Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1146) → Протоиерей Игорь Бачинин и доктор биологических наук, профессор О. Б. Гилева: Психофизиологические последствия интернет-зависимостей и цифровизации у школьников

Протоиерей Игорь Бачинин и доктор биологических наук, профессор О. Б. Гилева: Психофизиологические последствия интернет-зависимостей и цифровизации у школьников

№9 (1146) / 1 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Ольга Борисовна, как Вы считаете, образование – это путевка в жизнь?

Профессор Ольга Борисовна Гилева: – Безусловно. Багаж знаний, который мы получаем в школе, потом пригодится нам, чтобы получить уже профессиональное образование – без него немыслима практически никакая работа. С другой стороны, это приспособление к социальным взаимодействиям: школа – как раз место, где мы обучаем детей действовать в социально приемлемых рамках. Если мы их не обучаем в школе, они уже больше не имеют возможности нигде этому научиться.

Что означает выражение «социально приемлемые рамки»? Что под этим подразумевается?

О.Б. Гилева: – Это рамки, в которых людям свойственно жить. В каждом обществе есть свои правила, способы взаимодействия, что-то еще – в нашем обществе, например, принято решать свои проблемы языком: сначала поговорить, а не лезть сразу в драку. Понятно, что если человек не приучен к социально приемлемым рамкам, это приведет к весьма печальным последствиям.

Это не установочная функция по умолчанию?

О.Б. Гилева: – Нет, мы этому учимся. Посмотрите на детей-маугли: если ребенок до 9-ти лет жил в сообществе животных (например, у обезьян, собак, волков – такие случаи редки, но бывают) и не обучился языку, он больше ему и не обучится. И если ребенок до 5-ти лет не научился сопереживать, он этому не научится.

Был, например, случай, когда в Африке из племени людей украли девочку. Ее приняла к себе обезьяна. Через какое-то время, когда девочка уже была достаточно большая, соплеменники ее с боем забрали, обезьяна ее защищала как собственного детеныша. Девочка осталась с людьми, но всю жизнь печалилась, постоянно уходила на границу территории поселка и с грустью смотрела в лес: она так и не смогла пережить потерю своей приемной мамы-обезьяны – это была глубочайшая травма для ребенка.

Если мы не даем ребенку возможности социализироваться в период дошкольного и школьного возраста, он не социализируется никогда.

Речь о том, что всему свое время… Это важно для любого человека?

о. Игорь: – Очень важно, учитывая психофизиологические особенности развития человеческой личности, в нужное время заниматься развитием нужных качеств. Известный факт, что если в нужное время нужные качества у ребенка не развиваются, то вырастает инфантильная личность. Если же ребенок получает информацию, к которой он еще не готов, то она развращает человеческую личность.

К сожалению, в настоящее время мы имеем факты инфантильных и развращенных личностей. Это говорит о том, что всему свое время.

Ведь развитие человеческой личности связано не просто с получением информации: это связано с определенными психофизиологическими процессами в организме человека. Если эти условия периодизации не соблюдать, человек не сможет социализироваться и войти в социум, соответствовать социальным традициям, нормам, требованиям. Тогда он просто выпадает из социума.

Самое время вернуться к теме беседы. Безусловно, образование нужно, – но возникает вопрос о форме, подаче и самом смысле того, что происходит. Ольга Борисовна, что подразумевается под цифровизацией?

О.Б. Гилева: – Сейчас происходит цифровая трансформация нашей жизни. Удобно это или нет – по-разному можно к этому относиться. Что такое цифровизация в образовании? Во-первых, оснащение школ различным цифровым оборудованием, что неплохо. Но цифровизаторы идут дальше: они считают, что нужно трансформировать сам способ подачи материала.

Конечно, очень заманчивая вещь – записать выдающегося учителя и транслировать хороший урок на всю страну – просто включаешь монитор и смотришь… Одно из следствий этого процесса – снижение роли учителя, который непосредственно работает с детьми: учитель становится менее авторитетным, у него меняется задача – он уже не преподносит знания, нужные ребенку, чтобы получить образование, он не разъясняет что-то, не занимается с ним дополнительно.

В школу приходят тьюторы, их задача – организовать работу: включить монитор с записью хорошего лектора и организовать работу детей, которые сами должны получить знание.

Но дело в том, что ребенок находится в тесной связке с тем, с кем он взаимодействует. Если мы лишаем детей образца учителя, то получается, они начинают строить свое образование и поведение на каком-то непонятном образце, ведь им предлагается монитор. Когда ребенок смотрит на учителя (учитель – человек, ребенок – человек), ребенок учится быть человеком. Если ребенок смотрит в монитор, получается, он кем учится быть?..

Это просто способ получения информации.

О.Б. Гилева: – Да. Но кем он учится быть при этом?

о. Игорь: – Я бы добавил замечательные слова из Священного Писания: из уст в уста, от сердца к сердцу. Мне как священнику часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда люди ссылаются на каких-то духовных авторитетов, ищут каких-то людей, которым они больше доверяют. Они идут за советом именно к духовно опытным людям или старцам, а не ищут информацию в интернете, где, казалось бы, ее гораздо больше и быстрее можно найти ответ на любой вопрос, – но нет доверия этому источнику.

Почему нет доверия? Потому, что не происходит воспитания сердца в этой ситуации. Ребенок не воспринимает через монитор опыт. Может быть, это хорошо для взрослого, у которого уже сформирована мотивация к учебе. Мы копируем эту модель у других стран, где, как правило, образование платное. Когда взрослый человек заплатил за это свои деньги, он, конечно, воспринимает информацию – у него есть повышенная мотивация, что эта информация ему нужна.

В силу внешних условий уже 2-й год у нас занятия проходят онлайн, и я вижу, что нет сердечного контакта, нет чувственного восприятия информации, о которой говорит преподаватель. Когда я начинаю свою лекцию, говорю: «Ребята, давайте визуализируемся» – ведь непонятно, кто скрывается за аватарками, непонятна обратная реакция. Лектору бывает очень тяжело, когда не видишь глаза, мимику собеседника, не соприкасаешься с его чувствами.

Если некая ущербность чувствуется со взрослыми людьми, то что говорить о ситуации в школе… Не развиваются чувства, не развивается человеческая душа, сердце человеческое. Один из наших выдающихся педагогов, Василий Васильевич Зеньковский в своей работе «Христианская антропология и педагогика» говорит, что одна из первейших задач воспитания – напитать сердце: научить его опытно распознавать добро и зло.

Я длительное время занимаюсь с людьми с различными формами аддиктивного поведения, и одна из главных причин, почему это развивается, – не развита чувственная сфера: у этих людей нет палитры эмоций (особенно позитивных), которые человек мог бы пережить в своей жизни. Этот опыт человек приобретает. Как об этом говорит психотерапия, устойчивость личности дает именно положительный прожитый опыт. И тот позитивный опыт, который человек проживает в детстве, во многом определяет траекторию развития взрослого человека.

Мотивация – важный фактор. Ольга Борисовна, Вы занимаетесь этими вопросами. Расскажите, пропадает или, наоборот, появляется мотивация у детей, которые учились дистанционно, а потом пришли в школу? Что происходит в реальности?

О.Б. Гилева: – Мы участвовали в исследовании, которое начиналось еще до дистанта, продолжалось во время дистанта и сейчас продолжается. Так получилось, что мы собрали этот пласт: исследовали детей среднего школьного возраста, примерно 6-классников.

Для них очень важное значение имела успеваемость в школе. Если ребенок учится хорошо, значит, у него будут хорошие отношения с одноклассниками, учителями, родителями, будет хорошее самочувствие.

Если ребенок уходит на дистант, он оказывается один на один с монитором. Это мало способствует тому, чтобы ребенок воспринимал объяснения учителя и вообще ситуацию так же, как в школе. Большинство детей на самом деле начинают заниматься чем-то другим: кто-то мультики смотрит, кто-то в игры играет – в общем, занимаются чем угодно, только не учебой. Нарушается мотивация: ребенок утрачивает навык постоянно добиваться хороших знаний.

Самое страшное, что даже когда дистант заканчивается, мотивация к получению знаний восстанавливается с трудом – и не у всех детей. Бывает так, что даже дети, учившиеся хорошо, на выходе из дистанта больше хорошо учиться не хотят: мотивация разрушилась.

Батюшка, на Ваш взгляд, исключение учителя из процесса обучения как-то еще влияет, кроме того, что ребенок не получает навыков образовательного характера?

о. Игорь: – Безусловно. Человек становится человеком в обществе. Ведь наибольшая успеваемость у ребенка в школе – по тому предмету и у того учителя, с которым устанавливается взаимная связь, доброе отношение: ребенок в этом возрасте сердцем воспринимает то, что говорит учитель. Если тот говорит понятно, передает свои чувства, вкладывает в это свои эмоции, это запомнится: запоминается, как правило, эмоционально пережитое.

Цифровая техника как раз не дает эмоционального проживания – она эмоции навязывает. В реальной жизни ребенок, может быть, воспринял бы их совершенно иначе, не так, как ему предлагает разработчик игры или лектор на экране монитора. Нет живого, реального получения опыта – как мы сказали, из уст в уста, от сердца к сердцу. Можно посмотреть все по телевизору, но в сердце не будет отклика… Я считаю, это очень важно.

Еще нужно сказать не только о чувственной сфере.

Работая со взрослыми людьми, у которых есть те или иные формы аддиктивного поведения, я заметил, что у них еще и не развивается волевая сфера: как они говорят, желание есть, стремление избавиться от той или иной зависимости тоже есть, но силы воли не хватает.

Волевое усилие на достижение добрых, нужных рубежей в жизни человека соприкасается с чувственным проживанием, а если чувства деформированы, растет инфантильная личность.

Как преподавателю и священнику мне приходится очень часто сталкиваться с ситуацией, когда говорят: «Мой ребенок ничего не хочет». Сразу задаю вопрос: «Сколько времени он проводит за компьютером?» Говорят: «О! Мы его оттуда не можем вытащить». Вот это все тесно взаимосвязано.

Если еще и в школе ускользает, пропадает личность учителя, с которого можно брать пример, а родители постоянно на работе, как ребенку получать опыт, который он не может прожить?

Некоторые исследователи этот процесс называют расчеловечиванием. К сожалению, в настоящее время мы находимся в глобальной ситуации расчеловечивания человека.

Мы видим, что сейчас происходит в школе. Когда в очередной раз узнаем, что ученик с оружием приходит в школу, возникает недоумение: как до такого можно было довести? Раньше дети в школу ходили исключительно с цветами, – почему сейчас ситуация поменялась и вместо цветов и благодарности учителю дети берут оружие и идут выяснять отношения?.. Происходит трансформация социализации личности, восприятия реальной действительности. Может быть неплохой ребенок, у него много добрых качеств и задатков, но в условиях, в которых он находится, у него нет реальной возможности получить жизненный опыт, который делает его человеком.

Отец Игорь сказал о ситуации, когда ребенок очень много времени проводит за компьютером. Ольга Борисовна, есть критерии, по которым можно понять, что у ребенка формируется или уже сформирована зависимость от цифровых устройств, интернета?

О.Б. Гилева: – Есть, конечно. Все это уже перешло в плоскость медицины – врачи уже могут сказать, какая здесь степень зависимости и есть ли такая зависимость.

Этот вопрос изучается – это не просто слова «у тебя интернет-зависимость»...

О.Б. Гилева: – Нет. Это уже включено в Международную классификацию болезней: интернет-зависимость, игровая зависимость – это настоящие болезни, признанные медиками.

В какой момент начинать бить тревогу человеку, не имеющему медицинского образования, но очень сильно переживающему за своих родных и близких?

О.Б. Гилева: – Например, ребенок играет, а вы ему говорите: давай почитаем. Вы предлагаете сделать что-то приятное (не пол помыть), а он начинает сердиться... Дети в возрасте 8–10 лет до такой степени уходят в игры, что, извиняюсь за физиологическую подробность, не ходят в туалет: пользуются памперсами, чтобы не прерывать игру. А если отобрать телефон или компьютер, у них возникают такие сильные эмоции, что иногда это заканчивается инсультами (я знаю реальные случаи, когда до такой степени доходит).

Надо бить тревогу, если вы начинаете ребенка отвлекать, а он начинает сердиться: это значит, что у него возник синдром отмены (так это называется в научных кругах) – ему плохо от того, что вы разъединяете его с объектом зависимости.

о. Игорь: – Я добавил бы к этому еще один критерий – у ребенка теряется чувство времени. Он совершенно не контролирует процесс, и время как бы протекает мимо – он его не замечает. Но возможности и ресурсы не безграничны, и это приводит к нервному истощению, – потому, собственно, и возникает такая негативная реакция.

Мы не призываем пойти и закопаться в пещеры, отключить все телевизионные антенны и радиоприемники – мы не об этом говорим. Мы говорим, что в образовательной сфере происходит определенное замещение человека как педагога, учителя, образца, примера, и все это происходит через создание достаточно удобных, комфортных условий. Педагогу вести урок 45 минут из дома – это же удобно, не надо никуда идти...

О.Б. Гилева: – Замечательно, особенно если включить уже записанную лекцию другого педагога. Сказала детям: «Приходим во столько-то и смотрим видео», а сама пошла чай или кофе пить. Просто замечательно! Вопрос, что при этом с детьми происходит.

о. Игорь: – Это удобно для педагога, не настроенного на конечный результат. В систему высшего образования, например, приходят уже замотивированные на обучение люди. А если говорить о детях, у которых мотивация еще не сформирована, как быть?..

Давайте подведем итог.

о. Игорь: – Важно не просто что-то рассказать. У большинства возникает вопрос: а что делать в этой ситуации, как себя вести?

Во-первых, напомню, что у каждого человека есть свобода. Но свобода сопряжена с ответственностью. Для большинства наших современников свобода становится непосильной ношей – они не знают, как свободой распорядиться. Но если ты не знаешь, как распорядиться свободой, значит, твоей свободой обязательно распорядится кто-то другой. Или распорядится свободой твоих детей, твоих воспитанников, твоих учеников. К сожалению, в настоящее время мы видим печальные факты потери свободы, и количество аддикций в нашем обществе растет просто в геометрической прогрессии.

Что делать? Если даже вы столкнулись с этим, не унывать. Мы, например, периодически проводим цикл бесед. Со следующего понедельника у нас в храме во имя Святителя Николая при Горном университете как раз начнется такой цикл занятий для людей, желающих разобраться в этом. Мы говорим, как сохранить свою свободу, как научиться радоваться и любить, быть счастливым – вот основная цель.

Но, к сожалению, мы начинаем об этом говорить, что называется, от обратного.

В большинстве к нам приходят люди, уже потерявшие свободу, уставшие жить в безрадостном, депрессивном состоянии, которое перерастает в уныние, отчаяние, ведет к нервным срывам. Что сделать, чтобы оградить себя от этого? Думаю, опыт церковной жизни, когда он трансформируется на современные реалии, позволяет человеку обрести самого себя, сохранить свою человечность.

Я приглашаю на занятия в наш храм. Занятия проходять в течение двух недель, начало в 18.30. У кого есть желание – пожалуйста, приходите, мы готовы пообщаться. У нас не будет цифрового общения – мы будем общаться вживую. Наши занятия проходят 2-й год и настолько интересны людям, что нас просят их транслировать в Zoom или на YouTube. Мы эту возможность сейчас рассматриваем и, наверное, тем, кто хотел бы обрести радость и вернуть себе свободу, мы дадим такую возможность и покажем пути выхода из информационных джунглей.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс