Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, мы всегда говорим, что стараемся не избегать острых тем, но, на мой взгляд, есть и не очень острые темы, обсудить которые весьма полезно, как, например, сегодняшняя. Многие наши телезрители, и я в том числе, задаются вопросом, как правильно понимать слова Христа: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться. Мы же не можем совсем абстрагироваться от реалий нашей жизни и не думать о работе, о том, как прокормить семью, как прожить месяц до следующей зарплаты. Как же правильно понимать эти слова из Евангелия?
– Человеку свойственно впадать в крайности. И в Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос одергивал ветхозаветных фарисеев и книжников, которые, взявшись исполнять ветхозаветные предписания закона Моисеева, доводили их до такой крайности, что выхолащивался весь смысл заповедей.
Например, заповедь о субботнем покое была дана не для того, чтобы в один из дней недели предаваться праздности и бездельничанью. Она была дана для того, чтобы в этот день человек был свободен от земных житейских забот и попечений, предавался размышлениям о духовной жизни, о своей душе и больше времени уделял своему духовно-нравственному состоянию.
Но когда книжники воспринимали предписания как нечто формальное, запрещающее любую деятельность (даже когда кто-то нуждался в помощи, они ему отказывали), это уже было не соблюдением заповедей Божиих, а их извращением. Мы помним, как внешние блюстители закона Моисеева обличали Иисуса Христа в том, что Он исцелил больного в субботу и помог нуждающемуся.
И мы можем уклоняться либо в одну, либо в другую крайность, исполняя, например, заповедь о нестяжании: можем полностью посвятить нашу жизнь накопительству, стяжанию, направив всю энергию души на созидание исключительно земных благ, либо можем предаться полной беспечности, живя в праздности и тунеядстве. И одно, и другое – грех. Здесь, как, наверное, и во всем нужны умеренность и трезвенность. Трезвенный подход всегда был свойственен православной аскетике, православному духовному образу жизни.
Приведу такой пример. Я встречал людей, имевших такой огромный гардероб, что какую-то вещь они в своей жизни надевали всего лишь один или два раза, так как считали, что выйти в свет в одном и том же костюме второй раз не могут. И приобретали все новые и новые костюмы. Иногда у таких людей бывает настолько большой гардероб, что целые комнаты отведены для хранения одежду, которую они, наверное, никогда больше не наденут.
Конечно же, это можно назвать не просто крайностью, а греховной привязанностью к вещам. У некоторых можно было видеть десятки, если не сотни пар обуви, им явно не нужных. И здесь страшно не огромное количество одежды или обуви, а то, что человек становится рабом, пленником желания приобретать все новые и новые вещи и занимается стяжательством. Он скорбит, печалится, впадает в уныние, начинает роптать, если не удается приобрести новую супермодную модель обуви.
Как-то в нашей передаче мы приводили пример, в свое время меня просто поразивший. Молодая девушка ссорилась со своими родителями из-за того, что те не покупали ей достаточного количества обуви, и в то время как у ее подружек было по десять пар туфелек, у нее их было всего лишь три. Но однажды она с мамой вышла из подъезда и увидела, как мимо них провезли девушку на инвалидной коляске, ее сверстницу, у которой были ампутированы обе ноги, и обувь ей совсем была не нужна. И тогда эта девушка поняла, что здоровье – куда больший дар от Бога, чем какая-то одежда или обувь.
И поэтому, когда Господь велит нам не заботиться о земном – что нам есть, что пить, во что одеваться, ведь Отец наш Небесный питает нас и заботится о нас, Он прежде всего пытается избавить нас от крайности, для обозначения которой в светском лексиконе появилось новое слово – «вещизм». То есть это некая порабощенность земной стихией – вещами, предметами. От этого и хочет избавить нас Господь.
С другой стороны, конечно же, нам даны руки, даны какие-то таланты. А после того как первый человек согрешил и был изгнан из рая, Господь дал ему повеление возделывать землю, на которой живет. И хотя эта земля уже и не столь плодородная, он получил заповедь в поте лица своего добывать себе хлеб. И поэтому созидание необходимых благ, без которых невозможно прожить, не только не греховное дело, но, наоборот, дело доброе.
И совсем другое, когда это выходит за какие-то рамки и границы и становится само- целью. Помните, в Евангелии есть притча Иисуса Христа об одном богаче, у которого в плодородный год случился огромный урожай, так что и собирать его уже было некуда. Казалось бы, если у тебя есть запасы, и запасы достаточные и на долгое время, излишки можно обратить на пользу тем, кто испытывает в этом недостаток, кто голодает, кто одинок или инвалид и не может сам себя обеспечить.
Казалось бы, святое дело – оказать благотворительную помощь от излишков. Но как рассуждал этот богач? Он думал: «Этот год урожайный, но, возможно, будет еще и неурожайный год, и, хоть у меня запасено зерна надолго, я сломаю свою житницу, построю еще большую и набью ее зерном, чтобы оно там лежало».
Если перейти от Евангельской притчи к нашим дням, должен сказать, что я видел многих, кто в той или иной ситуации бежал в магазин и скупал там мешками гречку, рис, другие крупы. Когда же к ним возвращалась трезвость мышления, здравомыслие, они начинали понимать, что столько съесть невозможно, и эти крупы лежали у них и год, и два, и пять лет. Потом там заводились какие-то насекомые, истекал срок годности, и в лучшем случае крупы становились пищей для птичек, а в худшем – их просто выбрасывали. И, конечно же, и от этого предостерегает нас Господь, так как во всем должны быть умеренность и здравомыслие.
Владыка, я думаю, нашим телезрителям будет понятнее, если мы объясним на конкретном примере. Недавно Вы привели пример из своей жизни, а я позволю себе привести свой пример. Мои бабушка с дедушкой, они уже, к сожалению, отошли в мир иной, были детьми войны. В принципе, они всегда жили скромно, но не голодали, и у них была такая особенность – в их ларях всегда было припасено по мешочку разных круп и сахара, и эти запасы они регулярно пополняли. Конечно, у них не было каких-то житниц или чего-то подобного, но такой стратегический запас был всегда. Как сейчас нужно к этому относиться – как к многостяжательству или как к умеренной хозяйственности?
– Опять же, следует руководствоваться теми принципами, что я озвучил ранее. Если это сверх необходимого, и если все это может прийти в негодность, если это излишки, которые явно никогда не пригодятся, то, конечно же, это недопустимо. Наверное, здесь не столько стяжательство, сколько другой грех. Этот грех преподобный авва Дорофей называл грехом против вещи, когда мы что-то приобретаем и доводим до полной негодности, не использовав эту вещь по ее предназначению. Какой-то запас должен быть в каждом хозяйстве, но мы должны понимать, что на всю жизнь всего не запасти. Если вдруг произойдет какой-то катаклизм, лишний килограмм или два килограмма крупы погоды не сделают.
Если же кто-то делает слишком большие запасы, здесь просматривается другой грех – недоверие Богу. Это не значит, что человек должен пребывать в праздности, считая, что Господь все ему пошлет. Нужно трудиться, и Господь дал ему на это силы. Но если он лодырь, бездельник, тунеядец, то Господь ничего ему не пошлет за такое его греховное устроение. Когда же наступают критические моменты, Господь нас никогда не оставляет.
Господь в Евангелии приводит, казалось бы, парадоксальные примеры, например, предлагает человеку посмотреть на красивые лилии полевые, которые Отец Небесный одевает такой красотой, какую, пожалуй, ни один современный дизайнер не может воссоздать, чтобы сделать настолько же красивым самого человека. Или Господь говорит о птицах Небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы свои, но Отец Небесный питает их.
Если полагаться исключительно на себя, на какие-то свои запасы, можно потерпеть фиаско. В Ветхом Завете есть такие слова: что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного в день бедствия. А здесь можно сказать – что надломленная трость или сломанный зуб, то надежда на какие-то припасы в день бедствия. И поэтому в первую очередь мы должны возлагать упование на Господа и помнить, что Он всегда протянет руку помощи и поддержит человека в какой-то исключительной ситуации.
Не раз и не два я убеждался в этом в своей жизни. В этом убеждают нас примеры и из церковной истории, и вообще из жизни. Вспомним историю, связанную с пророком Илией. Пророк Илия, один из самых известных и почитаемых дохристианских ветхозаветных святых, жил в непростую эпоху богоотступничества. Господь послал тогда на землю сильную засуху, и в течение трех с половиной лет был неурожай, так что и пророк Илия голодал.
Как-то он пришел в город, называемый Сарепта Сидонская. В этом городе жила вдовица, у которой осталась лишь горсть муки и на дне сосуда немного масла. Илия сказал ей: «Испеки лепешку и дай мне поесть». Вдовица ответила: «У меня только горсть муки и совсем немного масла, но я испеку из этого лепешку, и мы съедим ее – я, мой сын и ты, и больше ничего не останется».
Она не пожалела последнего для пророка Илии, хотя можно было поступить совсем по-другому – растянуть эту муку на какое-то время, может быть, еще на день или на два. И Господь за любовь этой вдовицы к страннику – Илии пророку, благословил вдовицу, и мука в ее житнице не оскудевала, и не оскудевал сосуд маслом.
Подобные примеры случаются и в нашей жизни. Я неоднократно бывал на Святой горе Афон и во многих монастырях видел вещественные памятники событиям, подобным происшедшему с пророком Илией в Сарепте Сидонской. К примеру, в монастыре Ватопед как-то закончилось масло, взять его было неоткуда, и насельники монастыря стали молиться Господу и Пресвятой Богородице. И вот совершенно пустой сосуд сам собой наполнился маслом, и его было столько, что оно переливалось через края. До сих пор в монастыре показывают этот сосуд как знак милости Божией.
Подобное бывало и в других монастырях. Например, в монастыре Пантократор есть икона Пресвятой Богородицы, ее называют «Старица», по-гречески – «Геронтисса». На этой иконе у ног Божией Матери изображен преизливающийся сосуд. Поэтому, если мы будем возлагать упование не только на свои силы, но и на Бога, Господь благословит наши труды и даже скромные запасы обратит нам на пользу.
Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 5 июля томичи будут отмечать день памяти святого праведного старца Феодора Томского. Я думаю, что большинство томичей прекрасно осведомлены об этом святом, но многие из тех, кто смотрит нас далеко за пределами России, возможно, не совсем знакомы с этим праведником. Расскажите о нем, пожалуйста.
– Опыт моего общения с людьми подсказывает, что старца Феодора Кузьмича знают далеко за пределами Томска и даже России. Более того, многие выделяют город Томск из других сибирских городов не только из-за большого количества университетов в городе, но и благодаря святому старцу Феодору Томскому. Когда я общался с людьми, и они узнавали, что я из Томска, многие спрашивали меня: «У вас подвизался праведник Феодор Кузьмич. А кем он был до того, как прославился подвигом старчества и молитвы?»
Здесь, в Сибири, существует версия, что это был государь-император Александр I. Есть версии, согласно которым он был какой-то другой высокопоставленной особой той эпохи. Но, оставив эту дискуссию ученой аудитории, хотелось бы сказать, что старец Феодор здесь, в Сибири, прославился именно как великий подвижник и молитвенник. Еще при жизни он стяжал обильные благодатные дары от Господа – дар исцеления больных, дар духовного совета.
И хотя этого праздника нет в церковном календаре (это местный, томский праздник), 5 июля мы отмечаем день обретения его святых мощей. Именно в этот день мощи старца Феодора, некогда захороненные на кладбище Богородице-Алексеевского мужского монастыря города Томска, были обретены и открыто положены в монастырском храме, где покоятся до настоящего времени. В монастыре у мощей есть довольно толстая книга, куда братия записывает чудесные случаи благодатной помощи старца Феодора нашим современникам. Иногда это поистине удивительные, невероятные случаи неожиданной помощи старца Феодора.
Владыка, один из тех, чьи записи есть в той книге, сейчас перед Вами. Моего сына зовут Федор. Мы не знали, как назвать своего ребенка, но, когда у жены по всем медицинским признакам возникла опасность потерять ребенка, я взмолился, что, если ребенок родится, мы назовем его Федором. А случилось это как раз накануне празднования дня памяти старца Феодора. В этом году мой сын сдавал ОГЭ.
– Еще одно интересное мое наблюдение. Когда я совершаю службу в Богородице-Алексеевском монастыре в день памяти святого старца Феодора Томского, к Чаше для Причастия подходит много мальчишек с именем Федор. Я стал интересоваться, почему родители называют сыновей именем старца Феодора. Оказывается, не только потому, что этот святой очень почитаем у нас в Томске. Большинство этих мальчишек родились у родителей, которые уже отчаялись когда-либо стать отцом и матерью, то есть многим из них медицина поставила неутешительный диагноз – бездетность. И когда они стали молиться старцу Феодору, по его молитвам они обрели великую радость отцовства и материнства.
День памяти старца Феодора мы празднуем дважды в году – день его кончины 2 февраля и день обретения его мощей 5 июля. На месте, где почивают его святые мощи, проходят торжественные службы, на них прибывает множество паломников, и не только из сибирских регионов, но и из Центральной России, а раньше приезжали паломники и из-за рубежа. Сейчас логистика несколько нарушена, может быть, паломников из-за рубежа будет немного, но почитание святого старца Феодора с каждым годом становится все большим и большим.
У нас еще есть вопросы телезрителей.
«Митрополит Тихон на встрече с семинаристами Саратовской епархии однажды рассказывал, что он советовал студентам Сретенской семинарии подчеркивать или даже выписывать из Евангелия прямую речь Спасителя и затем это перечитать. По его словам, от этого восприятие Евангелия приобретает новые оттенки. Не хотели бы и Вы предложить вашим студентам поступать так же?»
– Я думаю, что человек получает большую пользу от чтения Евангелия вообще. Я никогда не выделяю из Евангелия прямую речь Спасителя, апостолов или кого-то еще. Может быть, в этом и есть некий смысл, и поэтому я не противник такой практики. Но я знаю, что каждая буква Священного Писания преисполнена действием Божественной благодати, так что чтение Слова Божия – для нас большое приобретение, ведь оно не только назидает наш ум и снабжает определенной информацией, но и питает нашу душу, оживотворяет, укрепляет, одухотворяет ее.
«Владыка, присоединение крымских приходов к Русской Православной Церкви – уже решенный вопрос?»
– Никакие приходы ни к чему не присоединялись и ни от чего не отсоединялись. Украинская Православная Церковь и Русская Православная Церковь – это единая Церковь. Все мы принадлежим к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Епархии, которые находятся в Крыму, относились к Киевской митрополии и за богослужением возносили молитвы за Святейшего Патриарха, за Предстоятеля Украинской Православной Церкви и за своего епископа.
Но мы знаем, что сейчас ситуация на Украине непростая – нарушены связи между областями на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР и подконтрольных Киеву. Общения между ними практически нет, и поэтому епархии Украинской Православной Церкви на территории Крыма утратили какие-либо связи с Киевом.
Недавно в Киеве состоялся Собор, где принято решение о том, что в это непростое время такие епархии могут самостоятельно решать, какой вариант управления или самоуправления им избрать. И поэтому архиереи, возглавляющие епархии в Крыму, посоветовавшись со своим народом, решили в связи с невозможностью сообщения с Киевом обратиться к Святейшему Патриарху, чтобы Святейший принял эти епархии под свое непосредственное окормление.
Я считаю, что в данной ситуации это вполне разумное решение, позволяющее правильно выстраивать взаимодействие этих епархий с центром не через Киев, потому что сейчас это почти невозможно, а напрямую. Но это никак не нарушает единство нашей Церкви. Церковь как была, так и будет единой, несмотря на то, что политическая ситуация может меняться.
Можно провести аналогию со временем Великой Отечественной войны. Тогда некоторые территории были оккупированы фашистами, а какие-то были освобождены Красной армией. Кто-то имел связь с Москвой, а кто-то был лишен такой возможности, на время был дистанцирован от Москвы, ведь поддерживать связь с Москвой на оккупированных территориях было небезопасно для жизни людей. Но со временем жизнь все расставила по своим местам. Я надеюсь, что, когда эта напряженная ситуация уйдет в прошлое, церковная жизнь во всех ее проявлениях войдет в нормальное русло.
Владыка, мне кажется, Ваше разъяснение очень важно. Благодарю Вас за ответы на вопросы и вообще за очень содержательную беседу.
– Спасибо и вам, Виталий, за наше общение. А нашим дорогим, уважаемым телезрителям я желаю милости Божией и благословения. Да хранит нас всех Господь!
Записала:
Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем Евангельском чтении содержатся такие слова: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Если вдуматься в эту фразу – не автоматически воспринять, а попытаться самому себе растолковать, что она означает, – сразу возникает очень много вопросов. Не судите? Но ведь институция суда присутствует в роде человеческом с самого начала существования человеческой цивилизации! Суд – это непременное условие восстановления справедливости в отношениях между людьми; ради этого суд и был учрежден еще на заре, как я уже сказал, человеческой истории. Почему же Евангелие предупреждает нас о том, чтобы мы не смели судить других? Более того, говорит еще и о наказании: если судите другого, то и сами будете судимы, и не только на Страшном Суде, но и в каких-то иных жизненных обстоятельствах. Почему так? Да потому, что суд, который мы с вами нередко творим над ближним и который в обиходе называется осуждением, меньше всего связан с поиском справедливости. Иногда так бывает, но чаще всего это поиск той справедливости, которая кажется справедливостью нам самим. Мы сами на этом суде определяем, что хорошо, а что плохо; мы не ссылаемся ни на Божественный Закон, ни на законы государства, а просто говорим «он мерзавец», и все тут, вот наш суд и свершился, а если так, то не буду иметь с этим человеком никакого дела.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.