Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1146) → Священник Андрей Лысевич: Невозможно встретиться с Богом по-настоящему и не влюбиться в Него

Священник Андрей Лысевич: Невозможно встретиться с Богом по-настоящему и не влюбиться в Него

№9 (1146) / 1 марта ‘22

Беседы с батюшкой

Сегодня день памяти мученика Иоанна Попова – примерно 100 лет назад он был профессором Московской духовной академии, богословом и преподавателем: скажите несколько слов о нем как о прославленном в лике святых как пострадавший за веру...

– Это замечательный пример для всех преподавателей и учеников Московской духовной академии – для всех, кому она alma mater, где мы все питаемся духовно. Мученик Иоанн Попов удивляет своей грамотностью, образованностью. Вспоминаются слова священномученика Илариона (Троицкого) – когда он пребывал в концлагере, вокруг него была группа богословов, очень грамотных людей, и там он говорил, характеризуя масштаб ума мученика Иоанна: «Если собрать нас всех вместе, то наши знания будут очень малы по сравнению с теми знаниями, которые есть у священномученика Иоанна Попова».

Человек удивительного духа, он глубоко постигал богословскую науку, имел глубочайший интерес к богословскому знанию: именно это в значительной степени выделяет его. Часто мы остаемся не столь воодушевлены и вдохновлены богословской наукой, а мученик Иоанн – пример глубочайшей жажды познаний о Боге, познания Бога. Удивительно, что, будучи таким грамотным, образованным человеком, высочайшим умом своей эпохи, он сохранил преданность Церкви.

Интересно, что до революции мученика Иоанна обвиняли в либеральных взглядах: когда он был редактором «Богословского вестника», некоторые ревнители Православия выступали против него как приспешника либеральной партии, – но когда пришла революция и наступили годы советского лихолетья для Церкви, священномученик Иоанн проявил глубочайшую преданность Православной Церкви и ее учению. Он претерпел огромное множество ссылок, различных мучений, скорбей: сейчас нам нелегко представить груз, который понес Иоанн Попов, чтобы, будучи профессором, образованным человеком, претерпеть такие скорби и мучения, когда от легкой и благополучной жизни тебя отделяют слово-два: предать Христа, предать Церковь, отказаться от академии.

Есть и обратные примеры. Ведь были люди, которые распорядились своей жизнью совершенно иначе. До семинарии я обучался в светском университете, и со мной на курсе был один студент – мы с ним как-то разговорились о вере, и он сказал, что его дедушка был преподавателем латинского языка в Московской духовной академии, а когда пришла революция, он с легкостью отрекся от Христа, оставил академию, перебрался в Нижний Новгород и там устроился в Нижегородский государственный университет – преподавал латынь, благополучно проводя свою жизнь в таком почетном звании и его дети (во всяком случае, с кем я столкнулся) являли пример убежденных атеистов. Это не случайно. Вряд ли в родстве человека, который принял для себя такое решение, могут родиться верующие люди.

Иоанн Попов показал абсолютно иной путь. Он тоже мог куда-то примкнуть – он был профессором МГУ и мог отказаться от академии и остаться преподавать в МГУ на кафедре философии, но выбрал христианский путь – жизнь с Богом, жизнь по вере, пусть и в лагерях. Это блестящий пример новомученичества, исповедничества в Новое время. Его кончина приходится на 1937 год.

Его жизнь – прекрасный пример для всех профессоров, преподавателей, студентов Московской духовной академии. Сегодня определенного рода праздник, ведь день памяти святого – это день его вхождения в сонм святых: день его победы над всей скорбной юдолью этой жизни – победа над всеми трудностями, испытаниями, искушениями… Человек идет через свою жизнь, преодолевая искушения каждую секунду, каждый день: это подвиг, – и наконец наступает день, когда Господь говорит: твои труды приняты – войди в радость Господа твоего.

Мученик Иоанн Попов – для нас пример новомученика-мирянина. Скажите несколько слов о новомученичестве среди мирян.

– Это огромное число подвижников – людей благочестивых, боголюбивых, тружеников. Очень трудно отделить подвиг мирян от подвига духовенства. В годы лихолетья, с 1917 г. и далее, есть ряд таких биографий, таких агиографий, когда человек, живущий нормальной, более-менее заурядной жизнью мирянина, имея глубочайшую веру во Христа, принимает священный сан – сам по себе выход на ниву пастырского служения Церкви в этот период уже возводит такого человека в ранг исповедника, а потом он принимает мученичество. Мы видим большое множество людей, которые, приняв сан в эпоху гонений, из мирян стали священниками. Но мучениками-исповедниками они стали, еще будучи мирянами. Есть большое множество новомучеников, не облеченных в священный сан.

Трудно сказать, чей подвиг больше. Стоит признать, что для советской власти получить отказ от веры и соблазнить священнослужителя было более вожделенно. Известны случаи, когда священники отказывались от веры и потом активно сотрудничали с антихристианской советской властью – выступали на публичных собраниях, говорили, как они отказались от веры, как замечательно теперь живут. В этом смысле священнослужителей испытывали и искушали чуть-чуть больше, чем обычных мирян, но подвиг мирянина имеет особое значение.

Священник получает доступ к тайнам Божиим, совершает священное таинство, присутствует при Божественной литургии, часто становится свидетелем тех или иных чудес, совершаемых Господом: это гораздо чаще через священника происходит, и он более утвержден в вере и благодати, в Церкви. Мирянин может не иметь такого опыта благодати, который дается священнику по дару священства. В этом смысле подвиг мирянина в чем-то более тяжелый. Святой мученик Иоанн являет нам замечательный пример того, что и не будучи священником или епископом, можно послужить Церкви в высшей степени – в чине мучеников.

Апостол Петр писал: кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. В жизни новомучеников это должно было воплотиться самым прямым образом: они и слова подбирали, и хотели видеть хорошую жизнь. Почему у них получилось все ровно наоборот?

– Новомученики обрели самую благую жизнь – обрели те благие дни, что превышают само представление наше о благе, чего ухо не слышало и глаз не видел: они получили Царство Небесное. Они сознательно обменяли сокровища земные на сокровища Небесные.

Эти слова апостола Петра – цитата из Ветхого Завета в контексте земного процветания здесь, на земле. Человек должен быть добрым, благочестивым и правильным, чтобы жить счастливо и радостно – в общем-то, это работает, но Новый Завет предлагает человеку другую перспективу.

Он предлагает не только на земле временно пожить хорошо и радостно – он дает человеку возможность вместе с Богом, со Христом в Его Царствии наслаждаться вечным блаженством. Христианину предлагается избрать для себя земное царство или Царство Небесное. Христос нам показал путь Небесного Царства, и новомученики вслед за Ним избирали именно это Царство: сознательно шли на скорби и претерпевание тех или иных трудностей, хотя могли бы на земле царствовать, могли бы здесь получать блага за свои добрые дела и слова. Они выбрали лучшую часть, которая не отнимется у них.

Вопрос телезрительницы: «Вы рассказали две очень замечательные истории: про сокурсника и его дедушку – и про Иоанна Попова. Один отказался от веры, другой боролся до конца, как в первые века Иуда и Петр. Ученики тоже сомневались. Святые отцы и на канале батюшки говорят, что сильную веру дает только Господь. Как же ее вымолить? Может, Бог не рад, что другой стал атеистом? Что нам, немощным, делать? Хочется жить правильно, но не получается. Сильную веру дает только Господь?»

– Мы спасаемся по благодати – по благодати получаем дары от Бога, но человек может соделать себя более достойным принятия того или иного дара или менее достойным.

Об этом Христос прямо говорит в Священном Писании. Он говорит эти слова по отношению к фарисеям, но мы можем их так или иначе использовать для своего блага. Христос говорит: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу – хотите прежде всего прославляться на земле? Для вас главная ценность тщеславие – та тщетная слава, которую на земле дают друг другу люди.

Христос показывает, что вера противоположна тщеславию. Если хотите, чтобы Господь умножил дар веры, необходимо прежде всего искать именно Его славы: именно от Него искать похвал – искать от Бога почести и благодать. Если свою жизнь положите на это, если постараетесь в каждом своем деле взыскать благодать от Бога и в молитвах, и в посту, и в трудах, и в поступках каждый раз будете искать волю Божию, то Господь воздаст этой милостью и укрепит веру во всех отношениях.

Мы разделяем веру на несколько аспектов: доверие, верность, уверенность. Мы соглашаемся с тем, во что верует Церковь, и думаем, что это и есть вера, – но этого недостаточно. Иногда мы начинаем доверять Богу, полагаемся на Него и ждем от Него помощи. В некоторых ситуациях Господь дает нам совершенно особый опыт, когда мы понимаем, что никто и ничто не поможет нам, только Сам Бог, – и Бог помогает. Этот драгоценный опыт, эти обстоятельства, минуты жизни, когда Бог вмешался и помог, нужно хранить в своем сердце: благодаря этому наша вера будет укрепляться.

Как Божия Матерь сохраняла все слова, которые слышала от Христа, так и нам в своем сердце нужно сохранять те глаголы Божии, которые мы слышим от Бога. Господь каждому из нас в нашей жизни дает тот или иной глагол, то есть некое действие, явление Божественного Промысла, Божественной силы. Если присматриваться к этим обстоятельствам своей жизни, можно разглядеть Божественную милость о себе и укрепиться в вере.

Вы имеете в виду некую встречу с Богом в своей жизни? Не у всех такое бывает: иногда человек рос всю жизнь атеистом, а потом переменил свои взгляды, а бывает, что всегда в Церкви, но не ощущает ничего.

– Я имею в виду прежде всего осознанное переживание, ощущение Божественного действия на себе.

Господь действует во всем этом мире и во всех предметах этого мира. Все в этом мире испытывают на себе Промысл Божий. Человек тем отличается от неразумных тварей, что способен не только испытывать на себе всемогущество Божие, но и переживать это, ощущать. Это особенный дар – его мы имеем благодаря Духу Божию, имеем способность так или иначе чувствовать Творца, общаться с Ним.

Такие моменты, когда человек испытывает на себе Божественную благодать, нужно сохранять в своем сердце: беречь этот таинственный духовный опыт. Именно из опыта общения человека с Духом Божиим и складывается духовная жизнь. Духовный опыт должен так или иначе развиваться с каждым днем, с каждой нашей молитвой, с каждым действием. Это крайне важно в духовной жизни.

Иоанн Попов прочитал огромное множество книг, написал великолепное собрание трудов по истории Церкви, патристике, богословию. Но именно его мученичество, исповедничество, его следование за Христом раскрывают в нем не только человека пишущего и грамотного, но и имеющего колоссальный духовный опыт – опыт переживания Бога в своей жизни. Когда человек чувствует Бога, встречается с Ним, он не может не влюбиться в Него.

Можно иногда пройти мимо кого-то, отнестись к нему с неким пренебрежением, ибо ты не узнал этого человека или он открылся тебе не с той стороны, – но невозможно встретиться с Богом по-настоящему и не влюбиться в Него. А когда влюбляешься в Бога, общение с Творцом становится естественной потребностью и необходимостью. Если вдруг такому человеку предлагают какие-то блага этого мира, вкусную пищу, красивые одежды за отказ от Бога, он не сможет этого сделать, понимая, что быть с Богом гораздо радостнее и ценнее, чем иметь ту или иную пищу, одежду, уважение, почтение и так далее.

Именно сладость общения с Богом и дает настоящую веру, она и делает человека духовным – носителем духовной жизни. Эти состояния нужно возгревать в своем сердце при помощи молитвы, призыва Духа Божия в сердце, при помощи постов, покаяния, чтобы сердце очистилось и Дух Божий мог войти в него и обитать в нем. Из таких минут, из таких ежедневных маленьких подвигов, в каком-то смысле ежедневного мученичества складывается настоящее мученичество.

Телезрительница обратила внимание на параллель новомучеников и древних мучеников. Вспоминается такой пример о древних мучениках, когда два брата во Христе пребывали в ссоре. Одного из них схватили мучители и вели на казнь. Он крепко держался – отказывался поклоняться идолам, исповедовал твердую веру во Христа, но вдруг по дороге встретил того, с кем был в ссоре. Тот, увидев своего знакомого, которого вели на мучения, подошел к нему и выразил ему величайшее почтение: «Брат, я не знал тебя с этой стороны, я по-другому о тебе думал. Ты, оказывается, такой замечательный христианин. Прости меня за все». И тот, кто шел на мученичество, не смог оставить обиды и так разозлился на своего собрата, что даже отказался от мученичества, отрекся от Христа, подходя к месту своего мучения...

Обида и злоба, что мы каждый день допускаем в свое сердце, становятся маленьким отказом от Христа. Человек по своему духовному пути может идти либо ко Христу, либо в сторону от Христа. Если каждый день он делает выбор ради Бога и претерпевает какие-то малые неудобства, малые скорби, трудности, он приобретает в своем сердце опыт общения с Богом, укрепляет свою веру. Курочка по зернышку клюет, – и собирая Божественную благодать в своем сердце, человек имеет силы в нужный момент в особой ситуации претерпеть те или иные искушения. А если каждый день дает себе слабину и в малых вещах не бывает верен Богу, то трудно ожидать от него подвига.

Можно ли сказать, что язык и речь каким-то образом программируют нашу жизнь? Если следишь за своим языком и общаешься хорошо, дни твои будут добрыми?

– Слова не то чтобы программируют, но становятся частью деяний. И в этом смысле они оцениваются Богом как действия этого человека, поэтому влияют на его взаимоотношения с Богом. А это самый главный, определяющий фактор: жизнь человека складывается из его взаимоотношений с Богом.

Как открывается сердце человека Богу? Как он призывает милость Божию в свое сердце? Из этого складывается то, что является нашей жизнью, наполняет ее.

Слова – одно из деяний. Язык и речь – следствие нашей внутренней духовной жизни, то, что проявляет вовне происходящее внутри человека. И если в человеке внутренне что-то происходит, а он молчит, например, то бывает так: внутренние мысли, состояния как бы перегорают – человек перебарывает их и отказывается от этих мыслей. Если же, имея в себе какое-то состояние, легко выплескивает его, это свидетельствует, что он соглашается с ним, принимает его.

В наше время распространен принцип (против которого я стараюсь выступать), что нужно выплескивать злобу. Мы часто слышим: если в тебе копится негатив, выплесни его на близких, родных, знакомых. Но это некий навык, который человек тренирует в себе. Если он злобу выплескивает, то будет это делать вновь и вновь, иметь в этом потребность и некую зависимость от такого эмоционального выражения своих чувств и состояний.

Может быть, нужно корректировать восприятие окружающей действительности, чтобы твои чувства не провоцировали в тебе злобу? Если я вижу человека, который так себя ведет, я должен, во-первых, оценить, могу ли я как-то помочь ему, сделать что-то доброе для него. Если я могу помочь ему делом, словом, то, наверное, должен это сделать. Если же не могу помочь ни словом, ни делом, – по крайней мере, могу помолиться за него. В любом случае злоба, раздражение, ярость, ненависть и дурные слова никак не помогут в этой ситуации.

Вопрос телезрительницы: «Полезно ли часто исповедоваться?»

– А что вы имеете в виду под словом «часто»? В древности монахи исповедовались дважды в день, утром и вечером, – не чаще. Так что выбирайте себе такой график. Но если священник вас благословляет исповедоваться реже, делайте это реже.

Во всяком случае, я думаю, что исповедоваться 10 раз на одной службе вредно человеку – в том смысле, что он как бы не доверяет Богу: исповедовал сейчас какой-то список грехов, а через пять минут думает «надо же, а у меня еще шевельнулась мысль, пойду еще «заглажу утюжком», чтобы ни одной складочки не осталось». Поутюжил, отошел – и через 10 минут опять вспомнилась какая-то складочка... В конце концов человек за этой суетой теряет самое главное – сознание, что цель Исповеди – не грех, а единство со Христом, чтобы быть рядом с Ним: если Бог с нами, то кто против нас? Ни дьявол, ни враги – ничто не имеет значения, если Бог со мной и я стараюсь всеми средствами стяжать Его милость.

Если говорить о нашей обычной мирской жизни, то мне кажется вполне разумным исповедоваться раз в неделю или раз в 2 недели. Причащаться разумно примерно раз в 2 недели вне поста, а во время поста – раз в неделю: мне кажется, это самое оптимальное. А исповедоваться можно чаще – раз в неделю: человек трудится неделю, и за это времени возникают какие-то соблазны, искушения, он как бы анализирует свои состояния и потом приносит на Исповедь… Кроме того, очень полезно иметь блокнот и в нем сразу же записывать все, если сделал что-то плохое.

Я вспоминаю рассказ одного знакомого. Как-то было такое, что он совершил грех – на кого-то сорвался, раздражился; вроде бы извинился, попросил прощения, но тяжелый осадок на душе остался, грустно было. И думает: запишу, чтобы не забыть. И только записал, как сразу же почувствовал успокоение совести – мгновенно: ведь Бог вне времени. Получается, что человек твердо положил в своем сердце исповедовать этот грех и сделал все, чтобы не забыть об этом. И его Исповедь оказалась как бы уже совершенной – он действительно покаялся в этом грехе и получил прощение в нем.

Это удивительное свойство покаяния, когда человек искренне желает раскаяться пред Богом и имеет добрые намерения приступить к таинству Исповеди.

Нужно доверять Богу. Если вдруг случается какое-то искушение, то надо это записывать, а потом, уже перед самой Исповедью, из черновика переписывать в чистовик. Если какие-то грехи совершались периодически, надо часто их исповедовать. А если вдруг какой-то момент из духовной жизни особо тревожит, то его, может быть, более подробно раскрыть перед духовником и попросить его молитв и совета, как бороться с этим искушением.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс