Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1156) → Игумен Вениамин (Райников): Посвяти любви Христовой всю свою жизнь

Игумен Вениамин (Райников): Посвяти любви Христовой всю свою жизнь

№19 (1156) / 16 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Предлагаю ответить на вопросы наших многоуважаемых зрителей. Из множества вопросов я постарался выбрать наиболее интересные.

Первый вопрос: «Пасхальная радость. О чем радоваться нам, простым смертным? За мою долгую жизнь (мне сейчас 56 лет) на моих глазах еще ни один знакомый не воскресал и не вставал из гроба как живой. Что это за жизнь после смерти, если никто ее не видел?»

– Пасхальная радость – достаточно сложная вещь. В человеческом опыте радости мало, чаще всего мы под радостью понимаем некую веселость. Духовная радость, может быть, даже мало кому известна. Какое-то нервное возбуждение, хорошее настроение, действие определенных гормонов, вырабатывающихся на какой-то раздражитель (на вкусное или приятное), душевное или эстетическое чувство человек принимает за духовную радость.

Духовная радость – это состояние чистой совести. Как сказал древний подвижник, пусть грешники плачут, беззаконники беспрестанно проливают слезы, праведник же должен радоваться, ибо к радости призвал нас Христос.

Состояние радости доступно любому нормальному человеку. Напомню, нормальное человеческое состояние – это состояние бесстрастия. Состояние греха и переживание его последствий – это болезненное состояние. Если у человека есть болезни, значит, у него мало здоровья.

Радость – это состояние духовно здорового человека. Если есть проблемы с грехами и их последствиями, то, конечно, ему радость малодоступна, но доступны какие-то хорошие состояния, приподнятое настроение как намек на то подлинное, к чему должен прийти человек. Мы можем только приблизительно догадываться о том, что такое радость, представляя, что это любое наше хорошее настроение, веселость, увеличенные многократно, в превосходной степени. И то это очень условно. Потому что апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость не может быть нами раскрыта здесь в полноте, она уготована во всей полноте в жизни будущего века.

Пасха такая радостная потому, что она нас переносит в вечность, в то состояние, когда будет Бог все во всем. И эти отблески будущего века видны в победе Христа над смертью и грехом, которая совершилась в день Его Воскресения. И Он хочет, чтобы то, что произошло с Ним, произошло и с нами.

В Апокалипсисе мы читаем, чем все закончится. Путь перед этой победой будет трудный, будет много искушений, войн, эпидемий. Эта книга может показаться страшной, но зачем она написана, известно из самого Апокалипсиса. И читающий скажет: пусть Господь грядет.

Все это написано для того, чтобы возбудить в нас желание логического окончания всего того, что мешает раскрыться в полноте Пасхальной радости, когда будет воскресение и жизнь с Богом, полная победа каждого отдельного человека над смертью и грехами. Каждого Господь ведет к этому. Как все это будет – Господь показывает Своим примером. Он показывает нам то, к чему мы должны стремиться.

В полноте пережить радость усилием воли не получится, но по мере очищения сердца и приближения к Богу эта радость будет возникать естественным образом.

Искусственно вызванное состояние – всегда вымученное. Например, представьте, снимается фильм, и режиссер говорит массовке: «Сейчас все улыбаются. Улыбаемся шире, веселее. Недостаточно широко улыбаетесь...». Это может вызвать только вымученную улыбку, похожую на оскал. Вся искусственность видна...

Кстати сказать, Великий пост как раз и дает возможность человеку пережить радость. Потому что Великим постом мы максимально пытаемся очистить свою душу от грехов, страстей, привязанностей – всего того, что лежит тяжким грузом. «Возьми бремя от мене тяжкое греховное», читаем мы в Великом покаянном каноне Андрея Критского. Это бремя гнетет, давит, не дает человеку вздохнуть и радоваться. И в той мере очищения, которое происходит Великим постом, каждый имеет возможность прочувствовать радость Воскресения Христова. По-другому невозможно. Не думаю, что грешником без очищения способен на духовную радость.

На какое-то веселие и хорошее настроение – да, человек способен. Мы понимаем, что мы телесны, и веселость нам тоже пригодится. Если нет радости духовной, пусть хоть веселость будет. Поэтому у нас и песнопения веселее, и богослужение активнее, и еда вкусная, сладкая. Сладкое тоже вызывает определенные реакции в организме. Сладкого поели – и настроение повысилось. Праведный, святой человек не нуждается в этом, он может испытывать Пасхальную радость, грызя сухарик. А кому-то нужно сладкую пасху съесть. Но веселость нельзя переоценивать, она хороша в своей мере. Может, кому-то и нравится кричать и прыгать от радости, но в действительности это не очень ценно, и, если на этом зациклиться, можно пропустить те зачатки духовной радости, которые должны в человеке потихонечку пробиваться.

Относительно того, что никто не воскресал... Может, за Ваши пятьдесят шесть лет никто и не воскресал, а Христос Воскрес. Чем не повод для радости? Если воскреснет какой-нибудь человек на твоих глазах, ты обрадуешься, а если Христос Воскрес – это недостаточный повод для радости? Это немножко лукаво. Если человек способен испытать радость от победы жизни над смертью, он найдет поводы радоваться. А если ему надо, чтобы произошло чудо на его глазах, то Священное Писание об этом рассказывает в притче о богаче и Лазаре. Богач говорит: «Пошли Лазаря в дом отца моего, пусть он расскажет...». Это не работает. Авраам посчитал, что это нерабочая схема. Авраам сказал: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их. Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Так что все очень умозрительно. Не имеющий внутри радости, если увидит даже воскресение человека, ничего не почувствует. Люди воскресали бы, если бы в этом был смысл. Воскресение мертвых совершается не для того, чтобы кого-то порадовать. Разве мы не знаем из истории, что воскресали люди? Было такое. И пророки воскрешали людей. Самое яркое в истории человечества событие – Воскресение Христа, но даже оно не всех обрадовало, а только тех, кто Его любил.

Когда воскрес, например, Лазарь Четверодневный – тут же иудеи искали его убить, потому что это был неприятный свидетель, и люди к нему шли. Почему иудеи не обрадовались? Если человек не хочет радости, он и воскресшего убьет, лишь бы все опять затянуть серой тиной будничной безрадостности.

Мир полон поводов для радости. Отсутствие радости часто сопряжено с отсутствием благодарности. У тебя есть руки, ноги – почему не поблагодарить за это Бога? У тебя есть возможность ходить на своих ногах, а не передвигаться в инвалидной коляске. Посмотри, как людям тяжело живется.

Солнышко, хорошая погода, травинка, букашка... Как этому не радоваться? Дети по-другому все воспринимают. Вспомните свою детскую радость. Ребенок, разглядывая снежинку, испытывает восторг. Вы в 56 лет в таком же восторге от снежинки? Нет. Почему? Разве снежинка стала менее красивая? Почему радость исчезла? Детская чистота дает возможность видеть красоту этого мира. По мере налипания грязи ты уже не видишь этого, перестаешь чувствовать и красоту природы, и красоту людей.

Если ты злобный, отвратительный, конечно, ты безрадостный. Но если вернуть себе правильное расположение духа, то радости будет больше. И для этого необязательно, чтобы мертвые воскресали вокруг тебя, это ничего не гарантирует. И зачем это? Человек уже умер. Вы спросили его, хочет ли он этого? Вдруг ему там хорошо? Господь его призвал к Себе, а его вдруг воскресили. Человек скажет: у меня было все хорошо, а меня опять вернули в этот мир. Как говорится, уже последний звонок прозвенел, а вы опять сажаете его в первый класс за парту. Зачем?..

С какой целью воскрешать людей? Они же умирают не случайно. Человек умирает тогда, когда достиг пика своего развития. Господь промышляет о каждом и делает так, чтобы мы не умирали, находясь в какой-то нижней точке. Он ждет, пока мы достигнем пика своего развития (либо после покаяния, либо на волне какого-нибудь максимального напряжения). Как разбойник на кресте: он, проходя через страдания, видя несправедливость, которая происходит рядом с ним, прочувствовал все это, переменился. И в этот самый момент его максимального покаяния, раскрытия сердца Господь его забирает. Другой разбойник этого не достиг, но он был на своем максимуме, значит, в его жизни это был самый чистый момент – хотя бы страдания его очистили.

Господь не забирает неготовых людей. К сожалению, все по-разному готовы. Нам кажется, что человек умер без покаяния, например. Да, такое бывает, но мы не знаем, как сложилась бы его жизнь дальше. Может быть, дальше пошел бы спад? Мы верим Богу и знаем, что Господь не хочет смерти грешника и будет ограждать от такой смерти, которая настигнет его неготовым. И мы молимся о том, чтобы нам подготовиться к этому моменту.

Вопрос задан немножко даже с претензией: мол, почему не воскресают покойники? Для чего они должны воскресать? Для Вас?

Для убеждения конкретного человека.

– Почему вас нужно убеждать именно таким способом? Надо немножечко скромнее о себе думать. Зачем такие эксперименты над людьми?

Не хотелось бы накидываться с обличениями на того, кого не знаю, тем не менее это одна из проблем того же богача из притчи Спасителя. Ведь богач проявил ужасное неуважение к Лазарю. Как мы знаем из притчи, сидит Лазарь на лоне Авраамовом. У него все хорошо в жизни. И тут этот богач говорит Аврааму: «Пошли Лазаря...». А ты спросил у Лазаря, надо ли ему идти к твоим братьям и в чем-то их убеждать? Этот богач и при жизни Лазаря не видел, и после смерти к нему даже не обращается. Он нашел себе ровню – Авраама и к нему обращается: «Авраам, пошли-ка ты Лазаря...». Лазарь как бы на побегушках. Этот богач же не сказал: «Лазарь, извини, так получилось, что я тебя не замечал при жизни. Может, ты смилостивишься надо мной и исполнишь то, о чем я тебя попрошу?» Но он к нему за всю притчу так и не обратился, он продолжает не видеть его.

То же самое и у нас – потребительское отношение ко всему: все ради меня. Мне хочется – поэтому воскресайте мертвые. Где чудеса? Давайте убеждайте меня. Мне мало, хочется, чтобы еще и мертвые воскресали. Причем один – это мало, хочу, чтобы раз в неделю воскресали. А еще хочу, чтобы я их сам воскрешал...

Нет предела неадекватной оценки самих себя. Не хочешь убеждаться – не надо, но не дергай покойников, они свою жизнь прожили. Опыт смерти – очень таинственный, очень страшный опыт. Это не просто: шагнул в смерть, потом обратно. По заказу так не делается. Господь Сам знает, кому умирать и что после смерти испытывать. И не нам возвращать покойников с того света. Мне не нравится такая идея.

Следующий вопрос: «Недавно услышала: если Иисус Христос уже Воскрес, и мы все будем спасены, тогда что мы делаем на этой земле?»

– Мы ждем этого. «Недавно слышала» – такое выражение, как будто где-то птичка напела. «Все мы будем спасены» – я не знаю, кто ей такое сообщил. Евангелие говорит немного по-другому. Оно говорит: И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится? И все притчи Спасителя, посвященные последним временам, не дают такой уверенности, что все будут спасены. Как мы проигнорируем те слова Христовы, которыми чаще всего заканчиваются такие притчи: «И будут ввержены туда, где плач и скрежет зубов, во тьму кромешную»? Он же говорит об этом. Он же не говорит: «Будет сложно, но потом все спасутся». Так притчи не заканчиваются, там совсем нет расслабляющего оптимизма, а есть весьма отрезвляющее напоминание, что ты по своей свободе можешь и не захотеть пойти позитивным, правильным, здоровым путем. Ты можешь отвергнуть Христову любовь и оказаться вне брачного чертога.

Хочется же, чтобы все спаслись? Конечно, хочется. Самое главное, что и Богу этого хочется. Он прямо это говорит: «Я хочу, чтобы все спаслись и в разум истины пришли». Для этого и нужна земная жизнь, чтобы прийти в разум истины и спастись. А как же ты придешь в разум истины, если у тебя не будет на это времени? Господь и дает время для того, чтобы ты образумился и пришел в правильное состояние, стал способен к жизни вечной.

А утверждение, что Он всех спасет, вызывает вопрос: зачем тогда ждать, если можно спасти всех моментально? Если бы это было так, то не надо было бы вообще выпускать Адама из рая. Если и так все этим закончится, давайте вообще ничего не будем делать, будем держать этих людей в раю, и пусть они делают что хотят и используют свою волю каким угодно способом.

Вопрос же не о месте, где содержится человек, а о том, каков он сам. Он себя изуродовал грехом, сам себя выкинул из рая, потому что его внутреннее состояние после нарушения воли Божией сделало его неспособным пребывать в раю. Он изменился настолько, что его внутренний рай исчез. И теперь его путь – обратно в этот рай. Созидай его, Господь тебе поможет. Для этого Господь и устроил все это под названием домостроительство, Промысл и спасение человечества, чтобы исправить ошибку Адама. Она не была мелкой. И нужен труд человека, чтобы проявить свою волю к очищению. Для этого и необходима земная жизнь. А спасет Христос всех или нет, это уже от Него будет зависеть.

Это вообще никак не влияет на нашу жизнь и наше поведение. Спасет Он всех или всех погубит – это никак не влияет на то, как мы должны себя вести и как жить… Подлинные отношения – это отношения бескорыстной любви. А если у человека будут отношения с Богом правильные, бескорыстные, то для него этот вопрос уже не будет таким животрепещущим, как у телезрительницы. Иоанн Златоуст написал мысль, которая в свое время меня поразила: «Даже если я узнаю, что погибну, это все равно никаким образом не изменит моей жизни сейчас в том плане, как я себя веду, как исполняю заповеди, это не повлияет на мое поведение».

И если вдруг сообщат, что будешь гореть в вечном огне, можно сказать: «Зачем я буду тогда себя ограничивать, поститься, молиться? Если и так гореть в вечном огне, то хотя бы здесь повеселюсь». Это состояние корысти. Оно далеко не совершенное. А совершенное состояние любви, когда ты любишь и не можешь иначе. Ты действуешь соответственно тому состоянию и тем отношениям, которые у тебя возникли с Богом. Ты исполняешь Его заповеди потому, что Его любишь, а не потому, что хочешь что-то за это получить.

И если Он всех спасет, зачем нам тогда что-то делать? Кстати, я не критикую вопрос, потому что он естественный. В свое время его задал и Силуан Афонский, когда ему было явление Христа и он прочувствовал любовь Господа к человеку. Христос ему сказал похожую мысль, что всех, кто Ему служит, Ему молится, Он спасет. И Силуан спросил: если такова Божия любовь, тогда что мы делаем на Афоне, если спасение возможно и с меньшим количеством напряжения? А Господь сказал, что этих людей Он назовет Своими друзьями. Все-таки звезда со звездой разнится во славе, и отношения могут быть более глубокими, более насыщенными.

«Хоть с краешку, да в раюшку» – это один подход. А другой подход: «Мне этого мало, хочется большего». Когда человек имеет хорошие духовные амбиции, ему хочется святости. Он прочувствовал, что там бесконечные горизонты, и раскрывает их. И тогда он идет по этому пути и уже не думает о том, спасется или нет, ему хочется большего. Хотя он смиренно думает, что все спасутся, а он один погибнет, но чувствует Христову любовь и не может по-другому поступить. Эти подвиги берет на себя не потому, что ему за это больше достанется каких-то небесных даров, а потому, что он уже прочувствовал, что может жить только так и никак иначе. Он так выражает свою любовь, которой много и которая взаимна. И так себя ведет не потому, что что-то хочет получить.

Мы так же умеем делать. Мы же умеем делать добро просто так. Люди необязательно корыстные и примитивные. Они могут быть и глубже.

...Мы же видим, например, влюбленных людей. В действительности они себя ведут иррационально. Человек может всю стипендию спустить на подарки, а потом есть один «Доширак». И это не потому, что он ждет обратной реакции, а потому, что его так зацепило любовью, что он себя по-другому не может вести.

То есть мы даже среди людей видим такие отношения. Тем более в отношениях с Богом. Если ты Его любишь, то занимаешь ту жизненную позицию, которая позволяет тебе максимально ее проявлять. Поэтому подвижники быстренько себе что-то приготовили, перекусили и опять находятся в любви ко Христу. Они уже нашли правду, и их из нее уже не вытащишь. Серафим Саровский говорит, что человека ждет такое блаженство! И он так его переживает, что даже если бы его за ноздри повесили в келье, он все равно бы это все перетерпел, лишь бы его не забирали от Христа. Это близко к искомому.

Записали:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать по ссылке.

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Покуда будем едины и сильны, до тех пор и будет Россия непобедима

– Всех вас, дорогие Владыки, отцы, братья и сестры, поздравляю со спасительным праздником Воскресения Христова, с Пасхой Божией!

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Максим Плетнев: Православная вера – это уже не уверенность, что Бог есть, а образ жизни

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс