Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1153) → Священник Александр Асонов: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»

Священник Александр Асонов: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»

№16 (1153) / 18 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи, на мой взгляд, очень интересная. Что означает этот призыв апостола?

– Изначально может показаться, что этот призыв приглашает людей подстраиваться под любую ситуацию: сейчас все радуются – и вы радуйтесь, все плачут – и вы плачьте. Но это не так. Речь не об этом.

Если читать всю 12-ю главу Послания к римлянам святого апостола Павла, там отмечено намного больше очень важных моментов, в контексте которых и следует рассматривать данное высказывание.

Красной нитью проходит общехристианский призыв быть сострадательными: иметь соучастие в переживаниях людей, которых Господь посылает нам на пути. Как мне кажется, это весьма нелегкий крест, ведь все мы изначально замкнуты на своей субъективности, связанной с переживаниями нашего личного ego в контексте нашего бытия и собственного восприятия происходящего. Господь Иисус Христос призывает нас выйти за рамки нашей субъективности и преодолеть границы собственного восприятия, благодаря чему мы отделяем себя от окружающего мира.

Это очень интересный момент, ведь ветхозаветная заповедь, которую вспоминает Господь в Священном Писании, гласит: Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всей силою, – а затем возлюби ближнего своего. Без любви к истине и правде невозможно по-настоящему возлюбить нашего ближнего: быть соучастником в жизни того, кого Господь посылает нам на пути.

У нас есть личный жизненный опыт, что такое радоваться с радующимися и плакать с плачущими – это знакомо каждому: у всех нас есть родители. Когда мать скорбит и плачет, мы, даже не зная причину ее переживания, испытываем страдания вместе с ней: этот человек близок нам, он пересекает границу нашей субъективности. Я не говорю, что не должно быть социальных границ: они должны быть, но мы не должны замыкаться на нашем ego – к этому призывает Христос. Пересечь правильно эти границы можно лишь только благодаря знанию подлинной любви, а она открывается только в Боге, ибо Бог есть любовь.

Мне всегда казалось (и до сих пор кажется), что отголосок Божественной любви – это родительская любовь к детям и любовь детей к родителям… Это очень тусклый отголосок Божественной любви, заложенный в человека по факту его рождения, и по своей природе человек это переживает естественным образом, пересекая границы своей отчужденности от окружающего мира. К этому призывает Господь, как говорит святой апостол Павел. Когда наши близкие радуются, мы радуемся с ними вне зависимости от того, понимаем причину их радости или нет. Нам просто радостно, когда наши дети впервые начинают улыбаться, и мы улыбаемся вместе с ними, начинаем с ними радоваться, мы – соучастники их радости, даже не понимая ее причины. Это наше естественное желание, и это – отголосок Божественной любви.

Вообще, чтобы понять, что такое Бог есть любовь, мне кажется, достаточно задуматься о той любви, что дана нам Богом как некоторый тусклый луч Божественного света, как искра Божия (греческое слово χάρισμα («хáрисма») – отсюда понятие «харизматическая личность»), которая отражает, хоть и в тусклом виде, ее удивительный источник. Этот тусклый луч света нашей любви к нашим родным и близким помогает чуть-чуть понять, насколько бесконечна и непостижима любовь в Боге...

Если мы попытаемся это как-то сопрягать, сопоставлять и объединять, то, может быть, наши ощущения Бога начнут меняться: Он перестанет быть Богом карающим, страшным Судией, но превратится в любящего Отца из притчи о блудном сыне. Что делает этот отец? Он каждый день выходит на дорогу и вглядывается вдаль, ожидая возвращения любимого младшего сына. Это очень важно для нас пережить, спроецировать, ведь самое главное, для чего мы приходим в этот мир, – научиться любить и быть любимыми, все остальное преходяще (это мое личное убеждение).

Дела соучастия, милосердия, сострадания без любви невозможны – даже апостол Павел сказал: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», поэтому открывается подлинная истина и тайна нашей веры.

Вопрос телезрителя Димитрия из Гатчины: «Если не чувствуешь сердцем это состояние, когда нужно плакать с плачущим, но понимаешь, что нужно оказывать милосердие любому ближнему, оказавшемуся с тобой рядом, помогать в беде, примирять, то появится ли это чувство со временем, или надо молиться, просить этого?»

– Могу сказать только одно: всякий стучащийся приобретет открытые двери – ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Нужно стремиться и искать этого, просить у Бога в молитве.

Интересно устроены Заповеди блаженства. Все начинается с «блаженны нищие духом», остальное – это производные: если вы нищие духом, значит, ищете правду и истину, значит, вы миротворцы – и алчущие и жаждущие правды. Если вы нищие духом, то вы и плачущие.

Почему вы плачете? Вы ощущаете свое духовное недостоинство, несостоятельность, – и вы стенаете, плачете, переживаете. Но вы утешитесь, ведь самое главное с вами произошло. (Это же калькой накладывается на все притчи Спасителя: например, возьмем притчу о мытаре и фарисее – мытарь нищий духом, но фарисей – не нищий духом.)

История определяется. Заповеди блаженства… Все начинается с ощущения своего духовного недостоинства. Пока ты уверен в своей праведности, тебе сложно будет найти подлинную правду и подлинную истину и узреть Бога. Узревают Бога только нищие духом, ибо они ищут истинную правду и они подлинные миротворцы.

Кстати, о миротворцах сейчас очень актуально: это касается тематики, которую мы сейчас обсуждаем – призыва святого апостола Павла в Послании к Римлянам «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Если у тебя есть опыт богообщения, если ты ощутил свою духовную нищету, заплакал об этом, стал искать истинную правду, то ты Бога узришь, но, узревая Бога, ты станешь подлинным миротворцем: это взаимосвязанные понятия в нашей вере, и в этом есть подлинное чудо.

Я сейчас немножко отхожу от темы, поскольку мы стали говорить о заповедях блаженств. Мы вспоминаем их каждую Литургию (заповеди блаженства звучат перед выносом Святого Евангелия) – это свидетельствует, что они высоко почитаются Церковью. Когда Господь перечисляет заповеди блаженств, Он не говорит «блаженны сотворяющие чудеса, прекрасно пророчествующие, мудрствующие об истине, исцеляющие, прекрасно постящиеся или глубоко молящиеся». То, что кажется необходимыми качествами нашей религиозной жизни, нашего вероисповедания, не перечисляется в заповедях блаженств. Почему? Ведь вроде бы и чудеса, и истовая молитва, и Великий пост как подвижничество, и многое другое – те самые вещи, что как раз и должны нас привести к великому подвигу… Ничего подобного! Христос говорит: «Нищие духом».

С этого все начинается, ведь вся праведность, связанная с центром нашего ego и нашего субъективного (с чего я начал) восприятие бытия, где мы очерчиваем рамки своего социального положения и религиозных воззрений… Мы во внутреннем мире имеем свою самоправданность, и она не выше, чем самоправданность фарисеев, а Господь четко сказал: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

Как так? Фарисеи, книжники наизусть цитируют Закон, их почитают в народе, они хранят веру отцов, все ритуалы исполняют вовремя, все субботы соблюдают... Как так? Почему? Как это превзойти? Сначала стать нищими духом. Другого пути нет. Вы не сможете радоваться с радующимися и плакать с плачущими искренне. Это будет неестественно. А исполнение Закона не через сердце, без любви к Богу всем сердцем и всем разумением – отнюдь не исполнение Закона.

Почему апостол начинает с того, что нужно радоваться с радующимися, а потом – плакать с плачущими, а не наоборот?

– На ваш вопрос лучше, чем я, ответит блаженный Феофилакт Болгарский: «Великий нужен дух, чтобы не только не завидовать, но и радоваться с радующимися. Это показывает душу, совершенно свободную от зависти, и гораздо больше значит, нежели плакать с плачущим; потому что к плачу побуждает сама природа, влекущая к состраданию. Итак, научает нас тому и другому, то есть и состраданию, и чуждому зависти расположению ко всем, даже к гонителям».

Не случайно блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Ко всем, даже к гонителям»: в 12-й главе святой апостол Павел говорит, что мы должны молиться за тех, кто нас гонит и обижает – 12-я глава, 14-й стих. Это предисловие, то есть стих, идет прямо перед словами «радуйтесь с радующимися»: «Благословляйте гонителей ваших». Благословляйте – не проклинайте.

Это созвучно с заповедью, которую говорит Христос: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Речь не идет о физическом бое, физическом действии: если понимать это буквально, как физическое действие, то нужно и все остальное воспринимать буквально. Тогда экзегеза должна быть следующей: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя». Давайте начнем вырывать глаза, руки отрубать: это буквальное толкование Священного Писания.

Речь идет о совести человеческой. Мы притчу о совести человеческой пытаемся трактовать буквально, по-язычески, поэтому очень часто говорят: «Я сейчас тебя по щеке ударю, а ты мне должен подставить другую». Речь не об этом. Я имею полное право отстаивать себя как личность. Что значит «подставь другую»? Не пожелай зла, не взращивай в себе месть и ненависть.

Есть хорошая восточная поговорка (не христианская, но к теме). Звучит она примерно так: «Искусный солдат не теряет спокойствия. Опытный полководец побеждает без боя. Могущественный правитель правит не унижая и его называют добрым» – не сражайся. И в этом очень глубокий смысл заложен. Если говорить о некоторых восточных единоборствах, то там принцип очень интересный: использовать силу противника. Ты продолжаешь удар противника, и его нападение обращается против него. Я думаю, в некотором смысле это касается и того, о чем мы сейчас рассуждаем.

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» – об этом говорит и Христос. В наше время это звучит актуально, но это всегда звучало актуально. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»: помните, какова высота вашего призвания, к чему вы призваны, Кто такой Христос, для чего Он пришел и о чем Он говорил. Пришел ли Он, чтобы мы научились исцелять физические недуги, научились ходить по водам и пророчествовать об апокалипсисе? Разве это важно?

Все происходит здесь и сейчас… О чем был главный посыл? О чем говорил Спаситель прежде всего? Какую точку Он поставил на Тайной Вечере? Только так узнают, что вы Мои ученики, – больше никак. Все.

Помните? Мы с вами об этом не раз говорили: это важный момент нашей веры. 19-й стих 12-й главы Послания к Римлянам: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию».

«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» – если возможно, конечно, ведь невозможно быть в мире со всеми: как бы мы ни стремились быть миролюбивыми и миротворцами, всегда найдутся люди, которым что-то будет не нравиться в наших поступках: «Очки мне твои не нравятся, очкарик, часы у тебя…». Такая гопота будет всегда случаться – так устроена жизнь, это надо понимать.

Другой вопрос – как мы на это реагируем. Речь идет о том, что нам надо реагировать адекватно, без злобы. Это сложно. Но Богу же все возможно. Поэтому первая заповедь звучит так: сначала возлюби Бога, то есть истину возлюби и правду. Всякий ищущий правду и истину чувствует себя нищим духом, а значит, он ищет Бога. А ищущий Бога – обрящет, а значит, научится всему остальному.

Когда мы учимся радости и рядом с нами находится человек в беде, то мы, сопереживая ему, не позволяем себе плакать, а наоборот, побуждаем человека к радости. Может ли сочувствие выражаться не в плаче, а в другой форме?

– Плачьте с плачущими – это образное выражение: будьте соучастливы, милосердны, сострадательны, внимательны.

В контексте всей главы Послания святой апостол Павел пишет о том, что по-настоящему у нас нет врагов. Те, кто сегодня нам враги, завтра могут быть самыми близкими друзьями. Апостол Павел имеет право рассуждать об этом – он был врагом христиан.

Мы не видим Святой Дух, но видим результат действия Святого Духа, когда вчерашний враг сегодня становится другом. Вот об этом говорит апостол Павел, ибо мы не знаем – может быть сегодняшний самый злейший враг отдаст душу свою за нас.

В юности меня поразило произведение Генрика Сенкевича «Камо грядеши». В нем есть один персонаж (омерзительнейшая личность), который выслеживает христиан, шпионит и так далее, но в последний момент становится на сторону христиан. Все произведение эта неприятнейшая личность все делает ради корысти и своей выгоды, но в конце умирает вместе с христианами: его что-то коснулось, и он умер как христианин. Поворот судеб бывает очень неожиданным.

Тот, кто сегодня рядом с вами и, может быть (как вам кажется) самым верным другом, завтра может вас предать – самые верные подданные часто бывают предателями.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии есть такое выражение: нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя. В первые века было много мучеников, которые отдавали свои жизни за Христа: это и Георгий Победоносец, Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, и 40 Севастийских мучеников, в том числе и Аглаий – воин, который стал сороковым. А почему он не освободил мучеников, а умер вместе с ними? Например, сектанты тоже готовы отдать свою жизнь за какие-то идеалы. Но апостол Павел сказал: если я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы…Как выбрать правильное решение – смерть или жизнь?»

– Ответ кроется в самом вопросе: правильный выбор возможен, если у человека есть полное познание Бога, есть любовь: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Сделать единственно правильный выбор можно лишь когда вы ощущаете себя нищим духом: ищите правду и истину. Вы ее обрящете в Боге, – тогда вы поймете, когда, где и какое надо принимать решение. Только в Боге и с Богом – иных вариантов нет.

Чтобы начался действительный внутренний поиск истины, правды, у человека должно произойти внутреннее изменение: он должен почувствовать, что он в этом нуждается – что он нищий духом, он не может без этого жить, должна возникнуть внутренняя потребность, поиск. Это идет от древности.

Если человек начинает искренне искать, ощущая себя нуждающимся, то есть нищим, нуждающимся в духовном (не в материальном приходящем), тогда он стучит, и ему отворят: он ищет – и он обрящет; это слова нашего Спасителя, Иисуса Христа. В этом контексте будет понятно, где, когда и какие решения принимать.

В отношении мученичества то же самое: если ты умрешь за кого-то, но не из-за любви, то нет никакой пользы. Это ответ и на поступки сектантов, и на неприятные исторические события, связанные с расколом в русском Православии – появление старообрядческого движения, когда люди из-за каких-то религиозных внешних форм готовы пойти на самые страшные поступки… Это продолжается до сих пор, к сожалению.

Записали:
Анна Купцова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс