Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе! В светоносные праздничные дни Пасхи Христовой позвольте вас поздравить с этими замечательными днями, пожелать каждому из вас, пройдя земной путь нашей жизни, совоскреснуть вместе со Христом для жизни вечной. Чтобы радость Воскресения Христова наполняла наши сердца так, как она две тысячи лет назад наполняла сердца тех жен-мироносиц, которые пришли ко Гробу и услышали весть о Воскресшем Христе Спасителе, не обретя Его в пещере, где Он был положен. Желаю преодолевать все искушения и испытания на нашем земном пути подобно тому, как Христос претерпевал в последние дни Страстной седмицы Свои страдания и переживания. Желаю уметь полагаться на волю Божию и всегда помнить, что Воскресший Господь никогда нас не оставит, если мы будем вместе с Ним. Еще раз с праздником, Христос Воскресе!
Я замечаю, что каждый раз праздник Пасхи особенный. Это либо новый храм, либо новые люди. Церковный календарь постоянно повторяется, заставляет нас проживать одни и те же события, но все равно Пасха – это какое-то особенное, уникальное явление. А в Вашей жизни что самое главное на Пасху? Может быть, какое-то Пасхальное чудо было в Вашей жизни?
– Сама Пасха для каждого из нас – чудо. Господь дает возможность еще раз стоять у Престола Божия в этот момент, и уже все отлагаешь, понимаешь, что вся суета, тщетность закончились. Замирает храм в ожидании выхода из алтаря духовенства, потихоньку начинается пение, потом выходим с крестным ходом, первое пение «Христос Воскресе» у дверей храма – все это дарит совершенно потрясающие чувства.
Смотрите, в чем отличие нас от Запада. Там все-таки Рождеству они уделяют больше внимание, и рождественские праздники у них более широко отмечаются. Мы любим Рождество, празднуем его, но все-таки для нас праздников Праздник – Воскресение Христово, когда Господь, Воскресая из мертвых, и нас совоскресает. Эта радость объемлет и наши сердца.
Дозволительно ли в храме во время богослужения пользоваться мобильным телефоном, снимать происходящее действо и выкладывать это в общий доступ?
– Моя личная точка зрения такая: я считаю, что если ты пришел в храм, то пришел для молитвы. Значит, сосредоточься на молитве, не отвлекай себя от молитвы поиском хорошего кадра. Есть люди, в обязанности которых входит освещать жизнь храма и предоставлять фотографии с богослужения. Есть ваш телеканал «Союз», который организует трансляции, что дает возможность тем, кто не может посетить храм, быть на службе вместе с молящимися.
Кстати, хочу поблагодарить, что в Светлую среду вы разделите с нами радость богослужения в нашем храме, будет трансляция. Но это работа профессионалов. А человек, который пришел помолиться, входя в храм, должен оставить все земные попечения и суету и сосредоточиться на молитве. Тогда от молитвы будет прок. А когда мы зависаем в телефоне, пытаясь фотографировать, это отвлекает нас от общения с Богом.
Тем более, может отвлекать и молящихся рядом.
– Конечно. И отвлекать, и раздражать, смущать, а лучше не вносить в жизнь смущение.
А Вы не замечали, что когда Вы выходите на амвон говорить проповедь, в этот момент кто-то начинает Вас снимать?
– Я очень этого не люблю. Особенно когда говорю проповедь. Лучше бы слушали, что ты в этот момент, сопереживая внутри своего сердца, пытаешься донести до них. Ты же говоришь не безразличные вещи, а то, что пережил сам, пропустил через себя, и то, чем ты хочешь поделиться с теми, кто стоит рядом с тобой. Это очень важно.
Вопрос телезрителя: «Когда в первый день после субботы жены-мироносицы пришли ко Гробу, камень был отвален и там уже никого не было. И этот день считается воскресением. Но никто не видел, когда Христос Воскрес. Может быть, Он Воскрес в субботу или с пятницы на субботу? Есть ли данные, когда именно Воскрес Христос?»
– Дело в том, что явился Воскресший Христос уже в воскресный день. Поэтому, по традиции, мы и празднуем Пасху в воскресный день. Так сохранило нам церковное Предание: рано утром ко Гробу пришли жены-мироносицы и увидели камень, отваленный от Гроба. Именно в этот момент им ангелы возвестили о том, что Христос Воскрес: «Что ищете живого с мертвыми? Он не здесь, но восстал». И в Страстную субботу мы уже знаем, что Воскресший Господь сошел во ад для того, чтобы извести души праведников, томящихся там, и души наших прародителей Адама и Евы. Но мир об этом пока еще не знал. В Пасхальную ночь через Церковь возвещается миру о Воскресении Господа.
Нам прислали такой вопрос: «Объясните, пожалуйста, можно ли на Литургии читать записки о здравии и молитвы святым? Можно ли уходить из храма после возгласа „Святая святым“ перед Причастием?»
– Бывают обстоятельства, когда человек вынужден немного раньше уйти с Литургии. У него есть выбор: или прийти на основную часть Литургии, или не прийти вообще, потому что он может опоздать на работу. Есть какие-то моменты, которые иногда можно учитывать.
Это если человек не причащается?
– Да. Но если мы идем целенаправленно в церковь на богослужение, даже если не причащаемся, но поставили для себя задачу посетить в этот день службу, то от первого возгласа до момента, когда дается крест после отпуста, все-таки нужно пребывать в храме Божием.
Можно ли читать молитвы святым? Я думаю, что в момент совершения богослужения надо все-таки сосредоточиться на тех молитвах, которые в этот момент совершает Церковь.
Записки, конечно, читает священник. Когда их много, помогают читать алтарники. И в самом чинопоследовании есть места для специального поминовения.
В Литургии есть момент, когда прекращают вынимать частички, прекращается поминовение.
– По церковному уставу, поминовение прекращается на проскомидии. Священник совершает проскомидию, и на этом все заканчивает. К сожалению, безбожные времена в нашей стране постановили так, что храмов было мало, приходящих людей много, и записок подавали много. Батюшка не всегда успевал все сделать за проскомидию.
Последние записки читаются во время Херувимской песни с момента перенесения приготовленного Хлеба и Вина на престол. С момента перенесения поминать нельзя: перед этим совершается поминовение живых и мертвых, потом – молитва об оглашенных, тех, кто хочет прийти к святому Крещению, потом мы просим оглашенных уйти из храма. К этому моменту должны остаться только верные, те, кто уже является членами Церкви, потому что начинает совершаться сама Евхаристия, Евхаристический канон.
В этот момент, наверное, лучше не читать своих молитв?
– Конечно. Лучше внимать общей молитве: не только по молитве священника совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, но по молитве всех собравшихся. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
В момент, когда готовишься принять Самого Христа, вряд ли нужно думать о том, какую стиральную машинку купить...
– Особенно это касается тех, кто помогает, и алтарников, трудящихся в храме. К сожалению, иногда сердце обливается кровью. «Святая святых», Евхаристический канон – момент, когда все вместе должны сосредоточиться и отложить все заботы, хлопоты, какими бы они ни казались важными. Ничто в этот момент не должно отвлекать человека, потому что совершается самое главное событие в нашей жизни. Смотришь, то чайником загремели, начали запивку готовить, то хождения, разговоры друг с другом. Прихожане в храме тоже не всегда умеют сосредоточится в этот момент, потому что это тяжело, когда в алтаре нет сосредоточения. От этого надо бегать, и, что касается Божественной литургии, уметь уделять полное внимание тому, что происходит, что Церковь нам приготовила.
Вопрос телезрителя: «Разве недостаточно того, что я разговариваю с Господом каждый день? В церковь не хожу».
– У святого Митрофана Воронежского был случай, который приводится как притча. У него не очень ладились отношения с губернатором, потому что он постоянно назидал губернатора, так как тот не ходил на богослужения. Губернатор ему говорил (это далекие петровские времена): «У меня храм в душе». Как-то на одном приеме святитель Митрофан в очередной раз сказал ему: «Надо бы в храм, давно Вас не было». Он говорит: «Нет, у меня храм в душе». На что святитель в отчаянии сказал: «А в голове колокольня».
Мы говорим: «Зачем нам покаяние, священник? Мы стоим, рыдаем и плачем перед иконами». Действительно, легко заплакать, ощущая свою греховность, стоя один на один с Богом, но как же тяжело принести покаяние, когда есть свидетель, который свидетельствует перед Богом о том, что ты согрешил. Когда покаялся один раз, то хочется постараться исправить свои грехи, и в следующий раз с этим не приходить. Но когда мы падаем – вновь каемся. Вне Церкви нет спасения. Конечно, можно дома молиться, но дома не совершается Евхаристия, нет Божественной литургии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.
Вопрос: «В молитве сказано, что надо прощать всех обидящих нас. Но как это возможно, если тебя ограбили обманным путем? И потом этот человек внедрился в церковь и прислуживает там. Как с этим жить?»
– Господь покаявшегося разбойника простил, потому что покаяние было искреннее. Может быть, человек, который был действительно мошенником, принес покаяние и сегодня своими трудами пытается как-то помочь церкви. Не надо это держать в сердце.
Нас обманывают тогда, когда мы сами позволяем себя обманывать. Бог каждому судья: оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим. И мы ответим за свои грехи, и тот, кто нас обманул, ответит. Ничто не остается без наказания. Господь за все взыщет, и с обидящих нас, и с ненавидящих нас. А мы должны всех любить и всем все прощать.
Если на Литургии и на Причастии был без нательного крестика (забыл надеть после тренировки), насколько это неуважительно и неправильно?
– Мы не должны снимать крестик даже на время тренировки.
Но на некоторых тренировках снимать его нужно, во избежание травм, например.
– Ну, может быть, не знаю. От креста никто никогда не пострадал. Только Господь пострадал на Кресте.
Если крестик на металлической цепочке, это все-таки может быть опасно.
– Тогда носите его на веревочке.
Можно надеть и деревянный крестик.
– Да, можно. Но не нужно иметь крестик для бани, крестик для чего-то еще. Нужно носить обычный крестик, а если он обжигает, можно взять его в руку.
А вдруг вас хватит удар в парилке или на занятиях, а вы без креста? Я считаю, что снимать крест неправильно. А потом, если вы готовитесь к Причастию, я думаю, что перед этим вы не идете с утра на тренировку, не принимаете Святое Причастие после тренировки.
Все-таки надо уметь расставлять в своей жизни приоритеты. Если мы хотим причаститься, то в этот день нужно с утра все отложить и сосредоточиться на молитве. А так получается суета: побежали, потренировались, неизвестно как помолились, а потом еще и крест забыли. А если занимались с вечера, значит, вечером не молились, не осеняли себя крестным знамением и не хватились: «А где мой нательный крестик – символ того Креста, на котором страдал за меня Господь, который незримо оберегает меня?»
Зримо присутствуя на нашем теле, крестик незримо оберегает нас от всяких напастей. Поэтому будьте внимательнее в своей духовной жизни.
Многие думают, что если ты потерял крестик, то с тобой случится что-то плохое, и если ты нашел его, то здесь тоже что-то не то.
– Опять же, не нужно искать каких-то совпадений. Мы ведь знаем, что Господь являл людям кресты как чудо – особое Божие благоволение, или как символ какого-то испытания не конкретно для этого человека, а, может быть, вообще для всего народа. Например, явление креста в Годеново, к которому сегодня люди во множестве едут и поклоняются.
Почему к этому надо относиться как-то по-особому? Если вы нашли нательный крестик, перекрестите его, поднимая, и отнесите в храм. Ничего страшного в этом нет. Отгоните от себя суеверия, ведь все бывает в нашей жизни. Крестик сделан из определенных материалов, они изнашиваются, и цепочки, к сожалению, рвутся, и дужки, на которых держится крестик, с годами перетираются.
Конечно, нужно беречь крестик, нужно следить за ним. Но если вы все же его потеряли, что ж, перекреститесь, пойдите на Исповедь, покайтесь, что не уберегли свой нательный крестик, и наденьте на себя другой.
Следующий вопрос: «Вечернее правило знаю наизусть. Все труднее избегать автоматизма во время молитвы. Можно ли молиться другими молитвами, множество которых есть в молитвослове, и нужно ли молитвы все-таки читать, а не проговаривать вслух те молитвы, которые знаешь наизусть?»
– А вы читайте молитвы наизусть не механически, а вслушиваясь в каждое произносимое слово. Если вы начнете вслушиваться и вдумываться в слова молитвы, то механическая молитва уйдет, и сразу забудутся все молитвы, которые вы помнили наизусть.
Может быть, все-таки надо читать молитвы по молитвослову?
– Текст нужно обязательно иметь под рукой. Священнику, как бы хорошо он ни знал богослужение, «Учительным известием» запрещено совершать службу, не имея в руках служебника, потому что человеческая память может подвести в том месте, когда, кажется, ты все знаешь, как «Отче наш».
У меня так иногда бывает с 50-м псалмом. Вроде бы я хорошо знаю его, но в какой-то момент на каком-то месте мою память может заклинить, и, сколько бы я ни начинал после этого повторять все сначала, на этом месте меня все равно клинит, пока я не возьму книжку и не прочитаю дальше с книжки.
А если ты, например, едешь на работу в метро и про себя молишься, так можно?
– Да, можно. Преподобный Серафим молился везде, где бы ни находился. Можно везде творить Иисусову молитву. Еще раз говорю, 20 минут утром и 20 вечером – 40 минут в день из 24 часов можно уделить Богу, даже не спеша. Но наша человеческая лень, любовь к себе, самооправдание находят тысячу причин, чтобы мы этого не делали.
Батюшка, что значит «причаститься в осуждение»?
– Не в суд или во осуждение, да. Но можно причаститься и в суд, и в осуждение, когда нет чувства покаяния, когда нас переполняет чувство нашего достоинства, что мы достойны сегодня причаститься Святых Христовых Таин, когда, подходя к Причастию, мы начинаем ругаться с людьми, которые рядом, не проявляем смирения и так далее. Батюшка делает нам какое-то замечание, и хорошо, если мы начинаем оправдываться, но иногда можем и огрызаться.
Когда мы не имеем смирения и любви в сердце своем, проявляем внутреннюю духовную гордыню, – это и есть причаститься в суд или во осуждение. Пользы от такого Причастия нет.
Но бывает и другая крайность, когда человек остро чувствует свое недостоинство, ощущает себя настолько падшим, что даже не хочет идти к Причастию.
– Это тоже плохо. Иногда бывают такие моменты, когда хорошо знакомые мне люди приходят на Исповедь и говорят: «Я, наверное, не буду сегодня причащаться, потому что недостойна этого». Я спрашиваю: «Ты читала правило, готовилась, постилась?» Она отвечает: «Да, я постилась, и правило вычитала».
Тогда я ей говорю: «Будет гораздо хуже, когда ты будешь чувствовать себя достойной принять Святое Причастие. Вот тогда я точно не допущу тебя до Причастия. А сегодня иди. Господь, видя твое недостоинство, сокрушение о своем недостоинстве, будет тебя укреплять как раз через Святое Причащение, чтобы ты могла бороться с теми страстями, грехами и недостоинством, которые в тебе есть, чтобы избавиться от них».
«Как правильно подготовиться к Причастию на Светлой Седмице? Какое читать молитвенное правило?»
– Нужно читать Пасхальный канон. Я считаю, что все-таки нужно вычитать и молитовки ко Святому Причащению. Церковный устав не предписывает нам в эти дни поста. Но, опять же, есть священник, к которому вы ходите на Исповедь, и у каждого могут быть какие-то свои мнения, свои требования. Но иногда, бывает, доходит до ужаса: когда нужно поститься, мы не постимся, а когда поститься не надо, начинаем возлагать на себя пост.
Особенно на Святой неделе.
– Живите по церковному уставу, и, я надеюсь, все в вашей жизни будет нормально. Сегодня поста нет, Церковь его упразднила. Так бывает и на рождественских святках. Вот мы сорок дней постились, и когда Церковь сказала, что поста нет, мы начинаем что-то выдумывать. Ограничьте количество еды, но не нужно нарушать церковный устав.
Такой интересный вопрос: «Как самостоятельно выгнать из себя беса? Ведь, насколько я знаю, отчитки опасны». Мне кажется, мы сами изгоняем из себя бесов, например, когда исповедуемся.
– Чаще мы их к себе призываем, когда не исповедуемся, когда болтаем во время службы. Вот тогда он радуется, потому что, получается, что мы «ни Богу свечка, ни ему кочерга». Поэтому молитесь, причащайтесь и исповедуйтесь. Как сказал Господь, сей же род изгоняется только молитвою и постом. Живите по церковному уставу, и все у вас будет хорошо.
Батюшка, спасибо за сегодняшний эфир.
– Хочу воспользоваться возможностью и передать через ваш телеканал пасхальные поздравления многим нашим друзьям, которые живут за пределами нашего Отечества. Христос Воскресе, дорогие мои!
Воистину Воскресе Христос!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Христос Воскресе!Похоже, уходит пандемия, а вместе с ней – маски, дистанции, ограниченное количество верующих в храмах и других местах. Надеемся, что она уйдет безвозвратно, а вместе с ней и многое, что омрачало жизнь. Но мы должны сделать определенные выводы из всего того, что произошло с нами и практически со всем миром в течение последних двух лет. Оказалось, что существуют явления, которые превышают человеческие усилия даже в глобальном измерении. Как долго пришлось бороться – и ведь мы еще продолжаем бороться – с этой напастью! Казалось бы, человечество XXI века находится на пике могущества, но сколько же смертей, сколько человеческих несчастий от того, что пришла болезнь, которую в полной мере до сих пор еще невозможно ликвидировать, но можно лишь обуздать, чтобы она не поражала людей так же страшно, как на первоначальном этапе своего развития!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.