Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1158) → Иерей Олег Патрикеев: Можно ли быть христианином сегодня?

Иерей Олег Патрикеев: Можно ли быть христианином сегодня?

№21 (1158) / 1 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы возникла из письма. Некто Василий написал, что ему кажется, что в наше время быть христианином просто невозможно по той причине, что, например, у него все друзья – неверующие, и как только они узнали о том, что он ходит в храм, подняли его на смех. Более того, его родители – неверующие люди и очень плохо относятся к желанию Василия посещать храм. Он пишет, что мало что в этом понимает и поэтому посещает храм редко, только на праздники. Поэтому и возникает вопрос: разве можно быть христианином сегодня? Вы, наверное, ответите, что не можно, а нужно, но давайте попробуем разобраться.

– Для начала нужно понять, кто такой христианин. Мы можем попросить научить нас быть поваром. Хорошо быть шофером, пусть нас научат. Помните детское стихотворение? А вот стать христианином намного сложнее. Первый вопрос, который задал бы нам Христос, а этот вопрос задавался, и задавался он устами мучителей в первые века на допросе: «Ты христианин?» Тогда от ответа на этот вопрос зависела вся твоя жизнь, жизнь твоих детей и судьба всего того, что было нажито непосильным трудом. Если ты положительно отвечал на этот вопрос, то ты подписывал себе и своим детям смертный приговор.

Вопрос к нам: «А я христианин?» Для начала надо положительно ответить на вопрос, а готов ли я им быть. Конечно, сейчас этот вопрос у нас не возникает – в России нет гонений на Церковь, и мы находимся в благодатной среде, где можно не просто говорить о Христе, а даже показывать фильмы и вести передачи, о которых 30 лет назад люди мечтали и боялись даже себе представить. Прошло время, и у нас это происходит. Дух развивается, и мы видим, что сейчас можно отвечать на такие вопросы положительно. Во-первых, ты не обманешь ни себя, ни Христа. Потому что тот, кто принял Христа, – верующий человек.

А кто такой верующий во Христа? Я верю во Христа? Ведь ответить сейчас на вопрос, христианин ли ты, можно так: «Да, я крестик ношу. У меня он даже, как у Вас, батюшка, только золотой». По-всякому можно ответить. А вот тогда ответь мне на следующий вопрос, а веришь ли ты в Него? Теперь начинается Символ веры, теперь начинаются дела во имя Христа, теперь начинается подтверждение твоей веры. Если это все есть, ты можешь называть себя христианином. А если нет? А если проблемы? А если, как у Василия, начинаются внутренние и внешние гонения? Так это и есть показатель того, что ты избрал правильную дорогу. Если тебе аплодируют, то ты катишься вниз. Если тебя в начале пути кто-то сдерживает и не дает идти ко Христу, значит, ты точно идешь ко Христу.

Я думаю, что надо еще вспомнить о том, где и когда началось христианство. Мы должны знать Деяния святых апостолов, должны понимать смысл рождения христианской Церкви. Если я член этой Церкви, значит, я – тот, кого Господь избрал стать членом Церкви. В нашем организме миллиард миллиардов клеточек. В чьем-то другом, может, даже больше. Ведь каждая клеточка может называть себя тем, кем я являюсь. Она может сказать: «Я – отец Олег, и я принадлежу к нему». То же самое происходит и с телом Христа. Ведь Он как Богочеловек впитывает и вмещает в себя всех крещеных, тех, кто стал христианином. Каждый из нас, крещенный по православному таинству во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, становится Его клеточкой. Значит, мы все вместе составляем Его тело. Но ведь каждая клеточка работает не на себя. Мы знаем, что клеточка, которая пожирает другую, – раковая. Их надо обрабатывать, иногда дело даже доходит до операции. А вот клеточка, которая отдает, работает.

Я перед Крещением людей спрашиваю, а давно ли они причащались, а понимают ли они, что Кровь Христа – это та сила, что питает клеточку, питает человека, который может отдать свою энергию следующему человеку, следующей клеточке. Если ты не питаешься Кровью, что с тобой будет? Давайте палец сильно перевяжем, он не будет получать кровь, и что с ним будет? Он посинеет, через три дня будет еще хуже, а потом надо будет доктора вызывать. То же самое происходит с членом Церкви, который не впускает в себя Кровь Христову. Видите, сколько я показал аспектов того, как можно понять, является человек христианином или нет.

Когда мы говорим о том, можно ли быть христианином сегодня, на нас сваливается очень много таких проблем, с которыми мы можем не справиться: очень много соблазнов, очень много разных мнений. Очень сложно выстоять. В этом случае христианин может вообще в принципе сомневаться в том, что ему говорят, в том числе и священники?

– Сомнения сомнениям рознь. Есть ересь, она сомнениям не подлежит. Ее надо отвергать. Есть учение святых отцов, и сомневаться в Святой Троице или в церковных постулатах, которые должны быть аксиомой, нельзя. Тогда это уже будет падение. Враг сразу проявится, если ты хотя бы немножко засомневаешься.

А вот о разногласиях, которые должны присутствовать в богословских размышлениях, даже писал апостол Павел: Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Это необходимо, чтобы понять, что есть Дух, прочувствовать это. Ведь все соборы руководствовались Святым Духом. А сколько человек приходило? Сколько было митрополитов, епископов? Но вдруг часть из них говорила, что нужно так, а часть из них говорила, что нужно по-другому. Та же ересь Ария, которая была осуждена. Ведь было много ариан. А Дух Святой говорит, что нужно так, и все. Кто-то из ариан каялся, кто-то уходил в подполье. Но факт остается фактом: Святой Дух явственно показывает, что множество людей думали одинаково. Дух Святой просвещает человека.

Сомнения могут быть у новоначального, который начинает искать истину. Христос нам говорит: познаете истину, и истина сделает вас свободными. А от чего нам быть свободными? Как-раз от этих помыслов, от ересей, от расколов, от различных неправд, они в голове могут примешиваться к информации, которая приходит. Кто даст нам критерий этой истины в голове? Пилат говорит: «Что есть истина?» У него голова так болела от этих всех проблем. Там одна информация, тут – другая. Где истина? А перед ним вдруг становится Истина, перед ним – Христос. Вот в Нем вся истина. Ищите Христа, и тогда истина нам откроется, и сомнения отпадут. Они станут двигателем для поиска.

Но искать надо не просто в интернете. Искать нужно у хороших учителей, у профессоров богословия. Может, даже нужно общаться с ними тет-а-тет, искать возможности поучиться. Когда я пошел учиться, я понял, что мне не хватает богословского образования. Потому что я встречался с запрещенными в России свидетелями Иеговы, и понимал, что мне не хватает образования, чтобы с ними общаться. Я думал, что сейчас шашкой их все порублю, но нет! Там сидят серьезные богословы. Пошел учиться и свой первый диплом я защитил как раз о беседах со свидетелями Иеговы о божественной природе Иисуса Христа. Потому что это самая главная причина, по которой они отпали. Удивительно, что они не сомневаются в своей ереси. Убежденность в ереси – вообще тяжелый случай. Там уже немножко проблемы с психикой.

Вернемся к письму Василия. Он говорит, что друзья подняли его на смех, когда узнали, что он ходит в церковь. Действительно, для молодых людей друзья, подруги – огромная составляющая их жизни, иногда даже более важная, чем родители. И мнение молодого человека формируется из отношения к этому друзей. Что в этом случае делать? Легко сказать, что это не друзья...

– Нет, они остаются друзьями. Невозможно просто взять и вычеркнуть из своей жизни людей, которые окружают тебя в школе, на работе. Многие могут подумать, что это всего лишь увлечение, мол, увлекся человек, стал ходить в храм, нам-то какая разница. Но, видимо, у Василия возникает желание показать христианство, может быть, даже проповедовать. Новоначальные часто этим занимаются, им кажется, что сейчас они расскажут о Христе, и все моментально за ними пойдут. Я сам через это прошел, но потом понял, что надо не говорить, а больше показывать своей жизнью и в молитве просить, чтобы Господь открыл человеку самого себя. Это уже другая стезя. Господь знает, что в своей гордости можно присвоить себе, своим заслугам то, что тот или иной человек пришел в храм. Поэтому надо скромно молиться за другого, и, если он вдруг придет в храм, это будет счастье.

Вопрос телезрительницы из Тамбова: «Если мне человек очень не нравится, можно сказать, я его ненавижу, Господь услышит мои молитвы о нем? Я имя этого человека написала в помяннике, но душу не вкладываю в молитву за него. И не знаю, поминать его или не поминать...».

– То есть у вас в жизни есть кто-то, кого вы очень сильно не любите. Давайте поразмышляем, потому что вопрос очень важный. Мы часто в своей жизни встречаемся с людьми, которые потом оказываются для нас проблемными. Поначалу мы, может быть, дружим, вводим их в семью, а потом случается конфликт. Даже в семьях бывают такие конфликты, что люди разводятся: только любили друг друга – и вдруг ненависть. При этом человек ходит в храм, хочет молиться, причащаться, а на душе – камень. Как простить? Ведь это обида. И здесь серьезное действие темных сил. Потому что Бог только соединяет. А задача дьявола – разлучить людей: мужа с женой, детей с родителями и так далее.

Как простить человека? Как за него молиться? Совесть вам подсказывает, что какой-то шаг недоделан. И помолиться хочется, но и вопрос возникает, услышит ли Господь молитву. Он услышит, но Он ведь тоже просит о чем-то. Например, когда мы подходим к иконе Николая Чудотворца и просим его помочь, святой ведь тоже говорит с нами. Например, он просит нас помочь нищему, который стоит рядом с протянутой рукой. Но мы этого не слышим. Мы забиты своим горем, своими проблемами и просим, чтобы наши просьбы выполнили.

Вам кажется, что этот человек вас обидел. Но еще неизвестно, кто кого обидел и почему так произошло. Если на Страшном Суде это откроется, вы увидите, что, возможно, и вы были в чем-то неправы. Для начала надо в этом раскаяться. Подойти к священнику, объяснить ситуацию. И это будет первый стежок, который поможет затянуться вашей ране. Милостью Божией вы начнете понимать, что были виноваты, каяться, что были причиной этой разлуки – и начнется соединение. Через какое-то время, когда вы будете за этого человека молиться, вы захотите, чтобы он вернулся в вашу жизнь, захотите увидеть его лицо и попросить прощения. Это же серьезное дело. На том свете мы встретимся со всеми теми, кого обидели. Поэтому надо здесь, на земле, решить все эти проблемы. Сказано в Священном Писании, что прежде чем идти к Богу, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (см.: Мф. 5, 23–24). Тогда Бог примет дар и исполнит то, о чем ты просишь.

У каждого из нас есть люди, думая о которых, сердце озлобляется, возникают нехорошие мысли. И мы избегаем общения с ними. Но если ты постараешься пообщаться с таким человеком, при этом не будешь кричать или обвинять его, а попробуешь выслушать, то становится легче.

Я сегодня был на богослужении в храме Петра Афонского и Ольги равноапостольной в деревне Морье. Там я увидел людей (их было мало), которые вместе разделяют радость Литургии. В больших храмах, где сотни людей, мы молимся вместе, но друг друга не знаем и постоянно осуждаем (например, кто-то нас толкнул или еще что-то). А потом спокойно идем на Причастие. Это христианство или нет?

– Конечно же, мы должны следить за своими мыслями. Например, тебе наступили на ногу в храме. Что ты должен сделать? Ответить: «Спаси Господи!»

Наступить на ногу в ответ, как делают маленькие дети, чтобы не поссориться.

– Или подставить вторую ногу. Нужно научиться сглаживать помысел. В нас живут естественные страсти, и они настолько преобладают, что мы естественно грубим, естественно хамим, естественно ругаемся матом. Наше греховное естество настолько нами обладает, что часто диву даешься, как человек в таком состоянии может находиться в храме. Поэтому нужен опытный духовник.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда было труднее быть христианином: во времена гонений или в наше время?»

– Хороший вопрос. Дело в том, что первые христиане жили не так, как мы сейчас живем. Они жили днем воскресным, всегда были в ожидании пришествия Господа, что вот сейчас придет Христос судить живых и мертвых и Его Царствию не будет конца. Этими словами из Символа веры они жили. Они не думали о завтрашнем дне, о заготовках на осень, не скупали сахар и гречку. Они жили ожиданием Христа. Как говорит Иоанн Богослов: Ей, гряди, Господи Иисусе! Потому и расставаться с жизнью было радостью: «Я умираю за Тебя и иду к Тебе».

Это как невеста, ждущая своего жениха. Каждый из нас помнит свою первую любовь, когда имя возлюбленной было главным в жизни, – она снилась, ты дарил ей цветы, не замечал ничего, ночью мог писать стихи. Вот так бы научиться любить Христа! Может быть, это звучит как-то по-человечески, но мы должны быть в Него влюблены...

Христос просит от нас одного – любить.

– Мы не понимаем, как можно влюбиться в Христа – это же Бог. Но почитайте акафист Иисусу Сладчайшему, например. Там такие красивые словосочетания по отношению ко Христу! Понимаешь, что именно так и надо Его любить. Попробуйте вспомнить свою первую любовь и перенесите это на Христа. Тогда вы поймете, кто такой христианин.

Сейчас в храмах читаются Деяния апостолов, и нам открываются очень интересные свидетельства о том, как жили апостолы, как жила Церковь. Впереди нас ждет праздник Вознесения, потом – праздник Троицы. После Пасхи мы все время говорим о Воскресшем Христе, приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!», но после Вознесения вдруг перестаем об этом думать. Возможна ли для христианина такая перемена ума, когда он решает, что теперь не будет говорить «Христос Воскресе!»?

– Я думаю, можно не говорить «Христос Воскресе!» постоянно. Это не значит, что мы в этом плане как-то разуверились. Дело в том, что мы живем церковным календарем, и каждое событие надо проживать. Мы же не можем одновременно проживать Воскресение Христово и Его распятие. Мы знаем, что за распятием будет Воскресение Христово, но мы должны пережить распятие. Мы живем жизнью той Церкви, которая была образована апостолами. Книга Деяний святых апостолов нам показывает, как нужно жить. То, что Христос Воскрес, должно быть не на устах, но должно быть закреплено в сердце настолько, что, когда тебя спросят, христианин ли ты, ты сможешь смело ответить, что христианин... Христос Воскрес не на пасхальных столах, не в куличах, а в сердце.

Возвратимся к письму Василия. Очень сложно человеку приходить к вере, о которой он не слышал с детства. Наше поколение еще застало времена, когда христианство было внове, и очень многие узнавали о вере почти как первые христиане и приходили креститься. Сейчас люди вырастают в благолепии храмов, и уже нет такого первоощущения. Как Василий к этому пришел? Родители не говорили ему о вере, друзья – атеисты. Откуда у Василия это желание, и почему он спрашивает, что делать?

– Вера приходит от разных источников. Главный источник – Евангелие. Вера от слышания, а слышание от слова Божия. Если мы читаем либо услышали Евангелие, то Господь нам приоткрывает Духом Святым ту завесу, которая есть в человеке темном, непросвещенном. Человек может быть крещеным, но потом забывает свои обеты перед Богом, темнеет, и лампада, когда-то зажженная, потухает. Это как «спящий режим» в компьютере: вроде включен, но не работает.

Когда человек читает Евангелие, он озаряется светом, исходящим от Евангелия. Или может загореться, услышав проповедь. Сейчас очень много проповедей можно найти в интернете. Послушал – и загорелся, открыл Евангелие, начал читать. И происходит изменение ума, метанойя. Человек вдруг понимает, что, оказывается, есть другая жизнь – со Христом, и это уже вечная жизнь. Он хочет узнать, что там, за гранью смерти. Страх смерти тоже приводит к познанию Бога. Мы знаем по раскопкам, что первые люди, например, хоронили умерших в позе эмбрионов. То есть уже тогда, в далекие времена, люди понимали, что на этом жизнь не останавливается и смерть является каким-то переходом.Это тоже хороший источник для познания самого себя, кто я есть.

Получается, что христианин – это просто благодарный человек. Можно так сказать?

– Да. Именно человек. Сначала надо стать человеком...

Не скотиной.

– Некоторые даже пытаются уйти от человечества своего, оставаясь в грязи. Но надо стать человеком с большой буквы. Потом будет проще найти Христа. Христос призывает нас обожиться. Бог и стал Человеком для того, чтобы человек стал богом.

Получается, что все очень просто.

– Надо просто включить свет в темноте.

Благословите наших телезрителей. Может быть, кто-то, такой же, как Василий, услышит Вас сегодня.

– То, что Христос Воскрес, – это истина. Ищите Воскресшего Христа. Он уже вас нашел, осталось только в это поверить.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс