. Ты должен не бояться говорить каждый вечер хотя бы по два слова своими словами. Вот прочитал правило, формальную часть выполнил и скажи буквально два слова: «Господи, спасибо Тебе». И со временем этот опыт перерастет в большой и полезный.

Вопрос телезрителя: «Ежедневно читаю Псалтирь и считаю, что молюсь. Но не все псалмы мне нравятся. Можно ли читать только то, что нравится?»

– Можно, конечно. Чтобы нравились все псалмы, нужно войти в состояние, в котором находились авторы этих псалмов, для того чтобы понять, о чем идет речь. К состоянию такого подвижничества можно перейти, когда молишься и понимаешь, что все произносимые тобой псалмы отзываются в тебе примерно одинаково.

Самое главное, что нужно от нас Богу, – наше искреннее сердце. Вспомните известную фразу: Сын мой! отдай сердце твое Мне. Могу сказать, что Богу очень важно наше сердце, важно, какое оно. Вот сегодня, в понедельник вечером, что в сердце человека? Если сердце требует и утешается чтением 112-го псалма, слава Богу! Почитайте 112-й псалом, успокойте свое сердце, свою душу и поблагодарите Бога. Если вы не можете читать 46-й псалом, не читайте.

То есть здесь не должно быть внутреннего угрызения, что ты такой несовершенный, потому что этот псалом нравится, а этот не нравится. Да, на сегодня ты такой, и слава Богу, и хорошо, что ты такой. Факт принятия себя помогает трезво, спокойно и размеренно идти дальше – в Царство Небесное.

Дальше телезритель пишет: «Считаю, что молюсь, когда читаю Псалтирь». Чтение Псалтири – это молитва?

– Безусловно. Вообще, что такое молитва? Молитва – это общение с Богом. Формы общения с Богом бывают разные – молитва своими словами, формализованная молитва, молитва через Псалтирь, через чтение Священного Писания. Нашим телезрителям я советую читать письма Оптинских старцев – преподобных Амвросия, Антония, Моисея. В письмах они общаются со своими духовными чадами. Еще очень полезная книжка – «Письма валаамского старца» схиигумена Иоанна (Алексеева), в которой есть его переписка с духовной дочерью.

Мы часто видим, что люди, читая творения святых отцов, испытывают такое же состояние, какое они переживают после молитвы. Когда ты во внимательном состоянии и с миром в душе прочитаешь творения святых отцов, ты вполне можешь испытать такое же состояние умиротворения и успокоения души, которое испытываешь после молитвы. И не нужно бояться того, что сегодня ты вместо вечернего правила потратил какое-то время, например, на чтение «Добротолюбия». Это прекрасно! Почитал «Добротолюбие», и слава Богу.

Молитва направлена на то, чтобы отвлечь наш взор от мира и мирских забот к вечному – к Богу, к Царству Небесному, к участи человека после смерти. И если молитва помогает – здорово, если помогают святые отцы – замечательно. Святитель Феофан Затворник пишет: «Будь внимателен, ищи то, что тебе наиболее полезно». Если тебе полезно чтение – прекрасно. Если полезны добрые дела – очень хорошо. То есть для каждого человека полезно свое. Поэтому ищите удобные для себя формы богообщения и молитвы и находите в этом свое утешение.

Благодарю Вас за беседу. В заключение программы прошу кратко подвести ее итог и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Дорогие наши телезрители, братья и сестры! Я очень рад, что сегодня большинство вопросов было посвящено молитве, ведь молитва – это самый верный путь и верный ключ к Царству Божию. Сегодняшний выпуск мы начали с вопроса, приблизилось ли Царство Божие. Конечно же, оно приблизилось, и оно находится в сердце каждого из нас. И чтобы найти вход в это Царство Божие, необходима молитва – искренняя, настоящая молитва, исходящая из сердца, чего я искренне всем нам желаю.

Записали:
Софья Горбачева
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс