Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1163) → Протоиерей Михаил Зазвонов: Без Святого Духа христианская жизнь невозможна

Протоиерей Михаил Зазвонов: Без Святого Духа христианская жизнь невозможна

№26 (1163) / 4 июля ‘22

Беседы с батюшкой

У нас есть вопросы телезрителей. Один из них: «Потеряла веру в Церковь, везде при Крещении требуют плату, и немаленькую. Почему установлена цена, если это должна быть произвольная жертва? Старшая дочь крещеная, младшей семь лет, не крестили. Жду, может быть, ребенок сам захочет креститься. Она уже задает вопросы, почему она некрещеная. Я не знаю, что ответить».

– В данном случае нужно понять, для чего необходимо Крещение. Крестить просто так, из-за того, что это обычай? Мне кажется, это больше какое-то театральное действо. В нем не только нет пользы, но вред для души человека, потому что Крещение – это вход в Церковь, и если мы не планируем дальше идти, а останавливаемся у дверей, то это как-то безрассудно.

Второй момент. Да, к сожалению, Церковь отделена от государства, это не коммерческая организация и финансируется она только за счет пожертвований. А налоги, коммунальные услуги, оплата труда священнослужителей, певчих, уборщиков, других сотрудников, которые служат в Церкви и не могут находить дополнительно другую работу, – это тоже реалии сегодняшнего дня.

И, безусловно, прихожане ощущают эту заботу о Священноначалии, духовенстве, своем храме – они ходят в него, любят его, и эти жертвы понятны. С другой стороны, это все же добровольные жертвы. Если у кого-то возникает проблема, мне кажется, нужно подойти к священнику и прямо сказать: «Простите, для меня сейчас это сложно». Я уверен, ни один священник не откажет, покрестит совершенно без всякого пожертвования. Мы всегда так делаем, называем это «социальное Крещение». Мы крестим всех.

Конечно, было бы идеально, замечательно, если бы за таинство Крещения вообще никаких пожертвований не брали, потому что это все же таинство. Морально тяжело за это взимать. Но, с другой стороны, человек должен поучаствовать в жизни общины, не только в ее радостях, но и трудностях. Мне кажется, это логично.

И третий момент. Ребеночку семь лет. Конечно, это уже хороший возраст, чтобы сначала с ребенком сходить в храм, сказать: «Если мы будем тебя крестить, то будем крестить в честь Господа – вот смотри, Его иконы перед нами». Чтобы он послушал песнопения, чуть-чуть побыл на богослужении, увидел, как люди причащаются. Нужно объяснить эти моменты, нужно, чтобы это был вход в жизнь, а не просто момент. Мол, обряд Крещения закончился – и все.

Обязательно нужно пройти беседы перед святым Крещением для того, чтобы священник или катехизатор объяснил значимость этого таинства для души, ответственность сторон. Потому что родители и крестные дают обещание Богу, и это тоже ответственность. Если сразу знаешь, что ты палец о палец не ударишь, чтобы реализовать эти обещания, тогда вопрос: зачем? Потому что ведь в любом договоре есть обязанности сторон. И в данном случае неисполнение обязанностей сторон предполагает некие санкции. Я не знаю, какие у Бога санкции, но никому не желаю познакомиться с этим списком. Поэтому, безусловно, нужно относиться к Крещению ответственно. Это же не просто обряд. Он подразумевает заключение соглашения с Богом: мы сделаем все возможное, чтобы этот малыш, которого мы сегодня принесли Тебе, Господи, стал настоящим православным христианином.

А что делать, если люди пришли крестить из-за того, чтобы ребенок не болел, или бабушка заставила, или традиция такая... Формально пройдены беседы, никто не осознает, что происходит. Ведь все равно происходит таинство, сходит благодать Святого Духа? Что дальше с этим человеком происходит?

– Конечно, происходит таинство. Но это очень печальная ситуация, потому что Бог попираем не бывает. Греховное состояние ухудшается, усугубляется грех противодействия Богу. Потому что Бог пытается поставить человека на духовные рельсы, привести к духовной жизни. А тот, участвуя в таинстве, прося чего-то в молитвах и давая согласие на духовную жизнь, потом этому препятствует. Мне кажется, это грех.

Батюшка, вот такой вопрос пришел к нам: можно ли пользоваться лунным календарем, допустим, совершая работы на огороде (как раз сейчас сезон) и какие-то разные действия производить согласно фазам лунного календаря?

– Лунный календарь очень древний, мы знаем, что основные древние цивилизации как раз пользовались им. Безусловно, Луна влияет на человека, на стихии, на воду...

Приливы, отливы?

– Да. И здесь есть разумное зерно. Вопрос другой: что сейчас подразумевают под лунным календарем, что пишут обычно во всех этих книжках. Там уже, мне кажется, смесь и оккультизма, и чего угодно. Если это действительно опыт наших предков, которые замечали все особенности природы, то им, безусловно, можно пользоваться. Если туда добавляется что-то оккультное, непонятное, тогда это больше сатанизм.

Вопрос телезрителя: «Идем ко Причастию, к Чаше. Во время продвижения у батюшки за спиной две женщины обсуждают, что ребенок не разговаривает, водят его к логопеду – житейские ситуации. Настраиваешься благоговейно подойти к Чаше – мысли куда-то уходят. Замечания я не могу сделать. Как быть в такой ситуации? Подобное: после службы читают благодарственные молитвы, рядом иконы. Женщины подходят, расталкивают: «Дайте сфотографировать икону». Конечно, молча отодвинешься в сторонку, но как быть в таких ситуациях?»

– Мне вспоминаются простые слова одного митрополита, ныне покойного, очень известного в России, – Николая. Он войну прошел, ранен был. Он очень любил повторять: «Каждый баран будет подвешен за свою ногу». И это действительно так. Каждый ответит за себя самостоятельно – не надо смотреть на тех, кто пока чего-то не понимает. Мы не можем судить, знать их мотивацию, почему они начинают разговаривать в храме. Может быть, это простота и ничего плохого в этом нет, но мы реагируем. Это наша проблема.

Если я вижу Чашу, Святого Духа, Тело и Кровь Спасителя нашего, то в этот момент ничего другого не слышу и не вижу. Я целеустремлен. А если реагирую – значит, моя цель не такая уж и горячая. Я думаю, что вам надо научиться смотреть на главное, быть сосредоточенным. Мне очень понравилась притча одного батюшки. К нему подошел молодой человек, говорит: «Я не буду больше ходить в храм». – «Почему?» – «Потому, что я не могу молиться, все тут чем-то заняты, что-то делают».

«Службу служат, мешают».

– Батюшка говорит: «Хорошо. Давай сначала сделаем таким образом: возьми стакан, полный воды, и три раза обойди вокруг храма внутри, чтобы не разлить эту воду. Он так сделал. «И что дальше?» – «Ты в этот момент видел, что кто-то разговаривал, не туда смотрел, зевал?» – «Нет, я был сосредоточен на этом стакане. Вы же просили, чтобы я ничего не разлил». – «Так и молись. Если будешь сосредоточен на главном, то не увидишь ничего лишнего». Этого нам не хватает. Часто мы замечаем эти моменты из-за того, что у нас мало любви. Если бы была любовь, мы бы все равно на другого смотрели глазами любви. «Где все просто, там ангелов со сто». Если человек просто общается даже во время богослужения, ему, мне кажется, Господь много чего простит. Хуже, если он кладет поклоны, но в состоянии внутренней гордыни, фарисейской закваски, от которой надо убегать.

Я часто замечал, что в храме хочется поговорить.

– От любви.

Наверное. Встречаешься со своими знакомыми, это место встречи. Выходя из храма, мы почему-то не идем пообщаться за чашечкой кофе. Когда заходишь в храм, видишь, что написано: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Как здесь быть?

– Это больше для того, чтобы мы почитали храм. Если посмотрим Священное Писание, то там есть слова: кто любит благолепие храма – прославляется, кто дело Господне делает небрежно – проклят. «Дело Божие» (все, что касается храма) должно быть возвышенным. Мы должны стараться себя контролировать и понимать, где находимся. Мне очень понравилось в одном итальянском костеле. Туда перевезена часть дома Пресвятой Богородицы, и православные паломники тоже туда заходят. Огромный костел и тишина. Столько людей, но все молчат, потому что как только кто-то начинает говорить – объявление на итальянском языке: «Вы находитесь в храме, в котором нужно молчать». Сразу все замолкают. Через некоторое время кто-то начинает говорить – опять объявление: «Вы находитесь в храме, в котором надо благоговейно молчать». Мне очень это понравилось. Если хотя бы между службами у нас ввели такую систему, то мы бы потихоньку к этому привыкали и всегда понимали, что находимся в храме, где нужно благоговейно молчать.

Соглашусь, есть какой-то позитив в том, что люди между собой общаются. Это значит, что складывается община, где люди находят общие интересы, обсуждают житейские вопросы, находятся в своем обществе, своей «тусовке». Ведь можно проявить инициативу и предложить священнику после службы оставаться пить чай, чтобы выговориться, пообщаться?

– Это нужно. Если смотреть на прихожан и понимать, что это твоя община, за которую ты ответствен перед Богом (и ты ответишь перед Богом за каждого из них), тогда нужно сближать людей не только со священником, но и между собой. Потому что община – не только вертикальные, но и горизонтальные связи тоже. Помню, в одном храме я все время говорил на проповеди: «Посмотрите направо, посмотрите налево, поздоровайтесь, познакомьтесь, спросите имя, ходите друг к другу в гости, общайтесь». Через полгода люди стали приходить за полчаса до службы, происходило что-то странное. Представьте себе полный храм на праздник. Все пришли за полчаса до службы, и начинается круговерть: они ходят, здороваются друг с другом, спрашивают, как дела, что нового у одного, другого. Как служба началась – все молчат. После службы опять начинают разговаривать. Это благостно. Но лучше во время богослужения этим не заниматься.

Моему сыну три с половиной годика. Мы стараемся причащать его как можно чаще, и он без проблем причащается вместе с другими детьми.

– Это замечательно, потому что это жизнь, когда ребенок с самого рождения видит иконы, видит, как молятся родители, как они ведут его в храм и причащают. И здесь нужно создать атмосферу праздника. Я всегда рекомендую родителям говорить ребенку после Причастия: «Ты сегодня принял Бога. В твоем сердце Бог. Для тебя это праздник, поэтому мы сейчас пойдем и купим тебе мороженое».

То есть храм для ребенка должен ассоциироваться с праздником?

– Безусловно. Тогда он будет радоваться в храме, и эта его радость будет умножаться, и будет возникать какая-то многосторонняя любовь. Можно говорить сколько угодно о духовном. Но человек – это дух, душа и тело, и в нем все должно быть гармонично, все должно радоваться.

Из-за наших грехов мы находимся в раздрае, но созданы мы в полной гармонии, и к гармонии должны стремиться. Тело тоже важно, и важно о нем заботиться, ведь если тело будет здоровым, значит, у нас будет больше сил для молитвы, для подвига, для добрых дел. Все должно быть в гармонии – и душа, и тело.

Мне кажется, верующий человек не будет задавать вопрос о важности для ребенка храма, причащения. Нецерковным же людям, наверное, нужно попытаться попасть на приход, где много детей, и тогда для них все встанет на свои места.

– Думаю, что и верующий, который переживает по этому поводу, для кого это важно, может задать такой вопрос, если он чего-то не понимает. В таком случае нужно подойти к священнику в своей общине, решить этот вопрос раз и навсегда и больше к нему не возвращаться.

Помню период в своей жизни, когда я не понимал, зачем нужно ходить в храм, хотя уже был в сознательном возрасте – подростком. Сейчас мы водим в храм нашего ребенка, но в какой-то момент он может сказать: «Я не хочу туда идти». И если ты с утра встанешь не с той ноги, то силой потащишь его в храм... Как избежать такой ситуации?

– С ребенком нужно договариваться.

А если ему, например, 13 лет, как здесь можно договориться?

– Договориться можно.

Со мной не получалось договариваться.

– Договариваться нужно, потому что в этом возрасте он не хочет и кашу есть, и помогать по дому, и еще что-то делать. Нужно ему сказать: «Дорогой, ты же знаешь, насколько это важно. Давай подумаем, что нужно сделать, чтобы ты пошел в храм. Может быть, у тебя пропала вера? Тогда давай мы за тебя помолимся, чтобы Дух Святой поддержал тебя».

Какое-то насилие над ребенком не дает нужных результатов. Наверное, в Вашем случае строгость родителей была связана с тем, что Вы росли в определенной атмосфере? У Вас очень церковная семья...

Но у нас в семье не было никаких крайностей.

– Я понимаю. Когда корректируется поведение ребенка, родители знают, что из церковной ограды он все равно не выйдет, поэтому по отношению к нему можно проявить некоторую жесткость. Но если в семье много невоцерковленных родственников, ребенок, глядя на них, может сказать: «А почему я должен идти в храм, если моя двоюродная сестренка в храм не ходит?»

В этом случае, конечно же, ребенку нужно объяснить особенность этого момента, его ответственность даже перед двоюродной сестренкой, которая не ходит в храм. Надо ему сказать: «Ты помолись, чтобы она тоже ходила в храм, ведь в храм нужно ходить каждому человеку». И здесь стоит проявлять мудрость, терпение, любовь, нужно сугубо молиться за таких детей и стараться их заинтересовать.

Как научиться понимать богослужение? Ведь понимание богослужения – это, пожалуй, ключ к любви, к службе.

– Наши прихожане – это исповедники и мученики. Если мы посмотрим, например, на татарскую общину, у них свой язык. Мордва молится на мордовском языке, якуты – на якутском. А, мы, русские люди, молимся на церковнославянском языке, и, к сожалению, многое в богослужении мы не понимаем.

Безусловно, славянский язык нам очень дорог, русский же язык все время реформируется. Если мы будем такими темпами, так лихо что-то в языке менять, мы рискуем через 20 лет чуть ли не «по фене ботать». Представляете, богослужение на фене! Конечно, это никуда не годится.

Появляются какие-то англицизмы, да что угодно.

– Совершенно верно. Поэтому нужно придерживаться некой нормы. Но какие-то совсем уж непонятные архаизмы Церковь все время меняла. Если, например, мы возьмем язык богослужений XVII века и сравним его с современным языком, то увидим, что многие слова службы были изменены, и в основном до революции. Да, язык остался славянским, но его сделали немножко современнее.

Скажем так, в него были внесены правки.

– Правки вносились всегда. Я знаю, что и сейчас Святейший Патриарх дал такую установку Синодальной богослужебной комиссии, и комиссия работает над этим. И это очень большой труд. Богослужение потихонечку должно стать понятным всем.

Если же нам что-то непонятно, сейчас в интернете можно найти огромное количество текстов, в том числе и богослужебных. Да даже в телефоне можно прочесть богослужебный текст на текущий день, просто задав его в поисковике, и ничего плохого в этом нет. Священник тоже ведь читает текст, и чтец, и певчие читают.

Ничего страшного не будет в том, что ты в книжечке или в телефоне в онлайн-режиме найдешь текст сегодняшнего богослужения и будешь его читать, чтобы он был тебе понятным. Можно и заранее посмотреть текст богослужения, какие-то основные понятия.

В некоторых храмах апостольское чтение читается на русском языке.

– Да, такая практика существует. А еще в некоторых храмах, где есть община, где прихожане уже более опытные, более образованные, основные богослужебные тексты и даже тексты изменяемые распечатывают на листах бумаги и дают прихожанам. Они уже знают основные тексты, а изменяемые могут прочитать на этих листах, например, тропарь дня, молитву, которая читается именно в этот день. И это хорошая практика. Конечно, для храма это несколько накладно, и в этом принимают участие и прихожане. Кто-то из них жертвует на бумагу, кто-то печатает. В Москве эта традиция существует во многих храмах.

Батюшка, сегодня мы говорили о Крещении, о Святом Духе, о понимании богослужения, о детях – затронули очень много тем. Давайте все подытожим.

– Я думаю, нужно обязательно просить Духа Святого, чтобы Он вошел в наше сердце. Мы – грешные люди, и так и нужно говорить: «Господи, мы Твои. Твои руки сотворили нас. Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Чувств просвети простую пятерицу. Будь всегда со мной, потому что без Тебя нет ничего: нет будущего, нет Царства Небесного, вообще жизнь не имеет смысла». Поэтому я рекомендую каждому нашему телезрителю всегда находиться в общении с Богом и со Святым Духом. Помоги всем Господь!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс