Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1156) → Протоиерей Максим Плетнев: Православная вера – это уже не уверенность, что Бог есть, а образ жизни

Протоиерей Максим Плетнев: Православная вера – это уже не уверенность, что Бог есть, а образ жизни

№19 (1156) / 16 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Христос Воскресе! Тема нашей беседы: «Фома верующий и наше безверие». В ближайшее воскресенье начинается Фомина неделя. Мы будем вспоминать об апостоле Фоме, сомневающемся и неверующем. Хотя, оказывается, все совсем не так. Желание вложить персты в раны Христовы – это отдельный богословский разговор. Вы имеете дело с людьми верующими – прихожанами вашего храма. У вас большой опыт. Хочется, чтобы Вы им поделились. В чем наше безверие и как его можно преодолеть?

– Чтобы понять, что такое безверие, нужно разобраться, что такое вера. Не ее суть, а откуда она в нас. Мы, христиане, четко осознаем, что вера – дар Божий. Мы знаем Евангельские строки о том, что нельзя исповедовать Христа, если это не будет дано свыше. Мы понимаем, что не совсем управляем нашей верой, это не совсем дело наших рук или наших усилий. В то же время вера – это свобода выбора, добровольное наше с вами решение. И вера как путь благочестия, Православная вера – это уже не уверенность, что Бог есть, а образ жизни. Вера – это обращенность Бога к нам, дар Божий. Можно представить веру как хрупкий хрустальный шар. Хрупкость в том, что некоторые люди теряют веру. Серьезные люди, христиане, начитанные, образованные, истинно верующие вдруг теряют веру. Почему? Я вижу в этом следствие греха: погружаясь во тьму, сердце постепенно становится каменным, оно больше не воспринимает Христа.

Когда мы говорим о вере, то осознаем свою слабость, наше безверие. Есть прекрасная Евангельская формула, ее произносит отец бесноватого отрока. На вопрос Христа: «Веруешь ли, что я могу исцелить?» отец вопиет, кричит: «Верую! Помоги моему неверию». То есть ты хочешь верить, готов верить, но вдруг понимаешь, что веры у тебя нет. В сердце есть безверие. «Помоги моему неверию!»

Я верю, что Господь нам помогает. У нас есть замечательное Евангелие, которое читают на молебне: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Это о просьбах. А в Евангелии от Луки продолжение о том, что дадут просящим: Духа Святого просящему (Лк. 11, 13). Это утверждение о том, что каждому, кто хочет приблизиться к Богу, к истине, обрести веру, Господь отвечает на эти молитвы.

В эти дни хочется больше говорить о вере, а не о неверии. Пасхальные дни – удивительные, пронзительные дни. Эти две недели (Страстная и Пасхальная) – такое сокровище, такое богатство! Мы, верующие люди, порой купаемся в таком богатстве, в таком роскошестве духа! Иоанн Златоуст говорит: «Придите, трапеза готова». Мы к этой трапезе приникаем и наполняемся живительными соками Божией благодати. Во время Пасхального богослужения многажды и многажды повторяется возглас: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Это действительно победа над смертью, которая через возглас «Христос Воскресе!» входит и утверждается в нашем сердце.

Вопрос телезрительницы Надежды из города Гомель: «Почему Господь так создал мир, что Сыну Божию нужно было пострадать за него?»

– Если мы обратимся к Библии, то Господь создал мир идеальным, где человек был венцом творения. Бог дает созданному миру такую характеристику: хорошо весьма. Мир создается совершенным. Тот мир, который мы видим сейчас, – это следствие грехопадения свободных творений и ангельского мира. Учение Церкви подробно говорит о том, что перед творением материального мира был создан мир ангельский. И первое грехопадение – падение ангелов. Мы видим, что идеальный мир рушится, в нем появляется зло. И та картина мира, которую мы видим сейчас, произошла от грехопадения первых людей, а не по воле Божией.

Мир изначально замышлялся другим. И человек, и наше бытие замышлялись другими. Человек был создан бессмертным по благодати и вкусил смерть добровольно. Господь ничего не скрывал, Он сказал: смертью умрете, если вкусите от древа познания добра и зла. Человек добровольно пошел на это: познал зло и умер. Умер душой, а потом умер и телом. Он сделал то, что не смог исправить сам. Ни один из праведников, будь то Адам и другие праведники Ветхого Завета, не могли это исправить. Сам Бог был Тем, Кто мог спасти человека. И Бог идет на это. Пасха как раз об этой победе. Я не перестаю восхищаться посланием Иоанна Златоуста, которое мы читаем ночью: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» Жало смерти – это первородный грех и далее те грехи, которые мы творим. Смерть как змея. Жало, которое жалит, отравляет, убивает. Грех входит в творение Божие и отравляет и убивает его. Господь вырвал это жало: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».

В течение нескольких лет я вижу, что во время поста люди стараются держаться, соблюсти себя не только в диете, но и в духе. Но потом на пасхальной трапезе вдруг расслабляются: заново начинается алкоголизм, заново начинают курить. Почему такое происходит? Ведь Пасха – это не только радость, но еще и большее напряжение: мы должны дальше продолжать духовную брань, битву.

– В самом Уставе Церкви, в богослужебном ряду, который мы с вами видим, Пасха неотделима от Страстной недели. Христианская любовь – это распятие, это та любовь, о которой нам говорит Евангелие. Бог есть Любовь. Эта любовь связана со страданиями, с жертвой. Без страдания нет любви. Наверно, у нас не совсем развита культура радости, даже в христианстве, – мы больше привыкли каяться. На самом деле человек неправильно понимает веру Христову, он не умеет радоваться. Более привычно и более близко для него покаяние, сокрушение о грехах, нахождение в состоянии скорби о своем падении. Надо научиться радоваться по-христиански, а не только себя ущемлять жесткой аскезой, исправлять свою жизнь, но в том числе и, по посланию Иоанна Златоуста, «войти в радость Господа». Люди, которые искренне постились, старались, трудились, не всегда могут войти в радость духовную, заменяя ее телесной. И в этой телесной радости не удерживаются в благочестии, а потом очень скорбят об этом.

Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «Если вера – Божий дар, то непонятно, как он может сочетаться со свободой выбора. Божий дар как талант, он или есть, или его нет. Свобода выбора в вере основывается на разуме или эмоциональных чувствах?»

– Первый вопрос: это дело синергии – соединенных усилий Бога и человека. Бог спасает, протягивает руку. Но нужно, чтобы была ответная рука, – рука человека. Это дар Божий, но этот дар надо воспринять добровольно. Есть те, кто этого не хочет. Мы понимаем, что они не хотят этого по своему неразумию, но есть такие (и их много), которые не хотят знать Христа, истины христианские и от всего отворачиваются. А что касается сил души, телезритель не сказал о третьей силе – хотении.

Три силы души: разум, эмоции, желание. И мне кажется очень важной в нашей христианской жизни тема решимости, выбора. В выборе участвуют и разум, и эмоции, и сердце, но сознательно выбираешь спасение и путь ко спасению. Христианство – это сознательный выбор, это твое желание. Конечно, в святоотеческой литературе говорится, что нам нужно отойти от своих желаний. Я вижу отход от своих желаний не как состояние без эмоций, а как соединение своих желаний с желанием Божиим, чтобы Его воля со мной свершалась, это самое лучшее, что может со мной произойти. Я за решимость выбирать.

Необходимо четко для себя определить: я становлюсь христианином, иду ко Христу. А дальше уже, как говорил Федор Михайлович Достоевский, путь к вере идет через горнило сомнений. Выбрал – и держишься этого выбора. Сомнения нападают, но понимаешь, что это искушения. Их отторгаешь, потому что выбрал Христа, выбрал веру. Бывает так, что многих людей смущают помыслы о неверии. Важно ориентироваться не на эти мысли, а на свой изначальный выбор.

Давайте вспомним Евангелие о Закхее. Он был настолько маленьким человеком, что ему пришлось залезть на дерево, чтобы увидеть Христа. Закхей хотел увидеть Христа, потому что о Нем все говорили. Это говорит о желании.

– Господь спрашивает, когда исцеляет: «Веришь?» Требуется ответная реакция человека. Я порой встречаю думающих, умных, ищущих людей. Но они начинают копаться в себе: тут что-то подумал, тут показалось, здесь прочитал такую мысль, здесь такое мнение встретил... И это неопределенное месиво, болото, куда человек погружается, в результате приводит к неверию.

Потом он пугается своих мыслей, начинает думать: «Если меня посещают такие мысли, значит, я ужасный».

– Здесь важна позиция решимости: я решился, помню это решение и понимаю, что мои сомнения – это искушения. Мне нравятся подготовительные Евангельские чтения перед постом о слепце Вартимее, который сидит в пыли у дороги. Он слышит, что идет Христос, и начинает просто кричать: «Сыне Божий, помилуй мя!» Его начинают затыкать, а он еще громче кричит. Вот эта реакция: тебя в дверь, а ты в окно.

Эта нормальная реакция должна быть у верующего человека по отношению к Церкви, к церковной жизни. А не та, когда косо посмотрели, ты обиделся, ушел из храма и больше не приходишь. Нет! Тебя в дверь, а ты в окно, потому что хочешь быть со Христом, хочешь этого Источника жизни.

Конечно, некоторые смущаются, что в Церкви есть некий бюрократизм, какая-то формальность. Но меня лично в Церкви удивляет не человеческая история, а Божественная, что в Церкви есть Бог. И это реальность! Пасхальная радость, сегодня осеняющая христиан.

Что важно? Что это не наша радость. Это важно понимать, осознавать. Не думать, что это психологическая радость: пост держал, ограничивал себя в чем-то, а сейчас все можно, потому такой радостный. Нет! В том-то и дело, что в пасхальный период Небо отверсто, нам дается прикоснуться к тому блаженству, которое будет в Царствии Божием. Знак этого – открытые врата рая, открытые врата алтаря в храме всю неделю, алтарь – это символ рая, рай открыт.

Эта радость именно оттуда, она не наша радость, не мы ее придумали, мы ее в себе искусственно не вызываем. Доказательством этому может служить то, что она увеличивается, когда находишься в храме, участвуешь в удивительном чине богослужения пасхального периода, а не сидишь дома на диване. Конечно, можно почитать правила, спеть Пасхальные часы, и тоже радость придет. Но все-таки приглашаю всех в храм! Утром Литургия, крестный ход. Церковь благословляет причащаться даже не постясь, есть такое синодальное постановление о Евхаристии. Не сидите дома!

Но это не значит, что надо с утра наесться.

– Конечно, нет! Надо прийти натощак, должен быть прочитан Пасхальный канон, лучше его спеть или послушать, как его поют, сейчас есть такие возможности, можно почитать молитвы. Это свободное время райского бытия.

Если радость о Воскресшем Христе есть, то Он в нас всегда. Участие в жизни Церкви в эти сорок дней особенное. Вашим подопечным, с которыми Вы работаете уже много лет, помогают эти сорок дней справиться с болезнью?

– Не только подопечным, но и многим сомневающимся период поста и Пасхи помогает укрепиться в вере. Что-то порой с людьми происходит очень хорошее в этот период, они постепенно приближаются к духовному осмыслению своей жизни, а в реабилитации тем более.

В нашей епархии есть удивительный проект, программа помощи зависимым «Фавор», ее осуществляет епархия и благотворительное общество «Фавор». Мы помогаем зависимым. Это происходит в двух формах: амбулаторная программа и дистанционная программа, проходящая в онлайн-режиме. Во второй программе могут участвовать люди из любых регионов.

Если у вас есть проблемы, звоните нам. Наша помощь бесплатная, конфиденциальная и профессиональная. В работе два направления – духовное и психотерапевтическое. Программа рассчитана на три месяца занятий. Сейчас идет набор на новый курс. Приходите, будем вместе учиться трезвости и трезвению. Три месяца люди занимаются, каждый день по три часа занятий. Одна группа собирается в Александро-Невской лавре, другая – занимается в интернете, в программе Zune. Участники со всех регионов нашей страны, даже из других стран.

Мы помогаем также родственникам. Огромная проблема с созависимыми; тема созависимости отдельная. Мы приглашаем всех принять участие. У нас хорошие отзывы. Я очень люблю нашу программу Фавор», потому что это уникальный продукт, уникальное явление, можно сказать, – я фанат нашей программы. Я уверен, что Господь участвовал в этой программе, Господь нам помогал. Мы ее сами не придумывали, а шли за Богом, хотя у нас тоже были свои идеи, инициативы, но во многом мы шли именно за Богом, за Его указаниями, что делать. Чтобы к нам попасть, надо просто позвонить, и наши специалисты вам помогут, подскажут, что делать дальше. Вообще подобное обучение в интернете – это единственный проект в Русской Православной Церкви.

Если говорить про амбулаторную программу, то она есть и в Москве, и в других епархиях, где наши собратья занимаются в закрытых реабилитационных центрах за городом, на приходах, но это другая история. Мы с ними сотрудничаем. Есть люди, которым необходима изоляция, есть и такие формы зависимости, когда человеку без жесткой изоляции не выбраться. Мы же изоляцию людям не даем, наши реабилитанты учатся трезвой жизни в активном формате. Не где-то отдельно в закрытом парнике, а в той же агрессивной греховной обстановке, в которой жили, в которой падали.

Они учатся с нашей и Божией помощью преодолевать это и буквально пошагово реагировать на те сложные кризисные ситуации, что происходят в их жизни, буквально шаг за шагом: вот здесь научился по-другому реагировать. Часто у людей какая реакция возникает на горе, стресс, радость? Одна и та же: справиться со своими эмоциями одним способом – выпить. Мы учим их другим способом преодолевать эмоции, управлять собою, правильно реагировать на происходящее. Мы не можем за человека верить, но помогаем людям подойти к ограде церкви. Делаем все, чтобы они могли этот шаг навстречу Богу сделать. В этом суть нашей программы.

Приведу пример того, как непросто человеку обрести веру. У нас есть мужчина, служил в Афганистане в свое время. Он искренне стремится к трезвости, серьезно, сознательно пытается быть христианином, но у него не получается, потому что сердце ничего не чувствует. Для него это проблема, хотя он у нас уже не первый месяц. Это тот момент, когда человек хочет верить, а веры нет; сердце пустое, оно не открывается. Но на призыв: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» обязательно будет ответ (это наша убежденность). У мужчины проблема с ногами, он плохо ходит, поэтому ему трудно выстаивать службы. А жена у него верующая. Она привела его на Пасхальную службу.

Недавно мы с ним встретились, и он поделился своими чувствами. Сказал, что во время крестного хода с ним что-то произошло, он что-то почувствовал. В пустынном сердце наконец-то появилась живительная влага. Вот ответ. В эти Пасхальные дни наконец-то Господь его коснулся.

Для людей, которые прошли через нечеловеческое горе, беды, наши слова кажутся наивными. Но когда происходит обращение к живоносному источнику, мы можем просто порадоваться тому, что это происходит с нашими братьями. Это удивительно. Меня поражает то, что у вас большой процент людей, сумевших справиться со своей страстью, своей бедой. Что вам помогает добиваться такого результата?

– Основная часть наших сотрудников – это люди, которые сами прошли через нашу программу реабилитации и теперь могут ее осуществлять. И они не стоят на месте, развиваются, получают дополнительное образование, профессионально возрастают, это замечательно.

У вас даже были священники, которые прошли через эту беду.

– К сожалению, да, потому что это беда, это страшно. Сейчас идет война, мы ужасаемся физическим страданиям. А есть погибель вечная, это более страшно, чем смерть физическая… Погибель, в которой люди находятся, это реально сатанинская погибель. Во многом и в других областях человеческой жизни проявляется сатана, но в зависимостях это проявление реально. Мы все знаем слова родственников, которые говорят: когда он трезвый – нормальный, но как выпьет, будто в него сатана вселился. Это не случайные слова. Реально тьма захватывает человека. И когда человек с помощью Божией и нашей преодолевает это, конечно, приходит радость и торжество духа.

Что нам помогает? Нам помогает любовь. Мы убеждены, что люди пьют потому, что испытали мощный опыт нелюбви. Мы грешные, немощные, но мы пытаемся в нашей работе любовью вернуть их из этого состояния погибели. Христос Воскресе, дорогие друзья! Храни всех Господь!

Записали:
Наталья Мухлынина
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс