Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1148) → Игумен Павел (Полуков): Пастырь добрый

Игумен Павел (Полуков): Пастырь добрый

№11 (1148) / 15 марта ‘22

Беседы с батюшкой

В Евангельском чтении, которое традиционно читается в дни памяти святителей, есть слова Христа: Азъ есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знаютъ Мя Моя: якоже знаетъ Мя Отецъ, и Азъ знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы. В полной мере эти слова воплотил в себе человек, чей день памяти мы сегодня празднуем, – святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Как это отразилось на его жизни?

– Да, «пастырь добрый» – это настолько запоминающиеся слова Спасителя, что они остались на века и стали образцом не только для святителя, но для каждого священнослужителя. Пастырь – тот, кто окормляет людей, которых поручил ему Бог.

Святейший Патриарх Тихон с начала своего епископского служения воплощал эти слова Евангелия в своей жизни. Само его служение даже по географии было огромным, великим: он служил в западном крае – на территории Холмщины в Польше, в русской Америке, на Аляске, и в самом центре России, в Ярославле. Такое всеобъемлющее служение заранее пророчествовало о его будущем патриаршем служении.

Он знал свою паству от младых ногтей: все народности, все особенности, все языки. На любом месте его служения запоминали, насколько он был легок и учтив в обращении с другими, добр, и насколько всегда старался воспитывать людей во Христе, призывать их к миру между собой. В местах, где он служил, было много инославных, иноверных, – и даже у них о нем всегда оставалось самое благое, радостное впечатление. Когда его переводили с Холмщины, униаты собирались и переживали, что из их мест забирают такого необычного святителя.

Это было подготовление к его патриаршеству: он был избран Патриархом в условиях, когда рушились устои, когда Церковь в государстве объявлялась фактически врагом, ненужным пережитком, ставилась цель ее уничтожить. И одновременно большое множество людей нуждалось в пастыре, во всероссийском Патриархе: в его слове, разъяснении ситуации – ведь она менялась каждый день, было очень много лжи.

Весь период патриаршества святителя Тихона советские газеты каждый день писали о нем что-то отрицательное, издевались. Но редкие воззвания, служение Святейшего Патриарха, его общение с людьми, его связь с народом не прекращались и давали многим верным правильное представление о происходящем в это очень сложное и запутанное для простого человека время.

Последние несколько лет его жизни были периодом патриаршества. Он нес служение в условиях революции и Гражданской войны. Какой пример он нам подает своей жизнью в таких тяжелых условиях?

– На первом месте – его беззаветное служение: все его служение было каждодневным мученичеством. Он и сам так говорил, и мы это читаем в документах того времени – нам известно даже больше, чем было известно в то время. В нашей жизни обычно нужно совершать гораздо менее трагичный выбор, и мы иногда чего-то не хотим, не знаем, не готовы сделать. Мы не готовы к подвигу, который, в общем-то, может быть простым ежедневным служением ближним, Богу, Церкви.

Святитель Тихон не новомученик, но исповедник, поэтому он входит в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем значение подвига этих святых для нас, для нашей Церкви сейчас?

– Как говорится в одном из церковных песнопений, они «святые сродники наши». Это люди, жившие не так давно, об их жизни, о подвиге сохранилось очень много документов. Мы рассматриваем их жизни, читаем документы, изучаем их и поражаемся тому, что подвиг возможен в любое время и даже в малом.

В то время был очень страшный период в истории Церкви – изъятие церковных ценностей, когда Ленин предлагал расстреливать как можно больше представителей духовенства, и это осуществлялось. Святейший Патриарх Тихон в свое время служил в Северной Америке и имел хорошие связи, знакомства (и там он поражал многих своим отношением к людям), – и он обратился к знакомым ему американским католическим, православным, других конфессий епископам с просьбой помочь России.

Большевики благодаря изъятию церковных ценностей смогли получить примерно 4,5 млн советских рублей. При этом погибли многие произведения культуры, отечественной истории, искусства. Патриарх Тихон, обращаясь к верующим Америки за помощью, сумел собрать около 50 млн долларов – огромную, колоссальную сумму! Естественно, власть не хотела об этом говорить – не хотела такого авторитета Церкви. И это тоже для нас пример: делать все, что возможно, чтобы помочь.

Буквально в эти дни – 100 лет с начала кампании по изъятию церковных ценностей. Декреты советской власти действительно были направлены на поиск средств для помощи голодающим? Или же это было сделано для уничтожения Церкви?

– Как показывают документы, многочисленные записки, изъятие церковных ценностей для борьбы с голодом фактически ничего не дало. Были проведены судебные процессы, и по их итогам расстреляли множество представителей духовенства, в том числе епископов. Были противостояния, бунты – власти расстреливали верующих, под предлогом изъятия ценностей закрывали церкви, рушили храмы. Это был очень большой удар.

Хотя изначально Церковь сама предлагала эти ценности отдать, все это было предлогом для решающей борьбы с Церковью.

Что произошло с людьми в то время? Ведь многие сами избивали священников, выносили ценности, отдавали их красноармейцам. Как так изменились люди? Ведь они 7 лет назад были их же прихожанами...

– На самом деле было немного таких случаев.

Может быть, церковное воспитание было поверхностным. Тогда было такое время: новая идеология, все новое: «Разрушаем старое, идем к новому» – это всегда так занимательно, интересно, и многие поддавались на это. Но многие оказывали сопротивление.

И тогда был очень сильный «красный террор». Священник был фактически отцом для села или станицы, всем помогал, не брал деньгами за свои требы, был любимым всеми. Но когда его расстреливали за околицей, никто не мог выйти не то что заступиться, а часто даже забрать тело. Сложно судить: был очень сильный страх, люди были запуганы.

«Красный террор» сопровождал кампанию по изъятию ценностей? Это тоже была кампания, направленная против Церкви?

– Конечно. Значительная часть средств от изъятия церковных ценностей пошла на поддержку Интернационала. А когда люди пытались из золоченых иконостасов получить золото, выходили какие-то граммы: никакого смысла в этом не было.

Как Патриарх Тихон отнесся к этим событиям в стране?

– Мученически. Он обращался к властям, старался где-то что-то смягчить, выступить в защиту, писал свои воззвания и декреты. Но у власти были совершенно другие цели.

Я ознакомился с делом Патриарха Тихона. На допросе его спрашивали про эту кампанию: почему он запрещал отдавать ценности представителям советской власти? Он говорил, что не запрещал отдавать оклады с икон, но Чаши и предметы...

– Святыни богослужебного использования.

Следователь, который вел дело, искренне не понимал, почему Патриарх эти вещи отделяет... Неужели люди не осознавали этого? Буквально за 10 лет до этого у нас была православная страна.

– Может быть, в какой-то мере была церковная неграмотность, хотя были церковноприходские школы.

Мы сейчас изучаем воспоминания, документы, даже те, что готовились для Поместного Собора 1917–1918 годов (а подготовка к нему началась еще до революции). И многие благочинные, многие известные священнослужители, даже епископы в своих докладных записках писали о плачевной ситуации на приходах, с прихожанами. Мы знаем и пророчество Иоанна Кронштадтского: он предвидел это – и Феофан Затворник. Они все говорили, что религиозность, вера в русском человеке падает.

Это даже не пророчество, а констатация факта.

– Да. Пророчество – о том, что это все закончится кровью: «Реки русской крови прольются» – к тому вели в том числе и эти причины.

Современная ситуация с падением религиозности, падением веры в людях похожа ли на ситуацию столетней давности?

– И да, и нет. Не похожа в том, что сейчас того, кто хочет ходить в храм, к этому не принуждают: это не его обязанность перед государством – посещение воскресной службы, регулярные причащения и так далее.

Сегодня люди в храмах в большинстве своем образованные в вопросах церковной жизни. Сейчас огромнейший плюс – это интернет, наличие информации. Мы видим на Исповеди, в беседах, что наши прихожане в городских храмах, приходах, монастырях достаточно образованны и начитанны.

Общее падение нравов связано не совсем с религиозностью, а с какой-то расхлябанностью, вседозволенностью – тем, что в свое время неправильно определили как понятие «свобода». Человек, имея возможность глубоко и широко узнать о Церкви, считает это для себя ненужным и этим не пользуется. Интернет одновременно одним помогает найти для себя крупицы, жемчуг православного, Евангельского слова, а другим – статьи, направленные против Церкви, отравляющие ядом душу наших современников, особенно молодежи.

Выбор остается исключительно за человеком.

– Да, всегда. Недавно читал священника, который служил в селе недалеко от Ярославля. Грамотный, образованный священник. Что он делал кроме своей пастырской деятельности? Например, он видел, что крестьяне часто голодают из-за неурожаев. И он выписывал сортовые семена пшеницы из других стран, делал опытный участок, где сажал эти семена, проверял их – и те, что давали всходы, умножались, бесплатно раздавал людям. Он организовывал для своих прихожан и что-то вроде лектория по сельскому хозяйству: как правильно сажать, как правильно убирать урожай с точки зрения современной на тот момент науки. На его лекции приходило до 600–900 человек.

Но когда пришло соответствующее время, его убили – просто какие-то бандиты, красноармейцы. Власть менялась: одни пришли, другие пришли. Все очень просто. Кого-то надо в этом селе расстрелять. Кого на выбор: кузнеца или попа? И понятно, что кузнец тоже в чем-то провинился, раз его решили расстрелять. Подумали, что кузнец пригодится, – и расстреляли священника. То же самое здесь: никто не заступился из-за «красного террора».

Но это для нас пример, что мы не только словом Божиим, Исповедью и советом можем помочь: мы можем помогать тем, чем можем, что в наших силах – как, впрочем, и каждый человек.

Я по образованию врач, и прихожане, которые об этом имеют информацию, иногда на Исповеди что-то спрашивают. Приходится давать советы. Это всегда в пастырстве ценилось: не только сказать доброе слово, принять Исповедь, но и помочь чем-то, что знаешь по своей гражданской профессии.

Священник может не только словом окормлять.

– Да, тогда священники были для людей отцами. Почему их не защищали? Не потому, что многие были озлоблены – далеко не во всех случаях, а именно потому, что не могли защитить в силу сложившихся обстоятельств. Даже семья не могла: матушке, детям запрещали это. Они оставались. Его за околицей расстреливали, а они приходили наутро, забирали тело.

От этих грустных событий стоит перейти к более радостным. 30 лет назад было обретение мощей Патриарха Тихона, новое явление его людям. Что нам известно об этом событии? Почему оно так важно для современников и для нас?

– Обстоятельства его смерти были необычны – до сих пор много вопросов.

На его похороны пришло огромное множество людей. Удивительно: после нескольких лет разгромных статей в советской прессе, когда слово «патриарх» для большинства не было слышно, огромное множество людей пришло проводить своего Патриарха. Похороны его прошли при странных обстоятельствах, что понятно по тому времени. Большую часть своего патриаршества он находился под домашним арестом. Место захоронения его не было известно – было примерно понятно, что в Малом соборе в Донском монастыре, но точно об этом не знали… Святейший Патриарх Тихон был прославлен на Архиерейском Соборе 1989 г. Обретение мощей состоялось в 1992 г.: вскрыли полы в Малом соборе, но захоронения не обнаружили – ни склепа, ни какого-то намека на него. И потом в каком-то воздуховоде, в каком-то отверстии нашли. В поисках участвовал многолетний наместник Сретенской обители, нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон – он человек живой, интересующийся: непосредственно он и просунул руку в этот воздуховод и нашел мощи. Когда их извлекли, позвонили Святейшему Патриарху Алексию II, и, несмотря на то, что была ночь, он сразу приехал.

Мы почитаем дела святителей, учимся жизни у наших святых. Обретение мощей святителя Тихона имеет серьезное символическое значение. Его патриаршество началось с очень тяжелого для России времени: не было царя и одновременно 200 лет не было Патриарха. А немного позже еще и произошел расстрел Царской Семьи. И в условиях этого крушения всего и вся появился Патриарх, который для народа был главой Отечества – можно сказать, этнархом. И это придавало людям уверенность.

Большевики относились к этому как к части старого мира, который должен быть уничтожен.

– Обретение мощей произошло в 1992 г. – тоже сложное для России время и в экономическом, и в политическом плане. Время, когда еще раз могла пролиться большая кровь.

Символично, что именно тогда были обретены мощи Святейшего Патриарха Тихона. Сейчас они находятся в Донском монастыре. Удивительная тишина на территории монастыря. Может, это связано с захоронениями, которые там есть… Поднимаешься в собор, подходишь к мощам Святейшего Патриарха Тихона: есть возможность приложиться, выразить свое почтение. Это есть в нашей догматике: мы почитаем святых, почитаем даже их тела, у мучеников почитаем следы ран. У Патриарха было много сердечных глубоких, мучительных ран за время его служения. Мы просим его молитв, как и многих святых.

О чем молятся святителю Тихону?

– Каждому святому можно молиться обо всем. Мне задавали подобный вопрос: кому в какой ситуации молиться? Конечно, есть какие-то определенные моменты, связанные с жизнью святого. Если великомученик Пантелеимон или святитель Лука (Войно-Ясенецкий) были врачами, им стараются молиться в случае болезни, если Кирилл и Мефодий занимались просвещением, им часто молятся ученики. Но я на тот вопрос ответил, что у Кирилла и Мефодия можно попросить исцеления от болезней, а у Пантелеимона можно попросить помощи в учебе – и это будет верно.

К Святейшему Патриарху Тихону мы обращаемся как к подвижнику, исповеднику. Он всегда стоял перед непростым выбором: как поступить, как сделать так, чтобы уменьшить гонения на Церковь и одновременно не допустить раскола внутри Церкви. Он совершенно не заботился о своем имени… если человек находится в ситуации, требующей выбора, решения, или у него есть страх перед выбором, можно помолиться Святейшему Патриарху Тихону. Приходишь в Донской монастырь и с благоговением прикладываешься к мощам, просишь молитв.

Спасибо за беседу. Мне кажется, что мы достойно отметили день памяти святителя Тихона, день обретения его мощей. Благодарим Вас!

– Благословение Божие на наших телезрителей. И, конечно, призыв – изучать жизнь наших новомучеников и их подвиги.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс