Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (1150) → Иеромонах Аркадий (Логинов): Великопостные богослужения

Иеромонах Аркадий (Логинов): Великопостные богослужения

№13 (1150) / 1 апреля ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Аркадий, Вы много лет преподаете в семинарии литургику. Сегодня уделим внимание тематике великопостных богослужений: людям, далеким от церковного устава и особенностей богослужения, довольно трудно объяснить, что меняется в богослужениях с наступлением Великого поста. Давайте попробуем объяснить теле-зрителям, как меняются богослужения в это время и чем отличаются от обычных.

– Если смотреть в исторической ретроспективе, богослужения Великого поста, по сути, ничем не отличались от обычных богослужений того времени, когда они формировались. Есть отдельные службы Великого поста – те, что совершаются на Страстной седмице: они решительно отличаются от совершаемых в остальное время года, в целом же порядок служб остается прежним.

Хотя можно и нужно указать на ряд особенностей, ставших, скорее, рудиментом прежней практики.

В богослужении, совершающемся обычно в течение года, отсутствуют некоторые моменты, которые присутствуют в богослужении Великим постом – в частности, поклоны.

Самое заметное отличие великопостного богослужения – в том, что в течение дня по окончании каждой службы совершаются поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Могу сказать как преподаватель: если мы откроем Типикон, то увидим, что такой порядок служб предусмотрен не только для Великого поста – он может совершаться и в течение всего года. Особенно это касается других, так называемых малых, постов, но даже кроме них, когда нет сугубого праздника, может совершаться аллилуйная служба.

Собственно, она и является основой богослужений Великого поста. Данное определение относится к богослужению утрени: в воскресный день или в течение богослужений основной части года на утренней службе обычно поется праздничное торжественное песнопение «Бог Господь и явися нам...». А Великим постом в седмичные дни (кроме воскресных дней) утреня начинается с пения «Аллилуия» со стихами покаянного содержания.

Еще раз повторю: целый ряд особенностей богослужений великопостных – это остаток того, как богослужение выглядело прежде. Например, есть известный и очень важный для литургической науки памятник конца IV в., он называется «Паломничество Эгерии» – это записки западной путешественницы, совершившей паломничество в Святую Землю и описавшей свои впечатления.

Первое, на что она обращала внимание, – богослужения, которые совершались в Иерусалиме в то время. Она прямо отмечает, что в период Великого поста службы седмичных и воскресных дней ничем не отличались от служб в остальное время года – каких-то особых элементов тогда еще не было.

С развитием литургических форм, последований изменения самого порядка служб вечерни и утрени не затрагивали богослужений особых периодов, в первую очередь периода Великого поста. По сути, порядок, последовательность службы, совершаемой Великим постом, во многом напоминает богослужение Студийского монастыря IX–X вв.: дальнейший этап развития богослужений происходил в направлении большей торжественности, праздничного варианта богослужения (если уже иметь в виду богослужения по Иерусалимскому типикону). Изменение касалось именно тех частей службы, что отображали собой праздничный ее вариант. Пример – окончание утрени, которое мы видим в воскресный день или в другие праздники, и то окончание, которое бывает в службах великопостных.

Подведя черту, можно перечислить основные отличия: пение «Аллилуия» на утренней службе, совершение поклонов с молитвой Ефрема Сирина по окончании каждого из богослужений (вечерни, утрени, повечерия, каждой службы часов в отдельности, изобразительных).

Еще один элемент в рамках богослужения утрени – пение библейских песен. Это, скорее, явление уже современной практики, когда библейские песни в каноне утрени поются исключительно в период Великого поста, а в остальное время года, как правило, их заменяют на молебные припевы, хотя устав предполагает употребление библейских песен в разных вариантах в течение всего года.

Канон великопостной утрени составляется не только из канона Минеи, последования службы святого, но и из трипеснцев Триоди (сама эта книга называется «Триодь», что с греческого языка буквально переводится как «трипеснец»), указывая на то, что каноны в этот период, в седмичные дни Великого поста, поются не полностью, а в сокращении и состоят лишь из трех песен.

Вот самые заметные элементы (мы сейчас не говорим об особых богослужениях, которые совершаются в отдельные дни Великого поста: это, например, великое повечерие с чтением Канона Андрея Критского на 1-й седмице, Мариино стояние – четверг 5-й седмицы, Похвала Пресвятой Богородицы – суббота 5-й седмицы; если эти особые службы мы не берем во внимание, то в целом – примерно так, как я рассказал).

Практический вопрос: нередко человек говорит: «Стою за богослужением и ничего не понимаю» – давайте дадим совет тем, кто не понимает, как быть, что делать. Как начать все понимать?

– На этот вопрос можно ответить по-разному. Можно предложить молиться так, как умеешь: например, произносить про себя молитву Иисусову. Но это неправильный подход: не для этого человек приходит в церковь.

Надо понимать, что богослужение в современном виде имеет определенный недостаток: люди не слышат молитвы при богослужении – по большому счету, в основном звучат песнопения. Да, они имеют оттенок молитвенности – стихиры или тропари завершаются каким-то молитвенным призывом, но по сути – это все равно песнопения. Или мы слышим на богослужении чтение Писания.

Молитва, к сожалению, сейчас недостаточно присутствует, на мой взгляд, в богослужении – имею в виду именно гласно.

При богослужении молитвы произносит только священник, но, наверное, иногда следовало бы, чтобы люди были причастны к молитве, чтобы молитвы звучали. Хотя это практикуется: когда Святейший Патриарх совершает Литургию, в определенные моменты он произносит молитвы так, что их слышно всем. Эта практика встречается, но в Литургии.

Для понимания богослужения (особенно вечерни и утрени) необходимо усилие самого человека. Если он хочет понимать, то все возможности в наше время доступны: существуют ресурсы в интернете. Кстати, один из дипломных проектов нашей семинарии, который несколько лет назад был защищен, – о принципах построения электронного варианта богослужебного последования. Он уже реализован, работает: WebТypikon.ru – ресурс, где богослужение дается в полном объеме. Можно открыть сайт в гаджете и следить за тем, что читается, поется.

Все начинается с постижения языка богослужения (я имею в виду не только церковнославянский язык – хотя это основа, но этого может быть недостаточно). Язык богослужения насыщен богословской терминологией, поэтическими эпитетами (например, когда сравнивают подвиги святого, какие-то события с событиями Ветхого Завета). Поэтому важно знание Священного Писания и Ветхого, и Нового Заветов. Думаю, самый простой путь для тех, кто еще не читает Священное Писание, – читать его и делать это регулярно, ведь богослужение на 50% и даже больше состоит из цитат, отдельных оборотов, образов, взятых из текста Священного Писания.

Это же касается и молитв. Например анафора – главная молитва Литургии святителя Василия Великого (именно эта Литургия совершается Великим постом в воскресные дни) – очень объемная и просто изобилует цитатами из посланий апостола Павла, поэтому без знания Писания будет трудно что-то понять, даже если вы знаете церковнославянский язык.

Необходимо читать Священное Писание, ознакомиться с церковнославянским языком, читать богословскую, толковательную литературу: все это поможет реально участвовать в богослужении, насыщаться им и получать от этого большую духовную пользу.

Великим постом совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Расскажите о ее особенностях...

– Литургия Преждеосвященных Даров возникла как замещение полной Литургии на период Великого поста – это особое богослужение Великого поста. В начале беседы мы говорили, что службы суточного круга не имеют принципиального отличия, а Литургия Преждеосвященных Даров – это последование исключительно великопостное.

Хотя были исторические периоды, когда первая Литургия Преждеосвященных Даров совершалась еще на сырной седмице – на неделе, предваряющей начало Великого поста. Есть свидетельства (правда, сомнительные, не совсем подтвержденные), что даже в праздник Воздвижения Креста Господня совершалась Литургия Преждеосвященных Даров.

Если говорить об этой службе, то начать нужно с IV столетия, когда появился Великий пост примерно в том виде, который нам известен (имею в виду продолжительность: практика совершать пост разной продолжительности накануне праздника Пасхи прослеживается и в III, и во II вв., но в IV в. появляется именно многодневный пост, предваряющий празднование Пасхи).

На одном из Поместных Соборов, Лаодикийском Соборе 364 года, были приняты правила, которые касались особенностей совершения богослужений в Великий пост. Одним из них запрещается совершение полной Литургии в седмичные дни Великого поста. Какая причина? Пост – это покаяние и плач о грехах, а Литургия – это торжество и радость. Поскольку сие неуместно смешивать, то отцы Собора, чтобы не умалять одного и другого, посчитали за благо, что в седмичные дни (с понедельника по пятницу) Великим постом полную Литургию совершать запрещено.

Впоследствии это правило было утверждено правилом Трулльского (он еще называется Пято-шестым) Собора. Этим правилом подтверждается запрет на совершение полной Литургии в седмичные дни поста, кроме праздника Благовещения – в этот праздник совершается полная Литургия.

Вероятно, в VI в. появляется чин, который не предполагает совершение приношения, то есть освящения Даров, преложения Духом Святым хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а ограничивается лишь Причащением Даров. Вообще, практика такого Причащения (самопричащения) была распространена среди подвижников-пустынников по понятным причинам, но прямой связи между этими чинами (самопричащением и Литургией Преждеосвященных Даров) нет. Здесь можно только говорить о потребности Причастия помимо воскресных дней, что и обусловило появление этого чина.

Главное отличие заключается в том, что это не Евхаристическая литургия – в ней нет приношения, нет главной молитвы, но есть Причащение. Поэтому она и называется Литургией Преждеосвященных Даров – то есть Дары для нее освящаются заранее (как правило, в воскресный день) на всю предстоящую неделю и с благоговением сохраняются.

Еще одна особенность этой Литургии – совершают ее в вечернее время. В современной практике это далеко не так: чаще всего она совершается в обычное время, как и полная Литургия, но это, скорее, попущение нашей немощи (или, может быть, лености). Начинается она с богослужения вечерни (так же, например, совершение полной Литургии в соединении с вечерней мы видим в особые дни года – накануне праздника Рождества Христова или Крещения Господня. Так и здесь: Литургия начинается с вечерни). Основная ее часть – богослужение вечерни, а к самой Литургии Преждеосвященных Даров относится только часть с перенесением освященных Даров с жертвенника на престол в торжественной процессии с глубоким благоговением и особым песнопением «Ныне Силы Небесныя» (вариант Херувимской песни для этой Литургии). После чего произносится ектения, похожая на просительную ектению полной Литургии, предшествующая Причащению молитва Господня «Отче наш», а дальше – приготовление Даров и само Причащение. Окончание ее похоже на окончание полной Литургии.

Еще одно богослужение, совершаемое Великим постом, именуется «пассия». Давайте расскажем и о нем.

– О пассии нужно сразу сказать, что она не относится к числу уставных богослужений. Я имею в виду, что есть богослужения, определяющие суточный круг: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы и так далее, есть особые службы (как молебное пение в Неделю Торжества Православия), которые приняты всем авторитетом Церкви.

Богослужение пассии – это особого рода последование, имеющее относительно недавнее историческое происхождение. Практика совершения службы с чтением Евангельских отрывков, повествующих о страдании Господа Иисуса Христа (именно они были основой этой службы), возникла в XVII в. Есть основание полагать, что инициатором такого богослужения стал святитель Петр Могила, митрополит Киевский.

Впоследствии обычай чтения в 4 воскресных дня отрывков из каждого Евангелия о страданиях Господа распространился постепенно, а в XIX в. получил серьезное дополнение в виде Акафиста Страстям Христовым, автор которого – святитель Херсонский Иннокентий.

В масштабах всей Церкви это богослужение особую популярность получило уже в XX в., и в большей степени в советский период. Священником в советское время было очень трудно стать: были ограничения для поступления в семинарию, были моменты и национального отбора. Поэтому так получилось, что в советский период появилось много священников, которые были рождены в Украине, стали служить во многих епархиях и даже в самых отдаленных местах Русской Церкви – зачастую так и происходит распространение обычаев в Церкви.

Так произошло и с этой службой: ее стали совершать, полюбили, и сейчас она стала одним из тех богослужений, что олицетворяют собой Великий пост. Оно состоит из пения акафиста Страстям Христовым, некоторого ряда песнопений из богослужений Страстной седмицы и чтения повествования каждого из четырех евангелистов о страданиях Господа Иисуса Христа.

И в разных храмах практикуется совершение этого богослужения в разные дни – необязательно по воскресеньям?

– Поскольку эта служба не уставная, не приурочена к определенному дню, здесь скорее вопрос традиции: где и как сложилось. Это могут быть среда и пятница – на мой взгляд, уместные для этого дни, поскольку среда и пятница традиционно в богослужении сопряжены с воспоминанием о крестных страданиях.

Но наиболее часто это воскресный вечер – просто по причине удобства: в это время собраться удобнее, чем в рабочие дни, особенно в наше время. С другой стороны, это возможность приобщиться к великопостным службам: люди работают в основном, и далеко не все имеют возможность посещать великопостные богослужения в седмичные дни, а здесь служба очень хорошая в назидательном плане.

В Музее святости, исповедничества и подвижничества на Урале, где я руководитель, есть коллекция рукописей – это тетради, куда выписаны богослужебные песнопения: акафисты (там есть акафист и Страстям Христовым) и разные другие последования.

Очень интересное наблюдение: в условиях, когда возможности у людей были ограниченными (город Свердловск имел только одну церковь Иоанна Предтечи) и в храм невозможно было попасть, особенно Великим постом, начинает проявляться народное творчество: появляются последования, призванные восполнить службы для тех, кто не мог попасть в церковь. Их переписывали себе в тетрадь, чтобы читать во время поста: там есть и последование на тему Страстей Христовых, переделанное из произведений святителя Димитрия Ростовского, и даны указания, как и когда их читать. Все строго по чину.

Записали:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Церкви учит нас, что является самым главным

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня первое воскресенье Великого поста, и оно посвящено воспоминанию о тех, кто сохранил для нас с вами веру православную, – начиная от святых апостолов, мужей апостольских, святых отец, многих святителей, которые возглавляли Поместные Церкви, мучеников и исповедников. Всех тех, кто не убоялся внешних обстоятельств, кто не склонил свою главу пред безбожной властью, остался верным Христу даже до смерти и благодаря кому мы сегодня празднуем день Торжества Православия в возрожденном Храме Христа Спасителя в граде Москве, в российской столице.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Зазвонов: Тема прощения – краеугольный камень нашей духовной жизни

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс