Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Праздник Пасхи был и в ветхозаветное время. Что это был за праздник? Какое значение он имел для иудеев тогда? Какое значение имеет для православных?
– Есть иудейское слово «песах», греческое слово «пасха» стало употребляться позже. Праздник Песах остался до сих пор. Он был связан с тем, что Господь освободил евреев из египетского плена. «Песах» переводится как «пройти мимо». Был послан ангел смерти. Это десятая египетская казнь.
Это еще во времена Моисея?
– Да, это глубокий Ветхий Завет. В Египте ходил ангел смерти. Господь повелел помазывать косяки кровью закланного агнца. Самого агнца съесть с горькими травами, как мы любим. Уже тогда практиковались такие кулинарные вещи. Ангел смерти, видя пометку кровью, проходил мимо, не забирал души иудейских детей. В честь этого события установили Песах, праздник проходящих мимо. Он всегда отмечается с четырнадцатого на пятнадцатое Нисана. Празднуется 7 дней. В иудаизме это очень важный праздник. Он был важен и во времена Христа. Как правоверный иудей Спаситель отмечал этот праздник. Он пришел не нарушить закон, а наполнить его новым смыслом. На Тайную Вечерю они собрались как раз отмечать этот праздник. Это ветхозаветная Пасха.
В Новом Завете мы, конечно, вспоминаем, что Господь совершил чудо в Египте, но скорее в богослужебных текстах. Коня и всадника верже в море. Для нас он наполнился новым смыслом. Христос дает новый завет в Его крови. Он приносит новую жертву и праздник Пасхи становится праздником победы над смертью. Господь выводит не только лишь еврейский народ из рабства в Египте, Он выводит души всех людей из ада. Всем дает возможность быть в Царстве Небесном. В Пасхальных гимнах поется, что ад пуст. В «Слове на Пасху» святителя Иоанна Златоуста.
Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?
– Во многих текстах повторяется рефрен, что ад пуст, там никого нет. Врата Ада разгромлены. Мне нравится, как у старообрядцев в молитве читается не «смертию смерть поправ», а «смертию на смерть наступи», то есть Он буквально сверху наступил на врата ада и вывел души людей.
Это праздник освобождения. Там про конкретную национальность и конкретный исторический факт – выход евреев из Египта. Сейчас для иудеев это праздник свободы, благодарности Богу. В этом чине, когда возносят четыре чаши на пасхальной иудейской вечере, возносят благодарность Богу за то, что Он когда-то вывел отцов, за то, что Он создал небо, землю, из которой выросла виноградная лоза.
А мы благодарим Господа за то, что Он принес величайшую жертву, Сам Себя отдал в жертву за нас. Он нам принес жертву. И мы теперь можем освободиться из рабства греха и пребывать в жизни вечной. Мы здесь можем попробовать Царство Божие и после смерти логично туда переселиться. Это праздник не конкретного исторического события, а событий мирового масштаба: смерть Христа на Кресте, Его казнь, сошествие в ад и Его Воскресение.
Собственно, то, что мы сегодня и празднуем. Мы празднуем не то, что мы сегодня можем есть куличи и яйцами закусывать. А некоторые, в том числе и я, очень любят намазывать пасху на кулич. Праздник не про это. Он в первую очередь про то, что Господь победил зло. В жизни мы сталкиваемся со злом, и знаем, что оно очень сильное. Господь один раз навсегда победил зло и дал нам надежду. Он сказал: «Не бойтесь. Я победил мир». Теперь у христиан уже нет постоянного страха.
Получается, христиане живут в параллельной вселенной? Ведь мир все равно лежит во зле, в нем проблемы, грехи, войны, разрушения и так далее. Мы живем в этом мире, но как бы отдельно.
– Да. Я старшеклассникам объяснял это через круги Эйлера. Общество и Церковь – два разных круга, они пересекаются. Есть Церковь Небесная и земная. Мы являемся частью общества. Церковь состоит из людей, которые платят налоги, ходят на работу, голосуют на выборах. Но мы немножко не от мира сего. Христос говорил: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое».
«Вы – соль земли. Вы – свет мира». Господь приводит два интересных сравнения с солью и светом. У нас это не всегда сочетается. Соль предохраняет от разложения. В древности не было холодильника. Соль – это консервант, натер мясо, и оно не стухнет так быстро, как стухло бы без соли. Мы должны предохранять этот мир, чтобы он не развалился.
И мы должны быть светом. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мы должны приносить в этот мир добрый посыл. Один знаменитый музыкант сказал, что сейчас такое время, когда самое главное, что должно быть между людьми, – это добросердечие. Если его нет, то мы проиграли. Сейчас непростое время.
Он сам до этого дошел. «Добросердечие важнее, чем свобода». Это очень серьезная мысль. Мы должны над ней очень хорошо подумать.
Мы молимся за усопших. Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род. Мы желаем, чтобы память о них была.
– Мы переживаем, рассказываем, хотим. Некоторые верят, что человек жив пока о нем хоть кто-то помнит, а иначе он исчезает. Но это нечестно, ведь есть огромное количество потрясающих людей, о которых никто не помнит. «Могила Неизвестного солдата», например. Сколько людей сражались за Родину, которых никто не помнит.
Но там реально лежит человек, имени которого вообще никто не знает.
Для христиан важно, что личность не исчезает после смерти. Это принципиальная история. Адам и Ева реальные личности. Он именно их вытаскивает из ада. На иконе еще обычно изображают царя Давида и других людей. Все ждут Христа. Он выводит оттуда всех людей. Это богословие в красках.
Пока мы помним о человеке, он действительно с нами живет. Поэтому мы помним день Победы. Если мы его забудем, то многое в истории может поменяться.
– Все течет, все меняется. Человек живет, и его поглощает эта река. Нужно уметь останавливаться и напоминать себе о главном. И Церковный календарь так устроен: в течение года несколько раз почитывается Евангелие, одни и те же праздники, какие-то традиции, связанные с конкретным днем. И вроде за десять лет христианам должно надоесть одно и тоже.
Очень важно напомнить. Христиане прекрасно знают, что в Великий Четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю. В Великую Пятницу – распятие Христа. В центре храма ставят крест. И чего мы стоим такие скорбные, ведь мы знаем, что Он Воскрес? Мы уже посмотрели этот фильм и знаем развязку. Так зачем? Так мы напоминаем себе о тех событиях. Человеческая память коротка.
Когда ссоришься со своей любимой супругой или супругом, порой говоришь: «Ты никогда меня не слышишь, никогда меня не понимаешь, ты всегда меня унижаешь». Всегда ли? Никогда ли? Можно ли бросаться такими словами? Человеческая память коротка. Нужно напоминать себе то хорошее, что было в жизни, какие-то важные моменты. Увидев фотографию, можно вспомнить, как мы были счастливы.
«Как молоды мы были, как нежно мы любили». Вспомнишь и понимаешь, что не так все плохо было. Некоторые люди на Исповеди жалуются на мужа, что с ним плохо. Я спрашиваю: «А зачем вы замуж вышли? Неужели за всю вашу семейную жизнь все было ужасно, отвратительно? Вы же прожили вместе 20 лет!» – «Нет, были и хорошие моменты». – «Ну, а что ж такое?» Нужно уметь напомнить.
Церковный календарь наполнен напоминанием. Давайте помнить, что Господь для нас сделал, какую жертву Он принес. Его били палкой по голове, на которой был терновый венец. Шипы врезались Ему в кожу. Как Ему больно было! Вспомним о том, как Он переживал, молился: Отче, отведи от меня эту чашу. Как это напоминает нас. Мы сейчас молимся: «Господи, пускай это все побыстрей закончится». А потом Господь говорит: не Моя воля, но Твоя да будет. Он показывает нам, что и мы так можем. Как бы тяжело ни было, в каком бы стрессе мы ни находились, нужно подражать Христу, стараться найти возможность сказать: «Господи, пускай будет воля не моя, но Твоя».
Иногда бывает так, что знал человека как плохого, а потом встречаешь его через десять лет, а он уже совсем другой. И думаешь: «Может, и мне стоит поменяться? А как это сделать?» И ты не можешь ответить себе на этот вопрос.
– У всех изменения происходят по-разному. Покаяние – одно из изменений. Когда случится покаяние? У разбойника случилось на кресте. Ему нужно было дожить до того, чтобы увидеть распятым Того, в Кого он поверил, как в Бога или Мессию. Может быть, в тех реалиях все люди были религиозными, но у них были разные представления. Ему нужно было пройти такой тяжелый путь, претерпеть страдания, чтобы прийти к покаянию.
Что с нами должно случиться, чтобы произошло покаяние? Когда был коронавирус, один епископ сказал, что это епитимья. Господь наложил епитимью, как в древней Церкви. Мы не выходили из дома, или выходили по расписанию, кому-то нельзя было в храм ходить, можно было только смотреть трансляцию служб. Когда я заболел, меня закрыли на две недели, и я пропустил свой день ангела первый раз в жизни. Ну, кроме как в детстве, хотя наверное маленького меня приносили в храм. Первый раз в жизни на день ангела я был дома. Я включил трансляцию из собственного храма и со слезами выключил.
До Воскресения Христа рай был пустой, кроме Бога и ангелов? В аду были грешники. А где были праведники?
– По поводу посмертной жизни тех времен сказано очень мало. Представления у иудеев и окрестных народов были разные. Что-то наподобие рая было и в египетской культуре, и в шумерской. В греческой мифологии были Елисейские поля. Это не совсем рай, это место все равно в аду. В аду есть место, где чуть-чуть получше. То же самое было и в иудейской культуре. Был шеол, и там было лоно Авраама, место пребывания, где не было блаженства, но было не так плохо, как в шеоле. Райские врата закрылись после грехопадения, и даже праведники Ветхого Завета не могли войти в Царство Божие. Еще не произошла та победа, которую принес Христос. Богу нужно было Самому прийти сюда, чтобы вылечить этот, как сейчас сказала бы молодежь, «баг», слом, произошедший во всем человечестве. Его нужно было починить, поправить. После этого все срослось. А до Воскресения все находились в состоянии шеола. Господь сломал врата ада и вывел души праведников в Царство Небесное. Вывел тех, кто захотел. Плохо могу себе представить, что Господь кого-то за уши вытаскивал из шеола.
Если не молишься вообще, например, или даже понимаешь, что в храме происходит, но просто стоишь и про себя рассуждаешь. Вспомнил что-то плохое, говоришь: «Господи, вот так у меня. Помоги, прости». Это какое состояние?
– Это искреннее состояние. Нужно с Богом быть правдивым.
Тут вопрос, как Богу стать другом?
– Быть искренним, не врать.
А Ему невозможно соврать, это получается, что сам себе врешь.
– Тем более. Очень тяжело дружить с человеком, если он тебе постоянно врет. Это просто невозможно. И очень тяжело любить такого человека. Спросите у женщины, которой муж изменяет, а ей в глаза говорит, что на работе задержался. Как с таким жить и строить отношения? Поэтому, когда человек приходит к Богу в храм и делает хорошую мину при плохой игре, это ужасно.
Я недавно общался с подростками, они говорят: «Батюшка, иногда молюсь, и там написаны какие-то вещи, которые я сейчас не чувствую. То есть я Богу говорю то, что сейчас не чувствую».
Получается, заученные фразы, как мантры?
– Да. Например, он в очень радостном, хорошем состоянии, а там написано: «Прости меня, грешнейшего всех человек, „якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу“». У него состояние восторга, ему хочется петь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», танцевать, как Давид, которому привезли ковчег Завета. Если так произошло, что человек не чувствует этих слов, у него сейчас другое состояние, он пришел в храм просто послушать, побыть рядом с Господом и не хочет ни о чем просить, это будет правда. Возбуждать в себе покаяние тоже не очень правильно. Нельзя же на ногу себе наступить, чтобы слезы покаяния полились. Иногда нужно просто подумать, как прошел день.
У нас очень любят все жаловаться, как тяжело терпеть того-то. А ты не задумывался, как тяжело другим людям терпеть тебя? Это недавно отец Павел Островский написал, мне так понравилось. Потому что это действительно то, что может подвигнуть к покаянию. Если человек приходит на Исповедь и не знает, что говорить, ему просто нужно подумать, как другие люди его терпят, насколько им тяжело с ним общаться. Когда ты общаешься с кем-то, ему приятно?
Так можно в очень серьезную проблему попасть, связанную с унынием. Потому что, если ты начнешь узнавать, что о тебе плохо думают, что ты сложный человек (даже если ты осознаешь, что это так), что с тобой только из-за выгоды общались или каких-то рабочих отношений, а ты, получается, всем противен – это же очень страшно.
– В Патерике было такое, что послушнику, склонному к унынию, нельзя забывать о милосердии Божием. А склонному к пофигизму нужно не забывать о том, что Господь – Судия, и Он может взыскать. Причем это может быть один и тот же человек в разные моменты.
Если он и так неделю работает без выходных, у него и так ум за разум заходит, и его еще пинать – это совсем бесчеловечно. Особенно некоторые женщины поражают. Она – многодетная мать, утром встает, всех собрала в школу, младших нужно покормить, немного квартиру прибрать, сготовить обед, приготовить уроки со школьниками, а тут муж вечером приехал и говорит: «А что это здесь ничего не убрано? А где мой обед? А что ты целый день делала?» Так проходит пять дней, а в субботу, как положено у православных, она приходит на всенощную. Дети шалят, бабушки шипят, что лучше б она вообще не приходила. Утром она пошла на Исповедь, естественно, опоздала, пока всех собирала, еще и батюшка вышел, отругал за опоздание. Она попросила прощения, ей разрешили причаститься, вечером снова делала уроки с детьми на понедельник, а с понедельника опять та же история.
Это святые люди. Если эта женщина еще верит в жизнь и находит силы улыбаться, еще и благодарит Господа за мужа и детей, то это просто святой человек. Можно не ехать ни в какой далекий монастырь, на Святую Гору, просто пойдите и посмотрите на такую женщину, в каком колесе она живет. Некоторые ведь омрачаются душой и начинают всех проклинать, в том числе и свою жизнь. А я просто знаю таких женщин, которые во всем этом благодарят Господа, и мужа своего любят, и детей. Святые люди!
Еще есть такая шутка: как ни приду в храм, все время поют «Христос Воскресе».
– Я могу так сказать: если людей что-то еще связывает с Церковью, какая-то ниточка остается, она может потом сыграть свою роль. С одной стороны, хочется большего. Но если есть хоть какая-то ниточка, надежда, то человек может потом, когда у него в жизни что-то перевернется, вспомнить, как ходил освящать куличи, что-то там было про Христа, про любовь, и решит прийти в храм.
Понятное дело, скорбно, что некоторые приходят только освятить куличи. Знаете, это как, когда тебя пригласили на свадьбу, торжественно одеться, купить подарок, прийти. А там при входе для людей, пока они все собираются, стоит небольшой фуршет с канапе. А дальше там праздничная трапеза, конкурсы, жених с невестой сидят. И вот человек взял канапе на входе, съел, что-то выпил и ушел. Это лучше, чем вообще ничего, но как-то не очень. В первую очередь для самого человека. То есть не то, что жених с невестой на него обиделись, хотя могут и обидеться. А Бог не обижается на тех, кто пришел освятить куличи, Он порадуется. Но Он готов им дать гораздо больше. У него припасено вообще для каждого человека очень много, Он готов Самого Себя предложить, а мы говорим: «Господи, мы пока не готовы, у нас еще какие-то дела». Потом, может быть, они и придут.
Я всегда с радостным чувством освящаю пасхальную снедь. Приходят целыми семьями. Какое-то движение. И у них есть повод хотя бы вообще об этом задуматься. Они уже, по современным меркам, многое сделали: встали с мягкого кресла в выходной, в субботу, куда-то пошли, постояли еще в очереди, подождали.
Это же уникальный случай, когда можно побеседовать с человеком, – он сам приходит.
– У нас миссионерская деятельность должна быть с уважением, то есть мы не должны навязываться. Я не хожу по окрестным домам, не стучу с вопросом: «Не хотите со мной поговорить о Боге?» Мы всегда уважаем человеческие границы. Бог безмерно уважает каждого человека. Он не заставляет нас в Него поверить, Он дает возможность. Он деликатно к нам относится.
Мне кажется, что и мы, православные священники, обязаны деликатность от Бога перенять и не навязывать, не впихивать, не стараться принимать человека, только если он примет нашу точку зрения. Опять же, к Христу приходили люди, Он не начинал их сразу учить. Если посмотреть Нагорную проповедь, сказано, что пришли к Нему люди, Он многих исцелил, а потом уже начал учить. То есть Он сначала выполнил их просьбу, а не так: «Вы меня сейчас полчаса послушаете, а потом, может быть, Я вам что-нибудь дам». И я уверен, что многие из этих людей сразу ушли, потому что получили то, что ожидали.
Самое ценное, когда ты людей не принуждаешь. Бывает, священник говорит проповедь после прочтения Евангелия, а бывает, уже в конце, после Причастия.
После чтения Евангелия все остаются, а после Причастия могут и уйти.
– После чтения Евангелия люди не могут уйти, потому что служба еще не закончена, и батюшка заполучил всех. А после Причастия тот, кто действительно захотел послушать, остается и слушает. Это возможность самим людям решить, как поступить. Так и при освящении куличей не сразу проповедовать, а сначала освятить, потом сказать какие-то слова. Те, кто захотят, останутся послушать, а те, кто спешат, ждали долго в очереди, свечки купят и уйдут. И не надо их осуждать, это их выбор. Это настоящее миссионерство, а не так, что ты согнал всех и обязал себя слушать. В миссионерстве не должно быть насилия. В миссии, в катехизаторстве всегда должно быть уважение к человеку, деликатность.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.