Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1153) → Игумен Филарет (Пряшников): Всяк человек – ложь?

Игумен Филарет (Пряшников): Всяк человек – ложь?

№16 (1153) / 18 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Каждый раз, когда мы слышим эту фразу, даже не задумываемся, что это псалом 115, и эту фразу произносит Псалмопевец, который жил задолго до Христа. Первый вопрос – так ли это? На мой взгляд, это очень серьезное обвинение: лживый, льстивый и т. д. – это имена врага человеческого. Неужели так все плохо?

– Существует следующая проблематика: книги Священного Писания переводились несколько раз. В III веке до Р.Х. Птолемей переводит основные книги еврейского народа с иврита на греческий. Была ли там соблюдена точность перевода? Сложно сказать… Я всегда говорю: если вы дадите 3-м – 4-м переводчикам один текст и попросите их перевести, никто ведь слово в слово не переведет: у всех будут неточности, ведь любое слово имеет определенное понимание в том или ином контексте. Потом были наши Кирилл и Мефодий, которые перевели 70 толковников на наш родной славянский язык. Возможно, они сверялись с еще каким-то текстом. А в XIX веке Священное Писание переводится уже на русский язык.

Здесь мы должны понимать, что определенная проблема есть в неточности перевода: это не неправильность перевода, а неточность подбора слов. Кто-то из толкователей перевода фразу «всяк человек – ложь» понимает так, что каждый человек ненадежен. Я бы пошел в этом направлении.

Есть еще вопрос исторического момента этого текста. Ведь замечательно толкует его Иоанн Златоуст. Он пишет исторический контекст: пророк стоит на камне, видит, как еврейский народ побежден иноплеменниками, как он погибает, и говорит: Веровах, темже возглаголах, аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь.

Исступление – это некое поражение, удивление, некое бесчувственное состояние. Когда он видит поражение своего народа, говорит: всяк человек ложь, то есть «мы поражены». Человеческие силы в отличие от Божественных сил имеют ограничения.

Эту фразу лучше всего понимать следующим образом. Во-первых, любой человек ненадежен. Это самое важное, что мы должны понимать, читая данный псалом. Во-вторых, если уж рассуждать о жизни, человек – существо непостоянное: зачастую, совершая грехи, он иногда идет и на ложь, и на подкуп, и на прочее. Мы меняем свое мнение в зависимости от обстоятельств, различных жизненных ситуаций.

Поэтому псалмопевец Давид прав – он видит ограниченность человеческой природы, человеческой жизни, и в этом своем чувстве призывает нас все это соотносить с могуществом Господа Бога: человек может изменяться, а Бог никогда не будет изменяться.

Это мое видение, толкование. Поэтому я бы на этот вопрос ответил так, что человек не может положиться в беде только на себя – в беде нужно полагаться на Господа Бога.

Мы понимаем, что нужно уповать на Бога. Но здесь есть еще один очень сложный момент: если мы воспринимаем человека как обманывающегося, ненадежного, тогда можно себе представить, что любой может ошибаться – в том числе сам Псалмопевец. Когда мы читаем толкование, какого цензора надо включить внутри себя, чтобы отделить ложь от истины? Нам нечасто удается уповать на Господа – быт и жизнь (ведь мы плотские) во многом нам мешают и разрушают наше желание пустить Бога внутрь себя.

– В Ветхом Завете есть очень много интересных премудростей, которые мы можем применять в современной жизни.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,– все суета! Можно сказать, что это характеристика жизни человека, не верящего в Бога. А еще в псалме 38 есть такие слова: Подлинно, совершенная суета – всякий человек живущий. О чем мы говорим? Если мы понимаем свою жизнь и ставим определенные цели, не отражающие нашей веры, то мы суетимся: всуе ведем свою деятельность. Мы зачастую поддаемся веяниям, которые имеются в обществе. Мы, может быть, на людях соглашаемся с тем, с чем никогда бы не согласились, если бы остались наедине с собой и с Господом Богом.

Всякий человек непостоянен, всякий человек – суета. Мы живем в обществе и безусловно можем давать оценку поведению тех, кто находится рядом с нами, – но всегда нужно помнить о милосердии Господа: оно изливается на каждого из нас. Нужно помнить, какими мы были до прихода к Нему и какими стали, помнить, что Господь простил то, что мы совершали до Крещения. Эта мысль очень важна в понимании этого контекста: хотя мы можем обманывать, поступать несправедливо, впадать в тяжкие грехи по отношению друг к другу, мы можем измениться.

Человек может совершенно преобразиться, и вместо лжи появляется правда, вместо жизни не по Богу появляется совершенно иное устроение мыслей и желаний.

Мы часто боимся молчать. А иногда в молчании заключается вся глубина и мужество. Конечно, легче что-то наговорить, высказать: высказал, и стало легче на душе. Почему часто сначала нужно подумать, прежде чем что-то сказать? Потому, что мы можем что-то нафантазировать и выдать это за правду. Тут тоже появляется ложь.

Вот это непостоянство в человеке, постоянная борьба греховного человека и человека, обновленного во Христе, заставляют нас всегда ходить по острию ножа.

Как общаться с тем, кто ведет неправильный образ жизни? С одной стороны, можно все бросить и сказать: «Ты мне не нужен, мы с тобой не друзья». Можно смириться, а можно попытаться молиться за него и на что-то не обращать внимание. Понятно, что терпение не безгранично – иногда нужно просто остановиться и серьезно поговорить: «Почему ты обманываешь? Почему так себя ведешь?»

Есть выражение «правду говорить легко и приятно». Иногда не сказать правду – это тоже, по сути, ложь...

– Жизненные ситуации бывают разными, но нам все-таки надо жить всегда по правде. Но готов ли человек услышать правду?

Вспомните притчу Господа о сеятеле, который сеял семена: ведь что-то подобное можно сказать о каждом живущем во Христе, который сеет эти семена другим… Кто-то жаждет правду услышать: «Скажи, почему я обижаю людей, почему так получается? Ты же со стороны лучше видишь». А другой скажет: «Попробуй сказать мне правду. Я тебе тогда такую правду покажу!»

У Шварца есть замечательная пьеса, в которой королю премьер-министр сказал: «Я хочу сказать Вам правду: Вы гениальный правитель!» А король отвечает: «Всегда говори мне эту правду!»… Мы сегодня вспомнили не только строки 115-го псалма Давида, что всяк человек ложь, но и 38-й, и 70-й псалмы. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых: можно ли исключить вообще общение с людьми, которые могут принести в твою жизнь ложь или какие-то сомнения? Будешь жить один – соответственно, рядом с тобой не будет лживых людей...

– Обращаемся к Евангелию. Господь говорит: Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный. Как толковать это? У святителя Иоанна Златоуста и других толкователей мы читаем, что должны побеждать искушения.

В это воскресенье, когда я говорил проповедь братии монастыря, прихожанам, гостям, я вспоминал о преподобном Сергии, основавшем Троице-Сергиеву лавру. Из истории этого монастыря мы знаем, что какое-то время с ним жил, по-моему, его брат, который постоянно его притеснял... И после одного случая преподобный Сергий, не беря с собой даже котомку, уходит из этого монастыря. Почему? Он не хочет быть предметом искушений...

Если тебе сложно, если видишь, что не можешь изменить человека, лучше отойти (не желая зла этому человеку и не блокируя номер его телефона), чтобы побыть какое-то время одному, что-то осмыслить, осознать, чтобы все остыли и пришли к единому знаменателю... Но мы сейчас говорим абстрактно. Ситуации бывают очень разные.

Говоря, что всяк человек ложь, может быть, мы не верим самим себе? Насколько мы должны не просто возлюбить себя, но научиться прощать? И как это сочетается с покаянием?

– Зачастую наш внутренний греховный человек говорит нам, что если мы так поступаем, то и другие такие же.

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое: для хорошего и доброго человека все добрые и хорошие – он никогда не будет никого осуждать, как бы плохо и тяжко ни жил в этом мире. А у злого все злые – он всех осуждает: по себе меряет всех остальных. Это очень опасно.

Все люди совершенно разные: если ты себе что-то разрешаешь, то другой никогда себе такого не позволит. Очень важно понимать, что все люди несовершенны, но нельзя мерить других по себе. Мы всегда говорим, что нужно других принимать такими, какие они есть.

Я не говорю, что нужно оправдывать грех. Когда совершается грех, христианин должен не возвышать свой голос, не пускаться в драку, защищая истину, но хотя бы замолчать.

Иногда можно молча уйти, например. Вспоминаю случай, который произошел в жизни Алексия II. Его пригласили на какой-то концерт (который проходил, может быть, в Кремлевском зале), где было огромное множество чиновников. И один артист со сцены начал оскорблять Церковь. И я читал, что Святейший встал во время концерта, развернулся и ушел. Надо иметь мужество, чтобы встать и уйти...

Вопрос телезрителя из Сарова: «Приходят на ум слова апостола Павла из Послания к Римлянам: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю – человек, в моем понимании, всегда не тот, кем хотел бы быть. Получается, ложь в некотором роде».

– Это удивительные слова апостола Павла. Безусловно, он говорит о грехах, греховной жизни человека: то, к чему человек предназначен Богом, он не исполняет. Например, не может сохранить свой целостный мир, не может хранить свое сердце в чистоте – греховные, хульные мысли возникают. А то, что вредит, с удовольствием может делать.

Апостол Павел здесь говорит о греховности человека: мы не должны быть проповедниками греха. Есть вещи в нашей жизни, сокровенные, которые никто никогда не должен знать, кроме Господа Бога; твои недостатки, грехи не должны быть проповедью для других людей, что воровать или вести распущенный образ жизни, например, – это нормально. Этого не должно быть в человеке. Об этом апостол Павел и говорит.

В молитвенном правиле есть молитва со словами: «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя» – так признаем свое недостоинство, непонимание? Можно же сказать: я хочу, Господи, спасения!

– Когда сопротивляешься, Бог не будет спасать. Я не могу сейчас вспомнить точное толкование этих слов, но эта каждодневная молитва говорит, что даже если не получается исполнить то, что Господь хочет от тебя, просишь Его: «Помоги мне это исполнить, направь меня – я хочу спасения, но есть вещи, которые я не могу преодолеть в себе… Помоги мне, Господи, их исправить». Но это не противление, когда человек противится спасению: мол, не хочу я быть добрым и так далее. Нет. Здесь имеется в виду: если что-то не получается – «помоги мне, Господи».

Если представить, что всяк человек ложь, то, может быть, стоит оставить сомнения и просто исполнять все на автомате, исключив всяческое размышление?

– Нет. Человек – разумное существо: Господь наделил нас разумом, свободой и волей. Размышляя в правильном русле, наблюдая за своей жизнью как бы со стороны, мы научаемся преодолевать свои несовершенства. Мы должны рассуждать, должны думать. Иначе зачем тогда вера? Зачем Господь говорит: изменись, человек, ты должен поменяться? Ради чего?

Конечно, ради себя и ради Господа, чтобы быть достойным сыном Божиим. Ведь Господь называет нас детьми – мы для Него дети, и мы к Нему обращаемся: «Отец наш Небесный».

Мы не должны отчаиваться из-за поражений, не должны говорить: мол, не получается – и не надо, не хочу.

В человеке есть вера, наде-жда, любовь – три христианские добродетели. Вера: я верю в Бога. Есть надежда, что буду спасен: надежда – это внутреннее понуждение себя ко спасению.

Господь обязательно обратит на тебя внимание – Он все про тебя знает. Он никогда не осудит, но – с одним условием: если будем бегать греха, чтобы не быть на стороне тьмы, а быть на стороне света.

В Священном Писании написано, что Бог – единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная. Но мы – сопричастники Его Божественного света.

Будем стараться бороться, пока дышим, пока живы. А суд отдадим Господу Богу – Он Сам рассудит, чего мы будем достойны.

Каждый из нас боится. Мы говорим: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем... Мы в какой-то степени понуждаем себя к молитве. Чтобы хоть как-то приблизиться к состоянию, когда молитва стала как дыхание, нужно, наверное, несколько десятков лет? Если молиться трудно и человек оставляет этот труд, как вернуть молитву?

– Мы говорим о духовной жизни человека, о постоянной борьбе, которая происходит в нашем сердце. Есть случаи, когда люди уходят из Церкви, отходят от Бога, при этом говорят, что они атеисты, что разочаровались, выплескивают свое недовольство на окружающих. Это их личная проблема, личная трагедия – и дойти до этого не пожелаешь никому: это очень страшно. Я могу предположить, как это жить без Бога, жить в пустоте, – это страшно.

Молитва – это постоянное пребывание с Господом, постоянное понимание, что Он рядом. Мы не начинаем день, пока не обратимся к Нему: «Господи, благослови!» Мы садимся в машину или самолет и осеняем себя крестным знамением: «Господи, благослови». Это религия на бытовом уровне, – а есть внутренняя жизнь человека.

К сожалению, мы живем во время, когда нет духоносных людей, – но их никогда не было много: святоотеческое предание собирается по крупицам.

Вернуться к молитве придется, ибо молитва необходима нам как воздух. Пусть будет маленькая молитва: «Господи, благослови! Господи, помоги!» Среди дневной суеты можно вспомнить о Боге и помолиться за близкого – бывает, работаешь в кабинете в монастыре или куда-то едешь, и приходит сообщение: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, за сына моего». Я же не могу открыть акафист и тут же начать читать – я говорю: «Господи, помоги рабу Божию Николаю». Эта молитва тоже засчитывается.

Спасибо! Благословите наших телезрителей.

– Желаю мира, любви и Божия благословения. Все мы можем, как говорит апостол Павел, если с нами Господь. Всего вам доброго!

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс