Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1163) → Священник Александр Карачёв: На первом месте должно быть не собственное «я», а Господь

Священник Александр Карачёв: На первом месте должно быть не собственное «я», а Господь

№26 (1163) / 4 июля ‘22

Беседы с батюшкой

С 20 июня начинается прием документов от абитуриентов для поступления в Екатеринбургскую духовную семинарию. Хочу посвятить нашу передачу вопросам поступления в семинарию, а также обучения там, в частности, на заочном отделении бакалавриата. Кто обычно поступает на заочное отделение семинарии? Для какой категории абитуриентов преду-смотрено заочное обучение?

– Можно выделить две категории лиц. В первую категорию входят священнослужители, принявшие священный сан, но не успевшие получить духовное образование. Вторая категория – те, кто собираются принять священный сан, люди, состоящие в браке или монашествующие (послушники) в обителях. То есть это те, кто не могут отлучиться с места своего жительства и церковного послушания, но желают стать священнослужителями. Как правило, на бакалавриат на очное отделение поступают лица до 35 лет, на заочное отделение – лица в возрасте до 50 лет (возрастной ценз расширяется).

На что абитуриенту нужно обратить особое внимание при сборе документов для поступления в семинарию?

– Вся информация выложена на сайте нашей семинарии, там перечислены все документы, необходимые при поступлении в духовную семинарию. Хотелось бы обратить внимание, что тем, кто хочет поступать на заочное обучение, требуется благословение Правящего архиерея, благословение духовника в форме характеристики, рекомендации, ходатайства. Если лицо состоит в браке, требуется свидетельство о браке и свидетельство о Венчании. Для лиц в священном сане требуется указ о хиротонии и назначении на тот или иной приход. Вот основные документы.

Часто задают вопрос, как составить рекомендацию. Есть советы на этот счет?

– Она составляется в произвольной форме. Это, можно сказать, автобиография абитуриента. В роли духовника в данном случае выступает священник, он рекомендует человека, которого хорошо знает, постоянно видит на богослужении. Как правило, тот, кому дается рекомендация, уже является церковнослужителем, то есть исполняет пономарское послушание или послушание чтеца в храме, регулярно участвует в церковных таинствах, подготовился соответствующим образом для поступления в духовную семинарию.

Знаю, что существуют определенные препятствия для поступления в семинарию. Можете о них рассказать подробнее? С чем они связаны?

– Действительно, таковые препятствия есть, и они связаны с возможностью рукоположения студента в будущем. Так как к священнику предъявляются особые требования, нравственные критерии, прописанные в нормах, канонах Церкви, церковное право определяет три категории препятствий.

Духовные препятствия касаются нравственных (моральных) ценностей человека. Если человек живет в смертных грехах (допустим, в блуде) или совершал страшные грехи (например, убийство) и имеет судимость, то он не может быть священнослужителем.

Есть препятствия физического характера, когда человек имеет какие-то изъяны, болезни. Конечно, здоровых людей сейчас вряд ли найдешь, каждый чем-то болеет, но имеются в виду болезни, которые будут затруднять служение. Например, если человек – инвалид, не имеющий руки или ноги, он не сможет совершать богослужение, но не потому, что плохой или недостойный, а потому, что этот изъян не позволит полноценно совершать богослужение. Или, допустим, слепой. Также к физическим препятствиям относится психическое расстройство.

И третья категория – препятствия социального характера. Человек не может состоять во втором браке, он должен быть в первом браке, и это должен быть венчанный брак. Человек должен иметь хорошую репутацию в приходе, в среде общественности, должен заниматься какой-то деятельностью, работать по профессии, которая тоже соответствует морально-нравственным ценностям. Неподобающая работа служит препятствием, и человек не может стать впоследствии священнослужителем.

Вы в своем ответе сделали, как мне кажется, важный акцент, сказав о том, что студент должен в будущем стать священнослужителем. Это главное. Когда студент поступает в духовную семинарию, он должен для себя определить, что будет священнослужителем.

– Он должен еще до поступления в семинарию определиться, понять, что желает стать священнослужителем и сделает для этого все возможное. Чтобы потом, во время учебы в семинарии, не было метаний: раздумал, расхотел. Только одно может стать препятствием: если впоследствии возникнут какие-то болезни, которые не позволят служить. Но в целом он должен выбор сделать заранее.

Вы отметили, что вся информация опубликована на сайте. Тем не менее задам распространенный вопрос: как готовиться к вступительным испытаниям?

– В первую очередь хочется рекомендовать абитуриентам – начните с молитвы. Часто студенты торопятся, начинают что-то читать. Надо помолиться о том, чтобы поступить в духовную семинарию. Понятно, что прежде надо взять благословение на это, хорошо бы с батюшкой вместе помолиться. Если есть на то воля Божия, абитуриент покажет хороший результат и поступит.

Далее рекомендую обратиться к сайту и посмотреть, какие вступительные испытания ожидают абитуриентов. В первую очередь это вступительное испытание профильной направленности, куда входит комплексный экзамен. Здесь нужны знания по истории Ветхого Завета и истории Нового Завета. Могу порекомендовать литературу – «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. По этой книге учатся в воскресных школах, она рекомендована для семейного чтения. На комплексном экзамене будут спрашивать основные события, связанные с Ветхим Заветом, с личностями того времени. Что касается Нового Завета, нужно знать основные события, связанные с жизнью Спасителя, уметь рассказать и объяснить притчи, например.

Также в комплексный экзамен входят основы православного вероучения, то есть необходимо знание Символа веры. Абитуриент должен не только рассказать его наизусть, но и объяснить, как его понимает. Помимо этого студент будет опрошен на выявление знаний об основах православного богослужения, богослужебного устава. Здесь абитуриент должен показать знание церковных праздников (прежде всего двунадесятых, их даты), церковных постов, кругов богослужений (суточный, седмичный, годичный), церковной иерархии, богослужебных книг. То есть все те знания, которые касаются церковного богослужения: что такое богослужение, место и время его совершения, кто его совершает, какая церковная утварь и какие богослужебные книги используются для совершения богослужения. Все это входит в комплексный экзамен.

Следующее вступительное испытание – собеседование. Собеседование обязательно проходит с ректором, духовником семинарии, на предмет духовной жизни абитуриента и его подготовленности для дальнейшего обучения. На собеседовании абитуриент показывает знание молитв. Молитвы предлагаются из утреннего и вечернего правила, нужно их прочитать и объяснить. Помимо знания молитв абитуриенту нужно показать практические способности в чтении на церковнославянском языке (как правило, это чтение Псалтири, желательно, чтобы у абитуриента была практика чтения кафизм именно в храме) и церковном пении (исполнение песнопения, которое обычно исполняется за богослужением, это тропарь, кондак, величание).

Помимо вышеперечисленных вступительных испытаний абитуриент сдает экзамены по истории и русскому языку. Что касается истории, то должно быть знание истории России с древнейших времен до современного времени. Это и эпоха монголо-татарского нашествия, и эпоха Ивана Грозного, и эпоха Петра Великого, и советский период. И так далее. То есть основные события и даты абитуриент должен знать.

По русскому языку пишется сочинение. Замечу для тех, кто собирается поступать на очное отделение (это, как правило, абитуриенты, только окончившие школу): результаты ЕГЭ подходят для поступления в семинарию.

А для абитуриентов заочного отделения результаты ЕГЭ тоже подходят?

– В основной своей массе абитуриенты заочного отделения – люди уже взрослые, чаще всего получившие светское высшее образование. То есть они давно окончили школу.

Как происходит процесс обучения на бакалавриате? Сколько сессий в учебном году? Сколько они длятся? И как в целом осуществляется учебный процесс?

– В течение учебного года проходят две сессии – осенняя и весенняя. Каждая сессия длится в течение недели, включает в себя установочные лекции и экзамены. Если нужны какие-то дополнительные знания, то студент обучается самостоятельно. То есть две сессии включают в себя весь процесс обучения в течение года.

Студентам заранее отправляют задания?

– Да, даются контрольные работы, которые они должны выполнить, и еще какие-то особые задания.

Как осуществляется учебный процесс? Знаю, что в последнее время все происходит дистанционно.

– С началом пандемии мы начали обучать в дистанционном формате, через Zoom. Сессии проходили тоже дистанционно: преподаватели читали установочные лекции, студенты могли задать вопросы преподавателям. И потом сдавались экзамены тоже через Zoom. Сейчас мы надеемся уже отойти от этой практики (слава Богу, пандемия отступает) и вернуться к традиционному формату обучения. Обычно сессии мы проводим в паломническом центре при мужском монастыре во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Там проходят установочные лекции, там же студенты живут и сдают экзамены.

Насколько я знаю, существует еще система дистанционного обучения на портале Учебного комитета Русской Православной Церкви. Что это такое и как работает?

– Возможность обучаться по системе дистанционного обучения дается для всех семинарий в качестве вспомогательного элемента. Помимо установленных сессий и экзаменов студенты между сессиями готовятся именно благодаря этой системе. На портале есть готовые лекции, наглядные материалы. Также студенты имеют возможность напрямую общаться с педагогом по конкретному курсу. Они получают задания, контрольные работы либо тесты (есть разные формы), и все это осуществляется с помощью дистанционного обучения благодаря той платформе, которую предоставил Учебный комитет. Но это не заменяет основные сессии, только дополняет их. И это очень помогает. Когда студент является священнослужителем, он занят своей работой, семьей, ему очень тяжело организовать свое учебное время. Для этого требуется системный подход. В этом плане системная подготовка в виде дистанционного обучения благоприятно влияет на обучение и помогает.

Получается, что это обязательное требование для каждого студента?

– Конечно, это обязательное требование и является допуском к экзаменам.

Мы также знаем, что в итоге бакалавр должен защитить выпускную квалификационную работу. Как правильно подготовиться к этому, как ее написать? Обычно студент немного ленивый и под конец учебы вдруг начинает резко все писать. Как бы Вы посоветовали правильно выстроить свое время, чтобы успеть написать качественную выпускную работу?

– Для этого у нас уже немало сделано. К примеру, сейчас введены курсовые работы. Курсовая работа как бы подводит итог учебного года, исследовательской деятельности студента. Подразумевается, что курсовая впоследствии станет выпускной квалификационной работой. Соответственно, если студент пишет ее с первого курса, то к последнему курсу он имеет уже достаточно хорошую выпускную квалификационную работу. Если, он ее не начинает вовремя писать, то возникают большие трудности. Но сейчас при переходе с одного курса на другой обязательно написание курсовой работы. То есть такая воспитательно-дисциплинарная мера нужна для того, чтобы помочь студенту в дальнейшем не переживать сильно по этому поводу.

Конечно, надо начинать с первого курса, с определения темы работы. Либо воспользоваться темой, которую предлагают наши педагоги по тем или иным предметам, либо выбрать какую-то свою тему и определиться, на какой кафедре писать работу. Все зависит от темы. У нас три кафедры: богословия и библеистики, церковно-практических дисциплин и церковной истории и филологии. Соответственно, выбирается тема и определяется кафедра, научный руководитель.

Следующим шагом для студента будет встреча с научным руководителем и утверждение им темы работы. После этого тема утверждается кафедрой, и затем студент пишет работу вместе с научным руководителем. То есть научный руководитель проверяет работу на разных этапах. Допустим, работа состоит из двух-трех глав, он проверяет каждую главу поэтапно, что-то подсказывает, но начинается все со сбора материала. Сначала собирается материал для того, чтобы понять, насколько эта тема актуальна, соответствует ли современному запросу, есть ли научная новизна и так далее.

Также хотел бы посоветовать тем, кто уже учится и собирается писать такую работу: на нашем сайте есть замечательный раздел «Все для курсовых и дипломных работ», там есть руководство (и краткое, и более полное), оно поможет студенту организовать свою научно-исследовательскую работу.

Мы сегодня не раз говорили про вопросы воспитания, которые реализуются в семинарии. Поэтому хотелось бы задать такой вопрос: какие главные акценты ставит семинария в процессе воспитания студентов?

– Есть цель – подготовить пастырскую личность. Понятно, что для этого в первую очередь даются знания, охватывающие разные сферы духовной жизни. У нас есть главный предмет – пастырское богословие, которое знакомит будущего священнослужителя с жизненными вызовами и испытаниями, с которыми он столкнется.

Я бы расставил акценты, ориентируясь на состав человека. Человек состоит из духа, души и тела. Воспитание духа происходит с помощью молитвы, поэтому именно ей уделяется большая часть времени в жизни студента. Нужно не только дать ему сумму знаний по богословию, истории, философии, другим гуманитарным наукам. День начинается с молитвы. Утренняя молитва, вечерняя, достаточно частые богослужения. При семинарии богослужения совершаются ежедневно (не только в субботу вечером, в воскресенье утром и в двунадесятые праздники). На очном отделении студент имеет возможность присутствовать и на вечерней службе, и на утренней (Божественная литургия).

То есть происходит воспитание в молитве. Ведь будущий пастырь – прежде всего молитвенник. Он должен учиться молитве, это его главное делание, он совершитель богослужения в первую очередь. Во время богослужения он осваивает богослужебную практику.

Если говорить о воспитании души, то, конечно же, оно происходит в добродетелях, в помощи ближнему. Для этого у нас существуют разные церковные послушания, они помогают послужить ближнему не только в рамках семинарии, но и вне ее (допустим, помощь окружающим в социальной службе).

Помимо добродетелей я бы обозначил эстетическое воспитание. Для этого в семинарии есть возможность общения с разными научными деятелями. Помимо наших педагогов мы приглашаем лекторов как светских, так и церковных. Также мы стараемся развивать в студентах в плане эстетики любовь к искусству, водим их в разные музеи, в оперный театр.

Что касается тела, здесь, конечно же, трудотерапия нас всегда спасает. Студенты приучают себя к дисциплине послушанием. В будущем у них особо не будет свободного времени. Если они выбирают этот путь, то выбирают путь служения без остатка. Священнослужитель живет не по расписанию. До последнего вздоха он остается священнослужителем, постоянно несет то или иное церковное послушание.

Послушание не ограничивается только богослужением. Священник занимается и педагогической деятельностью, и миссионерской, и социальной. Он развивает приход в разных направлениях. Жизнь прихода разносторонняя. И пастырю нужно иметь разносторонние представления и уметь общаться с людьми разной профессиональной направленности.

Еще у нас есть спортзал. Там студенты могут поддерживать свое здоровье, помимо того, что предмет «физическая культура» входит в учебную программу. Ребята довольно часто играют в футбол, ходят в бассейн, поддерживают себя физически. Потому что понимают, что здоровье – это тоже важно. Если в дальнейшем у них не будет здоровья, то это затруднит их служение.

Завершая нашу встречу, давайте представим, что прямо сейчас на нас смотрит абитуриент, который думает, поступать в семинарию или нет, взвешивает плюсы и минусы. Что мы сегодня ему можем пожелать?

– Дерзайте. Если есть горение духа, желание, старание, особое призвание, если духовник обратился с таким предложением, то я думаю, здесь стоит не только задуматься, но и действительно попытаться сделать все возможное. В первую очередь, надо помолиться. Часто есть искушения. Но надо помнить, что именно в немощи человеческой проявляется благодать Божия, в том случае, когда человек полагается на Бога, а не только на свои силы.

Если человек думает, что не потянет, не сможет, если что-то его соблазняет и искушает, надо отложить сомнения и понять, что на первом месте должно быть не собственное «я», а Господь. Надо просить помощи именно у Него, к Нему обращаться. Я думаю, человек обязательно преодолеет это искушение. Потому что всегда перед каким-то ответственным делом испытываешь страх, боязнь. Но это все рассеется, если помолиться и уповать на Бога. Тогда получишь благодать, помощь – и все получится.

Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс