Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1155) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Чтобы цветок нашей души расцвел и принес плод

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Чтобы цветок нашей души расцвел и принес плод

№18 (1155) / 2 мая ‘22

Беседы с батюшкой

– Уже середина поста. Все время замечаю, что постом чрезвычайно быстро летит время, – но оно чрезвычайно насыщенное. Кто-то из святых отцов сказал, что Великий пост – весна для души. Надо этим воспользоваться, чтобы цветок нашей души расцвел и принес плод.

Первый вопрос: «В знак благодарности подарила врачу-мужчине бутылку хорошего алкоголя. Но от людей услышала, что врач, оказывается, выпивает. Врач он просто великолепный. Я совершила грех? Нужно ли мне это исповедовать?»

– Это не грех, ведь это был подарок в знак благодарности. Мы знаем, что коньяк в малых дозах расширяет сосуды, а в больших – наоборот, сужает: все красит мера.

Вы же не знали о такой ситуации. Алкоголь, сладкое, цветы – самые распространенные подарки в знак благодарности. Советую заменить это на морепродукты.

Однажды заведующая отделением мне говорит: «Батюшка, люди все время благодарят сладостями или алкоголем. У меня скоро сахарный диабет будет или сопьюсь». Я посоветовал сделать такую надпись в кабинете: «Алкоголь и сладкое вредят здоровью, а морепродукты укрепляют его». Через месяц она с благодарностью принесла балык, красную икру и сказала: «Батюшка, это Вам 10% за хороший совет».

Есть замечательная поговорка: коли доктор сыт, так и больному легче.

Это фраза из замечательного фильма «Формула любви».

– Надо создавать настроение. Если у доктора хорошее настроение, то и у нас будет хорошее настроение. Кстати, святитель Феофан Затворник, Вышенский, дал замечательную формулу, как относиться к своему здоровью и к внешней медицине: он сказал, что болезнь – от Бога, врачи и лекарства – от Бога, поэтому пренебрегающий врачами и лекарствами пренебрегает Божиим.

Господь создал и врачей, и лекарства. А некоторые говорят: «Лечиться не буду – на все воля Божия». Так случилось, что у тебя, например, сахарный диабет, – но есть воля Божия тебе при сахарном диабете заниматься лечением и проживать свою жизнь в относительном здравии. Знаю многих людей, которые с сахарным диабетом живут очень долго.

В Писании сказано: грешники кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. Поэтому, если мы хотим жить долго, мы должны жить по заповедям Божиим.

Вспоминается интересный случай… Примерно лет 30 назад в Оптину пустынь приезжали прокуроры со всех областей (у них было совещание в Калуге и после мероприятий они заехали в Оптину пустынь). Мы провели им экскурсию. В одной из бесед с ними выяснилось, что, по статистике, члены организованных преступных группировок в среднем не доживают до 35 лет. На что я им сказал, что об этом в Библии все предсказано. Они удивились: мол, каким образом? Я открыл Библию, прочитал: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет» и «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих» – 70 делим пополам и получаем 35.

Поэтому, если хочешь жить долго, чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. Грехи сокращают нашу жизнь.

Следующий вопрос: «Ходила на Исповедь и сказала, что ругаюсь с сестрой, но не хватило духа сказать, что доходит до драк. Считается ли это, что утаила грех? Я батюшке отдала записку, где было написано, что я била других. Записка была написана с двух сторон, я не уверена, что батюшка вторую сторону прочитал. Нужно ли мне повторять те же грехи на следующей Исповеди?»

– Старец Амвросий Оптинский советовал говорить, в чем согрешили, как согрешили, но не округлять… Она пишет, что дралась с другими людьми, – это округление: надо было конкретно сказать, что дралась с сестрой (например, гневалась и ругалась с родной сестрой – это совсем разные вещи). Поэтому так округлять не надо, в этом есть определенное лукавство. Надо говорить конкретно, и тогда батюшка даст совет.

Апостол говорит, что всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца. О родных и близких апостол Павел говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Нам свойственно любить любящих нас – в Писании сказано, что и язычники так поступают.

Но Господь говорит: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.. Поэтому любить своих родных и близких – естественно и, наоборот, неестественно состоять в конфронтации с родными и близкими.

Конечно, в этом надо каяться. Это проблема, болезнь, несчастный случай. Надо понимать, что это раковая опухоль души. Старец Паисий сказал: «Душевные страсти причиняют нам больше вреда, чем полнота тела: тучность тела – это опухоль доброкачественная, а душевные страсти – это злокачественная опухоль».

Гордыня – мать всех пороков.

– Из-за гордыни происходят все скандалы, драки. В Писании сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, – поэтому категорически бросаем драться, примиряемся, ведь это вопрос жизни души.

Не может человек быть счастливым, радостным, когда с родными не может найти не только общего языка, но дело доходит до драк. Это, конечно, проблема.

Насчет гордыни расскажу историю. Я буквально на днях брала интервью у Ольги Анохиной, заслуженной артистки России. В 1978 г. вышел фильм «Отец Сергий» (к 150-летию со дня рождения Льва Николаевича Толстого), где она играет купеческую дочь, а С. Бондарчук играет в фильме отца Сергия. Все начинается с того, что князь Касатский, блестящий офицер, узнает об измене своей невесты и уходит в монастырь – не по призыву своей души, а из-за гордыни, скорее всего: его обманули – он все бросил и ушел в монастырь. По сути, наверное, Толстой в какой-то степени писал о себе – ему же сестра говорила: «Батенька, Вы горды».

– Сестра Мария Николаевна, с которой у него были очень тесные отношения. Потом она стала монахиней Шамординского монастыря, который находится в 17 км от Оптиной пустыни. Но это сложная тема. Оставление монастыря, соблазнение – это чрезвычайные исключения...

Толстой в какой-то степени, наверное, себя описывал?

– Кого бы он ни описывал... Кто-то из мудрых людей сказал, что в историю можно войти и в историю можно влипнуть. Надо стараться в историю войти, но не влипать. Если что-то в твоей жизни произошло, совет один: упал – вставай. Когда ты падаешь в лужу, что делаешь? Ты быстро встаешь и чистишься. Нельзя в луже лежать.

Состояние ссоры, о котором пишет зрительница, – это попадание в лужу. Невозможно, чтобы это долго продолжалось.

Следующий вопрос: «Я молилась о заблудшем человеке, а Вы посоветовали подавать о нем записки на Литургию. Но церковные люди и священники мне говорили, что подавать на Литургию записки о неверующих ни в коем случае нельзя».

– О каком заблудшем человеке идет речь? Мы все заблудшие. За заблудших, которые отошли от Православной веры, мы записки не подаем, в храме не молимся. Но всякий, кто пребывает в состоянии греха, тоже заблудший, ибо сошел с пути истинного, заблудился. Если за них мы не будем молиться, за кого же тогда молиться?

Алексей Ильич Осипов все время об этом говорит. За кого тогда молиться? За святых не надо молиться...

– Еще сталкиваюсь с такими вопросами: мол, неверующие люди попросили быть крестной, а у меня уже 10 крестников – это большая ответственность, я грешная, всех не потяну. Я всегда объясняю: тебя, верующего человека, попросили, ведь ты понимаешь, как молиться, знаешь, что такое Исповедь, Причастие – сможешь объяснить все родителям, и родители, может быть, тебя послушают.

Ты будешь отвечать за своего крестника в той мере, в которой тебя слушали. Если не слушали – сами будут отвечать за свою жизнь. Но это шанс, чтобы ребенок стал полноценным членом Церкви, верующим человеком. И если даже тебе не дадут с ним общаться, тот факт, что ты будешь за этого человека молиться, – уже великое дело.

Есть такой девиз: «Если не мы, то кто?» У нас, православных, должен быть еще такой девиз: где тяжелее, там и мы.

Прекрасный девиз.

– Везет тем, кто везет: там, где легко, любые окажутся, а мы должны быть там, где тяжелее.

Конечно, тяжело, когда столько крестников. А кто тогда будет крестным? А если они выберут человека не по вере, а просто по дружбе, а этот друг понятия не имеет, что такое Православие, христианство, Евангелие?.. Поэтому надо соглашаться на все доброе, светлое и хорошее: это шанс.

И Господь призывал за грешников молиться – Он сказал: не здоровые имеют нужду во враче, но больные.

Следующий вопрос: «Мы с женой повенчались в 2005 г. После этого развелись, я женился на другой женщине, и в браке родился ребенок. Но не сложилось, не мог забыть первую жену, хочу ее вернуть. Развенчание мы не делали. Что нам делать, чтобы восстановить церковный союз?»

– Второй брак надо воспринимать как временное явление и измену.

Человек через покаяние принимается обратно в первую семью, и этот брак восстанавливается через покаяние – 2-й раз венчаться им не надо. Но зарегистрировать брак 2-й раз надо.

Следующий вопрос: «В нашей семье произошло горе – покончил жизнь самоубийством мой племянник. Жил хорошо и правильно, имел жену и дочь, работал, не пил, не наркоман. Что случилось, никто ответить не может, все в глубоком шоке. То, что самоубийц не отпевают в церкви, я знаю. Прошло 9 дней. Что нам можно делать – ставить свечи, писать записки? Может быть, заказать службу?»

– В интернете можно найти молитву преподобного Льва Оптинского о самоубийцах: у старца Льва был духовный сын, он задавал вопрос, как молиться за отца, который наложил на себя руки, и старец дал совет молиться этой молитвой. Приблизительное содержание ее такое: «Взыщи, Господи, и, аще возможно, помилуй душу раба такого-то (имя). Неисследимы судьбы Твои. Не вмени мне этой молитвы в грех» – точный текст молитвы можно найти в интернете.

Мы не подаем о таком человеке записки, если он не был отпет. Вообще, такими случаями занимается церковная комиссия. Но есть исключительные ситуации, когда даже самоубийц отпевают: если человек, окончивший свою жизнь через грех самоубийства, принимал психотропные препараты, состоял на учете у психиатра и был душевнобольным. В таком случае есть некоторое снисхождение к ситуации. Но, видимо, он к врачам не обращался и на учете не состоял...

Может быть, они просто не знали?

– Для этого и существует комиссия в любой епархии, где разбираются такие тяжелые случаи. Если человек был отпет по благословению этой комиссии, тогда записки на Литургию подавать можно. Если не был отпет, потому что не нашли к тому оснований, тогда можно молиться дома молитвой Льва Оптинского и в память о нем творить милостыню... Непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Господни.

А можно ли приносить продукты на канун?

– Это можно.

То есть милостыня, жертва на канун, добрые дела. Еще, я слышала, советуют молиться мученику Уару.

– Да, такая молитва существует.

Относительно милостыни хочется сказать. В связи со сложившейся ситуацией в мире, со спецоперацией, которая сейчас проходит на Украине, мы занимаемся помощью пострадавшим. Люди приносят вещи. Но мы убедились, что люди несут вещи в надежде, что они кому-то пригодятся, но носить это никто не будет: это можно только выбросить.

Безобразие.

– Если уж вы хотите чем-то помочь, – делайте это так, как себе. Пусть вещей будет в меньшем количестве, но это будут новые майка, белье, носки...

Лучше пойти и купить.

– А то приносят такие баулы, а посмотришь... Представьте, что вы сами оказались в такой ситуации.

Согласна. Однажды меня попросили, я разбирала гуманитарную помощь. Смотрела и думала: зачем люди это несут? Это можно только выбросить...

– Поэтому просьба: если вы решили сделать дело милосердия, пусть оно будет от души и как себе.

Вопрос из Донбасса: «Во время освящения жилья на двери наносятся кресты. Можно ли для безопасности в районах проведения военной операции в Донбассе наклеивать иконки на стеклах окон? Если нельзя, что можно дополнительно предпринять для защиты жилища?»

– Дело в том, что первым делом вылетают стекла... Если жилище было ранее освящено, то там, где кресты наклеены, пусть они и остаются. Освящает жилище не только наклеенный крест, но и молитва: если вы, находясь дома, читаете псалом «Живый в помощи Вышняго», то жилище уже освящается призыванием имени Божия. Если в доме есть Евангелие, иконы, кресты, святая вода – жилище уже освящено. Поэтому приклеили вы крест или не приклеили, вы свой дом можете освятить молитвой.

Молитва «Отче наш» дана нам на все времена для всех случаев: и в защиту, и в помощь, и в освящение жилища.

Но в той ситуации, что сейчас происходит, никакая молитва не даст никакой гарантии... Надо всегда думать об одном – чтобы быть с Богом, жить по заповедям Господним: все остальное – в руках Божиих.

Вечных людей нет, а что будет после смерти – зависит от того, как мы провели свою жизнь.

Спасибо большое за очень серьезные ответы на серьезные вопросы.

– Помоги нам всем, Господи… Желаю всем мира – и еще раз мира!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс