Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1153) → Сященник Иоанн Коханов: Человек должен бояться греха, ведь грех его отдаляет от Бога

Сященник Иоанн Коханов: Человек должен бояться греха, ведь грех его отдаляет от Бога

№16 (1153) / 18 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Книга Бытие – это замечательная возможность вспомнить, с чего начиналась история человечества, история нашего спасения. В Книге Бытие разные сюжеты. Сейчас мы слушаем отрывки про Ноев потоп… Потоп закончился, и Господь разговаривает с Ноем и заключает с ним некий завет. Это слово очень важное, ведь сама Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов. Какой завет заключает Бог с Ноем?

– Завет уже был заключен в самом начале, когда Бог создал Адама, потом Еву. После грехопадения, когда первые люди согрешили, Господь уточняет условия завета. Здесь ситуация такая, что человечество фактически погибло. Для жизни на земле оно исчезло, остался только Ной и его семейство.

Как будто все начинается сначала.

– Да, как будто все сначала. И, конечно же, у Ноя, как и у любого человека при чтении этих строк, возникает вопрос: «Если Потоп был, может ли это повториться?» В Книге Бытие Господь говорит: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли», – Господь как бы поясняет для читателя через Священное Писание, что в человеке уже есть греховность, ставшая реальностью с грехопадением первых людей, и, соответственно, бесконечное истребление не поможет.

Господь обновляет завет, данный первым людям, появляется много подробностей.

Сначала Бог создал Адама. Потом Еву. Человеку дана вся полнота власти – он сотворец Господу, у него есть вся власть управлять землей, которую дал ему Господь (в частности, Эдемским садом), потом власть жить в условиях после изгнания из райского сада. Условий было не так много: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, ожидайте избавления от зла, которое нанес вам змий, которое вы принесли с тем, что послушались дьявола. Ожидайте семени жены – рождения нового Человека, который избавит всех от греха. Это Книга Бытие.

В завете Ною Господь говорит уже не об этом общем ожидании, а о том, как людям жить на земле: если человек посягнул на жизнь другого человека, то сам должен такой же смертью и умереть. Появляются законы – заповеди от Бога. Господь видит, что люди сами не справляются: им необходимо четкое, конкретное указание, как жить, чтобы продолжать жить на земле и с Богом, и друг с другом в мире.

Там сказано, что все можно употреблять в пищу, включая животных и рыб, – это не оговаривалось нигде раньше. Люди делали это по наитию: либо делали, либо не делали.

Знамение завета – это радуга: живое свидетельство, что действительно был потоп и что есть от Бога благословение жить на земле. Здесь две линии: одна – продолжение тех благословений, которые Господь дал первым людям, а вторая – конкретика, как нынешним людям, Ною и его семейству, и тем, кто от них появится на свет, теперь жить на земле. Это очень важно.

Радуга – физическое явление. Как это совмещается со словами Писания, что Бог ее устанавливает как видимый знак заключения завета с Ноем? Он создает новое физическое явление?

– Это неправда, что радуги не было, а потом появилась. Скорее Господь показывает на радугу как на некий символ этого завета, чтобы Ной, смотря на радугу, вспоминал, что она – живое свидетельство подкрепления завета с Богом.

Бог сотворил мир идеальным, совершенным: и увидел Бог, что это хорошо – и сказано, что на 7-й день почил, то есть перестал творить. Процесс творения остановился после творения человека: человек – это увенчание, окончание процесса творения, поэтому 7-й день – день отдохновения… Было бы неправильно сказать, что радуги не было, а тут она появилась: этого нет и в тексте. Господь говорит: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле».

Вопрос телезрителя: «Когда Адам согрешил, Бог сказал: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно, – и выгнал его из райского сада. Получается, что Адам с Евой не вкушали и от древа жизни до грехопадения? Как же они тогда жили вечно?»

– Они вкушали от древа жизни – об этом здесь и говорится. Надо немножко внимательнее читать.

Изучать Библию, особенно Ветхий Завет, нужно обязательно с комментариями святых отцов, обращаться к толкованиям, иначе мы можем многое не понять… Многие люди, особенно светские, неверно понимают Библию как некий справочник по происхождению мира и человека. Скорее, это Книга слова Божия – она отражает важные смысловые вещи. Чтение Священного Писания важно совмещать с мнением святых отцов.

Когда Господь дает Адаму одну из первых заповедей, что нельзя есть от древа познания добра и зла, говорит: «Если вкусите от древа познания добра и зла, смертью умрете» – Он предупреждает Адама, что есть смерть и что можно умереть. Это первый момент: Господь открывает ему знание. Здесь это не прихоть Творца – это заповедь, ограждающая Адама от преждевременного опыта: ему дается некое понимание того, что может быть. У Адама и Евы пока нет опыта.

Второй момент. Господь говорит: стал как один из Нас, зная добро и зло. Это не торжество – скорее, трагедия. Адам и Ева, не имея опыта, познали всю глубину греха, фактически приобщились к делу дьявола, клеветника. Такое состояние их души очень опасно: человеку, познавшему грех, нужен процесс исправления, покаяния, чтобы наследовать вечную жизнь.

Если он живет в грехе и не исправляется, то возможность жить вечно для него будет губительна: он будет жить, вечно не исправляясь, не изменяясь. Фактически грех будет жить вечно.

Поэтому Господь решает, чтобы Адам и Ева не жили в раю, не вкушали древа жизни: об этом и сказано. Раньше вкушали, а теперь вкушать нельзя, ведь пока они бессмертны, процесс жизни во грехе будет бесконечен. А когда они лишены бессмертия, состояние во грехе ограничено потенциальной возможностью умереть.

Между прочим, это сдерживающее начало для человека и сегодня. Очень важный момент: этим Господь, наоборот, уберегает человека, дает ему возможность через внешнее давление смертности жить без греха, бороться с ним.

Об этом мы и дальше можем прочесть, когда после трагедии Каина и Авеля рождается третий сын, Сиф. И уже дети Сифа начинают призывать имя Божие.

Почему Адам не мог жить вечно, каяться во грехе всю жизнь и в течение жизни искупить его?

– Мы не можем решить за Адама, почему так. Видимо, для человека это было тогда непосильно. Может быть, есть еще какой-то вариант.

Нужно сверяться с мнениями святых отцов – многие из них замечательно комментируют Священное Писание: и преподобный Ефрем Сирин, например, и наши святители-каппадокийцы – и Василий Великий, и Иоанн Златоуст. Это жизненно необходимо, иначе мы многое можем понять неправильно своим умом, еще не просвещенным полнотой истины.

Почему Бог обещает Ною, что больше не уничтожит человечество? Человечество погрязло в грехе. Почему Бог не может сделать этого снова? И значит ли это, что, как бы низко мы ни пали в своих грехах, Бог нас все равно не уничтожит?

– Меня все время смущает, когда мы говорим о потопе как об уничтожении людей. Мы с вами должны помнить, что человек состоит из души и тела. Они не уничтожены, они живы: у Бога все живы. Это замысел Божий, чтобы эти люди, возможно, когда-то спаслись, может, даже молитвами Церкви. Мы же не знаем жизнь каждого, кто погиб в потопе: что с ним произошло… Священное Писание гораздо позже выдвигает аксиому: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Надежда всегда есть, ведь Бог есть любовь.

Вопрос не к нам, а к Господу Богу: Он принял такое решение – значит, так для человечества полезнее.

Возможно, как говорят некоторые комментаторы, проповедники Священного Писания, Господь проявляет здесь Свою любовь посредством Божественной педагогики. Об этом говорит царь Давид в Псалтири: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя – Господь наказывает человека: преподает ему некое наставление, которое при этом не ведет к смерти. Он не уничтожает человека, а дает возможность через такой урок исправить свою жизнь, измениться, приблизиться к Богу.

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется... Следует ли из этих слов, что если, проведя достаточно греховную жизнь, перед смертью призовешь имя Бога, покаешься в своих грехах, то спасешься?

– Да, шанс есть для каждого. Один из наших духовных писателей говорил, что Господь – как адвокат: Он в человеке постоянно ищет что-то, в чем тот мог бы оправдаться, в чем его оправдать: найти какую-то маленькую страницу, которой любой мог бы оправдаться за всю свою жизнь. Господь каждого хочет спасти.

Но здесь не говорится, что человек станет праведником (мы читаем в Евангелии, что праведники, святые люди, переходят от смерти сразу в жизнь и приходят на суд Божий). Человек не станет праведником, но спасется: Господь его спасет теми путями, которые Он ведает.

Бог не осуждает, а оправдывает?

– Конечно.

Тем не менее есть Страшный Суд.

– Что такое Страшный Суд? Это день, когда всем будет явлена личность каждого человека, какой он на самом деле, какой он есть перед Богом. Соответственно, это определяет его бытие в вечности: в Царстве Божием или в месте, лишенном света, в аду.

Господь об этом говорит: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Да, с одной стороны, Господь – страшный Судья, с другой стороны, любящий Отец. Такая интересная библейская парадигма: смерть грешников люта, как мы читаем у царя Давида, а с другой стороны, Господь – любящий Отец, Который ищет для каждого возможность спастись.

Как правильно воспринимать Бога? Помнить о Нем как о любящем Отце или же как о страшном Судье?

– В категории духовной жизни «правильно – неправильно» довольно условно. Мы читаем у святых отцов древности и у тех, кто пытался объяснить их нашим современникам (это Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов)), что есть несколько стадий градации любви человека к Богу, отношений человека с Богом.

Первая любовь появляется из страха смерти: человек боится смерти, страшится, что будет с ним за гробом, поэтому его любовь к Богу основана на страхе.

Вторая стадия – когда страх уходит и у человека появляется боязнь наказаний, что он каким-то образом нарушит что-то, удалится от Его благ в вечности, будет одинок и так далее.

И третья стадия – это боязнь отпасть от Бога, лишиться Его света, лишиться общения с Ним.

Мы боимся греха – как апостол Павел говорит, чада, бегайте греха. Человек боится греха, ведь грех его отдаляет от Бога: он лишается возможности быть с Богом в любви, пребывать в благодати Божией.

Пример высшей формы такого страха – когда святые отцы древности, молитвенники (например, Антоний Великий, Макарий Египетский), боялись выйти из состояния молитвенного общения с Богом, когда человек молился уже в Духе Святом и малейший грех, малейший помысел греха буквально выбивал его из этого состояния: он терял молитву. (Об этом писал и батюшка Серафим Саровский.)

Вопрос телезрителя Алексея: «Увижу радугу и вспомню завет», – сказал Господь. Но разве Бог может что-то забыть?»

– Библия – не справочник по нашей земной или Небесной географии. Это скорее такой образ, что Господь всегда обращает Свой взор к человечеству, всегда помнит о нем. И когда люди говорят, что Бог про них вспомнил, это, скорее, о том, что они сами вспомнили о Боге и ощутили Его присутствие рядом с собой.

Поэтому здесь такой образ: Господь обращает внимание на человека, чтобы тот с помощью радуги вспомнил завет, который Бог сотворил с ним. Это вполне укладывается в логику Священного Писания.

Вопрос телезрителя: «В Книге Притчей Соломоновых написано: путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр. Почему путь глупого прямой? Ведь в духовной жизни мы стараемся выстраивать достаточно очевидный путь: ходить в церковь, исполнять заповеди, и тогда нас ожидает Царствие Небесное. Это достаточно прямой путь».

– Не размышляющему о себе, о Боге, может показаться, что для спасения достаточно простых вещей. Прямой путь – понятный: ходи в церковь, молись, причащайся, не совершай грехов, выполняй заповеди и спасешься.

И вроде бы все правильно, но когда человек начинает так жить, все равно возникает очень много сложностей. Как исполнять заповеди так, чтобы не нарушить свободу другого? Предположим, мы стараемся молиться, выполнять молитвенное правило, дома. А если дом полная чаша и родственники не хотят молиться и их вообще раздражает наша молитвенность, – что делать? Не молиться? Некоторые говорят так: «Я молюсь, не мешайте мне». Некоторые, как я читал воспоминания христиан 1990-х годов, молились в ванной комнате: закрывались и молились тайком от своих домашних.

Человек все равно сталкивается с ситуациями, которые требуют от него творческого подхода, когда не будет лицемерия, нарушения свободы других людей, даже если они неверующие или маловерующие. Тут должна быть мудрость, а она приобретается только с опытом… Человек пробует, вдумывается, вчитывается в Евангелие.

Мы имеем замечательный пример нашего Спасителя. Христос принимал людей до поздней ночи, исцелял их, утешал, а потом уходил на некое отдохновение и затем на молитву: Иисус утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел – иными словами, Господь не заставлял апостолов вместе с Ним молиться. Это первый момент.

Второй очень важный момент: когда апостолы пришли и спросили Его, Он не сказал им: «Минуточку, закончу – и потом пообщаемся», – нет. Он сразу обращается к ним, как будто их ждал: Он всегда скор на любовь, на отзывчивость к ближнему и сразу бросает все – даже молитву (хотя это очень важное дело), и идет туда, где ждут Его ученики. Господь делает снисхождение к той жизни, которой живут Его ученики. Может, Он бы и рад был, чтобы они с ним молились, но надо, чтобы они к Нему сами пришли… Очень мудро пишет царь Соломон… И мы, как вы помните из Евангелия, должны любить ближнего, как самого себя. Любовь предполагает уважение свободы другого человека.

В заключение хотелось бы попросить Вас подвести итог нашему разговору и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Желаю, чтобы всем нам удавалось чуть лучше, чуть больше научиться молитве, общению с Господом, – а это невозможно без погружения в жизнь Церкви, в посещение богослужений, в чтение Священного Писания.

Крест, который выносился в воскресный день, – это не только память, что будет Воскресение (хотя, конечно, это одна из центральных тем): Крест еще и оружие нашей победы над злом, грехом. Крестом мы укрепляемся – Господь нам дает через крест Свою благодать, которая ведет нас к Богу, к любви, к ближним.

Будем укрепляться крестом Христовым, вникая в слово Божие, проходить время поста, чтобы прийти к Божественной Пасхе наполненными благодатью Божией, радостью и светом.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс