Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрительницы: «Ефрем Сирин и многие отцы пишут: если в душе не простил человека, если есть обиды, то твои молитвы уходят в пустоту… Душа желает молиться. Я живу в коммуналке, искушения со всех сторон. Бывает, сгоряча что-то наговорю, потом очень переживаю, страдаю. Такое противоречие. Если не молиться, ведь совсем человек пропадет. Душа желает Бога и ищет Его… Если не простишь ближнего, то молиться бесполезно? Бог не слышит меня? Как быть?»
– Надо простить.
Тема прощения – краеугольный камень нашей духовной жизни. Господь много раз об этом говорил. Если посмотреть в процентном соотношении, то процентов 20 слов Спасителя – о том, чтобы не было конфликта, о мире, о прощении: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
Почему это очень важно? Потому, что тогда человек способен адекватно рассматривать все, что с ним происходит. Иначе он ослеплен – находится под влиянием врага рода человеческого. Обида заставляет нас неадекватно реагировать: мы начинаем осуждать кого-то, гневаться. Обида – сатанинское дело.
Как простить? Это очень интересно – момент прощения. Простить можно что угодно. Как методическое пособие я порекомендую фильм «Хижина» – в нем показана методика, выработанная святыми отцами, поставленная в голливудском жанре. Фильм протестантский, много толерантности (что для православного человека шокирующее), но если убрать некоторые моменты (например, там показано, как выглядит Бог, и так далее) и посмотреть именно на саму методу, как выстроена модель, чтобы человек дошел до прощения, – это просто замечательно. Я рекомендую смотреть этот фильм дважды (как правило, после первого раза православные христиане плюются).
Может быть, лучше организовать просмотр со священником, чтобы он давал комментарии?
– Нет, должно измениться сознание самого человека. Там хорошо изложена методологическая часть прощения: оно основано на концепции аскетизма нашего Православия. Протестанты очень много берут у наших святых отцов – они с удовольствием их изучают: своего у них мало.
Прощать обязательно нужно. Нужно посмотреть на человека реальными глазами. Если он действительно такой плохой, как вам кажется, значит, он в беде: пойдет в ад… Никому нельзя этого желать. Представьте его погружаемого в эту адскую пучину. Вы не подадите ему руки? Вы его не пожалеете? Что вы будете ему говорить?
Вы крикнете ему «Спасайся!», протянете руку – сделаете что угодно, чтобы его оттуда вытянуть, начнете молиться: «Господи, никому не надо там быть, какой бы он плохой ни был». Пожалейте его: начните молиться за него – тысячу раз на дню говорите «я прощаю его». И так потихонечку вы сможете его простить.
У меня был интересный случай: мой собрат-священник по какой-то неведомой мне причине вдруг перестал со мной разговаривать, стал гневно мне отвечать. Я пытался выяснить, что случилось, чем я его обидел, но он не разговаривал. Я решил: может, я что-то не помню, не знаю, может, кто-то что-то сказал… Но какая разница? Должен быть мир. Каждый раз, когда я его встречал, сам к нему подходил и, улыбаясь, говорил: «Здравствуй, дорогой». Он отворачивался, говорил какие-то гадости в мою сторону, просто уходил. Но я так и продолжал.
Не отвечали агрессией.
– Да, когда его видел, постоянно пытался примириться с ним с радостью, совершенно искренне, полностью выдавливая из себя любовь, какая у меня есть. И через 4 года он подошел ко мне, обнял и сказал: «Привет». С тех пор мы снова дружим. Я даже ни разу не спросил его, что же такое было, что случилось: это не имеет смысла. Главное – что сейчас.
Надо бороться за это состояние. Когда нет обиды, есть мир, есть радость, жизнь настоящая, жизнь счастливая. Обида – это груз, который вам самим выгодно сбросить. Вам выгодно простить. А здесь нужно потрудиться – тысячу раз на дню говорите себе: «Прощаю».
Можно время поста тратить на это. Простить другого – большая работа над самим собой: это твои проблемы, что ты не можешь простить человека… Можно пойти на компромисс. Слабость ли это? А если человек растолкует это как унижение?
– Господь говорит, что мы должны быть простыми и мудрыми. Поэтому надо говорить просто, как есть. Если вы чувствуете, что человек воспримет это за слабость, так и скажите ему: «Дорогой, я не хочу, чтобы мы были в ссоре. В ссоре всегда виноваты оба. Может, ты думаешь, что я больше виноват. Я за мир. Давай все забудем. Если я виноват, я прошу прощения: прости меня. Но давай переступим эту черту, давай начнем новые отношения – я буду стараться». Главное – сделайте это.
Если тот не примет, будете молиться за него. Главное, что вы сделали все возможное.
Необязательно потом общаться с этим человеком, но мир создать возле себя обязательно нужно. Господь остальное все управит.
Вы молитесь, и, может, Господь приведет к тому, что вы снова будете друзьями.
А что делать, если ты попросил прощения, свершилось примирение, тебя простили, но внутри у тебя все равно что-то осталось? Еще раз просить прощения?
– Нет, необязательно. Если тебя уже простили, а у тебя кипит – это твои проблемы. Ты должен сказать себе: «Господь показывает, где у меня проблема: это гордость. Вот где мне еще нужно поработать».
Себе говори каждый день: «Я прощаю. Господи, помоги мне простить человека. У меня не хватает любви – даруй мне эту любовь». Любовь – это дар: надо испрашивать этот дар – надо долго трудиться, чтобы был мир, полное прощение, любовь и радость.
Вопрос телезрителя: «Почему именно Великим постом совершаются большие искушения?»
– Великим постом человек выходит на поле битвы с врагом рода человеческого. В битве всегда есть и затрещины, и синяки, и раны. Враг пытается бороться за наше сердце, за нашу душу.
Мы усиленно обращаемся к Богу, больше молимся, постимся – влияние врага человеческого на нас уменьшается, поэтому он с большей агрессией нападает, используя все приемы, чтобы сбить нас с этого пути.
Самое верное его средство – привести нас к унынию. Христианин ни при каких обстоятельствах не должен унывать – он должен всегда радоваться и благодарить Бога. Как только мы начинаем благодарить, сразу награждаемся благодатью от Бога. Это то, чего враг не может перенести. А это трудно сделать. Очень трудно. Поэтому в дни поста мы чаще причащаемся. Это очень важно. Наше богослужение называется Евхаристией (это «благодарение»). Мы благодарим Бога за все благодеяния, видимые и невидимые. Мы восхваляем Господа, и благодать помогает нам в этой битве.
В Писании есть слова: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Мы всегда должны думать о смерти?
– Смерть – это грустно, но нужно смотреть на суть вещей. Когда вдруг на тебя что-то падает сверху, а ты отпрыгнул и чудом остался жив, то радуешься, хотя у тебя порван дорогой ботинок или что-то случилось с одеждой. Ты радуешься, что остался жив.
Мы призваны к вечной жизни, к раю – это действительно радость, мы идем к этому. Разве не надо благодарить, что Господь сподобил нас быть наследниками этого рая? Если дорога в рай, к сожалению, заросла колючками, что теперь делать – не идти, на дороге остаться? Нет, лучше уж ты чуть-чуть помучаешься, пусть у тебя мозоли будут, но потом достигнешь рая – и будешь радоваться.
Как говорил Господь, когда женщина ждет ребенка, ей тяжело, токсикоз, а в родах она испытывает боль, но как только она родит ребенка, то забывает обо всем и радуется. И такая радость у нас должна быть. Мы благодарим Господа за это.
Скажи женщине, которая хочет родить ребенка: «Может, не надо? Ты же 9 месяцев будешь терпеть!» Но если она хочет ребенка, скажет: «Да ладно, я потерплю и еще трижды по 9 месяцев – главное, чтобы он родился. Это мой малыш».
Мы должны родиться в жизнь вечную. У нас есть такая возможность, и за это нужно благодарить. Это шанс. Мы недостойны этого в любом случае: это особая милость Божия, и за нее надо Его благодарить и радоваться.
Как бороться с завистью?
– Надо сказать, что зависть всегда от гордости исходит: если ее не убрать, то действительно очень сложно бороться с завистью – ты считаешь себя достойным лучшей участи и начинаешь завидовать другим.
А еще зависть говорит о недостатке любви: если любишь, то не будешь завидовать. Об этом написано у апостола Павла в Послании к Коринфянам: любовь не завидует. Почему не завидует? Человек, которого ты любишь, замечательный, у него есть какие-то дары, но ты не будешь завидовать, а будешь за него радоваться… Когда хочется кому-то завидовать, надо постараться за него радоваться.
К нам пришел вопрос от Ольги: «Меня не прощает сын: не здоровается, проходит мимо, когда я прихожу в его дом к детям, абсолютно никак не реагирует». Все это случилось на почве прививок – она сделала себе прививку, а он за это ее не прощает. Когда она просила прощения в Прощеное воскресенье, он ответил: «Ни за что и никогда». Она плачет, молится, подает записки на проскомидии. Что делать в этой ситуации?
– К сожалению, здесь нужно знать более детальную информацию, чтобы что-то реально полезное посоветовать, как из этой ситуации выйти.
Как правило, конфликт сына с матерью корнями уходит в детство – к сожалению, так очень часто бывает: было какое-то неправильное воспитание, особенно манипуляции. И когда конфликт возникает, человек сразу становится как бы ребенком. Но сейчас он может ответить: тогда он не мог ответить, а сейчас отвечает. И мать, которая желает наладить отношения с ребенком, должна посмотреть, где она что-то сделала не так...
А как это можно исправить? Мне кажется, это уже никак не исправить.
– Нужно исправить.
Мне кажется, тут уже больше к сыну вопрос.
– Нет, это должна сделать мать – она должна это понять, провести работу над ошибками, пойти к сыну и попросить прощения: «Дорогой, я много думала. Я, наверное, неправильно поступала. Чувствую, что, наверное, обижала тебя тогда, что-то сделала не так. Возможно, у тебя есть какие-то обиды – ты меня прости, пожалуйста. Я сейчас это осознала и искренне каюсь в этом. Если бы можно было вернуть то время, я бы обязательно поступила по-другому. Если вдруг ты держишь на меня зло, прошу простить меня. Давай будем жить в мире». Как правило, совершенно другие отношения начинаются.
Дети не сразу, но прощают – и начинается новая эпоха взаимоотношений. Но если этого не сделать, то ворох греха будет постоянно между вами. Надо прийти на Исповедь и сказать: «Я осознала, что была неправа – делала что-то не так. Из-за этого, наверное, мой сын мучается до сих пор». Если этого не сделать, увы, это может перейти и на его отношения с собственными детьми: как правило, эта генетическая калька невольно переходит – он даже не будет этого замечать. Внутренне ненавидя мать, он даже не будет понимать, почему испытывает такую неприязнь, почему на любой конфликт так резко реагирует.
Очень часто причина бывает именно такая. И если вдруг там действительно есть такая причина, надо с нее начать. Если Вы уверены, что это не так, в любом случае пытайтесь примириться...
Это хорошо, что Вы просили у него прощения. Это нужно делать периодически, молиться за него, просить Господа, чтобы Он насадил любовь в его сердце, и надеяться, что будет мир.
Я думаю, здесь есть некий позитив: в дом к нему и его детям она приходит – значит, есть какой-то контакт. Мне кажется, что в этой ситуации со стороны сына тоже есть нарушение 5-й заповеди. Может быть, из любви к матери или даже для себя самого ему стоит попытаться забыть это...
– Ему, конечно, нужно это сделать, но в данном случае он ничего не хочет слышать сейчас. Ворота открыты только с ее стороны.
Таких ситуаций много: почти в каждой семье...
– Здесь мир всегда важен. И если хоть какая-то дверь открыта, мы должны попросить прощения, ради мира переступить через себя. Но сделать это мудро, просто, с любовью – помолиться, чтобы Господь нам дал нужные слова. Мне кажется, очень важно перед этим причаститься, чтобы была благодать, чтобы Дух Святой говорил вашими устами, ведь Господь сказал: «Не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Только нужно, чтобы Он был в вас – поэтому надо причаститься, помолиться (может, даже чуть-чуть попоститься), сказать: «Господи, только на Тебя надеюсь – сделай так, как нужно». И со смирением, не позволяя никаких чувств и эмоций (ведь в разговоре они только мешают), максимально, насколько это можно, проявляя любовь, вести себя со смирением. И тогда, я думаю, Дух Святой будет говорить в человеке.
Еще вопрос: «Грехи мною исповеданы, но совесть не дает забыть, и душа болит из-за этих грехов. Значит ли это, что грехи не прощены Богом?»
– Нет, совершенно не значит. Зачастую это значит, что враг рода человеческого, используя старые грехи, пытается нас выбить из седла.
Отсюда уныние.
– Да. «На что ты надеешься? Ты забыл, что у тебя грех, что ты обидел человека? Ты себя называешь православным христианином?» Надо смело сказать: «Да, это было в моей жизни, но я исповедовался и верю, что Милосердный Господь истребил это из хартии моих грехов. Я живу дальше, надеюсь на милосердие Господа, буду благодарить Его и радоваться». Если так не получается, то надо прийти к священнику и сказать: «Батюшка, такая ситуация, уже пытался примириться с собой. Что Вы мне посоветуете? Может, мне снова назвать эти грехи на Исповеди?» Если снова называете их на Исповеди, то уже фиксируете это в своей голове и даете обещание Богу: «Я запрещаю самому себе вспоминать их». Тогда враг рода человеческого уже не сможет этим воспользоваться.
Давайте ответим на такой вопрос: «Я болящий, у меня диабет II типа и болят почки. Скажите, пожалуйста, как мне можно соблюдать пост?»
– По правилам, больные люди вообще не постятся. Надо сказать, что в прежние времена не было таких хронических заболеваний – были заболевания вирусного характера, которые длились недолго. Но в наше время, когда есть хронические заболевания, надо взвесить свои силы и самому себе сказать: «Я, наверное, смогу попоститься в каком-то моменте – обойтись без мяса». Нужно понять, когда и в какие дни человек сможет выдержать ограничения, посоветоваться со специалистами.
Если человек болен диабетом, он знает обычно, сколько и каких белков ему нужно, – и он должен понять, сможет ли их заменить и чем. Если совсем не сможет, значит, придется есть мясо и пост будет заключаться в чем-то другом.
Все в зависимости от личности человека и самой ситуации. Здоровье – дар Божий, это тоже нужно понимать. Надо сначала стать здоровым, а потом поститься. Пока этого нет, значит, надо смиряться и поститься так, как получается.
Добрые дела – это альтернатива посту в такой ситуации?
– Если поститься в гастрономическом плане невозможно, значит, нужно больший акцент сделать на добродетели, борьбу с грехами, молитву. А если есть возможность чуть-чуть попоститься и гастрономически, надо ее тоже использовать, – но не в ущерб здоровью.
А лучше сходить на приход и закрепить некоторые договоренности, обсудив их с духовником.
– Взять благословение, чтобы враг рода человеческого не искушал – он будет говорить: «А, не постишься! Какой ты христианин?» Или будет искушать так: «Может, все же курочку поешь?»
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.