Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1158) → Протоиерей Вадим Буренин: Как преодолеть равнодушие?

Протоиерей Вадим Буренин: Как преодолеть равнодушие?

№21 (1158) / 1 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи: «Как преодолеть равнодушие». В том числе как преодолеть равнодушие к Церкви. Отец Вадим, я думаю, что именно Вы можете раскрыть эту тему в полной мере по той причине, что Вы не равнодушный человек. Я знаю Вас много лет и не помню ни одного случая, чтобы люди, обратившиеся к Вам за словом, за помощью, не получили ее. Вы – настоящий добрый пастырь, люди, приходившие к Вам в храм с обидой на Церковь, обстоятельства, всегда находили у Вас слова утешения.

Равнодушие – это беда современного общества, но ее мы оцениваем как христиане. Так часто бывает, что люди воспринимают равнодушие как защиту в ситуациях, с которыми не могут справиться. Сталкивались ли Вы в своей жизни с равнодушием? В том числе с равнодушием людей, облеченных не только светской, но и духовной властью? Как его преодолеть?

– Я встречал равнодушие, и встречал многократно, но хотел бы начать с обращения. Возлюбленные братья и сестры, проявляйте внимание к нашему православному телеканалу «Союз». Он нуждается в вашей помощи. Ваше участие будет перед Богом важным свидетельством того, что вы неравнодушно относитесь к телеканалу. Не будьте просто потребителями, активно участвуйте в жизни нашего общества, нашей Церкви. Помогайте православному телеканалу «Союз».

Многие из вас в православных храмах встречают людей, трудящихся на благо Церкви. У вас, наверно, всегда есть возможность подойти к ним и сказать теплое, доброе слово или же чем-то помочь. Это очень важно и очень нужно, потому что каждый раз мы должны начинать с самих себя. Мы можем не пройти мимо не только в той ситуации, когда нас попросили об этом, но и тогда, когда мы действительно можем сделать что-то полезное. Не формально, не ради галочки. Формализм никому не нужен – не нужен вам, тем более не нужен Богу. А окружающим ваше формальное отношение будет в определенной степени и оскорбительным, если что-то будет делаться с презрением (как говорится, с барского плеча). Это совершенно недопустимо.

Мы вспоминаем святых угодников Божиих: какая была в них любовь, насколько они ответственно относились ко всему тому, что было вокруг. Их любовь была деятельной. И ответственность была, и она помогает нам видеть в этих людях пример, достойный подражания. У нас на приходе есть многодетная семья, дети еще небольшие. Не так давно у нас в церковном доме стало некому убирать после занятий воскресной школы. Поскольку дети из этой многодетной семьи посещают воскресную школу, то их матушка решила помочь церковному дому. И вечером вместе со своими детьми приезжает и каждому дает задания, сама тут же берет ведро, швабру и показывает им своим примером, как нужно быть неравнодушным и внимательным. И дети учатся, видя такой пример. Я думаю, когда они вырастут, будут хорошо воспитанными, у них будут такие моральные и нравственные качества, которые помогут им жить во славу Божию. Такой пример достоин подражания.

Сегодня мы вспоминаем Святого угодника Божия Царя Николая II. И я хотел бы вам зачитать то, что мне кажется очень важным. Как наставляла Императрица Александра Фео-доровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала ее вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней». Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулезных больных, то посылала к ним дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале наравне с другими медсестрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

О чем это говорит? О том, что люди жили и воспитывали своих детей в нравственных качествах, достойных подражания. Многие православные христиане, которые читают о жизни святых угодников Божиих, стараются подражать их христианской жизни. Современное общество на сегодняшний день показывает нам немало проблем. С проблемами нужно разбираться, потому что, к сожалению, мы видим и определенные чудовищные вещи. Например, блогер может в центре Москвы, на Арбате, увидев семью с ребенком, подойти к женщине и дать ей пощечину, потом убежать. Реакция мужчины: он бежит за блогером… И это все снимается. Многочисленные охранники, находящиеся в тот момент рядом, равнодушно отвечают, что это бизнес, так блогер зарабатывает деньги. Они не видят в этом ничего предосудительного и считают, что на сегодняшний день это норма жизни. Ненормальность становится для кого-то нормой жизни. То, что совершенно недавно было в нашем обществе недопустимым, преподносится таким образом, что для определенной части нашего общества становится нормой жизни.

Вопрос телезрителя: «Как говорят, с молчаливого согласия равнодушных совершаются самые страшные преступления. Христос не обличал ни блудниц, ни мытарей, а обличал кого? Самое страшное обличение: горе вам, фарисеи и лицемеры. Лицемерие – самое страшное. Поэтому для того, чтобы преодолеть равнодушие, нужно искоренить в первую очередь двойные стандарты. Как Вы считаете?»

– Я тоже вспоминаю слова Священного Писания, они актуальны на все времена: алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня (Мф. 25, 35). Христос и дальше говорит, что мы должны проявлять внимание к тем, кто в этом нуждается. Мы должны быть внутри цельными людьми. Не двоедушными, не лицемерами, а теми, кто воспитаны как чада Божии, потому что, если человек имеет в себе настоящую, подлинную любовь к Богу и ближним своим, он будет вести себя соответствующим образом. И нужно работать над собой, много трудиться, созидать в себе то, что важно, а важное – это любовь.

Мы часто видим, что люди пытаются что-то сделать чисто формально. Например, создать семью (официально зарегистрировать брак, повенчаться), но проходит совсем немного времени, и оказывается, что они друг другу совершенно посторонние, и они расходятся. Потому что не было любви настоящей. Такой, которая была бы в Боге и предполагала, что перед тобой тот, с кем ты хочешь вечно пребывать в Боге.

Люди создают семью потому, что они хотят всегда быть вместе. Не только сегодня или завтра, а всегда. И очень важно: когда есть ответственность за свои собственные чувства, то и Господь помогает таким людям, Он дает им благодать Свою, чтобы они могли нести свой крест и любовь в себе возгревать. И другая ситуация, когда человек пытается решить свои сиюминутные вопросы, свои желания, которые у него в данный момент есть. На пьедестале у него может быть сегодня – одно, завтра – другое, послезавтра – третье. У него нет на пьедестале Христа, а есть вещи временные.

Сегодня день памяти Иова Многострадального. Когда мы вспоминаем эту историю, то понимаем, что он лишился всего – богатства, детей, друзей, но отказался хулить Господа и, уповая на Него, не только выжил, но и обрел все заново. Мы часто проявляем равнодушие, не желаем прощаться с наслаждением и накопительством. Может быть, это ведет нас к равнодушию? Это отягощает душу таким образом, что мы в рюкзаке своем одни камни несем? И эти камни мы несем в жизнь вечную.

– Здесь очень важен внутренний настрой. С чем человек живет? Что у него в жизни в приоритете? Есть ли установка, которая ему поможет быть человеком с большой буквы... И многое зависит от того, насколько ценишь себя как личность, относишься к себе с любовью.

Вспомнились годы Великой Отечественной войны. Я вспомнил своих дедов, вспомнил всех тех, кто сражался за Родину. И у тех, кто верил в Бога, и у тех, кто уходил на войну и помнил, что дома осталась семья, дети, была величайшая ответственность: надо было победить врага, не пустить врага, не погибнуть. Мы вспоминаем многие сюжеты Великой Отечественной войны. Вспоминаем в Сталинграде дом Павлова, который стоял дольше, чем многие сдавшиеся страны. Он стоял потому, что мы действительно сражались за Родину. Один из моих дедов поднимал боевой дух людей в блокадном городе. Это была очень сложная задача: помочь людям сохранить в себе веру.

На сегодняшний день перед нами тоже стоит такая задача: помнить о заповеди «не убий», потому что убить в человеке веру тоже можно. Нам нужно помогать тем, кто имеет духовно-нравственные ориентиры, ведь если мы не будем помогать окружающим, то забудем, что Господь говорит: Вы – свет мира (Мф. 5, 14). А свет должен светить. Каждый человек, живущий со Христом, должен источать свет любви. А когда он источает свет любви, то вокруг все преображается. И это очень важно. Созидается Божий мир. Мы никогда не строим непонятно что, мы жили и живем так, чтобы было водительство Божие, водительство Духа Святого.

Вспоминая каждую страничку истории нашей Святой Руси, мы вспоминаем о том, что с нашими предками всегда был Господь. Как бы ни называлось то государственное образование, которое было на территории Руси, все жили с тем, что мы – христиане, и мы должны здесь сохранить веру в истинного Бога. Это остается по сей день для нас очень и очень важным. Для нас, современных людей, очень важно не проходить мимо, не быть равнодушными в тех или иных обстоятельствах, требующих от каждого из нас, чтобы мы проявили именно свою человечность, то есть любовь, ответственность за все то, что вокруг происходит. Легко сказать: «Моя хата с краю, ничего не знаю». Многие так и говорят. Но мир не без добрых людей, и в нашем обществе много милосердных и сострадательных людей.

Сейчас такое время, когда много обманщиков, пытающихся лишить пожилых людей жилья, совершить какое-то злодеяние. Мне известны юристы, совершенно бескорыстно помогающие людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. И эти ситуации разрешаются благодаря именно неравнодушию других. Те, кто помогает, не получают за это никакой материальной выгоды, в газетах об этом не пишут. Тем не менее они совершают то, что считают нужным, потому что не могут мимо несправедливости пройти.

Вопрос телезрителя: «Когда человек творит добрые дела, он не должен ими гордиться. А какими делами можно гордиться?»

– Для нас, современных людей, иметь греховные чувства недопустимо. Что такое грех? В буквальном переводе это промах, когда человек промахивается. Он должен попасть в цель, но промахнулся. И когда вы совершаете доброе дело и оно доходит до адресата, вы не промахнулись, а совершили то, что должны были. Мы крестимся и говорим: «Благодарим Тебя, Господи, что Ты помог нам потрудиться, что предоставил такую возможность потрудиться и мы исполнили то, что должны были исполнить». Мы всегда должны благодарить Господа. Если будем благодарными, то Господь, видя это, будет дальше нам давать возможность совершать дела любви, милосердия, сострадания, проявлять внимание.

Когда мы говорим про гордость, то говорим о том, что человек не должен отступать от Бога. И если у вас есть чувство радости, радости о Господе, что вы помогли кому-то, тогда вы действительно имеете в себе именно благодать Божию, ее Господь вам дал за конкретное дело. А если внутри есть дискомфорт, вы испытываете внутреннее состояние, лишающее вас мира и покоя, то надо разбираться, в чем дело, почему так происходит. Тут как раз вопрос к духовнику – вы можете прийти к нему и рассказать о той конкретной ситуации, которая у вас была, и попытаться с ним разобраться, что действительно вас тревожит, заставляет задуматься, что здесь не так.

Мы часто оправдываем свое равнодушие теми или иными жизненными обстоятельствами. Например: у меня и без того тяжелое финансовое положение, чтобы кому-то помогать, недостаточно здоровья, чтобы пойти потрудиться физически. Оправдательные внутренние мотивы помогают процветанию равнодушия: жадный говорит, что он бережливый, завистливый, что рассудительный, и так далее. Равнодушие само по себе никак не выглядит, оно не обличает, оно невидимо, как радиационная болезнь. Как увидеть в себе зачатки равнодушия?

– Необходим духовник. Духовник поможет и что-то подскажет, потому что самому человеку разобраться во всех ситуациях практически невозможно. Нужно, чтобы со стороны кто-то подсказал, ведь что со стороны виднее. Это составляющая нашей духовной жизни. Когда мы чувствуем что-то неладное в себе или нам кто-то что-то сказал (есть же такие правдолюбы, которые говорят все прямо), в этой ситуации нужно обратиться к духовнику и спросить духовного совета, духовной помощи, потому что мы сами разобраться полностью не сможем.

Может быть, необходимо привлечь еще специалиста, чтобы тот или иной вопрос стал более понятен. В наше время человек может просто заболеть, у него может быть нервное или психическое расстройство в результате тех или иных событий. Бывают такие ситуации, когда люди, живущие в коммунальной квартире, между собой ссорятся. Чтобы разрешить конфликт, нужно иногда прибегать к помощи определенных специалистов.

Важно, чтобы сам человек имел соответствующий настрой, чтобы он чувствовал, что ему нужна помощь, и не боялся того, что ему помогли, в том числе и специалисты. Это не обязательно врачи, могут быть специалисты в разных областях.

Важно постоянно жить с Богом, стремиться к тому, чтобы жить в общине. Община помогает, она не оставляет один на один с проблемой. Человек может поговорить со своим духовником, а духовник попросит представителей общины помочь в той или иной ситуации. Находясь в общине, можно прожить свою жизнь именно с Богом и разрешать многие ситуации.

Сегодня Господь меня сподобил отпеть прихожанку нашего храма. Она была одинокой, прожила восемьдесят с лишним лет, слава Богу, постоянно общалась с прихожанами, жила в общине. И мы, как смогли, помогли ей в конце жизни: навещали, не оставались равнодушными, помогали по дому, выполняли мелкий ремонт и так далее.

Для одинокой женщины община храма стала семьей...

– Да. Когда ей понадобилась другая помощь, мы попросили, чтобы в нашей больнице Ксении Блаженной ее приняли, и до своей смерти она находилась в этой больнице, слава Богу. Она получала там профессиональный уход, заботу и любовь.

Там есть и храм, и священники, можно причащаться каждый день. Я хорошо знаю эту больницу и понимаю, что вы стали для этой женщины семьей.

У Вас как у пастыря есть замечательный талант – Вы умеете слушать. Как научиться слышать и слушать своих близких, чтобы увидеть свое равнодушие, если оно возникает?

– Только через молитву и обращение к Господу. Я каждый раз прошу Господа, чтобы Господь мне помог, вразумил и просветил меня, чтобы я мог тому или иному человеку помочь. Помочь так, чтобы эта помощь была не формальной, а во славу Творца и Создателя нашего. И Господь не оставляет, а помогает, вразумляет. В данном случае я становлюсь проводником воли Божией, когда кому-то помогаю, кого-то благословляю его, а кого-то провожаю в мир иной. Для меня важно, чтобы, выслушав человека, я не убил в нем надежду. Нельзя убивать надежду, каждый должен жить с надеждой, чувствовать, что есть возможность преобразиться, поработать над собой, чтобы стать человеком Божиим и потрудиться здесь, на земле.

Неоднократно были такие случаи, когда люди рассказывали, что они действительно жили тем, что надеялись на помощь Божию, что Господь не оставит. Есть даже воспоминания наших прихожанок, которые уже отошли в мир иной, о том, насколько им помогло общение с пастырем. И в книгах мы читаем, как современные пастыри помогают людям. Главное, что эта помощь своевременная. Не отложенная помощь, когда нужно записаться к кому-то на прием и прийти через несколько дней, а помощь здесь и сейчас.

Пастыри своевременно помогают, если они в состоянии помочь, потому что они служат Богу и людям не ради корысти, а именно из любви. И они чувствуют ответственность за паству, данную им Господом. Это может быть не очень большая паства, например, в деревнях, селах. Но у них есть такая ответственность.

Знаю современных пастырей, которые действительно могут выслушать каждого, к каждому относятся с любовью, пытаются все растолковать. У меня бывают такие случаи, когда нужно с человеком побеседовать. Иногда приходится вечером говорить и час, и два, и три. Смотришь – уже полночь, и только-только заканчивается духовная беседа, потому что у человека много чего накопилось за жизнь. Но, оказавшись в храме, он встретился с Богом.

Я вспоминаю митрополита Антония Сурожского. Есть хороший фильм «Встреча», рассказывающий о том, как святой оказался в Церкви. Я, бывает, в храме молюсь и в 11 часов ночи, и в час ночи. Люди подъезжают и заглядывают на огонек. Я с ними беседую, и они уходят из храма совсем в другом состоянии, уходят с желанием дальше жить по-христиански. Это радость и для меня, и для них.

И Господь радуется тому, что есть в России такие пастыри Церкви, которые трудятся во славу Божию. И не только пастыри. У нас и мирян много, милосердных и сострадательных, они не проходят мимо тех, кому нужна помощь. Наш приход окормляет городской онкологический центр, там трудятся те, кто считает, что нельзя равнодушно относиться к нуждающимсяся в помощи, и они хотят посильно помогать не деньгами, не медикаментами, а вниманием. Там работают настоящие сестры милосердия, потому что это их внутренняя потребность. Не один и не два года, а постоянно. И миряне, и священнослужители – мы совершаем одно общее дело.

Записали:
Наталья Мухлынина
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс