Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашей беседы – как понять, что происходит с нашей христианской жизнью, и каковы признаки того, что она, как говорится, подходит к концу?
Когда мы размышляем о нашей христианской жизни, наверное, почти во всех случаях мы стараемся убедить себя, что у нас все хорошо; даже если не читаем Евангелие, а молимся через день, мы готовы оправдывать себя, говоря: «Я, в общем, живу нормальной христианской жизнью, все у меня в порядке». Но вдруг наступает момент, когда начинаешь сомневаться, правильно ли ты живешь. А как правильно? Очень много вопросов. Но если они возникают, может, это знак, что все не так страшно? Как узнать, что твоя христианская жизнь терпит крах?
– Мы ведем беседу в Неделю о мытаре и фарисее. В этой притче как раз говорится о непонимании своей духовной жизни фарисеем.
По сути своей фарисей – человек набожный. Он делает гораздо больше, чем положено в Законе, но при этом уходит менее оправданным от Бога, нежели мытарь, говорящий: «Господи, буди милостив мне, грешному».
Возникает вопрос: почему тот, кто поступает так, как предписывает закон, как предписывает традиция, уходит менее оправданным?
Отвечая на этот вопрос, мы можем задуматься и о своей жизни. Иногда человек считает, что само его пребывание в Церкви или в некоей определенной религиозной традиции делает его отношения с Богом подлинными. Это не так, ведь традиция – это только инструмент, который позволяет приблизиться к Богу. Иногда какие-то традиции становятся пережитком: это происходит, когда они утрачивают свой смысл, теряют свою значимость для людей.
Церковь – тоже инструмент. Но, как замечали многие богословы, зачастую для кого-то она заслоняет собой Христа. Человеку кажется: если он находится в Церкви, ходит в храм, исповедуется, причащается и так далее, то уже потенциально спасен. Он благочестив и считает, что это и есть отношения со Христом. Но Христос призывает к чему-то иному: Он говорит, что Церковь, которую Он собрал, – некое орудие для спасения. И Церковь можно уподобить кораблю, который, как учит святитель Тихон Задонский, «по морю мира сего плавает и к тихому пристанищу вечного покоя стремится». Когда мы садимся на корабль и плывем в ту или иную страну, для нас ведь важен не сам корабль – нам важно то место, куда он нас доставит. В этом отношении и Церковь значима для нас не сама по себе. Важно то место, куда она ведет нас, – Царствие Небесное.
Для христианина самое главное – войти в Царство Небесное: об этом говорит Христос. А для этого мы должны думать, как Христос, чувствовать, как Христос, переживать, как Христос: вот к чему должна привести нас любая христианская религиозная традиция.
Но люди очень часто подменяют цель средством, ведь так гораздо легче – и легче сказать: «Я нахожусь в неких рамках – следую неким предписаниям, данным святыми отцами, и поэтому я имею отношения с Богом». Но на самом деле подлинные отношения с Богом, как говорит об этом притча нынешней Недели, начинаются с покаяния – с понимания: «Я не такой, каким должен быть». Осмысление недовольства собой влечет человека к тому, чтобы он задумался, правильна ли его религиозная жизнь. Осмысление доступно тогда, когда он не упивается тем, что благочестив, или тем, что уже 20 лет ходит в храм и потому уже все знает, всему научен и ничего нового ему Церковь не откроет. Нужно всегда оставаться, скажем так, духовно голодным, чтобы развиваться. Тем более в Церкви предоставляется безграничная возможность все глубже и глубже уходить в те смыслы, которые открывает нам Священное Писание.
Бывает, что в человеке не прямо-таки заканчивается христианская жизнь, но процесс угасания происходит – не всегда самостоятельно можно это заметить, тогда возникает новый вопрос: может ли Сам Господь вмешаться и показать человеку, что он просто идет к погибели? Или мы не способны увидеть тех знаков, что нам посылает Господь? Или мы уже просто мертвы и Дух Святой оставил всяческие попытки исправить нашу жизнь? Может ли Сам Господь вмешаться в процесс утраты христианской жизни?
– Думаю, что да, – конечно, Сам Господь зачастую и вмешивается, когда проверяет нас на верность и посылает те или иные искушения. Такие испытания подобны лакмусовой бумажке, и позволяют понять, как мы живем и мыслим – как христиане или нет.
Я всегда привожу в пример анекдот, который наглядно показывает, как далеко могут отстоять от Бога даже те, кто регулярно посещает храм. Дело происходит в 1960-х годах в Америке – негр сидит на ступенях храма и плачет. К нему подходит Христос и спрашивает: «Что ж ты плачешь?» – «Они меня в храм не пускают!» – «Не переживай, они и Меня туда тоже не пускают».
О чем же здесь идет речь? О том, что иногда люди не могут увидеть свою жизнь в свете Евангельских заповедей и находятся только в определенной, пусть даже и религиозной, традиции. Но тогда их духовная жизнь не развивается. Или другой пример: христианская община (или отдельный христианин) не может принять другого человека, имеющего свои взгляды или свое отношение к жизни, не может принять в свой круг какого-нибудь алкоголика или «асоциального элемента». Ведь многие прихожане действительно не могут принимать таких людей.
Я всегда говорю, что такие люди (с иными взглядами или асоциальные) – это показатели, христиане ли мы, являемся мы настоящей христианской общиной или нет.
Мне нравится такой образ, и в подобных ситуациях я привожу его для наглядности: давайте вспомним, как устроена рука человека – все пальцы направлены в одну сторону, и только один направлен совершенно в другую. Но именно этот палец и позволяет руке быть рукой, а не лапой!
Этот пример позволяет нам не только проверять, как в той или иной христианской общине воспринимается «инаковость». Он позволяет нам убедиться – действительно ли это христианская община, действительно ли христианин в ней – христианин, способен ли он воспринимать иное и даже чуждое – другую точку зрения, другой взгляд на те или иные вещи или человека.
Хочу задать Вам те вопросы, которые обычно задают православные психологи, чтобы определить некоторые опасности. Я сейчас повторю эти вопросы и ответы на них, а Вы мне скажете, что это – абсолютнейший бред или нет: «Готов ли ты читать не только православные книги, но и художественную литературу? Если „нет“, то бей в колокола, потому что это одна из опасностей. Готов ли ты смотреть не только документальные православные фильмы, но и художественные фильмы? Если „нет“, то бей в колокола.Вызывает ли у тебя светская жизнь резкое отрицание? Если „да“, это говорит о том, что твоя христианская жизнь не в порядке». Насколько это мнение, на Ваш взгляд, верное?
– Я бы не делил жизнь христианина на светскую и религиозную, церковную, ибо у нас есть проблема «христиан выходного дня». Когда человек в воскресенье в храме, он мыслит как верующий, а потом всю рабочую неделю живет по принципу мира сего: может где-то обмануть, что-то недосказать, где-то украсть и так далее.
«Я в субботу украду, а в воскресенье исповедуюсь».
– Да. И он в принципе не думает, что он христианин. Но есть и другая проблема: когда человек воцерковляется, он радикально отвергает все, что, как ему кажется, является нецерковным.
Думаю, об этом хорошо и красочно сказал отец Александр Мень: в любом действии нужно найти действие Духа Святого.
Дары Святого Духа разнообразны: смотришь ли ты тот или иной художественный фильм – и через это творчество выражается благодать Святого Духа. Читаешь ли ты классическую литературу – и там эти дары тоже проявляются. Зачастую мы находим ответы на свои жизненные вопросы, читая те или иные классические произведения, слушая классическую музыку. Более того, мы должны помнить, что все это вышло из церковной ограды (начиная с науки и заканчивая музыкой), – все то, что сейчас является светским.
Вопрос телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Как может уныние препятствовать духовному росту, тормозить его? И прошу всех помолиться о мире между Россией и Украиной».
– Если христианина посещает уныние, это повод задуматься о своей духовной жизни: христианин не может унывать. Он знает, что все находится в руках Божиих и Бог плохого не сделает. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин): «Значит, так надо».
Если меня посещают те или иные скорби, значит, мне их посылает Господь и я их претерплю. Всегда есть хэппи-энд – вся Библия так заканчивается: Господь приходит и преображает этот мир. Какое бы зло в мире ни существовало, какие бы трудности человек ни испытывал, жизнь для верующего заканчивается Царствием Небесным, радостью пребывания с Богом. И жизнь всего мира заканчивается радостью пребывания с Богом.
Христианство – радостная вера. Мы верим в то, что в жизни все будет хорошо, что рано или поздно добро победит зло.
Это прекрасно. И скажите пару слов о молитве за мир между нашими братскими странами.
– Верующие наши не разделены между Россией и Украиной – у нас одна культурная идентичность. Мы две христианские страны с единым христианским наследием святого князя Владимира.
Христос говорит: Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Может быть, испытание нашей веры разделяет нас внутри на homo liturgus, то есть человека литургического, и на человека, который с понедельника по воскресенье живет одной жизнью, а воскресное утро – другой. И, возможно, это разделение внутри нас и есть причина потери веры?
– Конечно, религиозная жизнь должна быть повседневной – как сказано в Священном Писании, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Чтение и изучение Священного Писания, посещение богослужений, соединение со Христом в Его Теле и Крови, паломничество – все это возгревает веру.
Вера может укрепляться, она не статична – она либо восходит от силы в силу, либо убывает. Последнее происходит, когда человек никак не подогревает свою религиозную жизнь.
Вопрос телезрителя: «Архимандрит Амвросий (Юрасов) писал, что люди по вере делятся на три категории. К первой относятся неверующие, ко второй – истинно верующие, к третьей – те, кто молится, в церковь ходит, но живет без Бога. Много ли у нас истинно верующих православных людей?»
– Сколько людей живет не по закону мира сего – такую статистику никто не сможет дать.
В церковь приходят по-разному, каждый за своим: решить свои психические, психологические проблемы, преодолеть какие-то жизненные трудности – это один путь, и он может привести к подлинным отношениям со Христом. Есть люди, которые приходят для покаяния, которые осмысляют свою жизнь и приносят Богу покаянные чувства: на этом строятся их религиозные принципы.
Приходящих в храм для покаяния, для Царства Небесного, конечно, мало – это видно по очередям к святым мощам. О чем просят люди у мощей святых угодников, о чем они молятся? Не так много тех, кто просит у Бога духовных даров в своей жизни, просит исправить свои грехи (например, человек просит Бога, чтобы Он помог ему избавиться от гнева). В основном просят решить жизненные вопросы. Это неплохо, – но это не относится к духовной жизни.
Бывает, что в церкви мы видим людей, недавно пришедших к Богу, они не знают, как себя вести в храме. У одних это вызывает негативную реакцию: мол, вот приперся, не знает, как поклониться, как перекреститься, другие, наоборот, человеку помогают и радуются за него. Но часто недавно пришедший в церковь испытывает очень большие неудобства. А где же наше христианство? Где наша любовь? Можно ли воспитать в себе христианскую любовь через общение с неверующими людьми или новоначальными?
– Через это происходит проверка нашей христианской веры. Один из преподавателей семинарии очень правильно говорил, что нам надо хотя бы наших родных и близких привести в Церковь: не надо хватать за руки людей на улице, как это делают сектанты, а надо хотя бы привести своих детей и внуков в Церковь Божию.
Почему этого не происходит иногда и в семье верующего? Потому, что человек не может ответить на вопросы, которые ему задают неверующие родственники, недостаточно его знаний о своей вере… Но если человек начинает заниматься, погружается в изучение своей веры, то он понимает, с какими словами может обратиться к своим родным и близким. Это самое важное, что может сделать христианин по отношению к своей семье.
Об этом говорится в Священном Писании: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. В этом отношении в действительности выражается христианская жизнь – и если близкие видят подлинную христианскую жизнь, они готовы прийти в храм.
Сейчас мир очень изменчив, меняется стремительно. Раньше старость ценили за какие-то знания (например, кузнец передавал сыну свое ремесло и был значим, ибо владел знаниями). В современном мире столько информации, что никакие знания пожилого человека не нужны молодому поколению. Единственное, что мы можем передать, – это духовный опыт, духовный багаж. Уважительное отношение к старости, к старческой мудрости важно, ведь рано или поздно перед человеком встают вопросы: зачем я живу? почему умираю? что будет после моей смерти? На эти вопросы молодым людям может ответить старость.
Вчера я разговаривал с одним семинаристом, и он сказал правильную вещь: верующий молодой человек отличается от сверстника, который не ходит в храм, тем, что постоянно общается с пожилыми людьми, с пожилыми священниками, прихожанами. Поэтому у верующих молодых людей есть взгляд пожилого человека на жизнь, и это отличает их от сверстников в положительном смысле.
Это действительно так, ведь жизнь пожилого человека строится на духовном стержне: у него нет уже красоты и привлекательности, здоровья, которые есть в молодости. У него прошли уже ощущения того, что бывает в первый раз: первые учеба, работа, зарплата, поцелуй, машина, квартира, но у него есть ощущение духовного опыта, который он накопил и может реализовать в дальнейшей своей жизни. Это тоже очень важно.
Есть два типа старости: старость, которая постоянно смотрит в прошлое и занимается только тем, чтобы сохранить себя в биологическом отношении, и старость, которая смотрит в будущее. В одном интервью пожилой режиссер на вопрос одной журналистки о творческих планах на будущее стал перечислять целый список. Она думала, что будет общий небольшой ответ, и надо было видеть ее реакцию, когда режиссер (а ему было уже 86 лет) стал перечислять свои планы: написать мемуары, поставить новый спектакль, съездить туда-то, посетить выставку и так далее… Тот, кто живет будущим в старости, может привлечь к себе и молодежь, и людей, его окружающих.
Плохо, когда человек смотрит в прошлое – сравнивает с тем, как все было, требует ценить его за прошлые заслуги: это всегда вызывает негатив со стороны. Брюзжащая старость не приносит положительные моменты ни ему самому, ни окружающим. Пожилые священники в основном в старости смотрят в будущее. Например, мы можем это судить по отцу Владимиру Сорокину – это настоятель Князь-Владимирского собора, Алексею Ильичу Осипову – профессору Московской духовной академии, и многим другим людям уже в солидном возрасте: у них огромное множество планов на будущее.
Бывают случаи, когда нам имеет смысл задуматься, насколько я готов к главному моменту в своей жизни? Если завтра умру, что я должен сделать? Как стать уверенным, что моя христианская жизнь не закончена и я могу предстать перед Богом и ответить на Его вопросы?
– Самое главное – каждый должен заранее дать все рекомендации, что и кому делать после его смерти. Например, эту вазу подарить тете Шуре, это тому-то и так далее: расписать все, что кому отдать, – ведь нет ничего хуже, чем ссора на похоронах среди родственников. Люди, которые после смерти человека выполняют его наказы, продолжают дело своего любимого умершего. Определенность в жизненных устоях очень важна… Неслучайно мы постоянно просим у Бога христианской непостыдной и мирной кончины – это очень важно.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.