Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1163) → Игумен Филарет (Пряшников): Пути к спасению

Игумен Филарет (Пряшников): Пути к спасению

№26 (1163) / 4 июля ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи «Видимые пути к спасению». Мы не знаем, кто спасется, пути же спасения разные. Есть и видимые пути спасения – те, которые нам показывает Господь: бери и иди. Какие видимые пути спасения могут быть не только в книгах, не только в молитве в храме, не только в покаянной молитве?

– Сам Господь Иисус Христос, обращаясь ко всем нам говорит: «Я есть путь и истина». Он есть та истина и тот путь, который человек должен выбирать прежде всего. Учение Христа – огромная мотивация для того, кто принимает решение начать спасение своей бессмертной души, потому что это тоже очень важный этап, когда человек приходит к осознанию, что он должен изменить себя.

С чего начинается путь любого идущего ко Христу? С покаяния. Покаяние – это изменение человеческого сознания, начало времени совершения других поступков, других дел. Мы говорим о видимых путях, они часто наблюдаются в жизни любого из нас. Путь спасения – путь какого-либо подвига вообще, потому что, взирая на первохристианские времена, мы смотрим на мучеников, выбиравших путь смерти. Для них это был путь спасения, преображения. Пройдя путь мученичества, они сразу оказывались у Господа. В нашей жизни, когда нет явных признаков гонения, путь спасения для нас тоже сопряжен с определенным подвигом или работой. Допустим, предстоящая болезнь или болезнь, которая пришла к человеку, – это тоже видимый путь спасения, потому что Господь зачастую через болезни стучится к нам. И болезни меняют нас. Не только болезни, но и различные скорби и обстоятельства отягчают наше пребывание здесь. Но путь спасения – не только выражение и нахождение человека в определенных стесненных условиях, путь спасения – всегда радостный путь. Несмотря на сложности, в конце этого пути мы всегда ощущаем присутствие Божие. Потому что Бог никогда нас одинокими не оставляет ни в болезнях, ни в трудностях, тем более, ни в тех видимых путях, что мы перед собой наблюдаем.

Видимые пути спасения – это, безусловно, то, что Господь дает каждому. У нас есть выбор: пойти этим путем. «Кто хочет идти за Мной, бери свой крест и иди за Мной», – говорил Господь, а ведь можно этот крест не взять, можно просто сказать, что у меня совершенно иной путь. Но будет ли он спасительным? Вот здесь есть очень много вопросов. Все те пути, что человек проходит, даже если иногда приходится пережить разочарования, какие-то падения, потому что никто не застрахован от того, чтобы не споткнуться, не упасть, не совершить грех (тяжкий грех или не очень), но иногда даже этот грех вразумляет – это тоже есть путь спасения. Это некая система, которая, так или иначе, призвана подготовить нас к встрече с вечностью. И те слова Господа: «Я есть путь и истина» – Он есть путь и истина, поэтому идущие за Господом, проходя различные видимые пути, никогда не будут в отчаянии, или чувствовать себя брошенными, или задавать вопросы: «за что?», «почему?» и «как?»

В жизни бывают такие искушения, такие испытания, что ты думаешь о том, что они никаким образом не связаны с чем-то духовным. Думаешь о том, как жить, если такое происходит. Даже не задумываешься о духовной жизни. Может ли быть так в жизни человека, что есть одна жизнь и есть другая жизнь? Есть жизнь, когда я хожу в церковь и думаю о спасении, а когда я выхожу из церкви, то в суете, в круговерти забываю о спасении. Бывает такое или такого быть не должно, а нужно просто думать о том, что эта жизнь не показывает пути к спасению?

– Мы живем не на Луне, а среди живых людей. Общаемся с нашими близкими, зачастую не очень одобряющими наш выбор веры, и приходится иногда спорить и доказывать правоту своего выбора. Вы очень правильно вспомнили Церковь, потому что Церковь – духовное училище для любого человека. Участие в таинствах озаряет сердце и душу. Не только священник совершает службу. Мы все – участники богослужения, будь то всенощное бдение или Божественная литургия, или различные молитвенные обращения, призванные освятить наши бытовые нужды (например, мы приглашаем священника освятить дом), панихида. Когда мы слышим, когда вникаем в то, что поется, что читается, мы приобретаем опыт. Мы пришли в храм, священник вышел с проповедью на амвон, сказал незатейливые слова, но они настолько коснулись двух-трех человек из ста, что эти слова попадут на нужную почву. И для этих двух-трех людей это будет откровение: «Как же я не мог понять то, что я сейчас переживаю. Это и есть дарованное мне Богом для спасения моей души».

Церковь очень важна. Для нас важно находиться в Церкви, выходить из нее. Жизнь – это ниточка, которая тянется беспрерывно. Она может менять очертания, менять цвета, потому что у нас на душе иногда солнышко, а иногда мы грустим о том, что когда-то совершали ошибки. Наверное, видимые пути спасения – это вся человеческая жизнь. Но жизнь, не беспечно проживаемая, как сегодня принято: развлечения, наслаждения, различные культы, которые воспитываются в человеке с детства. Я говорю о тех, кто стремится к спасению, кто понимает, зачем это надо. Все, что происходит в жизни, происходит по нашей вине: поссорился, не смог стерпеть, обругал кого-то или сказал нехорошее слово. Потом буду переживать, но уже чего-то будет не хватать в отношении с этим человеком. Так что участие в спасении мы принимаем непосредственное: Бог не спасает человека без желания и работы его самого.

Господь всегда хочет спасения человеческой души. Господь хочет, чтобы все пришли в разум и все спаслись. С нашей стороны очень важно иметь внутреннее стремление, усилие и понимание, что происходящее в жизни сегодня со мной – не бестолковый случай, а Промысел Божий. Значит, Господь хочет меня чему-то научить или что-то убрать из моего характера, из моей жизни, из моей головы. Для человека один путь спасения – это тот, который я выбираю и по которому иду, совершая заповеди.

Вопрос от телезрителя: «Я не раз читал, что кратчайший путь к спасению – это неосуждение. „Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Осуждающим не верить и никогда не говорить худо об отсутствующих, не мыслить ни о ком зла“. Посоветуйте, как этого достичь, как молиться, чтобы избавиться от этого тяжелого греха? И действительно ли неосуждение – кратчайший путь ко спасению?»

– Одна из недель, которую мы переживали в Пасхальный период, была Неделя о слепорожденном. Некоторые не могут видеть глазами физически, а иногда у людей отсутствует духовная зрелость, духовное зрение. Мы всегда у Господа просим: «Господи, дай мне видеть мои прегрешения и не осуждати брата моего». Самое плачевное, что сегодня нас всех приучают осуждать. Можно настолько осквернить авторитет человека. Есть заповедь «Не укради». А те, кто осуждает другого незаслуженно, крадут у него доброе имя. И в этом надо каяться, что украл у человека доброе имя. Как научиться? Я тоже учусь вместе с вами, иду по жизненному пути, но думаю, что самое главное и что я воспитываю в себе, – это рассудительно подходить в любом случае и, даже если человек виноват, стараться оправдывать его. Не вставать на место другого, а хотя бы жалеть и оправдывать, иметь сострадание к ближнему.

Осуждение – самое страшное пагубное, что может быть в жизни христианина. Поэтому не суди никого. «Каким судом меряешь, таким и тебе возмерится». Духовное наблюдение: осудишь человека, даже просто посетуешь, зачем он так поступил, и Господь покажет. Зачем ты осуждаешь? Смотри за собой, за своими недостатками и грехами. А тот твой ближний сам предстоит перед Богом и отвечает за свои поступки. Главное, не поддаваться паническим настроениям. Сегодня на нас выливается огромное количество информации, проверенной и непроверенной. Человек разучается думать и просеивать ее, правда это или нет. В этой информации много лжи и осуждения, особенно когда кого-то мажут грязью. Что нам делать? Всегда быть при своем мнении. И, безусловно, стараться никого не осуждать. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Надо жить – не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Когда мы научимся вести себя таким образом, то наш путь ко спасению станет намного легче.

Я несколько раз бывал в вашем монастыре, и меня удивляет, насколько разные люди приезжают туда: и активные православные женщины, которые помогают в чем-то, и просто туристы, верующие и неверующие, люди, которые подходят за благословением, и те, кто спрашивают совершенно другие вещи. Когда они пересекают ворота монастыря, то в общем-то выглядят абсолютно одинаково. И до тех пор, пока они не зададут вопрос и каким-то образом не проявят себя, мы не будем знать – православный этот человек или нет, враг Церкви или еще кто-то. У Вас есть какое-то особое зрение или Вы всех встречаете одинаково?

– Монастырь посещает огромное количество людей. Да, приезжают туристы, их сразу видно. Приезжают и паломники, их тоже сразу видно: как они одеты, как себя ведут, насколько благоговейно подходят к святыням и так далее. Монастырь открыт для любого. Можно встретить и туриста, совершенно далекого от Церкви и Бога. Но вот его встретили с улыбкой и вниманием, ответили на какой-то, может, и глупый вопрос, но серьезно, не иронизируя, и, может, это будет его первая встреча с Господом Богом. Откуда мы знаем, кого Господь сейчас тебе послал?

В жизни Антония Сурожского был такой случай: во время богослужения бабушка, служившая в храме, выгнала девушку. И он прямо во время службы остановился и сказал: «Сегодня случилась трагедия, эта девушка из-за Вас больше никогда сюда не придет». Нужно быть очень внимательным. Да, бывает устаешь, или случаются какие-то сложности и проблемы. И не только у меня. Братия разная и матушки, которые служат и работают в гостинице, в монастырском кафе и в иконной лавке – у каждого своя жизнь, свои переживания, болезни, трудности. Но всегда стараюсь ободрить их и напомнить, что это наше служение. Мы служим людям.

Безусловно, монастыри бывают разного характера: и общежительные, и отшельники, уходившие далеко и селившиеся в недоступных для обычного люда местах. А мы находимся на перепутье. Староладожский Никольский монастырь, так же, как и вся Старая Ладога, – это история святой Руси, начало государства. Наши монастыри пережили не одно разрушение. Более того, ни про наш Никольский монастырь, ни про девичий Успенский, который тоже находится в Старой Ладоге, нет документальных свидетельств о времени основания. Представляете, что это за древность?

Люди бывают недовольны, что в монастырях устраивают какие-то мероприятия. Как например, в Александро-Невской лавре или в нашем монастыре. В Валаамском монастыре проходят выступления хоров и различные музыкальные конкурсы. Это все призвано преображать людей. Да, в монастырь люди приходят разные, но у нас ко всем одинаковый подход: всегда внимательно принять человека, выслушать. Сейчас в мире сложная ситуация, и приезжают женщины, задают очень серьезные вопросы, ведь у многих дети находятся в очень непростых условиях. Всем нужно внимание. Действительно, кто-то может воспримет это все как древности. Иногда задают вопрос: «Почему вы, монахи, не можете, не хотите, не делаете?» На самом деле, если б люди только знали, сколько усилий предпринимается для того, чтобы нас хотя бы услышали. Мы тоже являемся на пути спасения, мы спасаем эту обитель своими жизнями.

Видимый путь спасения.

– Да, это тоже видимый путь. К нам приезжает много людей. Наш монастырь подружился с волонтерами из фонда «Доброе дело». Я сегодня встречался с батюшкой, который их окормляет. Спрашиваю: «Как ваши подопечные? Не жалуются на нас?» Он говорит, что они в восторге, для них радость поработать, сделать что-то. Волонтеры тоже люди разные, и они вкладывают в это дело определенный смысл, не просто взять шпатель и потереть стенку или перенести доски оттуда туда. Они вливаются в жизнь этой древней обители, присутствуют на богослужениях. Для них в их пути это очень важно.

Иногда отказ от каких-то испытаний, лукавств этого мира помогает в поиске этого самого видимого пути. Далеко не каждый может стать монахом, да это и не нужно. Но у нас есть особый пиетет к людям, которые отказались в жизни от того, что для обычного человека часто составляет самое главное. И может быть, даже просто уважительное отношение к монаху, к священнику, да и в общем к любому человеку – это тоже видимый путь спасения?

– Безусловно! Этот путь показал нам Сам Господь Иисус Христос. Я вспоминаю Его слова: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, а чтобы Я послужил». И Господь послужил, принеся Себя в жертву за спасение всего рода человеческого. Также и мы с вами: обращаясь друг к другу уважительно, видя в друг друге образ Божий (потому что мы созданы по образу и подобию Божию), идем по пути спасения. Путь монашеской жизни и путь семейный – равнозначны, потому что и там, и там есть свои плюсы и минусы.

Но в монастырь не уходят, в монастырь приходят. Люди часто говорят: мы хотим уйти, удалиться от всего мирского, греховного… Но вы от себя не убежите. Монастырь – это тоже своеобразный мир испытаний, искушений. Мне очень нравится это выражение: «в монастырь приходят, а не уходят». То есть не убегают от проблем: дети не так воспитаны или в жизни какие-то нестроения и невезение.

Видимые пути спасения – это люди, которым мы служим. Это бескорыстное отношение друг к другу там, где человек более всего нуждается в помощи: в больнице, в домах престарелых, детских домах для сирот, домах инвалидов. Там мы можем послужить ближнему. Это тоже путь нашего спасения, когда мы отдаем часть жизни кому-то, отдаем часть своего сердечного тепла, доброты.

В Священном Писании сказано: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Что это значит? Это значит – разделяйте жизнь людей, находящихся рядом с вами. Порой это бывает очень тяжело, надо переступить через эгоизм, брезгливость, непонимание. Но тот, кто так служит, приобретает великое качество – доброту. В нашей жизни не хватает элементарной доброты друг к другу.

Путь спасения непредсказуем. Я не буду называть фамилии актеров, юмористов, которые уже ушли в мир иной. Но удивительно, что человек ругал Бога, рассказывал про Него анекдоты, а потом узнаешь, что перед смертью он исповедался, причастился, и его отпевали. Есть какие-то вещи, перед которыми все одинаковы. Видимый путь спасения – это то, что предстает передо мной в данной ситуации, в данном контексте моей жизни. Это очень важно. Сегодня был вопрос: как молиться Господу? Молиться нужно своими словами: «Господи, покажи мне путь спасения моего, дай мне то, что я должен пережить, дай мне силы вынести то, что Ты мне предлагаешь». Жизнь – это уроки, которые человек должен проходить.

Вопрос телезрителя: «Я прочитала в православной книге, когда человека касается Божия благодать, то он начинает видеть свои грехи и горько плакать о том, что он в своей жизни натворил. Как это происходит? Человек должен покаяться, а потом Господь дает благодать? Ведь просто так Господь не дает благодать, это тайна свыше идет. Как благодать должна коснуться человека, чтобы он заплакал и увидел свои грехи?»

– Чем ближе человек к Богу, тем ярче он видит свое несовершенство. Об этом говорили все святые отцы. Чем ближе мы подходим к Солнцу, тем ярче видим крошечные ниточки на своей одежде, ямочки на своей руке. Так же и здесь: чем ближе мы подходим к Богу и каемся в своих грехах, тогда Господь дает нам Свою благодать, которая очищает наше сердце от грехов. Слезы покаяния всегда расцениваются как Дар Божий.

Но не надо ждать этого дара, не надо насильно выдавливать из себя слезы, как это делают артисты. Слезы пойдут сами, когда благодать Божия коснется вашего сердца и начнет растапливать потихонечку асфальт грехов. Вы это поймете, когда появится несколько слезинок. Этого будет достаточно. Ведь чем ближе мы к Богу, тем ярче видим бесчисленное множество своих грехов. Главное – желание их увидеть и исправить: «Господи научи меня видеть мои грехи, покажи мое несовершенство, укажи, что еще мне надо исправить у себя». Простые слова молитвы очень действенны.

Хочется еще об одной теме поговорить: человек-камень. Когда в нас не просто «окамененное нечувствие», а когда все холодно. Мы сейчас так живем практически все: в унынии, страхе. Пути спасения показаны: болезнь-выздоровление, радость, любовь, надежда и так далее. Но что делать, когда на душе холод, тоска? Но все же есть желание побороться с этим.

– Надо ответить самому себе на вопрос: в чем причина уныния? Что тебя беспокоит? Может быть, это вопрос к духовнику. Надо поговорить с тем, у кого вы исповедуетесь. Или обратиться к духовнику любого монастыря. У нас в каждом монастыре есть духовник, который всегда примет, поговорит. Надо обязательно докопаться до причины. Мы иногда бываем уязвляемы от чего-то, что-то мы помним, что-то пережили, что-то нас беспокоит. Если мы говорим о себе, бывает такая нечуствительность.

Я всегда сочувствую тем, кто страдает, даже если это показывают по телевизору, когда льется где-то человеческая кровь. Как можно пройти мимо и быть безразличным к этому? Это очень страшно, когда один человек убивает другого, когда мы видим жестокость, насилие. Можно ли быть бесчувственным к этому? Какое надо иметь серд-це, если кто-то на это смотрит равнодушно? Ты переживаешь, что не можешь ничего поменять. Но когда ты меняешься сам, ты преодолеваешь в себе уныние и безчуствие.

Очень долгое время приходилось не просто бороться с разрухой и чинить стены, а бороться с открытой враждой по отношению к самому монастырю. Что делать в этом случае?

– Любой монастырь или приход испытывает какие-то сложности. Мы, конечно, находим доброжелателей. Но среди огромного количества людей, нас окружающих, мы встречаемся с такими, кто не приемлет сам факт нашего существования. Не допускают мысли, что мы самостоятельные, творческие, можем что-то делать, преображать то место, где живем, трудимся. Что необходимо делать? Быть мужественными и отстаивать свою позицию.

Мы – христиане, живем в XXI веке и должны бороться за правду, должны быть вместе и защищать друг друга от несправедливости. Когда Господа истязали, воин подошел и ударил Его. Господь защитился. Он сказал: «Ты почему Меня просто так бьешь? Если Я сказал что-то не так – скажи Мне. За что ты бьешь просто так?» Мы должны защищаться.

Я благодарю всех друзей в разных структурах власти, культуры, среди духовенства и простых верующих, которые предлагают свою помощь, хотят поддержать, поучаствовать в чем-то, – мы всегда этому рады. Мы – единая семья, сплоченный коллектив. По документам, монастырь – общественная религиозная организация. Поэтому мы все вместе и будем бороться, чтобы наш монастырь никто не обижал. А если Господь даст нам какие-то пережить смирения – переживем, если будем вместе и будем заступаться друг за друга.

Братья и сестры, берегите себя и своих близких, поучайтесь словом Божиим. Да хранит всех нас Господь на всех путях наших!

Записали:
Наталья Мухлынина,
Анна Вострокнутова,
Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Заповеди, которые дает Бог, – это условие нашего благополучия и счастья»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 10, 32–33, 37–38; 19, 27–30) мы слышим такие слова Самого Господа: «Кто исповедает Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред лицом Отца Моего Небесного». А что же такое исповедание? О каком исповедании идет речь в этой цитате из Священного Писания? Здесь напрашивается другое слово, которое может прояснить смысл слова «исповедание», – слово «верность». Кто Мне верен, тому и Я буду верен пред лицом Отца Моего Небесного. Верность Господу – вот что такое исповедание.

 
Беседы с батюшкой

Священник Олег Герасимов: Возможно ли в наше время обрести святость?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс