Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1148) → Иеромонах Никандр (Пилишин): Пост – короткая разминка перед большой духовной жизнью

Иеромонах Никандр (Пилишин): Пост – короткая разминка перед большой духовной жизнью

№11 (1148) / 15 марта ‘22

Беседы с батюшкой

В предпостовые недели мы рассматривали всех евангелистов, и Церковь напоминает нам о последних днях жизни Спасителя на земле перед Его страданиями и Воскресением. На Тайной Вечере Господь, обращаясь к Петру, говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Получается, в словах заложено пророчество о грядущем отречении Петра от Христа?

– Хотя Господь разговаривает с апостолами в режиме реального времени, мы нисколько не сомневаемся, что Он воспринимает время совершенно по-другому: Он знает все наперед и, конечно, знает, что Симон отречется. Поэтому Он предупреждает его об этом.

Я думаю, Петр не понимал, о чем тогда говорил Господь: в нашей жизни часто бывает, что, только обернувшись назад, мы можем вспомнить важность слов, которые нам когда-то сказали родители, учителя, которые мы услышали в Евангелии… Господь заранее закладывает эту базу и для читателей, и для самого Петра, чтобы, когда совершится отступление, предательство, он не смалодушествовал, а исполнил то, что Господь от него хотел, когда был рядом с ним.

Интересно, что у Петра совершенно другой настрой: он говорит, что готов в эту минуту идти на смерть, в темницу – куда угодно за Христом. Что же поменялось?

– Мы знаем, что Петр был горячим человеком: это видно из Евангелия, описания самого Петра, его автобиографии. Я думаю, что такая горячность (и в нашей жизни мы это видим) сопровождается горделивым настроем: «Если Ты в тюрьму – то и я в тюрьму». Он был готов на словах (и, быть может, внутренне думал, что был готов) идти за Господом и в тюрьму. Но жизнь распорядилась совсем по-другому: в реальности он не смог этого сделать.

Вполне возможно, что Господь допустил эту ситуацию, чтобы падение, которое случилось с Петром, смягчило его внутреннее настроение, чтобы он знал о том несовершенстве человеческой природы, что носил он сам и любой другой человек. И мы сейчас, читая об этих событиях в Евангелии, можем находить великое утешение: каждого постигает то или иное падение. Иногда люди даже думают, что в своих словах или действиях они отрекаются от Господа, – тогда пример апостола Петра безусловно очень важен, назидателен и утешителен для всех нас: мы знаем, что всегда можем обернуться и поблагодарить Господа за то, что Он дал такую возможность.

Вы сказали, что апостол Петр был горделивым человеком...

– Я думаю, что горячность и поспешность, когда он говорил, что был готов что-то сделать, конечно, были связана с горделивостью. Мы знаем это из нашей обыденной жизни. Сейчас побеседовать с апостолом Петром мы не имеем возможности, его нет рядом с нами, но мы можем провести аналогии, ведь все мы были и остаемся носителями одной человеческой природы, мы можем делать сравнения исходя из своей жизни и жизни наших ближних: горячность вполне могла быть сопряжена с таким качеством души, как горделивость.

Когда в нем произошла перемена и он отвернулся от Христа: был готов идти за Ним, а потом отрекся?

– Из Евангелия мы видим, что он в тот момент не понимал, что отрекается. Только когда пропел петух, он понял, что это было пророчество: понял, что сделал. В сам момент совершения действия его сознание было не настолько ясным.

Казуистика – догадываться, в какой час, какую секунду это произошло.

Мы не знаем, что происходило с душой апостола Петра, но видим осознание этого действия: когда пропел петух, он понял, что отрекся от своего Учителя. Наглядно видно, как это произошло. Раскаяние посетило его душу в тот же момент, но действие было уже совершено.

Мог ли он его предотвратить?

– Сложный вопрос, его мы часто задаем себе, – что было бы, если бы… Есть расхожее мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Мы не знаем, что было бы, – мы имеем дело со Священным Писанием и таким понятием, как домостроительство.

Я осмелюсь предположить, что Господь, видя не только горячность, но и силу апостола Петра встать после этого падения, наверняка сделал это, чтобы мы имели пример: чтобы не только сам апостол Петр, но и все те, кто читает Евангелие из года в год, имели перед собой этот великий пример падения и восстания. Потому что жизнь человека состоит и из падений, и из восстаний.

Вспоминается пример падения без восстания другого из апостолов – Иуды. Зачем же нам этот пример?

– Затем, что нельзя отчаиваться. Почему Иуда не смог встать? Он впал в очень тяжелое состояние отчаяния и не видел выхода, не видел любви Господа, которую Он проявлял к Своим ученикам. Такое бесов-ское состояние безмерного, не имеющего окончания отчаяния способствует тому, что человек не может встать. Мы знаем, что в Священном Писании есть и другие слова, говорящие о падении: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать. Как только человек совершает грехопадение, Господь дает ему столько благодати, чтобы тот мог встать… Но воспользуется он этим или нет – зависит от него.

Очень интересно: как это можно заметить на практике? Мы регулярно совершаем грехи, но я не думаю, что в это время многие из нас ощущают дополнительную благодать.

– Это зависит от того, насколько человек опытен в духовной жизни. В момент переживания падения очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто поможет и что-то подскажет. Здорово, если мы можем опираться исключительно на текст Писания и святых отцов, но давайте вспомним пример расслабленного в Овчей купели, когда Господь спросил: «Что тебе нужно?» И тот сказал: «Мне нужен человек». И нам, подобно этому расслабленному, тоже нужен человек: наставник, друг, священник – тот, кто может подсказать, как быть в той ситуации, когда совершается падение. Господь действует исключительно через нас – у Бога нет других рук в мире. И мы, проявляя милость и милосердие (священники, прихожане, родственники, ближние и друзья) к совершившему падение, не осуждая его, а, наоборот, протягивая ему руку, показываем благодать Бога, которая помогает тому встать и не отчаяться в своем падении.

Вопрос телезрителя в Telegram: «Как подготовиться к Великому посту в духовном смысле?»

– Я думаю, что лучше всего подготовиться морально. Люди зачастую сильно боятся приближения Великого поста, все время связывая его с определенными ограничениями. Нужно понять, что Великий пост – не экзамен. Великий пост – особое время и особый способ размягчить сердце человека, чтобы оно стало более мягким, восприимчивым, чтобы проявлять свою любовь к Господу и ближним.

Если мы говорим о подготовке к Великому посту, то в первую очередь нужно поразмышлять, что для тебя есть Великий пост, как бы ты хотел его провести. Если понимаешь, что в чем-то не готов, не можешь выстоять все долгие службы, себя ограничить в пище, то эти вопросы можно задать священнику и сказать, что не готов. Я не вижу в этом преступления: человек взирает на свое сердце и видит, готов или не готов.

Нужно относиться к Великому посту как к уникальной возможности не испытать себя, а лишний раз попытаться сделать свое сердце более мягким. На это направлены и молитвы, и ограничения, которые Церковь предлагает нам, называя это аскетическими упражнениями.

Самое главное – не должно быть страха. Нужно выбрать свою меру. Для современного человека мера чрезвычайно важна. Если ты не готов отказаться от пищи – попробуй отказаться, например, от злости на какой-то период. Нужно подумать, в чем ты можешь попробовать себя ограничить, чтобы почувствовать свободу, дополнительное пространство в своем сердце. Главное – не бояться и все свои действия с легкостью обсуждать со священником, прося совета, как правильно поступить в той или иной ситуации. Подготовка нужна моральная.

От чего еще можно попробовать отказаться?

– Можно попробовать побороться с одной главной страстью. Хотя бы одной. Наверняка человек, живущий в Церкви, исходя из Писания, святых отцов и наследия Церкви, знает, что его беспокоит больше всего: раздражительность, грех осуждения, злословия или очень распространенное сейчас состояние души – гнев: это очень страшное состояние. С этим нужно попытаться побороться: почитать что-то, с кем-то посоветоваться, какие упражнения нужно выполнить, как можно воздержаться от того или иного случая. Это мне кажется правильным, тем, чего хочет от нас Господь: не чтобы мы натренировались не употреблять молоко, а чтобы смогли почувствовать победу над своим греховным состоянием; почувствовать, что мы можем при помощи Господа и ближних побороться со своими греховными наклонностями, почувствовать легкость чистоты души хотя бы на это время.

Как, например, побороть гнев?

– Сразу не получится.

У нас целый пост для этого.

– Для этого целая жизнь. Пост – короткая разминка перед большой духовной жизнью. Самый легкий способ борьбы с любой страстью – воздержание. Как только чувствуешь, что к тебе подкатывает страсть (гнев, осуждение или еще что-то), ты должен научиться ее распознавать на подходе: не когда она уже охватила тебя, а когда только чувствуешь признаки – у всех свои признаки-колокольчики, которые срабатывают перед тем, как возьмет верх страсть. Как только чувствуешь, что сейчас тобой будет обладать гнев, как минимум, нужно удалиться от источника гнева. Если все-таки гнев тебя посетил – нужно найти в себе силы закрыть рот, не наговорить другому неприятных вещей, которые можешь сказать в порыве страсти. Лучше сдержаться, остыть, прийти в себя и после этого продолжить общаться с человеком или делать дело, которое ты совершал до этого.

После события, когда Иуда приходит со стражей и стража собирается брать Христа, Петр отрубает ухо одному из рабов первосвященника по имени Малх. Почему Господь осуждает этот поступок? Ведь Петр сделал это, чтобы защитить Спасителя.

– Евангелие описывает не все события, но лишь те, которые назидательны для каждого читающего человека. Мы живем в 2022 году, а события происходили много лет назад. Но Господь премудро устроил: Духом Святым руководил апостолами, когда они писали эти тексты для нашего назидания.

Апостол Петр в своей горячности делает то, что может, чтобы защитить своего Учителя. Что он может? Он пытается защитить Его с оружием. Господь говорит, что оружие – не способ защиты. Желание апостола Петра понятно, но Господь говорит: неправильно ты выбираешь это действие. Говорит очень важные слова: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»

Господь четко и ясно говорит, что у всего есть свой предел. Есть предел у человека, а все остальное находится за пределами – в области Бога. И когда мы желаем на себя перетянуть одеяло этого предела, мы пытаемся взять на себя функцию Бога: осудить кого-то или сказать, что Бог сказал бы или сделал, если бы Он был здесь и видел это.

Пример, который вы привели, я использую в беседе с людьми. Ко мне приходят и говорят: «Батюшка, я хочу, чтобы мой родственник уверовал в Господа». И начинают этого человека насильно воцерковлять. Господь любит этого человека не меньше нас, а больше, и любит бесстрастной любовью, абсолютно ничем не обусловленной. Если Господь захочет, он может явить полчища ангелов перед лицом этого человека, чтобы тот уверовал и пришел в храм, если это нужно.

Но если Господь пока его удерживает и не происходит встречи в сердце человека с призывающей благодатью, не нужно переоценивать свои возможности. Делай то, что можешь. Самое лучшее – являть пример достойной христианской жизни. Будь примерным христианином – человек, взирающий в твои глаза, должен видеть твою веру в Бога так, чтобы сказать: расскажи мне о Нем, я тоже хочу верить. Это самый лучший пример...

Когда мы читаем в молитве «Отче наш» «и не введи нас во искушение», о чем мы просим?

– Мы просим, чтобы Он защитил нас от тех искушений, что превыше наших духовных и физических сил.

Почему Господь не отправляет нам легионы ангелов, а предлагает действовать самостоятельно? Ведь можно было бы избежать искушений, грехов, ошибок...

– Было бы проще послать легион ангелов, когда дьявол искушал Еву: тогда мы бы вообще не имели никаких проблем и не имели бы падшей природы. Господь хочет, чтобы любовь к Нему была свободной и не принужденной. Наш опыт в жизни (негативный, положительный, опыт падения и восстания) исключительно позволяет нашему сердцу свободно и по-настоящему, искренне любить Господа.

Это свойственно нашей падшей природе: мы ценим лишь то, что сами заработали либо потеряли. Поэтому Господь позволяет пройти через жизненные испытания, чтобы нам по-настоящему свободно, искренне любить Его и прийти к жизни в Царствии Небесном. Чтобы мы обрели своим исключительно свободным нравственным выбором добро и Господа, а не грех и дьявола.

На горе Елеонской Христос говорит ученикам: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

– Это прекрасно. Почему очень важно брать с собой меч? Отправляясь в большое путешествие по земной жизни, проводя духовную жизнь, очень важно помнить, есть ли с тобой меч сейчас. Очень важно напитывать свою душу и сердце словом Божиим: это тот самый меч, который помогает проводить борьбу с самим собой и с духами злобы.

Господь об этом говорит прямо: молитесь, чтобы не впасть вам в искушение. Искушений нас окружает большое множество, мы иногда сами для себя становимся искушением: наша греховная природа, привычка грешить – тоже искушение для нас.

Мы должны помнить, что слова Писания – истинные. Если Господь говорит, что молитва – эффективный способ избежать искушений, мы должны в это по-настоящему поверить. Но чтобы это сработало, мы должны понимать:, молимся ли мы на самом деле? Если воспринимать молитву как формальное исполнение предписаний молитвослова – это одна история. Часто приходится сталкиваться с тем, что люди говорят: «Батюшка, Вы знаете, сил у меня нет, я помолился правилом Серафима Саровского».

Это большое искушение. Если мы беремся за небольшое правило, которое называется правилом Серафима Саровского, мы должны тогда учесть, что преподобный Серафим пребывал в непрестанной Иисусовой молитве. Если ты пребываешь в непрестанной Иисусовой молитве, ты можешь ограничиться этими небольшими молитвами. Но этого в нашей жизни нет. Мы выбираем то, что легко, и этим довольствуемся.

Мы должны помнить, что есть молитва: разговор с Богом, искреннее общение с Богом. Как я сейчас общаюсь с вами, с телезрителями, так и в своей молитве искренне пытаюсь общаться с Богом: с Отцом, с Тем, Кто меня создал, Кто меня любит, Кто меня слышит и защищает. Это не просто какой-то звук, посыл куда-то в небо – это общение с конкретной Личностью. Поэтому Господь и дал возможность Второму Лицу Святой Троицы обрести личностные свойства, чтобы человек как личность мог молиться с Богом – Личностью. Это самое большое приобретение нашей веры и догматики, что у нас есть такая возможность. Другие религии лишены этого.

Молитва по молитвослову уступает личной молитве?

– Такая молитва тоже нужна. Мы не можем ее избежать.

Если мы желаем стать олимпийскими чемпионами в любом виде спорта, то должны начинать утро с разминки или элементарных упражнений. Когда этого нет, мы никогда не достигнем успеха в том или ином виде спорта. Молитвослов очень нужен – как первый опыт молитвы. Дальше нужно выходить на уровень искреннего общения с Богом своими словами: нужно обращаться к Богу и своими словами, а не только словами святых подвижников нашей Церкви.

Подведите, пожалуйста, итог нашей программы.

– Я благодарю, что наши телезрители остаются с телеканалом «Союз», приятно приходить, беседовать, слышать вас. В преддверии Великого поста хочется пожелать всем нам памяти о примере апостола Петра, который совершил, быть может, главное в своей жизни падение, но и главное восстание. Мы должны помнить, что Господь как чадолюбивый Отец нас не оставит, всегда подаст руку – нам только надо сказать: «Господи, я утопаю, помоги!» И обязательно Господь придет и поможет нам встать и дальше двигаться по верному пути в Царствие Небесное. Аминь.

Записали:
Софья Горбачева
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс