Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1147) → Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Образ мысли святого человека есть образ мысли Бога

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Образ мысли святого человека есть образ мысли Бога

№10 (1147) / 8 марта ‘22

Архипастырь

Окончание. Начало в №9 (1146) 2022

Конечно, замечательно, когда люди имеют возможность соприкасаться с такими удивительными событиями, такими уникальными личностями. Но мы живем в современном мире. Есть ли у нас шанс хоть немножко приблизиться к тому, чтобы если не стать святыми, то хотя бы стать к ним ближе, стать добрее, чище?

− Интересно, что у нас есть заповедь, обязательство стать святыми – апостол говорит: Сия бо есть воля Божия – святость ваша. Если ты не стал святым, значит, не выполнил волю Божию.

И даже говорят, что на Страшном Суде мы будем отвечать пред Богом, почему мы не стали святыми. Ведь у нас все для этого было: определенный интеллект, душевные качества, события, скорби, болезни. Нам все было дано. Почему мы не стали святыми? И надо приобрести мудрость, православное миросозерцание, мировоззрение, чтобы во всех событиях мы видели заботливую руку Божию, Божий Промысл. Тогда каждый день можно возрастать в стяжании чистоты и святости, что подает Сам Бог тем, кому пожелает, – и, что интересно, Он желает ее всем.

Старец Паисий приводит еще такую интересную мысль: как только Бог увидит, что наше сердце смирилось, в то же мгновение Он вселяет в него Свою благодать. В этом смысле Бога можно назвать нетерпеливым. Представляете, как Господь над каждой душой радеет, как о каждой заботится: только увидит, что мы чуть смирились, сразу дает благодать!.. Но надо трудиться над стяжанием правильного мировоззрения.

Один из святых старцев наших дней говорил так: чтобы приобрести православное мышление, нужно прочитать все 12 томов святого Иоанна Златоуста (кстати, его жизнь во многом походит на жизнь святого Нектария: он постоянно был в гонениях), надо читать поучения, письма Оптинских старцев – от них такой мир исходит!

Недостаточно, когда современные христиане удовлетворяются просмотром проповедей или поучений современных проповедников, которые зачастую даже не опираются на опыт святых людей, а говорят от себя. Казалось бы, талантливые люди говорят мудрые вещи, но этого недостаточно: надо читать книги святых отцов. Мы со священниками в течение полутора лет проводим конференцию, на которой уже прошли поучения аввы Дорофея, сейчас находимся на 10-й степени «Лествицы».

В этом фильме показано следование учению аввы Дорофея и «Лествицы»: то явно для тех, кто уже знает это учение. Поэтому мне было очень приятно посмотреть этот фильм: я, честно говоря, в восторге был от правильного образа мышления. Режиссеру удалось, вы правильно сказали, эти нелегкие духовные моменты, истины донести через кинематограф, через артистов. Там же еще снимается известный американский актер.

Да, звезда Голливуда.

− Причем он известен ролями плохих героев. Роль ему досталась интересная – человека, который сорвался со скалы и лежит парализованный, зная, что его семейство осталось без кормильца. Он переживает, ропщет: «За что? Где Божий Промысл? Почему я парализован?» Он остался жив – это нагрузка для семьи. Он по-мирски считает, что, если бы умер, семье было бы легче. А святой что ему отвечает? Есть Божий Промысл в этом. И он был прав. Когда со святого сняли верхнюю одежду и переложили, казалось бы, случайно на другую кровать, этот парализованный исцеляется. И не только телесно: он возвращается в семью уже не тем человеком, которым был до своего несчастья, – он прозрел духовно, видел рядом с собой святого, и для своей семьи он станет не просто кормильцем, а путеводителем ко Христу, проповедником. Он придет, как Евангельские исцеленные, в свое семейство и скажет: «Я видел святого. Надо жить вот так». Но даже для самого артиста это неплохо.

В одном из своих интервью режиссер фильма как раз рассказывала, как ей удалось привлечь к съемкам звезду такой величины. Она говорила, что он, на удивление, тут же откликнулся и сказал, что ему это близко. Он с огромным удовольствием и вдохновением участвовал в съемках.

− Дай Бог, чтобы это повлияло и на его внутренний мир, на его спасение. Может быть, таким образом познакомившись с православной сербкой, с греками (которые тоже снимались в этом фильме), с Православной верой, он уже не скажет те слова, которые сказал парализованный, а скажет слова святого Нектария: «Горе мне, если моя вера будет зависеть от поступков людей». В первую очередь вера − дар Божий.

Святой Нектарий − счастливый человек. Есть слово «счастье», и в Ветхом Завете оно встречается трижды, а в Новом Завете вообще не встречается. В мирских же книгах, романах это самое первое слово – все ищут счастья. И святого Нектария действительно можно назвать счастливым человеком (как и всех святых): он стал близок к Богу. У его наставника патриарха Софрония были серьезные духовные немощи: он так держался за свой сан, так боялся, что позволил втянуть себя в неправду, которая случилась со святым Нектарием, – но тот его прощает и молится за него. Конечно, есть большой шанс, что Софроний будет в числе спасенных.

Понимаете? Иначе его подвигов как патриарха (все равно он несет подвиги от трудов, конечно: и постится, и службы совершает) было бы недостаточно для спасения – было необходимо, чтобы за него святой помолился. Святой потом пришел на могилку этого патриарха и о его душе молился. Представляете себе этого человека, Нектария? Он сознает: из-за того, что он все это претерпел, совершенно изменилось мышление и Кости, и этого бывшего парализованного. Кости стал к спасению ближе. Изменилось мышление его духовных дочерей, монахинь, этой девочки тоже, даже Софрония – когда мы претерпели от кого-то что-то, святые так говорят: «Мы имеем дерзновение особое за него помолиться». Это же счастье, когда небеса отверзаются и можно за обидчика молиться. Это прекрасно...

В понимании современных людей человек святой – тот, кто много постится, много молится, совершает чудеса. При этом жизненному пути такого человека свойственно множество препятствий, страданий, большие трагедии, их надо пережить. И все это создает такую картину, что задумываешься: стоит ли следовать этому пути? Хватит ли у тебя сил и нужно ли тебе это – становиться лучше, чтобы все это встретить?

− Действительно, людей это смущает, когда они знакомятся ближе с жизнью святых (особенно святых, которые много выстрадали). Скажем, есть поучение: «Если просишь смирения в молитве, то ты просишь Бога, чтобы Он послал человека, который тебя оскорбит». Узнав это, некоторые уже думают: «А молиться ли мне о смирении? И так уже хватает оскорблений»… К крестоношению не все готовы. Но если вспомнить о жизни, страданиях Подвигоположника Христа, то Его образ для современников тоже не был привлекателен. К Нему люди тянулись, поскольку от Него происходили исцеления, Он насыщал хлебами множество народа. Но когда они увидели, что Он подвергается аресту, страданиям, истязаниям и распятию на кресте, то многие соблазнились: стоит ли за этим Человеком идти, если Сам Он так страдает? Здесь нужно уже это понимать духовно и смотреть с точки зрения вечности: как все это скажется в вечности?

Поэтому необходимо переменить свое мышление, как мы это видим в фильме у друзей, духовных чад святителя Нектария. Начиная от маленькой девочки и заканчивая его сыном духовным Кости...

Вот он спрашивает святителя Нектария, почему того совершенно не огорчает, что он не стал патриархом, не пришел к этой власти, ведь, по мнению Кости, он мог бы сделать еще больше добра вокруг.

− Там четко показана (мне понравилось) реакция Кости на информацию, что Нектарий не стал патриархом: он рвет газету и кричит просто криком, затем падает от бессилия на пол и возмущается. Он считал, что это несправедливо: он считал, что это вторая несправедливость по отношению к святому Нектарию. И даже оказывается на грани веры и неверия: где же Бог? Почему Бог не избрал Нектария патриархом?

Когда проходила процедура голосования, святой Нектарий был среди участников, и многие прихожане, которые очень любили его, говорили: «Молимся за Вас» (чтобы он стал патриархом). Но он, видимо, как Божий человек уже заранее знал, что выберут другого, и совершенно спокойно это воспринял: самое главное – быть ближе ко Христу, ближе к Богу.

Еще святитель говорит, что патриарх связан со многими искушениями, которые не все могут понести. Он же, будучи в гонениях, стал ближе к Богу и этим больше пользы принес, чем был бы патриархом в определенный исторический момент и в определенном месте: теперь он всемирно известный святой, для которого уже нет ни расстояния, ни времени – все к нему обращаются, и он приходит на помощь.

Наш заступник, наш защитник!.. Каждую из сцен фильма «Человек Божий» можно рассматривать с разных сторон, и чем больше смотришь, тем больше возникает вопросов. Вернемся к моменту, когда он столкнулся с предательством, затем пошел по улице и увидел нищего, сел с ним рядом и затеял разговор, они душевно общались. В чем смысл этой сцены, по Вашему мнению?

− Нищие – это люди, на долю которых выпадает немало скорбей. И даже каждый их день – это уже какой-то подвиг. Вопрос: ради чего нищие несут его?

Евангельский нищий Лазарь пребывал все время в молитве и сподобился того, что его душа была ангелами вознесена на лоно Авраамово – оказалась в раю. А этот нищий (которого встретил святитель Нектарий), как мы видим, нес подвиг страданий, но не осознавал − для чего: он не имел веры в Бога, в Божий Промысл, он роптал на Церковь, на священников.

Когда сидели митрополит и нищий и прошли два священника, нищего хватило только на сравнение: «Вы не такой, как они, – они меня не замечают» (мне кажется, если бы рядом еще присел Господь Иисус Христос, то Его бы тоже не заметили эти люди). Но если нищий это с осуждением говорит, то святой Нектарий – с болью. И, конечно, святой в это время помолился за этих проходящих священников, ведь он претерпел презрение от них. Еще раз скажу: когда мы что-то потерпим от людей, мы приобретаем дерзновение за них молиться.

И святые рады всегда таким случаям. Даже есть Христа ради юродивые: когда им не хватало скорбей, они немножко чудили, принимая от людей поношения всяческие, чтобы скрывать свою святость; при этом, как сказано в житии Андрея, Христа ради юродивого, они приобретали особое дерзновение молиться за спасение своих обидчиков.

И вот, проходя мимо нищего, святой Нектарий не имел денег, даже не имел куска хлеба. Но разве можно проходить мимо нищего без милостыни? Есть поучение святого Димитрия Ростовского: если тебе нечем подать нищему, хотя бы восскорби об этом в своем сердце. И в Деяниях апостольских, когда нищий просил денег, апостол Петр говорит: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» – исцелил.

Святой Нектарий не прошел мимо нищего. Как видно, нищий не был болен, но его душа была больна, и он, терпя такие страдания, связанные со статусом нищего, совершенно ничего взамен не приобретал. Святой посчитал, что ему можно принести духовную милостыню: возвести ум нищего к Богу, чтобы остаток своей жизни тот провел уже в святости. И он присел, поговорил и сказал, чтобы тот не терял веру в Бога, чтобы никого не осуждал. А в закрепление этого он снял с себя ботиночки и сказал: «Возьми. У меня еще есть». Когда нищий увидел такого священнослужителя, вера в Бога, в Церковь в нем, конечно, возродилась.

Святые не забывают никого, с кем их сводил Промысл Божий. Конечно, святой Нектарий за него до конца своих дней молился и спас душу этого человека: вот, казалось бы, один из моментов его насыщенной жизни, – но везде он видел бессмертные и уникальные души. У каждого человека уникальная душа, такой нигде больше нет и не было и никогда уже не будет. И Господь пострадал за всех нас – Он даже апостолу Карпу сказал: «Я готов те же муки перенести даже для спасения одной лишь души». И мы с вами должны относиться к каждому человеку как к великому сокровищу: каждый искуплен кровью Христа, за всех нужно молиться. Эпизод настолько духовный, настолько наполнен вечным смыслом...

Эта уникальная способность, пожалуй, свойственна только святым: не ожесточать сердце, а продолжать излучать тепло, свет и приводить людей к Богу, к вере. Скажите, Владыка, в чем основной подвиг святого Нектария?

– Я думаю, в подвиге любви к Богу, всецелого доверия к Богу. И он любит Бога не из-за того, что Господь дал ему здоровье, сан или еще что-то, а любит Бога за свое бытие и за то, что Господь пострадал на кресте.

Любовь эта – совершенно бескорыстная.

Как сказал апостол, любовь долготерпит. Принимая все скорбные события, способные сломить очень мужественных людей, но душевных, святитель Нектарий укреплялся в любви к Богу. Святой видел, что скорби очищают его душу, приближают к Богу. Он нищему говорит: «Тяжело без денег, тяжело без еды, – но я чувствую сейчас близость Бога»... Разве это не счастье, когда ты близок к Творцу мира, к Спасителю, рядом с Которым только святые ангелы в трепете предстоят? Конечно, это великое счастье.

И еще – подвиг любви к ближнему. Как я сказал, он считал, что нет случайных людей вокруг него: он считал себя обязанным молиться до конца своих дней за спасение бессмертной души того, с кем сталкивал его Промысл Божий.

Если поверхностно посмотреть фильм, почитать житие, – вроде не видно никакого подвига. Страдалец. Можно и сломаться, можно и упасть под этими страданиями, а святой Нектарий очистился, приблизился к Богу. Поэтому основной подвиг – это подвиг любви к Богу и к людям. Он считал себя счастливым, что, перенеся страдания, стал ближе к Богу и может лучше молиться о спасении как можно большего количества людей.

Фильм «Человек Божий» – действительно уникальное, я считаю, событие для нашего современного кинематографа: он заставляет думать, становясь лучше, примеряя к себе все хорошее, что есть в этой картине и в житии святого. И всегда хочется понять, где же брать столько силы, столько желания не сдаваться, не покидать этого пути, а продолжать следовать ему, терпя несправедливость, укоры, столько ударов судьбы, сохранять силу веры… Удивительно житие святого, фильм показывает, насколько он был крепок. Что же давало ему силы? Как, по Вашему мнению, ему удавалось этот стержень в себе сохранять? Что его подпитывало?

– Сегодняшнее время, как говорят, – эпоха стрессов, перегрузок, взаимных укоров. И люди, чтобы не сломаться, пытаются найти выход. Зачастую ищут его в советах психологов, которые что советуют? «Надо взять себя в руки», «верь в себя»: психология таким образом отсекает человека от Бога. А святой (и, в более обширном смысле, каждый верующий православный христианин) должен верить в Бога и Его Промысл. И тогда в каждом событии, радостном или скорбном, будем видеть заботливую руку Божию. Это приносит большое счастье человеку, – когда он видит, что Господь всегда о нем заботится.

Даже когда клевещут на тебя… Есть такой святой – преподобный Силуан Афонский. Он говорил так о напраслине, клевете, всяких наваждениях со стороны других людей: напраслину нужно принимать со смирением и самоукорением. Если мы подробнее почитаем жития святых – практически все прошли через страшные страдания: предательство, клевету, различные мятежи других людей против них, но в Боге нашли опору.

Сам Бог не страдает, то есть Божество не страдает. Чтобы за нас пострадать, Господь принял на Себя Человеческую природу. А мы, люди, подвержены страданию. И как барон Мюнхгаузен себя пытался вытащить, так люди с помощью психологов пытаются найти в себе силы не сдаваться, претерпеть страдания какие-то, потерю близких – много всего бывает в жизни, но это неправильный путь: это путь практически самоуничтожения. А силы нужно приобретать в Боге. Этому учат и житие святого Нектария, и, в общем-то, фильм – экранизация этого жития.

В фильме есть интересный момент, когда святой демонстрирует такое самоукорение: он отказывается от еды, пообщавшись с воспитанниками школы – один украл книгу, другой его назвал нехорошими словами… И вот здесь тоже очень яркий пример воздействия на этих юношей.

– Зашли четыре человека, все провинились друг перед другом, перед учреждением, были уличены. Приводит их один из воспитателей. Стандартная процедура: вызвали в кабинет к директору. Только что родителей не вызвали, поскольку уже взрослые. Ну, что они ожидали для себя? Видимо, наказания. И думали так, что их слова обвинения другого человека, слова самооправдания могут помочь или избавиться от наказания, или как-то его смягчить, поэтому они и стали этим заниматься. Никто из них не укорил себя, хотя это воспитанники православного учреждения: они должны были знать учения святых отцов, знать молитвы, Священное Писание, но оказалось, что есть недочеты в воспитании.

Выслушал их внимательно святой Нектарий, помолился, и вердикт такой: «Буду поститься три дня». Сразу распорядился при них же: «Скажите повару, пусть мне не приносят пищу».

Довольно неплохо показана в фильме реакция этих людей: они, наверное, ожидали много чего, чью сторону он займет, кому поверит, но такого явно никто из них не ожидал. Дальше показывают трапезу. Сидят эти провинившиеся и слышат, что их наставник теперь постится. Ну как при этом самому можно есть? И вот они на день-два отказались от пищи – и, видимо, что-то осознали. Святой говорит им: «Братья, прошу вас, пожалуйста, помиритесь быстрее, а то мне надо будет продолжать эту голодовку». Я думаю, что они помирились: им стало стыдно, что из-за их проступков, позора мелочных обид страдает их наставник.

Случалось и в житиях других святых подобное. Бывает, если игумен накажет своего послушника или монаха, поклоны его заставит делать, то и сам делает те же самые поклоны, молясь за этого человека. И так же святой Нектарий: он не просто демонстративно стал поститься, а взял это как подвиг ради спасения душ, и, конечно, с постом он соединил усиленную молитву за этих людей – и души, таким образом, стали преображаться.

Сколько мудрости в поступках! Вы знаете, удивляет история, связанная с персонажем, который был в руководстве этой школы, упрекавшим святого Нектария в аскетизме. Он утверждал, мол, «у нас тут образовательное учреждение – не надо монахов воспитывать». Казалось бы, это такое благо несло, – а здесь отказ.

– Знаете, в то время светские люди считали, что монашество (а тем более аскетически настроенное монашество) – это уже пережиток прошлого, какое-то Средневековье. Теперь нужно давать только какие-то гуманистические знания людям и можно учить доброте.

А святой Нектарий указывает, что причина плохих поступков, дурного поведения – это страсть, а против страстей направлены аскетические упражнения: молитва, пост и особенно послушание; бороться с корнем всех этих проблем нужно. Поэтому святитель объясняет, что настоящий христианин и есть аскет. Соответственно, для нас всех это тоже указание, что нужно в меру быть аскетичным человеком.

Какое общее впечатление у Вас оставляет картина? Если одним словом сказать.

– В целом я очень радовался во время просмотра, насколько хорошо там учение святоотеческое показано. Единственное, меня один момент смутил (может быть, из-за недостаточного моего познания в действительности той эпохи и того Патриархата), – когда, видимо, православный церковный юрист пояснял, что монастырь не зависит от Синода, то это в наших реалиях звучит раскольнически: существует своя иерархия, и монастыри должны быть в церковной иерархии. А там юрист предлагает НКО создать, и Нектарий соглашается. В житии я не нашел такого. Может, это фантазия режиссера. Не знаю. По крайней мере, только это смутило. А в остальном видно, что снято толково.

Я думаю, можно считать фильм душеполезным.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Пусть Господь хранит Церковь нашу в единстве

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем. Сегодня особый день – мы отмечаем столетие начала гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Хорошо известно, что явилось поводом для гонений. В стране возникли перебои с хлебом, народ стал голодать, и Святейший Патриарх Тихон принял решение помочь голодающим: выделить все те средства, которые только были у Церкви, даже снять и продать драгоценные ризы с икон, но спасти голодающих. Но не это было нужно безбожной власти. Цель власти заключалась не в том, чтобы Церковь явила свою любовь и заботу о голодающих, но в том чтобы, воспользовавшись голодом, обвинить Церковь в сопротивлении, в нежелании помогать страждущим, подорвать ее авторитет и создать предпосылки для гонений. Чтобы не говорить только от себя, я бы хотел зачитать вам сегодня послание Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского, которое он подписал в этот день в 1922 году.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Павел Кондраков: Быть ближе с Богом, быть постоянным в этой любви и искать Господа

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс