Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос: «Слышит ли Господь молитву, совершенную в суете и без стопроцентного внимания?»
– Да, слышит. Так же, как и мы все слышим. Я иногда привожу такой пример. Закончилось богослужение, мы выходим из храма и идем на трапезу с чином о панагии. Подбегает женщина со словами: «Батюшка, можно исповедоваться?» Мы, конечно, все слышим, но все надо делать вовремя. Исповедоваться надо было, когда шло богослужение, когда священники стояли в храме...
Кстати, большинство людей пропускают начало таинства Исповеди. Ведь Литургия начинается не с того момента, когда мы вбежали в храм, а священник уже вышел с Чашей. Это только грудных младенцев приносят в храм перед выносом Чаши.
Таинство Крещения, например, состоит не только из троекратного погружения в воду, но перед этим читается много молитв. Троекратное погружение в святую воду является завершением, кульминацией таинства Крещения.
У нас почему-то принято, что люди не принимают участие в молитвах, приходят в середине службы, считая это нормальным...
Оптинскому старцу Иосифу в свое время одна женщина писала, что, когда она читает вечерние молитвы, не может сосредоточиться, в голове много всяких мыслей, рассеянность. И она спрашивает: может, вообще тогда молитву пропустить, потому что она будет невнимательная и рассеянная? У нее возник помысел, что такая молитва Богу неугодна и, может быть, вообще молитву оставить. Впрочем, многие так и делают – оставляют молитву. Старец ей отвечает: нет, даже если не сможешь все молитвы прочитать со вниманием, все равно читай, молись. Потому что лучше напитаться сухим хлебом, чем вообще остаться голодным...
Вот и ответ. Лучше такая молитва, чем когда под любым предлогом оставляют молитву. Какая бы ни была молитва, Господь ее слышит. Лишь бы мы сознательно не делали два дела одновременно и, читая молитву, не думали в это время о магазине, стирке, кредите и прочих делах.
Есть замечательные вопросы: можно ли во время дел молиться? И можно ли во время молитвы что-то делать? Во время молитвы что-то делать нельзя, а молиться, что-то делая, можно и нужно. Если вы встали на молитву, посвятите себя только молитве, не надо в это время варить, стирать, что-то смотреть и так далее. Но когда вы занимаетесь, например, повседневными домашними обязанностями и при этом пытаетесь сказать: «Господи, благослови! Господи, помоги! Господи, благодарю Тебя!» – это будет похвальное делание. Есть русская поговорка: дело в руках, а молитва в устах.
Когда я мою посуду, молюсь Богородице. И сколько бы ни было посуды, моется моментально...
Следующий вопрос довольно большой, позволю себе его кратко изложить. Человек вечером готовился к Исповеди, записал все на листочке, но получилось так, что он пришел не к началу Литургии и даже не к середине, а к концу. И обратил внимание, что батюшка, который исповедовал, стал просить всех говорить кратко. Человек расстроился, что все было быстро, что в суете он даже забыл поцеловать Евангелие и крест. В результате он обиделся на всех. Спрашивает, зачтется ли такая Исповедь.
Вообще, такое часто происходит в храмах. Я считаю, лучше приходить накануне вечером и спокойно исповедоваться, потому что на Литургии мы должны стоять и слушать молитвы, мы не должны заниматься другими делами. Литургия – это радость, а мы стоим и думаем, какие грехи нам исповедовать.
– Совершенно верно. Да еще многие опаздывают на Литургию.
Да. Этот человек опоздал, пришел к концу Литургии и возмущается, почему его так плохо приняли.
– Люди опаздывают на богослужение в храм, ничего не делают вовремя и любят ссылаться на обстоятельства, находят десятки аргументов. Не говорю обо всех, но большинство опаздывают на всенощную, Литургию, Исповедь, на молебен, панихиду. Только на самолет почему-то никто никогда не опаздывает, все приезжают на полтора часа раньше. Что люди делают в аэропорту? Проходят регистрацию, пьют кофе, покупают газеты, игрушки ребенку, беруши. Кстати, советую иметь беруши и в самолете ими пользоваться, потому что меньше слышишь – меньше нервничаешь. Еще когда мы меньше слышим, идет молитва.
Почему люди за полчаса до начала Литургии не приходят в храм? Спокойно можно подать записки, настроиться на молитву. Все зависит от нашего отношения. Когда такое несерьезное отношение к богослужению, тогда и находятся десятки отговорок. На самолет не опаздывают, относятся к этому серьезно, а к храму относятся не очень серьезно. Хотя Писание говорит: начало премудрости – страх Господень.
Можешь ли ты представить ситуацию, что президент или директор приехал на совещание, а ты опоздал на 5–10 минут? Первый раз тебе такое простят, второй раз сделают замечание, а на третий раз выгонят с работы. Если мы понимаем, что к директору опаздывать нельзя, то почему мы так относимся к Богу?
Блез Паскаль однажды сказал: на всем видимом есть печать невидимого Бога. Храм – дом Божий, приходи туда вовремя. Старец Амвросий Оптинский говорил: приходите в храм вовремя, потому что до начала богослужения Царица Небесная входит в храм и благословляет всех присутствующих. Поэтому ты можешь остаться без Ее благословения. Вот такой совет.
На часах происходит очень важная молитва, мы молимся о живых и усопших. Мне рассказывали, в одном храме есть благочестивый обычай. Во время проскомидии диакон выходит из алтаря и говорит: «Братья и сестры, сейчас священник будет молиться о живых. Молитесь и вы о своих родственниках». Через какое-то время снова выходит и говорит: «А сейчас батюшка начал молиться об усопших. Молитесь и вы за усопших». И все достают свои помянники.
– На Афоне, когда совершается проскомидия и священник начинает вынимать частицы, помощник звонит в колокольчик. Когда он второй раз звонит в колокольчик, это означает, что начали поминать об упокоении. То есть необязательно диакону выходить... Это замечательный момент.
Иногда новые люди приходят, кто-то не знает, поэтому в том храме диакон выходит. Это очень хорошо, потому что люди все вместе поминают... У нас люди, к сожалению, не понимают, что такое часы и что совершается перед началом Литургии.
– Я благодарен вам, Любовь Сергеевна, за это наставление, попробуем у нас в храме такую практику ввести. Правда, у нас проскомидия начинается заранее и мало людей в это время в храме... У нас люди в последнюю минуту вбегают в храм.
Есть одна замечательная поговорка: если попытаться – может получиться, если не пытаться – не получится точно. Поэтому мы начнем пытаться.
Вопрос: «На приходе два священника: один – настоятель, второй – клирик храма. Если я хочу, чтобы обычный священник был моим духовником, надо ли у настоятеля брать на это благословение?»
– Нет, это ваш личный выбор. Это не относится к области послушания и подчинения Церкви. Это личный выбор каждого. Иоанн Лествичник говорит: испытывай духовного наставника. Потому что бывает так, что с одним священником есть взаимопонимание, с другим по некоторым вопросам нет взаимопонимания. Поэтому надо их испытывать. Но когда выбрал, испытание заканчивай.
Это пример духовной дружбы. Мы же не спрашиваем в обычной жизни, с кем нам дружить. Это наш личный выбор. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит конкретно: начните ходить к приходскому священнику на вашем приходе и со временем, в меру вашей откровенности, вашего послушания и вашего доверия, у вас могут сложиться отношения духовного чада и духовника.
Кстати, Иоанн Лествичник дает такой совет духовникам: никогда не советуй того, чего сам не делаешь.
Если священник дает тебе советы и они помогают, то это же прекрасно. Священник – это духовный врач. В поликлинике с рождения заводится медицинская карта. Иногда врач ее перелистывает, смотрит, какие болезни ты перенес, и уже понятно, к чему есть предрасположенность и что делать. Так и в духовной жизни: чтобы каждый раз не объяснять все разным священникам, лучше ходить к одному. Как говорит Иоанн (Крестьянкин), духовник – это ваш приходской священник.
В платных клиниках прием обычного терапевта – полторы тысячи рублей, кандидата наук – две с половиной тысячи рублей, доктора медицинских наук – цена еще выше. Если у вас просто повысилось давление, вы же не будете сразу обращаться к доктору медицинских наук. Зачем? Вот если простые врачи не разобрались в вашем состоянии, тогда потихонечку планку повышаем. Многим из нас достаточно участкового терапевта. В духовной жизни – достаточно приходского священника. Некоторые считают себя великими грешниками и думают, что вокруг них должны быть великие батюшки. Скромнее надо быть.
Мне моя приятельница однажды с гордостью сказала: «Знаешь, у меня теперь духовник – архиерей». Мол, понимаешь, какой это уровень. К сожалению, надо признаться, в нас есть такая гордыня: обычный священник нам не подходит в духовники, обязательно нужен архиерей.
– Однажды человек мне сказал: «У меня духовник отец Илий». Я спросил: «А когда Вы в Оптиной пустыни последний раз были?» Отвечает: «Полтора года назад». Как же ты решаешь свои вопросы в таком случае?.. Решай свои вопросы с приходским священником. Своих отцов не слушают, только именами прикрываются. Тогда и живи так, как живет отец Илий, – в святости и благочестии.
Следующий вопрос: «Моя знакомая часто обращается к гадалке, чтобы узнать будущее. Совершает ритуалы дома, гадает на Рождество. Еще и дочь подсадила на всякие ритуалы. При этом считает это за игру, якобы это несерьезно. Можно ли общаться с такими людьми? Не опасно ли это для меня?»
– Если она просто знакомая, ты ей сделала замечание, а она снова за свое – тогда зачем общаться? Если это подруга, близкий человек, тогда надо с ней беседовать, переубеждать...
Вы думаете, таких людей можно переубедить?
– Повторюсь: если попытаться – может получиться, если не пытаться – не получится точно. Иногда можно привести какие-то аргументы...
Бывает такое, что человек православный, вроде бы ходит в храм, при этом спрашивает, кто ты по гороскопу. Я всегда отвечаю в таких случаях: я по гороскопу православная... Вы же ходите в храм – какой гороскоп?
– Авва Дорофей приводит такую историю. В некий город пришел корабль с невольниками, среди которых были две девочки. Одна девочка попала к блуднице, другая – к монахине. Но это вовсе не означает, что одна будет жить как монахиня, а вторая – как падшая женщина. Есть некая предрасположенность, но стопроцентной нет. Мы знаем примеры, когда у пьяниц дети вырастали трезвенниками, а у абсолютных трезвенников – алкоголиками. У человека на роду ничего не написано. Человек – творец своей судьбы. Иногда люди оправдывают свои грехи и говорят: мол, у меня такая наследственность... Наследственность, конечно, влияет, но не определяет стопроцентно твое будущее.
Вопрос: «Можно ли расписаться в загсе, а Венчание в храме отложить и совершить его после совместного проживания в браке? Я предлагаю девушке расписаться в загсе, а только потом принять решение о Венчании в церкви. Девушка хочет, чтобы мы сразу венчались...».
– Это надо решать в индивидуальном порядке с духовником. Но вообще-то для православных людей гораздо важнее таинство Венчания, чем роспись. Когда совершается таинство Венчания – это уже полноценный брачный союз между мужчиной и женщиной. И надо с этого начинать.
Что такое таинство Венчания? Это зерно, которое может прорасти и принести плод любви и счастливой семейной жизни. Если вы ничего не посеяли, то ничего и не пожнете. Конечно, таинство Венчания не дает стопроцентной гарантии счастливого неразрывного брака, но это зерно, которое вам дается. Любовь возрастает со временем.
Когда я бываю в школах на беседах, спрашиваю у детей, с каким словом рифмуется слово «любовь». Сразу отвечают: морковь. Правильно. Дело в том, что любовь – это не данность, она должна вырасти. Должно быть взаимное служение друг другу. Мгновенной бывает только влюбленность, а любовь возрастает со временем.
Следующий вопрос очень серьезный. Человеку 23 года, он крестился в 17 лет. В 18 лет узнал о монашестве, побывал в разных монастырях. Потом возвращался в мир, но чувствует там себя не очень хорошо. Снова возвратился в монастырь. Боится принять монашество, хотя ему советуют идти в монахи, принять постриг. Он на перепутье, не знает, что ему делать. Спрашивает Вашего совета.
– Принимать монашество можно только когда будет непреодолимое желание. Когда есть сомнения, надо еще терпеть, молиться, испытывать.
То есть сейчас не надо делать такой шаг?
– Нет. Когда это от Бога, тогда нет никаких сомнений. Сомнения могут быть в период выбора, поиска. Уходить в монастырь нужно в тот момент, когда ты созрел для этого окончательно. Конечно, на все воля Божия, но все должно быть осознанно.
Как говорил наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби. Будь готов к тому, что будут испытания, будет нелегко, но ты это пройдешь и будешь терпеть ради Бога.
Когда я попал в лавру, я настроился на искушения, испытания. А братия подходят и говорят: «Носки есть? Вот тебе запасные. Вот шерстяные носки – для зимы. Вот тебе баночка молока...». Я думал: а где же испытания?.. В лавре я ничего этого не видел. Я был настроен на искушения, на совершенно противоположное, потому для меня такое отношение братии было как чудо.
Однажды старец Христофор мне сказал: «Мелхиседек, если тебя будут гладить по шерстке, ты никогда ничему не научишься. Вот когда тебя будут гладить против шерстки, тогда чему-нибудь научишься».
Поэтому уходить в монастырь можно только тогда, когда будет мужественный стопроцентный настрой. Старец Амвросий Оптинский, отец Иоанн (Крестьянкин) говорили, что нужно родительское благословение, благословение духовника. И монастырь должен быть тот, где ты уже побывал, ездил во время отпуска или каникул, чтобы это было не случайное место, а твой испытанный выбор.
Батюшка, сердечно благодарю!..
– Блаженный Августин сказал: «Люди не устают повторять, что тяжелые и ужасные времена. Мы и есть времена. Какие мы, такие и времена». Нам самим надо творить времена.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.