Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1159) → Протоиерей Евгений Попиченко: Нельзя идти против Бога

Протоиерей Евгений Попиченко: Нельзя идти против Бога

№22 (1159) / 6 июня ‘22

Благая часть

Неделя о расслабленном. Каждый человек имеет эту немощь – расслабленность души. Чаще всего это выражается в унынии – не в смысле таких тягостных состояний души, как тоска, печаль, тревога, а в смысле отсутствия духовной бодрости, когда у человека не хватает сил на духовное: «Я устал, я так поздно пришел с работы, у меня нет сил взять в руки молитвослов. Только бы перекусить, к подушке прижаться… завтра помолюсь». А покушал – включил телевизор. И два часа – какие-то истории, события, фильмы. Или только к подушке прилег – телефон звонит. «Алло!» – и сорок минут… Откуда берутся силы? Куда девается сон?

Но в том-то и тайна этой болезни: все, что касается духовных усилий, у человека вызывает неимоверные трудности. Книжечку берет – через полстранички засыпает, на молитву встает – мысли путаются, и тут же переворот происходит внутри – начинается какая-то светская, мирская история с любопытством, со слухами-сплетнями, новостями, и у человека сразу все включается: и память начинает работать, и внимание, он что-то рассказывает с эмоциями. Вот так проявляется наша расслабленность, наша духовная немощь.

И вот Евангельский расслабленный. Господь его исцелил и для чего-то дал ему такое послушание: встань, возьми постель твою и ходи. Ну, исцелился, встал, пошел – зачем брать постель, зачем с ней ходить, зачем привлекать к себе внимание? Это же такая картина: человек выходит на улицу города с раскладушкой днем, все на него смотрят. Зачем это нужно?

Но для чего-то Господь так повелел. А тот послушался, не стал размышлять. И когда фарисеи и старейшины увидели, что он с этой постелью идет (а была суббота), они забеспокоились, потому что видели в этом нарушение закона. Был бы без раскладушки, вероятно, это прошло бы незаметно. А тут он выполняет дело – что-то куда-то несет.

Они его призвали и говорят: сегодня суббота, не должно тебе брать постели. А тот отвечает: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Они спросили, кто Тот Человек, он ответил, что не знает, потому что Господь, исцелив его, скрылся в народе. Потом они встретились в храме, и Господь ему говорит слова: вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Господь открыл ему Себя, а человек пошел и рассказал об этом иудеям. Тоже всегда такой вопрос: зачем он это сделал? Какие были мотивы? Вроде Христос ему ничего плохого не сделал. Больше склоняемся к тому, что он поступил так по простоте своей, незамутненности. Его старшие спросили, кто этот Человек, он, узнав, без всякого злого умысла идет и рассказывает, что это такой-то.

Тем самым злоба иудеев в отношении Христа усилилась. Хотя Он ведь – Господин субботы, Он субботу назначил. И Он в субботу все время совершает какие-то дела – мы неоднократно это встречаем в Евангелии.

Господь как бы все время задает Своими делами такой вопрос: «Суббота для человека или человек для субботы? Закон для человека или человек для закона? Вы сердце-то включайте, голову-то включайте: если у вас осел в субботу падает в яму, вы же его вытягиваете, чтобы он не мучился. Но если вы о животном заботитесь, почему к человеку такое небрежение? Почему исцеление страдающего много лет недугом паралича вас так возбуждает?»

А потому, что, когда гордость и ненависть в сердце, оно слепнет, и человек видит только свою идею, свое желание и стремится его всячески исполнить. И вот уже окаменело сердце, ослепились очи, закрылся слух – именно по этой причине: гордость, злоба и ненависть. И Господь все время пытается сподвигнуть людей увидеть себя как бы со стороны, понять: нельзя идти против Бога, Он Господин и субботы.

Еще один момент из этой истории хочется обсудить, осмыслить. После своего исцеления расслабленный пошел не вкусно поесть, не развлекаться, не удовлетворять какие-то долго накопленные желания. Господь его встречает в храме. Удивительный эпизод. Казалось бы, незначительный. Но все-таки человек после своего исцеления проделал определенный путь и дошел до храма. Для чего? Наверное, чтобы поблагодарить Бога. То есть для него храм и Бог находятся в одной плоскости. И там расслабленный встречает Господа Иисуса. Между ними происходит общение. Господь ему дает следующую планку: «Иди и не согрешай больше, чтобы болезнь не вернулась». Такая взаимосвязь греха и страданий, греха и болезни.

Причинно-следственная связь действительно такая. И всякий, кто грешит, неизбежно оказывается в расстроенном душевном, физическом состоянии. Безусловно, и в духовном.

Мы живем, и очень-очень редко наше сердце подвигается к благодарности. А так, чтобы еще и прийти в храм… Ну да, может быть, мы где-то скажем: «Слава Богу», как присловье. Но вот так, чтобы сделать усилие, прийти в храм, постоять перед Богом, поблагодарить Его?.. Расслабленный смог. Его сердце не испортилось от получения блага, оно стало еще более расположено к Богу. В храме он лицом к лицу встретился со Христом, как и в каждом современном храме человек может встретить Христа. Но для этого его сердце должно искать этой встречи.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Игорь Лунёв
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/564111;
https://tv-soyuz.ru/04646

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс