Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1146) → Священник Олег Патрикеев: Старость в радость

Священник Олег Патрикеев: Старость в радость

№9 (1146) / 1 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшней беседы избрана по вашим просьбам: она касается старости и ее аспекта, который, наверное, понятен только тем христианам, кто постоянно сталкивается с ней… Мы привыкли говорить, что старость – не радость: что это очень тягостная и неудобная проблема, о которой, в принципе, мы стараемся не думать, а начинаем думать и говорить только когда сталкиваемся не только со своими невзгодами, но прежде всего с проблемами наших близких людей (отцов, матерей, бабушек, дедушек и так далее) или прихожан – христиан, нуждающихся в нашей помощи. И, слава Богу, помогающих нуждающимся, достаточно много (хотя недостаточно, чтобы охватить всех).

Отец Олег, я знаю ваш приход – у вас очень много пожилых людей. Я помню, как Вы, когда только пришли в храм, рассказывали, что Вас прежде всего поразили «белые платочки» − старушки, то, как они пели. Но, наверное, у священника особое отношение к старости. Какие проблемы возникают у тех, кто ходит в церковь и нуждается в нашей помощи?

− Хочу порадовать всех священников: у нас нет пенсионного возраста. Нам за пенсией не угнаться – ее нет: священник служит до последнего дня и часа.

Конечно, есть те, кто уходит по болезни, но у них нет, как у некоторых людей, мысли дожить до пенсии. И митрополиты, епископы, монахи дают обеты, действующие до последнего воздыхания.

Проблем на самом деле не существует, так как мы не социальная служба (хотя в каждой епархии при каждом храме она есть): мы не стараемся составить список людей старшего возраста. У нас есть обязанность, но это не работа, а служение. На работе есть списки, галочки: посетил или не посетил, – а здесь совсем другое: когда ты служишь человеку, то исполняешь заповеди Христовы. И одна из них (5-я) даже дает тебе возможность жить до старости в радости (о чем мы сегодня будем говорить), почитая, любя своих родителей. Все на приходе, кто старше меня, – мои родители.

Я часто выступаю на Дне пожилых людей. Говорят: «Выступает священник отец Олег». Я выхожу, смотрю на эти лица (а людям всем за 70 лет) и говорю: «Вы – мои матери и отцы. Как я могу сказать, что я отец кому-то из вас? Есть отец духовный – это духовное звание. А я, стоя перед вами, ваш сын. Я молюсь за вас как за своих родителей». Мои родители рано ушли из жизни, поэтому для меня встреча с каждым человеком, который старше меня, того возраста, которого были бы мои родители сейчас, − это прообраз служения моим родителям.

Я навещаю одного моего прекрасного знакомого – Владимира Белоусова, олимпийского чемпиона. Он уже около 10-ти лет находится в постели, но он бодр духом – о нем нельзя сказать, что он старый или больной. У него есть спортивный дух, который привел его когда-то к победе. И я смотрю на него как на своего отца. Это не просто посещение больного, передача ему пакетов с едой: это, конечно, хорошо, правильно, но это не то, чего ждут наши старики – они ждут детей.

К сожалению, бывает, люди не имеют детей – и старость в этом случае действительно одинокая. Эта проблема касается многих. И еще проблема – в том, что наше отношение к старости очень избирательно. У нас есть, например, дома престарелых. Есть люди, ухаживающие за теми, кто находится уже в стадии деменции. За этих людей хочется молиться – они берут на себя подвиг постоянной заботы. Но здесь возникает вопрос: неужели наше общество настолько нехристианское, что в нем процветает одинокая старость?

− Наш мир – мир скоростей, когда мы видим детей-то своих через телефоны, с днем рождения поздравляем друг друга цветочками, смайликами из интернета.

Я думаю, что мы наблюдаем плоды нашего времени: нельзя сейчас винить детей, которые работают на 2-х – 3-х работах и не успевают зайти к старику-отцу, больной маме. Они разрываются и готовы платить деньги – и это то малое, что они вообще могут сделать (может быть, и большее). Это крик времени, и этого, увы, будет все больше и больше.

Это потому, что мы не рожаем детей...

− Здесь все взаимосвязано. Но корень всего – наша бездуховность: стремление к мнимому комфорту, которым мы себя обеспечиваем за счет времени.

Давайте поговорим о времени: что же это такое и какова старость по сравнению с возрастом всей Вселенной? Если смотреть на возраст Земли научным взглядом, это миллионы лет. По библейскому календарю мы живет всего 8 000 лет. А по космическому времени наша человеческая жизнь длится всего лишь секунды...

Надо рассмотреть, что же такое старость и к чему она относится. К старению тела? Это природа – мы же видим, что в природе есть четыре времени года, и они все для нас прекрасны: и весна, и осень, и рождение, и увядание природы. Как прекрасна и великолепна осень! Поэтому нам нужно хотя бы отдать дань благодарности Творцу, Который нас сотворил. Ведь ген старения, или ген смерти, как мы его называем, − это влияние греха.

Вопрос от телезрителя Дмитрия: «Я молюсь об одиноких пожилых людях и хотел бы спросить, есть ли службы милосердия, помогающие одиноким людям, у которых даже есть дети? Самое главное, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и чтобы их дети примирились со своими родителями, пришли к ним. Я так считаю».

− Мы об этом говорили. Это, конечно же, боль, когда на это смотришь со стороны. Мы навещаем таких людей...

Мы должны просто дополнить любовь, которую, может быть, недодали им дети. Пожилые, там находящиеся, рады всем – они духовно подросли и у них нет обиды, злости на детей: мол, вот меня сдали. Я же исповедую их, причащаю, и по Исповеди вижу, что они абсолютно в норме – у них нет обид ни на кого. Я бы это увидел, почувствовал. Это место их объединяет: там у них друзья, они живут какой-то новой жизнью. Это для них тоже опыт жизни.

Когда корабль, несколько лет ходивший по морю, немножко потрепанный, побитый, подходит к бухте, матросы, испытывая радость от того, что видят вожделенный берег, кричат: «Земля! Земля!» Так и наша душа: перед тем как увидеть обетованную землю, тоже находится в ожидании. Многие в старости, предчувствуя скорый уход из этой жизни, даже видят духовный мир, ангелов. И они даже жаждут быстрее расстаться с этой земной жизнью, вернуться домой. Ведь дом наш там, а здесь – временное пристанище.

Вы затронули интересный момент. Когда мне было лет 10–12, мне казалось, что я буду жить вечность, а человек в 40 лет – глубочайший старик. Я уже знал, что существует смерть, но мне казалось, что родители умрут, когда состарятся... А потом сталкиваешься с реальностью. Есть выражение «наглая смерть» – она приходит, забирает человека, и ты не понимаешь, что происходит. Будучи взрослым, начинаешь понимать, что готовиться к этому, думать об этом надо с тех самых 10-ти лет.

– Я бы поспорил с вами: психология ребенка не предусматривает смерти как таковой. Ребенку смерть непонятна. Я помню свое состояние, когда умерла бабушка и мы ее хоронили. Я не понимал тогда, как это: вот она есть – и вдруг ее нет. Потом я стал познавать детскую психологию (у меня шестеро детей) и понял, что объяснять ребенку, что такое смерть, в 10 лет (или раньше) не нужно: нужно говорить ему о бессмертии, что Иисус Христос Воскрес, что смерти нет.

Помню, причащал одну болящую девочку в ковид-палате, когда была еще первая волна. Меня поразило ее спокойствие. Было видно, что она уже не выживет, у нее было много других проблем (Царство ей Небесное, молюсь за нее постоянно). Когда я ее причастил, она спросила: «Батюшка, я не умру?» Я ей сказал: «Ты никогда не умрешь».

И Вы ей не соврали.

– Она была со Христом уже тогда. Когда я ее причастил Телом и Кровью Христа, для нее этот вопрос решился – после Причастия она поняла, что есть бессмертие. Это был какой-то духовный переворот для нее... Потом я отпевал ее.

О бессмертии надо говорить детям, тогда это правильно.

Очень трогательная история... Знаете, бывает, что человек перед смертью впадает в некую степень неразумия. И он к этому времени не крещен, ничего не понимает и не знает. Как тут помогать? Что делать?

– Для современного человека Крещение должно быть личным выбором. Нельзя списывать это на незнание – сейчас все доступно, можно что-то читать, смотреть, сравнивать, искать. Просто надо этим заинтересоваться. Может быть, человек атеист. Есть такой анекдот: человек умирает, стучится в дверь, где написано «Бог». Секретарь спрашивает: «Кто там?» – «Атеист». – «Скажи, что Меня нет».

Приведу такой пример: человек уже находится в состоянии неразумия, но мы очень хотим (по нашей любви к нему), чтобы он перед смертью принял Крещение. Можно ли каким-то образом догадаться, что человек хочет, чтобы его крестили?

– Да. У нас был такой опыт с отцом Романом Гуцу – я тогда еще не был священником. Нашему другу художнику Александру (Царство ему Небесное), было тогда около 80-ти лет, он находился в больнице. Он не был крещен. Его супруга нас пригласила, мы с ним все обговорили, он сказал, что готов креститься, но когда мы к нему приехали, он был практически без сознания...

Но желание свое он уже высказал.

– Да, но во время таинства Крещения когда-то нужно говорить: «Аминь». У него были везде трубки. Но священник чувствует эти моменты: он общается с человеком на духовном уровне… И Исповеди бывают такие, когда ты читаешь грехи, а человек просто кивает головой, например. Думаю, у каждого священника были такие люди. Но не надо доводить до такого момента, это неправильно.

У человека должно быть понимание, что бессмертие находится во Христе. Есть прекрасный возраст, которого мы все должны достигнуть, – это мера возраста Христова; об этом говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам: доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова... Что это за возраст Христов? Некоторые люди думают, что это – 33 года. Ну, хорошо, возраст-то Христов, а ты сам – Христов?..

Что же это за возраст Христов, к которому должны прийти абсолютно все? Это и есть полнота нашей молодости, нашего совершенства. Я говорю не о той молодости, что прыткая и веселая – я говорю именно о духовном совершенстве, полноте любви во Христе – вот к этому мы должны подойти. Если мы поставим эту точку как маяк, на который мы должны идти, все остальное будет прилагаться.

Вопрос телезрительницы из Карелии: «Я отношусь к детям войны, недавно получила медаль. Я инвалид II группы бессрочно. В Церкви с начала 1990-х гг., последние годы причащаюсь еженедельно. Стало очень обременительно читать Последование ко Святому Причащению, каноны, молитвы. Возможно ли какое-то послабление? Очень мне тяжело».

– Я сегодня поразмышлял, пофилософствовал сам с собой: что для нашего тела есть еда, которую мы вкушаем? Еда нужна для роста (когда мы растем, до 25 лет укрепляется наш скелет) и, конечно, для жизненной энергии – после того, как мы окрепли и выросли, еда нам нужна только для энергии.

Когда мы молоды, мы совершаем грехи. Наша энергия уходит не только на совершение грехов, но и на покаяние. Когда человек, находясь в возрасте, приходит в меру духовную, эта пища, Тело и Кровь Христа, нужна не для роста духовного – для энергии. Здесь есть схожесть...

Конечно, человек еще будет постигать Христа, ему еще предстоит встреча со Христом – сретение: все мы, каждый из нас, встретимся со Христом либо здесь, на земле, либо после нашего последнего вздоха, когда сразу станет понятно, как нужно было жить на земле.

Думаю, нужно изменить правило: для встречи со Христом нужно не правило – Ему нужна наша ответная любовь. Надо просто сказать: «Господи, я так Тебя люблю, что у меня уже ничего нет. Я раздала все, всю свою жизнь, все свое время. Мое тело уже готово, как семечко, лечь в землю. И душа – как невеста в ожидании Жениха». Думаю, этого будет достаточно, чтобы ждать встречи со Христом.

Когда мы разговариваем с пожилыми людьми, каждый раз возникает мысль: «Что нового ты можешь мне сказать?..». Все мы знаем тезис, что старость достойна уважения (в транспорте, в трамвае, например, встречаешь: «Уступайте место. Старость достойна уважения») – я согласен с ним, но я против того, чтобы это был просто голый тезис. Уважение – это не просто сказать: я уважаю.

Мы все время думаем, что пожилые люди не способны нам, молодым, сказать что-то такое, чтобы мы их за это уважали. Память о войне? О войне мы уже и не думаем. Вспоминать, как они прожили жизнь? Человек думает: «Зачем мне это? Я живу другой жизнью». И получается, что старость достойна уважения только в трамвае.

– Вы говорите правильно, но это должно проходить на семейном уровне. У человека может быть потеряна связь: или у него нет бабушки и дедушки, или он заменил общение с ними на общение в интернете.

Надо понять, для чего нам общаться с пожилыми людьми. Часто наше общение заключается только в том, что мы их навестили, яблочки принесли. Но их нужно выслушать, ведь у них такая история – за ними надо записывать рассказы, смотреть их фотографии, и это должно быть интересно не только нам, но и внукам. Надо хранить семейные альбомы.

Если мы хотим, чтобы наша старость была живой, с путешествиями, рыбалкой, с детьми и внуками...

Вспомнил отца Августина (Никитина): жизнь – это движение. Когда мы с ним поднимались на вершину Афона, мне за ним было не угнаться. Какой же он старичок? У него такой бодрый дух! Дух бодр, плоть же немощна. Оказывается, надо заботиться не о плоти. Никто же не обрывает листьев с деревьев, когда они пожелтели и увяли, – они сами опадают: всему свое время. А вот дух надо воспитывать.

Я тоже задумываюсь, что со мной будет через 20 лет, например, когда мне будет уже 75 лет: теперь, с опытом прожитой жизни, я понимаю, что они пролетят как одна секунда. Как я буду себя вести? Каким я буду?

Надо сейчас ухаживать и за душой, и за телом: это спорт, движение, танцы, это писать стихи, петь песни. Надо не только кроссворды разгадывать – не надо превращаться в старичка у печки.

Посмотрите на китайцев, например: у них танцуют на улицах. Кстати, у них нет пенсий для всех: там дети должны обеспечивать своих стариков – это на уровне закона. Ты уже не будешь сквозь зубы улыбаться своей бабушке, ты должен будешь ее кормить и поить. Если нет – значит, сам лишишься работы. Поэтому государство должно заботиться о нашей молодежи, показывать хорошие фильмы...

Мы не успели затронуть очень много тем, но самое главное – мы решили, что к старости надо готовиться с молодости.

Записали:
Наталья Богданова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс