Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (1153) → Иерей Стахий Колотвин: Священное Писание – путеводная звезда нашей духовной жизни

Иерей Стахий Колотвин: Священное Писание – путеводная звезда нашей духовной жизни

№16 (1153) / 18 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

В одно из воскресений Великого поста мы вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника. Нельзя не упомянуть его творение – «Лествицу». Как в обычной жизни можно пользоваться этим творением?

– Для начала нужно упомянуть, откуда идет «Лествица» – откуда Иоанн Лествичник, получивший прозвище по своему великому аскетическому произведению, взял название, заголовок для своего аскетического поучения, откуда принцип построения.

Главы в «Лествице» – как духовные ступени: прежде чем перейти на следующую, нужно освоить предыдущую.

Это наследие ветхозаветного Божественного Откровения. Мы вспоминаем историю Иакова. Он бежит в смятении чувств от того, что его преследует брат Исав, которого Иаков с детства любил; теперь Исав хочет убить Иакова, как некогда Каин убил Авеля, – Иаков получил первородство, особое благословение от Бога, но становится изгнанником, которого хотят убить. Иаков недоумевает от того, что так случилось, ведь жил он праведно. Но не было чувства, что жизнь стала лучше.

Так бывает с людьми, которые долго не исповедовались, а потом сходили на Исповедь и думают, что от этого их проблемы немедленно решатся, а стало еще хуже. Я у такого человека спрашиваю, целовал ли он крест после Исповеди. Целуя крест, мы тем самым говорим: «Господи, Ты пострадал, омыл Своей Кровью наши грехи, и я тоже готов пострадать, чтобы те грехи, что въелись в душу, вытащить». То же самое произошло с праотцем Иаковом… Он бежит, куда зовет его сердце, к своей возлюбленной Рахили – к ней он уже сватался, но тогда он был богатым наследником, а сейчас бездомный беглец. Дальше следует знаменитая история, как он работал 7 лет, чтобы жениться на Рахили, а под покрывалом укрыли старшую сестру...

А потом более известные истории: про Иосифа, его братьев, Египет и спасение людей от голода, про богоизбранный народ, из которого должен был явиться Христос. До всего этого еще далеко, однако Иакову уже является некое видение – лестница, достигшая небес. Видение лествицы Иакова истолковывалось как посещение его Господом.

Это Ветхий Завет. Врата рая еще закрыты – все праведники, умирая, попадают на лоно Авраамово (как сказано в Евангелии) – в то место, где праведники пребывали без мучений, но все равно в отдалении от Бога...

«Лествице небесная, Еюже сниде Бог» – так воспевается наша Владычица Пресвятая Богородица. Богородица – Лествица, Христос воплотился через Нее, сошел в мир. И мы, вслед за Богородицей, Которая уже превыше херувимов и серафимов поднялась на небеса, тоже наследуем такое приближение к Богу. Апостол Павел говорит, что ангелы суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение, поэтому человек тоже претендует на то, чтобы подняться ближе к Творцу.

Мы вспомнили про ветхозаветное видение Иакова, обнадеживающее его в тяжелый момент. И, соответственно, мы должны понимать, что можно открыть «Лествицу» (сейчас это не так сложно – можно воспользоваться интернетом). Не нужно бояться того, что на первый взгляд кажется невозможным постичь аскетические высокодуховные труды: на самом деле «Лествица» – это некоторое ободрение. Иоанн Лествичник писал своим монахам инструкцию – она должна была их подбодрить в аскетических трудах. Сам Иоанн Лествичник, будучи человеком ученым, возглавлявшим монастырь, жаждал уединения, он готовился к этому. Но своим братьям оставил книгу, которая должна была их подбадривать к некоторому совершенству.

Когда мы открываем «Лествицу», видим, как сложно отсечь страсти начальные – кажется невозможным дойти до следующей ступени. Ничего страшного, что не получается что-то сложное: мы не должны решать проблему, до которой еще не дозрели духовно. Нужно начинать с малого – брать то, что нам по силам.

Что же современный человек может вынести из «Лествицы»? Решить и, возможно, всю жизнь решать самые простые духовные проблемы. И лучше их решать не глобально, а локально: если решать проблему глобально, ничего не изменишь.

Нужно начать с себя. Поставить перед собой задачу: если с кем-то в ссоре – помириться, например.

В своем творении Иоанн Лествичник анализирует, как бороться с той или иной страстью. Так же и мы должны анализировать свои поступки. Например, в мелкой ссоре анализируешь: где тебе не уступили, а где ты сам не уступил, где для тебя важный момент, а где нет – и во всех не очень важных моментах нужно уступить сразу. В 10-ти – уступить, а в одном важном моменте попросить ближнего, чтобы он уступил.

Иоанн Лествичник был духовником братии и писал свою «Лествицу» как наставление, как правильно поступить в той или иной ситуации. Прочитаешь главу «Лествицы» и начинаешь разбирать, что твой грех подпирает.

Вопрос телезрительницы Елены из Екатеринбурга: «В рассказе о Втором Пришествии Иисуса Христа говорится: будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Кто и куда берется, кто и почему оставляется? Второй вопрос: мы читаем, как человек устроил пир, позвал гостей, но один сказал, что женится, другой – что волов купил, и так далее – все отказались. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Почему?»

– Я всегда очень радуюсь, когда слышу вопросы по Евангелию. И не нужно стесняться – всегда лучше спросить. Мы на приходе каждую неделю собираемся с людьми – я веду евангельскую группу, причем некоторую лекционную часть я ставлю не в начало, а в конец каждой встречи, чтобы все высказались, обменялись мнениями.

Священное Писание – путеводная звезда нашей духовной жизни. В описании Страшного Суда, Второго Пришествия, мы видим такой образ: будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Тут речь, конечно, о спасении – о том, что кто-то берется Господом в Его Небесное Царствие, а кто-то, увы, остается и идет во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Нам это очень важно помнить – иначе можно расслабиться. Порой прихожанки, особенно пожилые, мне говорят: «Муж любит храм, но сам почему-то туда не ходит – говорит: “Ты же за меня помолишься. В Евангелии сказано, что муж неверующий спасается женой верующей”». Это, конечно, надо помнить, но все-таки важно и другое. Хоть мужчина и женщина в браке, по учению Церкви, действительно становятся одной плотью, души у них разные. Под ложем здесь, конечно, имеется в виду супружеское. Так один человек в семье может спастись и наследовать Царствие Небесное, а другой, наоборот, – пойти в вечную погибель: семейной связи в этом не будет.

Мы всю свою духовную жизнь сравниваем с телесной – в нашем представлении они похожи. Люди живут и, например, друг с другом ссорятся. Каждому кажется: «Мне можно расслабиться, ведь и этот человек ссорится, и я ссорюсь. В случае чего мы либо в одном котле будем кипеть, либо наоборот – на одном облачке в Царстве Небесном летать». А на самом деле может случиться иначе: другой человек может успеть глубоко покаяться.

Даже более интересный пример – про поле. Под полем имеется в виду любая работа. Бывает, люди говорят: «У одного одни условия для спасения, у другого – другие, как можно сравнить?» Господь отвечает: «Вот эти люди заняты идентичным трудом». С учетом развития техники сейчас у нас сельским хозяйством занимается не так много народа (хотя наша страна – житница, обеспечивающая многие страны мира), поэтому нам привычнее заводская или офисная структура. Вот представь: с тобой на производстве или в офисе работает человек на такой же должности и терпит те же проблемы – у него такой же несправедливый начальник, такие же бестолковые подчиненные, такие же формальные отчеты, задержка зарплаты, если это производство – такие же вредные пары: все то же самое.

Кажется, что у тебя тяжелый жизненный крест, работа неблагодарная. И думаешь: «Ну, раз мне так тяжело, значит, Господь меня точно простит. А я же еще в храм сходил на службу, исповедовался. Значит, можно не напрягаться: в Царство Небесное все равно попаду». Потом смотришь – человек рядом с тобой работал точно так же, но не гордился, а, наоборот, говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному».

И вот настало Второе Пришествие Христово. В офисное окно влетают ангелы, берут твоего коллегу и воспаряют с ним на Небеса. А под тобой начинает разъезжаться паркет – там язычки пламени, а кнопка вызова пожарных не помогает...

Об этом полезно задуматься в том числе и образно – тогда будешь иначе относиться к людям, с которыми вместе живешь в семье, вместе трудишься на работе; при этом не нужно считать, что будет конкуренция...

Мои дети занимаются футболом любительским. Им 7 и 5 лет. И вот ребенок 7 лет куда более остро чувствует проигрыш, а 5-летнему все равно: он еще маленький совсем – в силу детской непосредственности не задумывается о таких вещах и поэтому правда считает, что все победители, даже если кто-то забил больше голов. Ему это не так важно… И мы со своими близкими, домашними, членами семьи, коллегами – не конкуренты за место спасения, а, наоборот, некоторые соработники.

Второй вопрос телезрительницы – про притчу о званых и избранных, про брачный пир (интереснее, когда сравниваешь разные Евангелия и смотришь, чем они различаются: какие-то детали добавлены у евангелиста Луки, чуть-чуть больше сказано – там как раз упоминается, что осталось дополнительное место; это дополнительный повод для размышлений).

Год назад я думал над этой притчей, над одной ее стороной, а в этом году моя жизненная ситуация другая: в прошлогодних воспоминаниях я уже не вижу ответа на нее. И я открываю Евангелие и что-то новое вижу в тексте, который читал уже столько лет...

Все притчи Христа – о Царстве Небесном. Мы – его наследники. Господь призывает тех, кто исповедуется, причащается: они званые – им уготовано Царство Небесное, они уже участвуют в брачном пире. Когда мы причащаемся, мы уже начинаем участвовать в Небесном брачном пире. Господь говорит: «Царство Небесное внутрь вас есть». После мы выходим из храма, вокруг страсти кипят, и в нас начинают кипеть страсти, – но внутри нас еще живет кусочек Царства Небесного. Потом, когда мы в Царство Небесное попадем, всей этой внешней шелухи просто не будет, а радость останется: это если человек приходит на брачный пир.

А может, Господь тебя звал-звал, а ты все-таки расслабился и не пришел? Тогда Господь берет к Себе калек и убогих. Конечно, здесь не имеются в виду инвалиды (хотя, конечно, с инвалидов тоже спрос меньше: меньше дано – Господь меньше спросит). В действительности речь идет о людях, чьи души покалечены грехом.

Бывает, приходит человек, который какие-то страшные преступления совершал (в 1990-е годы он участвовал в бандитских разборках, потом его, как мелкую шестерку, списали), отсидел 20 лет, вышел, а здоровье потеряно – на работу устроиться вообще никуда нельзя (только где-то неофициально подрабатывает: работает без оформления, периодически зарплату дают). И несмотря на его озлобленность, на то, что он провел 20 лет в тюрьме, видишь, как он переносит свой грех… Он свою душу покалечил убийством – он тот калека, которого ждет Господь, ибо он откликается на зов Божий. Его душе тяжело, ведь смертный грех калечит душу...

Или человек развратно жил, у него была бурная молодость, а он порывает с прежней жизнью. У него душа болит от того, сколько он всякой гадости и грязи натворил, – а Господь его ждет, говорит: «Ты духовный инвалид – у тебя душа покалечена грехом, но Я тебя жду». И человек приходит к Нему.

Однако эта вставка, которую мы находим в одном из Евангелий (в параллельных местах из других Евангелий ее нет), тоже очень важна.

Ведь когда эту притчу читают люди, которые сильно согрешили и покаялись, они думают: «Какое удачное место в Евангелии! Можно погрешить, быть духовным калекой и наследовать Царство. Пойду-ка я еще погрешу». И человек думает: «Я запланировал грех, его совершил, потом покаялся в нем, батюшке дал бумажку, он прочел разрешительную молитву – все, Царствие Небесное автоматически наследую». Нет. Ты уверен, а Господь скажет: «Где же твои брачные одежды? То, что ты калека, инвалид, что действительно грешил, Я вижу, но что ты до конца одеждой покаяния свою душу укрыл, – этого не вижу».

Эта проблема остра для каждого православного человека.

Вопрос телезрителя: «Христос сказал: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет. Мне интересно, как можно подниматься по ступеням совершенства «Лествицы», если мы до сих пор не можем жить, не нарушая хотя бы одну из 10-ти заповедей Ветхого Завета? Я уже не говорю о заповедях блаженств. Сам-то Лествичник прошел все ступени?»

– Сам Лествичник точно все ступени прошел. Как мы спасаемся? Проходим миллиметр, – а потом 10 000 000 световых лет нам навстречу проходит Господь, берет нас за руку и ведет. Самый святой праведник из всего пути прошел маленький муравьиный шажочек, которого и взгляд-то не заметит… Точно так же и наше духовное стремление.

Более того: кажется, что ни одну заповедь не нарушил.

Как мы на самом деле передвигаемся по духовной лестнице? Забежал на лестницу, поскользнулся, упал, скатился назад, повредил себе ноги, ушиб нос, поднялся – прошел еще вперед, потом опять поскользнулся (особенно если лестница ведет на обледенелый холм). То есть наше перемещение по духовной лестнице в лучшем случае – «два шага вперед, один назад» (иногдабывает ровно наоборот: делаем один шаг вперед, два шага назад): нарушаем заповеди. Но наша задача – возвращаться вверх.

Если мы посмотрим на самого праотца Иакова, на ветхозаветный пример, мы увидим, что люди очень грешные. По новозаветным меркам вообще покажется, что ужас какой-то: у Иакова 12 сыновей от 4-х женщин – такое сейчас только в исламе могут разрешить. А если посмотрим на Иакова, увидим, какие испытания были ему даны: ссоры между сыновьями, какие-то отступления, предательства, страшные грехи старших сыновей. Самому Иакову первородство досталось вместо старшего брата Исава, ибо тот не был благочестив.

Иакову в чем-то даже повезло, что у него было столько сыновей: в русских народных сказках третий сын уж обязательно правильно поступит, по-честному, а в Ветхом Завете мы видим, что и первый, и второй, и даже третий сын Иакова оказываются негодными. Христос стал наследником Иуды – 4-го сына Иакова, в честь которого названа область Иудея (род Давидов вышел из колена Иудина).

Мы читаем, как Иаков, который видел эту лестницу, сам шел по жизни. Где-то он праведно трудился, где-то шел на поводу, брал служанок в жены, от одной детей имел, от другой. Но надо понимать, что Иаков эту лестницу все равно прошел: он почувствовал страдание, которое было прообразом, как Господь Бог, Отец наш, любит так, что послал Своего единородного Сына умереть вместо нас. Иаков, которому приносят окровавленные одежды Иосифа, всю эту тяготу пережил (его сын не умер, но он об этом не знал): он годами жил с мыслью, что его любимый сын погиб. При этом у него наверняка закрадывалось сомнение, что не лев убил его сына. Он ведь смотрел на своих старших детей и думал: могли ли они это сделать? Каково это – жить и думать, что у тебя осталось еще 11 сыновей, но ты не можешь их полностью полюбить, ведь ты думаешь, что, может, это они и погубили 12-го сына – бросили его связанного льву… Все эти тяготы Иаков переносил.

Вот почему с мирской точки зрения грешить просто даже не выгодно. Как сказано в псалме: Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Псалмопевец Давид, глядя на своих предков (на Иуду, Иакова), восклицает эти слова: каждый раз, когда человек грешит, он на секундочку забывает, что Бог есть (или на минутку, или на всю жизнь). Даже уточню: безумно грешить, когда ты понимаешь, что к Богу нужно идти, а все равно соглашаешься на грех – ты, по сути, говоришь: да, я сейчас по лествице духовной чуть-чуть поднялся, но я готов головой вниз по ней съехать. Если у тебя лифт сломается, ты согласишься головой вниз все 10 этажей просчитать, чтобы у тебя зубы повыбивало? Не согласишься. Нет уж, лучше не падать: хоть сил нет, но лучше идти, а не оставаться внизу.

Точно так же мы должны и к духовной жизни относиться. Да, у нас есть ошибки, мы все грешим. Но нас все равно спасает Господь, и если Он видит, что мы не сдаемся, идем, поднимаемся, то скажет: «Ладно, хватит туда-сюда по обледенелой лестнице ездить – войди в радость Господа своего».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс