Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1163) → Священник Валерий Духанин: Мы всегда – чада Божии

Священник Валерий Духанин: Мы всегда – чада Божии

№26 (1163) / 4 июля ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, пока вопросы, которые нам прислали ранее: «Скажите, пожалуйста, почему в наше время нужно искать духовника, психолога и наставника, если на все вопросы всегда отвечал духовник? Как найти духовника, какую молитву прочитать, чтобы найти его?»

– Если есть хороший духовник, то психолог не нужен. Прямо скажу, что психологи – это забава для очень богатых людей, потому что, как правило, стоит дорого, и зачастую разбираются заурядные ситуации. Бывает, конечно, в кризисных ситуациях психологи очень помогают. Или произошла катастрофа: на место происшествия выезжают не только бригады «Скорой помощи», но и психологи, они помогают снять стресс – это полезно.

Но если для решения своих душевных задач мы ищем психолога, то в каком-то смысле это означает, что наша духовная жизнь очень и очень хромает. И дело даже не в духовнике, а в том, что где-то мы утратили укорененность в церковной жизни, из-за чего начинаются все расстройства на душевном уровне. У человека случаются внутренние надломы, некое раздвоение.

Допустим, он думал о чем-то одном, надеялся, ставил какие-то цели, задачи, в это вкладывался, а потом – раз! – все рушится. И получается, что, не рассчитав свои силы, человек этому доверился. И происходит сбой. А если он доверяет именно Богу, то понимает, что все в руках Божиих, что всякая скорбь, даже несчастный случай – это некие уроки от Господа, из них надо извлекать что-то полезное. Поэтому такие стрессы снижают свой накал. Они присутствуют, но их накал уже не до бесконечности. Это из-за того, что мы потеряли гармоничную жизнь.

Одно дело, когда была церковность. Может, даже допетровская, времен Алексея Михайловича, когда все у человека было цельное. Даже сам царь был на богослужении. Он мог, конечно, выехать на охоту, на отдых, но все равно все было гармонично связано с церковной жизнью, храм был в центре всего. И жизнь не делилась на светскую и церковную. Начиная с Петра I пошло деление: есть строго церковная жизнь, связанная с храмом, монастырем, а потом выходишь из храма и как бы перестраиваешься. Как сейчас: люди выходят из церкви – и даже одежда уже какая-то другая в миру, и получается, что у нас два образа жизни.

Это раздирает изнутри, нет цельности, гармоничности, идет нарушение жизни. А у тех, кто научился сохранять цельность жизни, доверие Богу, риск для психических надломов меньше.

Как мы знаем, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) прошел серьезные испытания, он исповедник веры. И когда он оказался в застенках, его там очень долго пытали, не давали спать. Следователи сменяли друг друга, а ему не давали спать. Потом у него чуть ли не галлюцинации начались.

Ломали волю.

– Да. Когда он прошел все эти тюремные злоключения, ссылку, то потом сам у себя диагностировал неврастению. Сам, будучи первоклассным врачом, понял это по некоторым признакам. И прошло это, когда он вернулся к служению Литургии, стал регулярно совершать богослужение, причащаться Святых Таин. Его внутренний мир, гармоничность восстановились.

То есть подобные вещи могут случиться с кем угодно, поэтому святые целители на небесах понимают человека во всех его нуждах, физических и психических бедах. Мы им молимся как тем, кто прошел весь этот путь. Но они же дают нам подсказку, что оздоровление, восстановление внутренней цельности, гармонии нашей жизни возможны только через приобщение благодати Божией.

Психологи, конечно, тоже могут кому-то помогать, мы их не должны отвергать, есть и православные психологи. Но когда у тебя духовник, нет смысла искать психолога или еще какого-то наставника.

Дело в том, что духовника тяжело найти. Потому что священников вообще не так много, около 30 000, может, чуть больше в пределах России.

Поэтому ясно, что духовников на всех не хватает, это уже немножко другая проблема. Но если ты живешь полноценной церковной жизнью, даже через малое наставление от священника будешь получать огромную пользу.

Что интересно, нет никаких полутонов: либо так, либо так. Либо ты целостный, либо падаешь. Другого, как говорится, не дано. Правильно я понимаю?

– Правильно. Блез Паскаль говорил, что есть три разряда людей. Одни ищут Бога и нашли Его, эти люди разумны и счастливы. Другие ищут Бога, но еще не нашли Его. Эти люди разумны, потому что знают, что счастье в Боге, но сами еще не вполне счастливы, потому что Его не обрели. А третий разряд людей – это те, кто не встретил Бога и не ищет Его. Эти люди несчастливы и неразумны. И тут каждый сам выбирает.

Человеку может от Бога подаваться какое-то явное чудо, он скажет: это просто совпадение или случайность. Он не хочет видеть Божии уроки. А если ты внимателен, то увидишь, что Промысл Божий ведет тебя по жизни.

Вопрос телезрителя: «После Потопа Бог установил знамение завета в виде радуги. Но известно из физики, что радуга – это явление на основе процессов преломления, отражения и дифракции солнечного света в капле дождя. Я думаю, что до Потопа солнце светило. Получается, раз до Потопа не было радуги, то и дождей не было никаких? Как же люди жили без дождя?»

– На самом деле высказывались разные версии. Иногда некоторые ссылаются на повествования Книги Бытия, где описывается райский мир. Там говорится, что пар исходил от лица земли и орошал все лицо земли, а дождя еще не было. Но если посмотреть в древних источниках, Септуагинте, то не пар исходил, а источники исходили от лица земли, хотя тоже говорится, что дождя еще не было. И дожди появляются уже после грехопадения как природные перепады. То есть райский мир существовал по несколько иным законам, там была райская, благодатная гармония, люди были причастны Богу, и через них весь мир освящался, преображался. После грехопадения впервые на страницах Книги Бытия мы читаем про проливной дождь при Потопе.

Но значит ли это, что вообще никаких дождей не было? Это вопрос. Просто сама радуга по окончании Потопа обретает некое новое значение. Радуга появляется, когда уже нет дождя. Дождь прошел, и таким образом она становится символом спасения от наводнения, от того, что водная стихия могла бы погубить человека. И она является как бы неким внешним символом, который знаменовал собой, что Господь уже не будет карать людей Всемирным потопом, сорокадневным не просто дождем, а ливнем. Хляби небесные разверзлись, и все гибло. Вода десять с лишним месяцев прибавлялась на земле. И радуга всегда появляется после дождя и означает, что жизнь продолжается. И, может быть, там имелось в виду, что радуга приобретает новое значение.

Бывает так, что есть какие-то вроде бы известные нам вещи, а потом мы начинаем смотреть на них с другой стороны, по-новому их воспринимать, и они обретают символическое значение. В древности, когда люди расставались, они раскалывали монетку на две части. И эти две половинки монетки символизировали сохранение душевной взаимосвязи друг с другом. И когда потом встречались, они складывали половинки, и получалось, что контуры совпадали. То есть раньше была просто монетка, а сейчас та же самая, но уже новый взгляд на нее. То же самое может быть и здесь, когда радуга обрела новое значение. Это предположение, потому что библеисты высказывали разные взгляды по поводу самого Потопа, радуги и того, когда начались дожди на нашей планете.

К нам пришел интересный вопрос. Вы же знаете, что у мусульман есть святыня в Мекке – Кааба? Вопрос телезрителя: «Может ли Кааба иметь что-то общее со скинией Ветхого Завета?»

– Высказывается предположение, что в Каабе есть камень метеоритного, космического происхождения. Насколько я помню, этот камень уже присутствовал там в качестве языческого атрибута. Он не был уникальным. Ему поклонялись, а когда пришел ислам, эту святыню оставили, но перепрофилировали под исламские нужды, соединили с ней символ: Мекка – город, избранный Мухаммедом. Тут нет никакой взаимосвязи со скинией Моисеевой – может быть взаимосвязь с языческим капищем, которое существовало в Мекке до появления там ислама. В скинии Моисея было наглядное присутствие Божие: Господь являлся над Ковчегом Завета, беседовал с самим Моисеем, и слава Божия осеняла скинию в виде светлого облака, что даже было видно кому-то из людей. Это совершенно разные вещи.

Сам Ковчег Завета был потерян?

– Потерян, когда вавилоняне захватили Иерусалим и разграбили Иерусалимский храм примерно в 587 году до Рождества Христова. Есть предание, что Ковчег Завета был спрятан, чтобы его не смогли захватить, осквернить, но его пути в истории теряются. Когда иудейский народ вернулся в Иерусалим, то храм и Святая святых были восстановлены, но Ковчега Завета уже не было, храм пустовал. Оставался кадильный жертвенник, стол для хлебов предложения, завеса, но главной святыни не было, народ ее утратил. Потому что люди постоянно заискивали перед язычниками, что-то воспринимали от язычества, изменяли Богу. За эту измену они потеряли свою главную святыню.

Обретут ли ее когда-нибудь снова?

– Я думаю, что лучше сторониться этих мыслей. Были даже написаны художественные произведения, где и как искать, люди ломали голову. Лучше об этом не думать. Если надо – Господь Сам может ее явить, как были явлены некоторые чудотворные иконы, например, Казанская икона Богородицы.

Девочка Матрона стала говорить, что Божия Матерь являлась ей в сонном видении, и просила, что на таком-то месте надо копать, разбирать завал сгоревших домов, вынимать обгоревшие бревна: там икона Божией Матери. Это было явное откровение свыше, а взрослые не верили. Девочка сказала второй раз (было второе видение) – тоже не прислушались. Даже епископу говорили, и он не слушал. Только в третий раз было сказано, что люди будут наказаны, если не станут искать святыню. Тогда стали копать, но поначалу не могли найти. Маленькая девочка Матрона приступила к раскопкам и обрела икону. Всю эту историю написал священномученик Гермоген, Патриарх, в то время он был там священником Ермолаем.

Иногда Господь Сам указывает, где находится святыня. Если Ковчег Завета был утрачен и Господь не открывает это место, значит, так нужно. Какой сейчас смысл? Сейчас наш Ковчег Завета – Церковь, Христос, Святые Таины Христовы, которые пребывают на алтаре во время Литургии, мы приобщаемся их. Святыни Ветхого Завета уже не носят для нас основного значения, они были приуготовлением к Новому Завету. Для нас таинства Церкви главная святыня.

Вопрос телезрителя: «Где наши русские боги? Почему нам навязали иностранное мышление? Или я в чем-то заблуждаюсь? Объясните, пожалуйста».

– Заблуждаетесь, и очень сильно. Что же это за боги, если не могли сами за себя постоять? Понятно, что они оказались весьма слабы. Что это были за боги? Сам князь Владимир вынужден был провести реформу. Были разные божества (лешие, домовые), они остались в простонародье. На самом деле это явления демонической, бесовской силы: когда бесы пугают человека в доме – воспринимают их как домового, устрашающие явления в лесу воспринимают как лешего. Демонический мир, бесы, падшие ангелы так себя проявляют. Все язычество было, по сути, поклонением бесам, которые изображали себя как богов.

Советская исследовательница, этнограф Анна Смоляк изучала разные народы, у которых сохранилось исконное, древнее язычество. Она изучала малые народности: ненцев, нанайцев, племена возле озера Байкал. Они прямо говорят о своих богах как о неких духах, даже фигурирует такое наименование, как «черти». У нас это уже устоялось как эпитет падших ангелов, а они так изображают своих духов, с которыми вступают в мистические взаимоотношения. На Руси было именно это язычество.

Через идолов, лжебогов сатана пытался сковывать людей. Так как все это не соответствовало никакой истине, какая нам разница, какой народ каких богов придумывал? Истина не может быть принадлежностью одной нации. В ветхозаветные времена она являла себя праведному Иову или Мелхиседеку. Мелхиседек, царь Салимский, не был из еврейского народа, но сказано, что он был священником Бога Всевышнего. Служители истинного Бога встречались в разных уголках нашего мира. Даже у язычников сохраняются тайные предания (это изучалось, и религиоведы это знают), где есть первоначальная вера в Единого Бога.

То есть не только иудеи ее сохранили?

– У людей изначально была вера в Единого Всемогущего Бога, Которого называют Небесным Отцом и Который в Своих руках содержит все.

В преданиях разных народов говорится по-разному. Иногда говорится, что люди утратили связь с Небесным Отцом именно из-за проступка женщины. Дальше уже появляются боги или духи, с которыми люди вступают в магическую связь. Скрытые же тайные предания сохраняют в себе следы некой первоначальной религии, когда присутствовало знание о Едином Высшем Боге. А язычество – это ложь.

Господь избирает Авраама, от него идет богоизбранный народ, который тоже часто уклонялся от истинного пути. Но когда Сын Божий воплощается, приходит, веру Свою Он обращает ко всем народам, поэтому христианство не связано с какой-то конкретной нацией.

Человек может думать, что к нам пришла некая экспансия в виде религии, но нет, это был добровольный выбор наших предков. А кто-то считает по-другому, изображает всякие коловраты. Бывает, стоишь в пробке и видишь машину с таким значком.

– Сейчас это модно. Неоязычество не имеет никакой связи с древним славянским язычеством. Это новодел, когда пытаются создавать что-то свое и примешивают современную экстрасенсорику и мистическую литературу, что-то заимствуется из древнего язычества… И не было письменности, сохранившей бы все эти представления. А когда мы что-то черпаем из древних источников, там просто жуть – людей приносили в жертву… Князь Владимир, еще не принявший Крещение, ходил походом на ятвягов. Поход завершился победой, и жрецы в знак благодарности решили принести в жертву человека. Бросили жребий, и он выпал на отрока Иоанна – сына варяга Феодора.

Феодор и Иоанн были христианами, и они отказались участвовать в этом жертвоприношении. Они исповедали Христа, обличили язычество, за что были убиты и стали первыми почитаемыми на Руси мучениками. Этот их поступок сказался на сознании князя Владимира. К чему я это говорю? К тому, что язычество несло смерть, оно требовало жертв, и жертв человеческих. В христианстве же другая ситуация. Господь Иисус Христос не требует человеческих жертв. Наоборот, Он Самого Себя принес за людей в жертву. По любви к роду человеческому Он предал Себя на распятие и умер за грехи всех людей, чтобы искупить их и открыть им дорогу к Небесному миру.

В язычестве же боги были потребителями. Они все время требовали, чтобы люди что-то им приносили, жертвовали, задабривали их, и взамен они могли что-то дать человеку как бы по договоренности. Например, земледелец приносил какую-то жертву и ожидал, что в ответ Бог подаст ему еще больше плодов.

А в христианстве все не так. Для Бога ценен сам человек, потому что именно он – образом Божий, наделен бессмертной душой, призванной к вечной Небесной жизни. Человек в христианстве – венец творения, возлюбленное чадо Божие.

В язычестве этого нет. Кто-то из античных авторов писал, что мир существует для богов, а люди в нем как мыши в доме. Мыши бегают по дому, а человек их гоняет. Так и люди, которые могут попасть под руку какому-нибудь богу – Сатурну, Юпитеру... В христианстве очень высокое место отводится самому человеку, и христианская вера намного выше, чем вера языческая.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. А я живу одна. Я хотела бы узнать, как у меня обстоят дела».

– Вы не одна, с вами Сам Господь Иисус Христос. Я так понимаю, что вы крещены, поэтому вы – чадо Русской Православной Церкви. Смысл этих Евангельских слов не в том, что нам всем нужно где-то собираться. Даже будучи в разных местах, мы можем вместе о чем-то молиться. Конечно, было бы неплохо вам почаще посещать храм, Божественную литургию, ведь на Литургии собираются христиане, они вместе молятся, и Господь наделяет всех присутствующих Своим благословением.

Не нужно думать, что эти слова Спасителя означают, что если в данный момент вы одна, то вы лишены Божией помощи, лишены присутствия Господа. Вы все равно остаетесь чадом Церкви Христовой, а в Церкви Христовой каждый наделяется какими-то дарами. У мирян тоже великое призвание. Если мы, священники, приходим в храм и видим, что в храме нет мирян, то мы понимаем, что, наверное, в храме не хватает чего-то главного, потому что богослужение предполагает участие в нем молящихся.

Если же мы только сидим дома, смотрим телевизор или беседуем с соседями, а в храм не приходим, то лишаемся Божия благословения. А когда вместе собираемся в храме, Господь обильно, наиболее явно дает нам Свою благодать. Эта благодать сохраняется с вами и после того, как вы выходите из храма и приходите домой. И вы вроде бы одна, но чувствуете, что Господом вы не оставлены.

Записали:
Софья Горбачева
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс