Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1150) → Иерей Владимир Тоготин: Главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена

Иерей Владимир Тоготин: Главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена

№13 (1150) / 1 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Идет Великий пост – почти не читаются Евангелия и Апостол, зато читается Книга Бытие и Книга Притчей Соломоновых. Сегодня мы слышали замечательный отрывок из Книги Бытие об изгнании Адама и Евы из рая. Это событие – одно из основополагающих в христианской истории, поскольку именно из-за грехопадения на землю пришел Сам Бог, став Человеком.

В сегодняшнем чтении Бог говорит: Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. В чем выражается подобие Адама Богу? Мы знаем, что дьявол искушал Адама, убеждая его вкусить от запретного древа, чтобы тот стал как Бог. Стал ли Адам как Бог?

– Конечно, не стал. Эти библейские строки – прекрасная притча, модель для нашей христианской жизни: было указание не вкушать от древа познания добра и зла, но Адам, к сожалению, решил ослушаться Бога, что привело к фатальным последствиям.

Самая главная задача всего мироздания, нашей жизни, Божественной задумки – чтобы мы жили в любви, мире, радости, счастье. Наши слова, конечно, очень слабые и не подходят к Царству Божию – там все совершенно иное: как говорил апостол, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло… тогда же лицом к лицу.

В Писании даны образы, притчи, по которым мы можем учиться и совершенствоваться. С данной притчи начинается человеческая жизнь на земле. Мы видим историю: как первенец Каин дает в жертву Богу растительные плоды, которые он взрастил на поле, а младший сын Авель – животные плоды. Я думаю, главное не то, какая жертва, а то, с каким духом она была принесена. Мы знаем, что Каин принес жертву с окаменелым сердцем: родители научили его, что надо приносить Богу жертву, и он сделал ее автоматически, формально. У Авеля же было горящее сердце. Господь видел его горящее сердце и тут же показал это: на жертву Авеля сошел огонь, а жертва Каина осталась нетронутой.

Что происходит? Просыпается человеческая зависть. Каин не может этого вытерпеть: он считает себя старшим сыном, и вдруг Бог принимает жертву брата, а его – нет. Он убивает своего брата – это страшное злодеяние, смертный грех, как мы сейчас говорим.

Для нас это прекрасная модель поведения всего человечества впоследствии. То же самое происходит и в нашей жизни: мы пытаемся делать доброе, но, к сожалению, скатываемся в пропасть зависти, когда видим, что наш брат, сослуживец или друг имеет больший успех, большее продвижение по службе. Появляется зависть в сердце – она мешает нам жить, и в конце концов мы теряем то, что дал нам Господь.

Что от нас требуется, чего от нас ждет Господь? Искоренения страшных страстей – таких, как зависть. Если возвратиться к Адаму, он был изгнан из рая. Ему казалось, что, вкусив плод, он познает добро и зло и станет как Бог. Этого не случилось потому, что он нарушил послушание. От нас Господь требует именно послушания, согласия, любви, чтобы мы соглашались с теми заповедями, которые нам дает Господь в Писании: есть прекрасные заповеди в Евангелии, Писании Ветхого Завета. Мы поучаемся на Притчах Соломона, Книгах Моисея – они даны, чтобы мы брали из них опыт.

Мы знаем из Евангелия, что в конце истории произойдет спасение рода человеческого и дьявол будет посрамлен. Получится так, что человек все равно станет богом: Господь пошлет Сына Своего Единородного, Который взойдет на Крест, искупит все грехи. Дьявол пытался обмануть человека, разрушить его природу, и вроде бы у него получилось. Ничего подобного. Господь все равно призывает человека в рай, и происходит его обожение восшествием Христа на Крест, тридневным Воскресением, вознесением человеческой природы.

Такая история дается нам в Ветхом Завете: есть над чем поразмышлять. Главное – понимать, что зависть – страшный грех. Мы не должны погружаться в болото зависти, соперничество, но должны иметь рассуждение. Если что-то не получается – не получается по определенным причинам. Мы должны найти в себе корень зла и исправить его, а не пытаться исправить свои проблемы за счет других, что мы и пытаемся делать.

В чем наша проблема? Не получается – мы тут же ищем виноватых. Сосед, друг, брат – все виноваты, а когда начинаешь рассматривать ситуацию, то видишь: «Я же сам поступаю неправильно, ошибаюсь».

Прекрасная притча про Адама и Еву, их детей Каина и Авеля, про жертвы, и Господь говорит о том, чтобы мы имели правильное осмысление мироздания и не поддавались таким страстям, как зависть, что приводит к фатальным последствиям (в частности, привело к первой человеческой смерти).

Вопрос телезрителя: «Когда Адам пал, Господь в раю сказал: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло. Как понять, что у Господа есть добро и зло? У Него одна любовь. Стал как один из Нас потому, что беседа идет со всей Святой Троицей, – но разве Господь знает зло?»

– К сожалению, есть понятие «зло». Оно бывает через людей и злых духов. Мы знаем, что злые духи сотворены задолго до человека (у Бога нет времени – мы рассуждаем по-человечески). Дьявол сподвиг на зло человека, и тот действительно познал добро и зло.

Как нет зла? Мы сами встречаемся с ним, хотя знаем: есть Господь, Который нам помогает, есть чудеса (сейчас, кстати, началось мироточение икон – это явление совершенно не поддается физике, ученые его не могут объяснить; это противоестественное явление нам дает Господь, чтобы мы осознали свои грехи, могли покаяться и прийти в правильное русло).

Человеку, наверное, нужно было зло, чтобы пройти какую-то школу. Представьте, что рождается маленький ребенок: он зла не знает – для него все добрые, родители его любят. Когда он встречается с обидой (обидят сверстники или получит болевой эффект), он начинает познавать зло. Дети, в сущности, как ангелы, – чистые и непорочные. Но со временем даже ребенок заражается злом и познает его так же, как Адам.

Адам – проекция, модель человека. Он был непорочный, не знал зла, а потом сделал преслушание. Тот же маленький ребенок – ему говорят: «Не ходи туда, пожалуйста», – а он не слушается, трогает горячую сковородку и получает ожог. Папа дает ему по пятой точке, наказывает – тот плачет. Папа делает правильно, чтобы предостеречь его от зла, и приходит опыт.

Я думаю, что зло попускается Господом, чтобы нас воспитать, чтобы мы знали, в каком направлении идти. Господь говорит в Евангелии: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Что такое совершенство? Познание добра и зла на своем опыте и отрицательном опыте жизни других. Не будет никакой жизни, если все будет одно добро и любовь. Мы живем в мироздании, которое создал Господь, – естественно, мы должны любить Бога и слушаться Его, но получается, что мы отходим от Него. Зло идет от самого человека.

Первое зло пошло от ангелов: когда Господь создал их, самый первый ангел отвернулся от Него и захотел быть как Бог. Он поставил против Бога треть ангелов, которые превратились в бесов. Это первый акт зла. Знал ли это Господь? Я думаю, знал, но попустил это.

Сейчас мы знаем, что есть зло и добро. Многие неверующие люди говорят: «Где же ваш Бог? Происходит много зла: детей убивают, в детские дома отдают». Господь попускает нам зло, когда мы отходим от Бога, не слушаемся Его: когда мы уходим из Божественной сферы, то оказываемся в сфере зла. Непослушание, отход от Бога – зло, его нам попускает Господь для нашего же воспитания и совершенства, чтобы душа возрастала и мы потихоньку, по лестнице, как говорил преподобный Иоанн Лествичник, восходили к Богу. Мы призваны к обожению, и, думаю, для этого все и существует: такова сложная система мироздания.

Классическое определение зла – отсутствие Бога. Человек осознанно или по попущению Бога выбирает путь туда, где Его нет. Поскольку Бог Вездесущ, человек выбирает путь отказа от Бога – закрывается от Него и оказывается в состоянии зла. Вопрос: почему человек, находясь в таком состоянии, часто считает, что оно хорошее? Почему кажется, что жить без Бога хорошо?

– На самом деле это иллюзия. Нормальный человек, оказываясь без Бога, понимает, что это плохо: он остается один на один с опасностями, бедами.

Простейший пример. Когда мы живем, отказываясь от Бога, нам кажется: «Как хорошо, я свободный! Буду делать что хочу, не буду себя ни в чем ограничивать, буду жить по полной, безлимитно». И к чему мы приходим? Человек возвращается обратно в Церковь и говорит: «Батюшка, я больше не могу так жить». Потому что тут же на него падает метеоритный дождь житейских проблем. Он не хочет жить по духовным законам, живет без Бога, но в результате возвращается обратно к Богу и понимает, что с Ним хорошо: он находится под защитой, в любви, свете, радости.

Вспоминается преподобный Серафим Саровский. Наши русские святые – прекрасный пример. Им не надо было говорить много слов. Человеку, который приходил к преподобному Серафиму, живущему свято, ничего не надо было: он приходил, причащался Духа Святого и уходил утешенным. Если человек отходит от святости, он все равно рано или поздно, получая отрицательный опыт вкушения зла, возвращается к Богу, понимая: без Бога жить нельзя.

Особенно это касается церковных, верующих людей. Когда человек еще не вкусил Божественной любви, не пребывает в Церкви – Господь его мягко призывает, защищает. А если, будучи в лоне Церкви, уходит из нее, то из собственного опыта мы знаем, что получаются страшные вещи: человек пропадает – на него накидываются бесы. Когда Дух Святой в сердце, он вкушает благодать, Божественную радость. Но когда вдруг по каким-то причинам решается идти своим путем, отрицает Бога, уходит из Христовой Церкви – на него нападают семь злейших духов, и случаются страшные вещи.

Я видел очень много людей, которые служили, трудились, воцерковлялись, а потом вдруг что-то их смущало, была сделана подножка. Они уходили и пытались жить сами по себе. С ними случались страшные вещи – ни с одним светским человеком, который еще не познал Бога, такие вещи не случаются. Господь не трогает того, кто еще не пришел к Нему – Он его потихоньку призывает.

От Бога нельзя уходить – это очень опасно. Духовный закон из Евангелия работает железно: уходящий из Церкви получает семь злейших духов и не всегда может вернуться обратно. Чтобы вернуться в Церковь, ему надо проделать большой путь покаяния.

Что случается с церковным человеком, если он покидает Церковь? Почему Бог это попускает, отпускает овечку из Своего стада на съедение волкам?

– Господь в Евангелии говорит: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Мы знаем: Господь есть – и Он есть любовь. Господь создал человека и приглашает его к Себе. Тот сознательно отрицает Его, и получается хула на Духа Святого. Многие люди родились в другой традиции, религии – они не вкусили той любви и церковной сладости, что мы знаем из наших богослужений, православной культуры. Господь рано или поздно их и их родных призовет. А если вкусивший это променял дар, который ему дал Господь, на чечевичную похлебку – это непростительно.

Чтобы покаяться, нужно проделать большой труд в своей душе. Имейте любовь Божию и никогда ее не теряйте. Кто бы вас ни смущал, ни отвращал от Бога – имейте жемчуг, который надо хранить до конца жизни. Тогда получите брачную одежду и будете со Христом в вечности.

Ближайшие три субботы родительские, заупокойные. Один из вопросов по этой теме пришел нам в сетях: «Перед родительскими субботами в пятницу – вечернее заупокойное богослужение. Скажите, пожалуйста, если пойти на эту службу, заменит ли она службу утра родительской субботы? Могу ли я сходить на службу в пятницу, а в субботу уже не ходить?»

– Можете делать что хотите, но нас батюшка учил, что надо вечером приходить на службу, чтобы подготовить себя к службе утренней. Все-таки доминанта – утреннее богослужение: это Литургия, и как раз на Литургии совершается великое таинство Евхаристии – соединение со Христом, Причащение Святых Христовых Таин.

Если вы придете на службу вечером – это прекрасно. Но вечер для чего? Вечером мы читаем, например, 17-ю кафизму и другие псалмы, чтобы подготовить нашу душу: омыть этими прекрасными псалмами Давида свое сердце, вспомнить своих сродников, помолиться за них, ведь молитва за сродников – великое дело: наши усопшие сродники живы, и мы общаемся с ними посредством молитвы. И Господь как раз очень любит, когда мы молимся за своих сродников, ведь наша молитва – это первое выражение любви к ближнему.

Любовь – как раз цель, которую нам дал Господь. Первая заповедь какая? Возлюби Господа. И вторая заповедь, подобная ей, – возлюби ближнего своего. Когда мы приходим на службы, молимся за усопших, исполняется большая заповедь о любви к нашим ближним – бабушкам, дедушкам, которые умерли.

По поводу утренней службы… Бывает, некоторым тяжело приходить в храм дважды – тогда лучше придите утром, подготовьтесь, прочитайте молитвы перед Причащением и все-таки причаститесь и помяните своих сродников. Этим вы выразите любовь к ним. И та благодать, которую вы получите в таинстве Причащения, косвенно перейдет и на них.

У нас есть праздник Радоница: на 9-й день Пасхи мы поминаем усопших сродников. Многие спрашивают: «А почему этот праздник называется Радоница?» Мы приходим в храм на Литургию, причащаемся Святых Христовых Таин, поминаем наших ближних, и они радуются, ибо благодать переходит на их души тоже. Мы за них молимся, и Господь слышит эти молитвы, приближает души усопших к Царству Небесному, очищает их от греха – ведь там уже каяться невозможно. Мы каемся как бы за них на земле, и это опять-таки выражение любви: мы каемся за их грехи, просим их простить, и Господь слышит эти молитвы и удовлетворяет их – для умерших это радость.

В субботу будет малая Радоница, если вы придете причаститься Святых Христовых Таин: не просто записки написать, свечечки поставить, а именно причаститься – вкусить Тела и Крови Христа. Тогда радость будет и у вас, и у ваших сродников во всей полноте.

Мы говорим, что нужно пойти в храм. И я вспомнил, что в начале беседы мы говорили еще и о Каине и Авеле, об их таких разных жертвах, о том, что Каин приносил жертву с одним состоянием духа, а Авель с другим. Не похоже ли состояние Авеля на то, с которым мы должны идти в храм? Нужно ли идти в храм, если не чувствуешь в себе некоего горения? Просто должен пойти – думаешь: «Я же хожу каждое воскресенье, как сейчас не пойду?» С таким настроем нужно ли вообще идти в храм, если он подобен Каинову?

– Я понимаю вашу мысль.

В храм все равно идти нужно. Я всегда говорю своим прихожанам: «Помните, была хорошая сказка про барона Мюнхгаузена: как он себя вытаскивал из болота – брал за волосы?» Так же, конечно, и мы должны себя брать за шкирку и идти в храм, ведь мы солдаты – воины Христовы.

Если мы будем ждать вдохновения, то вообще перестанем в храм ходить. Мы должны возгревать в сердце любовь ко Христу. Вы думаете, воцерковленные, скажем так, христиане, которые постоянно ходят в храм, каждый раз идут туда с горящим сердцем? Нет, конечно: у нас у всех болячки, немощи.

Вот в субботу надо идти на всенощную. Почему? В начале беседы мы вспоминали Книгу Бытие. Одни из первых слов в ней, когда описывается, как Господь творил землю: И был вечер, и было утро. То есть наш церковный день начинается с вечера, поэтому Церковь установила такую традицию, что всенощное праздника служится вечером. Например, воскресная всенощная уже вся посвящена Пасхальным событиям – читается пасхальное воскресное Евангелие, поются пасхальные тропари, 8 гласов, читаются каноны: все, что поется и читается в субботу вечером, посвящено Пасхе, Воскресению. Пропускать это негоже христианину.

У каждого болячки: кто-то плохо себя чувствует, у кого-то зуб болит, у кого-то почки – все равно нужно себя отрывать от дивана, от кресла, от телевизора, от интернета: вставать и идти искать вдохновения в храме – молиться: «Господи, дай мне силы, дай мне силы помолиться». И Господь обязательно затронет вашу душу, затронет ваше сердце.

Царствие Небесное нудится – слова из Евангелия. Без труда не вынешь и рыбку из пруда, поэтому отрывайте себя от компьютеров, телевизоров, диванов и идите в храм: в храме хорошо. Помолитесь, и Господь даст вам благодать – и вы там под защитой будете, и все поменяется в вашей жизни. Христиане это знают.

Службы православных христиан – самые умилительные. Те, кто вкусил православное богослужение хотя бы раз, уже не могут жить без него, не могут жить без поста...

Кстати, вот мы сейчас соблюдаем пост, 1-я неделя прошла. И многие подходили и говорили: «Батюшка, мне стало лучше» (например «я болела, постилась, и мне стало лучше – здоровье поправилось»). Я вам честно про себя скажу. Не так давно я болел омикроном. После него постоянно у меня то глаза болят, то сердце, то еще что-то… Начался пост, и недели поста мне хватило, чтобы забыть про все это – я как раз постом исцелился. Поэтому всем советуем: не гнушайтесь постом, пост – это радость, пост – это хорошо.

Спасибо, но я напомню, что консультироваться с врачом все равно важно и нужно, чтобы пост не пошел во вред. Мне кажется, что Ваш ответ на последний вопрос прозвучал как прекрасный итог нашей программы. Спасибо, что были сегодня с нами!

Записали:
Софья Горбачева
и Мария Иваровская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс