Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1158) → Протоиерей Александр Никольский: Стяжание любви – это духовная работа

Протоиерей Александр Никольский: Стяжание любви – это духовная работа

№21 (1158) / 1 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, скажите, пожалуйста, когда Вы поняли, что счастливы в браке? Был ли такой момент в Вашей жизни: вот семейное счастье наступило?

– Я боюсь, если так его ждать, оно может не прийти. Бог есть любовь. У человека православного все начинается с Венчания, то есть с того таинства, которое дает возможность (потенциальную) эту любовь стяжать. Источник любви – Бог. Но как это происходит? Когда для этого работаешь. Семейное счастье – это плод правильной духовной работы.

Конечно, у многих бывает первоначальная влюбленность. Но мой опыт священника (поскольку через меня проходят сотни людей со своими судьбами, в том числе молодые, которые недавно женились, вышли замуж) показывает, что влюбленность тянет до какого-то момента, ее хватает на сколько-то лет. А потом она все равно проходит.

Иногда ко мне приходят молодые люди года через два после свадьбы, и жена говорит: «Батюшка! Любовь прошла, что делать?»

Это хорошо, что она Вас спросила, обычно разводятся...

– Да, но я имею в виду более или менее воцерковленных людей. Я отвечаю: «Замечательно. У тебя влюбленность прошла, займемся наконец стяжанием настоящей любви». Влюбленность иногда даже мешает, потому что это страстное чувство, естественное, немножко физиологическое.

Ничего плохого в этом нет.

– Нет, ничего плохого нет. Я никак это не осуждаю, это когда-то Бог устроил, и, если бы этого чувства не было, человеческий род, наверное, вымер бы, потому что не все доходят до духовной любви. Но все-таки настоящая любовь – дар Божий. Влюбленность тоже считается даром Божиим, но на самом деле это не совсем так. Это дар Божий в принципе всему человеческому роду, но это не духовный дар, не дар Духа Святого.

А стяжать любовь можно через работу над собой, через церковную жизнь, через борьбу с грехом в браке. Брак – это замечательно, чтобы познать себя и научиться бороться с грехом, потому что иначе у тебя семейная жизнь просто не получится. Либо ты разведешься, либо у тебя будет коммунальная квартира в современном варианте: каждый сидит со своим компьютером или лежит на диванчике со смартфоном, и встречаются супруги только иногда, чтобы перекусить.

Чтобы было понимание, требуется духовная работа. И когда ты эту работу ведешь с переменным успехом, естественно, у тебя через сколько-то лет возникает взаимопонимание. Ты начинаешь строить отношения с супругой не так: то поссорились, то помирились,а более осознанно. Ты понимаешь, какие моменты надо обходить, куда не надо лезть, а где, наоборот, надо настоять. Тогда возникает любовь.

Около десяти лет назад моей матушке позвонила ее знакомая, которая на тот момент только-только вышла замуж. Сейчас у нее много детей, она уже такие вопросы не задает. Матушка стоит с сотовым телефоном, и я слышу голос: «Ну, когда счастье-то придет? Когда радость-то будет?»

Когда радость будет? Когда Бог даст. Когда начнешь работать Богу, немножко смиришься, перестанут мучить многие вещи, которые задевают тебя только потому, что ты грешен. Ты хотя бы осознаешь, что это грехи, а не просто тебе не тот человек в жизни попался. Можешь сколько угодно партнеров сменить, а грехи все равно с тобой останутся, и у тебя все будет не так, как надо. И когда это осознал, смирился, начал молиться по-настоящему, тогда возникает мир в душе и теплые отношения.

Нужно, чтобы пришло осознание, что залог хорошей семейной жизни – это жертвенность по отношению к другому. Если этого нет, то счастья у тебя не будет. Если не научился жертвовать ради своего ближнего, особенно в семье, никогда не будешь счастлив. Но человеку современному, грешному, то есть эгоисту, трудно это осознать. Он считает: только то хорошо, что мне создает комфорт, когда мне жертвуют – это хорошо, когда от меня что-то требуют – это плохо. Когда человек переключится с этого, тогда у него возникает любовь, теплота. Я наблюдаю это у других людей. Любовь возникает, когда они перестают жаловаться: она такая, он такой. Когда поймут: «Ну да, он такой, он с недостатками, но его нужно любить. Он человек, и даже с очень большими достоинствами». Тогда достоинства начинают видеть, а к недостаткам снисходить, прощать их.

Да, это, наверное, даже некая тайна семейной жизни.

– Венчание – таинство, дар Божий. Но еще раз повторяю, он дается не просто так: «Иакова Я возлюбил, Исава возненавидел». Там было не просто так. Исав, как известно, отказался от первородства за чечевичную похлебку, поэтому Бог его так по-человечески не любил. А любил Иакова, который ценил то, что нужно было ценить. Когда у тебя истинные ценности, когда ты к ним стремишься, к тому, что в Евангелии написано, тогда Бог дает любовь. Потому что любовь, которая от Бога, неразрывно связана с заповедями Божиими.

Почему у нас такие проблемы, почему так много разводов? Насколько я знаю, даже в советское время институт семьи был достаточно крепкий. Я тогда не жил, но ведь создавались семьи, рождались дети, и было даже не очень прилично разводиться с женой.

– Даже могли проработать на партийном собрании.

Вроде бы понятно, были какие-то семена, они сеялись, может быть, еще с дореволюционных времен. А сейчас происходит просто какая-то вакханалия в этом вопросе.

– У нас еще ничего по сравнению с Западом, там новая этика.

Ладно с Западом, что ж мы-то делать будем?

– Я тоже об этом думал. Я застал поколение своих дедушек, бабушек – это люди, которые родились в начале ХХ века, то есть практически сто лет назад, в 1905–1907 годах, моих родителей, которые были 1930-х годов рождения, послевоенное поколение – мои тесть и теща, 1948 год рождения. Я наблюдал и в своей семье, и в других семьях, и есть некая статистика – к сожалению, целомудрие идет по нисходящей. Целомудрие, как известно, непосредственно связано с крепостью брака.

Немецкий офицер в 1942 или 1943 году написал известное письмо. С оккупированной территории отправляли русских девушек для работы в Германии. А немцы – люди пунктуальные, аккуратные, они провели медосмотр, в том числе гинекологический. И этот офицер, как человек без духовных мыслей, пишет докладную записку: «Мы эту войну проиграем: 95% девушек 18 лет, которых я отправлял в Германию, – девственницы». А офицер был врачом, он понял, что это связано со способностью сопротивляться в военном плане.

Есть некая целостность духа?

– Да, целостность духа. «Целомудрие» – это целостная мудрость. Люди современные этого не понимают, они думают: «Я погуляю до брака, а уж в браке, конечно, буду верен».

Так не получится.

– Это то же самое, что сказать: «Я буду пить до брака, пять-шесть лет каждый день до положения риз, а потом сразу брошу, остепенюсь». Или как с наркотиками, пусть даже легкими. А потом у человека уже зависимость от алкоголя, он хочет бросить – не может. С целомудрием то же самое.

Получается, этот грех тебя поработил.

– В том-то и дело, поработил. У меня были удивительные случаи, когда молодые мужья со слезами рыдали на Исповеди, говорили: «Я не знаю, что делать. Не могу хранить верность жене. У меня что-то щелкает, и я не могу себя заставить сдержаться. Я очень люблю свою жену».

Пример этих молодых мужчин показывает, что это действительно зависимость, это уже против его воли. С такими вещами не играют. А что значит, что ты изменяешь своей жене? Это же не просто некий физиологический акт, это духовный физио-логический акт. Понимаете? И ты разрушаешь духовные отношения с женой. Ты не сможешь ее по-настоящему полюбить, получается, ты на это не совсем способен, это атрофировано. Ты сначала должен вылечиться, то есть стяжать целомудрие.

То есть возможно восстановиться?

– Конечно.

А как?

– Через покаяние, через борьбу. И эти мои знакомые восстановились.

Вернемся к нашей теме: целомудрие постепенно падало. После революции был некий заряд в отношениях, в традициях. Действительно, у коммунистов этика во многом была близка к христианской. Как говорят, кодекс строителя коммунизма был списан с Нагорной проповеди. Конечно, условно, в каких-то этических моментах. А потом все, люди не живут жизнью Церкви, нет благодатной подпитки. Ведь что такое благодать? Она тебе дает нужное сознание внутри, ты понимаешь: это – истина, а это – не истина. Такое осознание – дар благодати Божией. Грех заметен в свете благодати Божией. Без благодати грех не видится, человек просто его не осознает.

У меня есть знакомый психолог, очень именитая женщина в своей среде, с западным образованием, стала психологом, психоаналитиком. Стала верующей со временем. И она говорит: «Я иногда пытаюсь какие-то вещи очень аккуратненько объяснить неверующему человеку, и он не понимает». Это просто недоступно для его понимания.

И сейчас какая проблема? Нет благодати. Когда человек воцерковляется, у него внутри прямо все выстраивается: это хорошо, это плохо. Не на 100 процентов, но основные векторы, структура складываются. И это связано не только с тем, что он входит в Церковь и там учение, 2000-летние традиции, а еще с благодатью Божией.

Я крестился уже после окончания вуза в советское время. Я человек педантичный в какой-то степени. Думаю, чтобы креститься, надо что сделать? Прочитать Евангелие. Я приходил с работы из своего НИИ, где работал программистом, занимался математическим моделированием, садился и читал 15 минут перед ужином одну главу. Прочитал Евангелие за полгода и крестился. Когда крестился – сразу все по-другому стало. Как сказано в Евангелии, Христос открыл апостолам видение Священного Писания. Мне тоже открылось. Что касается семейного счастья, то, когда люди понимают, что такое добро и зло, смирение, целомудрие, они начинают выстраивать правильные отношения.

Вопрос телезрительницы: «В молодости мама меня заслуженно прокляла. Прошло какое-то время, я крестилась. Теперь меня беспокоит, действует ли это проклятие на моего ребенка. Освободило ли меня Крещение от материнского проклятия?»

– Действительно, есть материнское проклятие, но не тогда, когда есть несправедливость со стороны родителей асоциального поведения. В Крещение мы верим и каждый раз исповедуем его в Символе веры, когда поем: «исповедую едино Крещение во оставление грехов». Грех привел к проклятию матери. Крестился – Господь простил грехи. Из вопроса женщины видно, что она сама это осознала, переживает, у нее есть покаяние. Нет такого греха, который Господь бы не простил. Если человек пренебрегает отношением к родителям, то нужно вспомнить заповедь Ветхого Завета. Она очень хорошо звучит и отвечает на все вопросы: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Если не чтишь и делаешь это сознательно, то блага тебе не будет, и долголетен на земле ты можешь не быть. В данном случае женщине можно не переживать, если она внутренне примирилась с матерью и пыталась примириться внешне. Я понимаю, что она это сделала.

Надо молиться самому.

– И за маму. Бывает, что родители очень сильно обижаются, особенно женщины, матери. Если взрослый ребенок осознал и пытается что-то сделать – материнское сердце простит.

Дай Бог разрешится эта ситуация. Она всем пример, чтобы до этого не доводить.

– Естественно, надо стараться до этого не доводить. Мать – это мать, источник нашей жизни в этом мире. Это очень важно. Недавно услышал цитату одного святого на Исповеди: материнская молитва сильнее благословения священника. Или есть русская пословица: молитва матери со дна моря достанет. Доброе отношение к нам родителей надо очень ценить – это залог нашего блага на земле.

Как важно быть примером для своих детей и сохранять внутри себя целостность, чтобы таких проблем не возникало, строить такую семью, чтобы рождались дети, которые и тебя уважают, и других.

– Залог благополучия моей семьи – мое уважение к родителям. Если нет уважения к родителям, в семье ничего хорошего не будет. Дети очень внимательно смотрят. Как-то я беседовал с папой и поспорил...

Ваш папа священник?

– Нет. Мы с ним поговорили на повышенных тонах по телефону. Это было давно, лет 18 назад. Сейчас моей Василисе 25, а тогда ей было лет шесть-семь. Она сказала: «Папа, а что ты так со своим папой говорил?» Дети все считывают… Недавно мне рассказывали историю. Хотели отдать пожилую женщину куда-то (она была не мама, но как мама). И сын сказал отцу: «Не знаю, как получится. Может, тоже тебя в дом престарелых сдам». Папа очень сильно после этого задумался, стоит ли ему так жестко обходиться со своей родственницей.

Все взаимосвязано. Есть такая фраза: один раз на всю жизнь. Некоторых людей она пугает.

– Скучно будет.

В некоторых светских обществах мужчины говорят: «Она старая будет, ты молодую себе найдешь. Какие проблемы?» Шутки шутками, но так и происходит. В семьях бывают кризисы. Как их преодолевать?

– Это имеет место. Если все ограничивается физиологией – это неизбежно. Женщины теряют во внешних данных. Что, тогда надо каждые 10–15 лет жену менять? Другое дело, может оказаться так, что в старости уже никто за тебя замуж не пойдет, – сам старик будешь. Тут неправильный подход к браку. Брак – не только физиологическое общение, но и союз душ.

У меня был знакомый, генерал КГБ. Когда я с ним познакомился, он был уже на пенсии: ему было за 70, а жене лет 68. Они пришли ко мне венчаться, верующие люди. Я задаю вопрос: «Зачем вы хотите венчаться?» Он ответил очень значимой фразой, она меня поразила: «Я хочу быть со своей женой в этом веке и в будущем». Они прожили к этому времени лет 40, и он ее очень любил. Она была его единственной женщиной. Это любовь. Людям, у которых все сводится к молодому телу, если сказать грубо, это недоступно.

Ведь любовь основана не только на физиологии (повторяю это). Мать любит своего ребенка, друзья, подруги любят друг друга и так далее. Эта любовь отличает нас от животного мира. То есть люди, которые рассматривают противоположный пол только с эротической точки зрения, в этом смысле как обезьяны. Есть человекоподобное тело, есть гормоны, но любви нет… То, что делает человека человеком, – это любовь. Это любовь, и это божественно, по-другому не скажешь. Это величайшая тайна. На самом деле человек – это вселенная. Потому что человек – образ и подобие Божие… Эта вселенная тебе открывается, и ты можешь любить ее или пройти мимо. И здесь требуется именно духовная работа, потому что мы – люди греховные. Многих из нас, что называется, пытаются развернуть «налево», от жен и мужей, и с этим нужно бороться. И если ты борешься с этой гадостью, с этим примитивизмом, который уничтожает в тебе все человеческое, превращает тебя в обычную бактерию, в животное, то ты выходишь к духовной любви, и тогда твоя жена и через сорок лет для тебя такая же неисчерпаемая.

В оперетте «Летучая мышь» – классике жанра оперетты, повествуется о неверном муже, который все время ходил «налево». И так получилось, что его жена пришла на маскарад в маске и в соответствующей одежде и увлекла его. Потом она сняла маску и сказала: «Ты же сам говорил, что жена – это прочитанная книга». На что муж ей ответил: «Да, но в этой книге оказались очень интересные страницы, которые я пропустил».

И тогда любовь, общение происходит на каком-то более высоком, более глубоком уровне. Любовь – это ведь не только интересные разговоры, это и что-то неуловимое. Люди, любящие друг друга, иногда просто сидят и молчат, и им хорошо.

Насколько важно Венчание? Мне кажется, это должно быть само собой разумеющимся. А ведь многие не венчаются. Они расписались и говорят: пока мы венчаться не будем.

– «А то мало ли что...».

Да. Развестись-то в загсе проще, чем потом просить батюшек написать какое-то письмо.

– А те скажут: «Канонических причин для этого нет». Знаете, это ошибка, большая ошибка. Похоже на то, как человек говорит: «Я сначала выздоровею, а потом пойду в поликлинику». А зачем тебе поликлиника, если ты уже здоров?..

Венчаться – непросто, и без Божией помощи, может быть, даже невозможно. И если ты от этой помощи отказываешься, будет ли у тебя все хорошо? Венчаться нужно обязательно, и пусть этот некий залог не абсолютная гарантия (все зависит от тебя, потому что Бог нас без нас не спасает), но, если будешь стараться, после Венчания внутри будет некий источник. Как по факту Крещения и вообще духовной жизни, так и по факту Венчания, это дух семейной жизни, который поможет преодолевать возникающие трудности.

Хочу задать вопрос о родительском благословении. Я знаю примеры, когда родители или даже близкие родственники говорили: «Не нужно тебе жениться на этой девушке». Или: «Не нужно тебе выходить замуж за этого парня». Насколько это важно?

– Существуют каноны, и отсутствие благословения родителей является абсолютным препятствием для брака. Выше благословения родителей только благословение епископа. Священник не имеет права венчать, если родители не благословляют брак, но, если молодые все же хотят венчаться, они идут к епископу, и епископ начинает разбираться, в чем здесь дело. А так это абсолютное препятствие для брака.

Знаете, Господь дает родителям особое дерзновение, особое ведение. И мой опыт показывает: когда родители были против брака сына или дочери, в этой семье, мягко говоря, все получалось не очень хорошо. Хотя некоторые родители сейчас отказываются от этой прерогативы, не хотят нести ответственность, и это неправильно.

Спасибо, батюшка, за беседу. Надеюсь, что мы подняли важную тему и будем еще много раз ее поднимать, чтобы наши семьи были крепкими, здоровыми...

– И счастливыми.

И счастливыми. И чтобы деток было побольше.

Записали:
Софья Горбачева
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс