Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Есть такое выражение: от добра добра не ищут. Как православные должны его понимать? Можно ли сказать, что эта пословица может научить нас истинному пониманию добра?
– За всяким устойчивым словосочетанием, особенно родившимся не в XXI столетии, стоит какая-то мудрость – иногда житейская, иногда духовная, сокровенная, которую нужно хорошенько поискать.
Что я слышу в этом изречении? Если деревце вашей души укоренилось и чувствует себя хорошо, не нужно метаться и пересаживаться на неведомую почву, которая представляется более плодородной. Хорошо это выражение сопоставить с другой пословицей: лучшее – враг хорошего.
Речь, наверное, идет о Божием Промысле. Судьба человеческая не складывается просто так, не является суммой хаотических движений или случайного выбора: Господь печется о благе каждого своего создания и поставляет нас в ту обстановку, в которой для нас будет наиболее удобно выполнение Его вечного нравственного закона.
От добра добра не ищут… Если твоя жизнь в большей или меньшей степени упорядоченная, если ты трудишься, созидаешь свой дом, а прежде всего собственную душу, если есть круг людей, которым ты нужен, которым ты служишь, то не следует легкомысленно от этого сбегать, оставлять святое место пустым, показывать тыл оппонентам.
Лучшее – враг хорошего. Неудовлетворенность, поиск чего-то неведомого может закончиться совершенно противоположным результатом: за двумя зайцами погонишься и можешь оказаться на больничной койке с переломанной ногой. Мораль сей басни в том, чтобы научиться верить в Промысл Божий, научиться быть благодарным Создателю за все обстоятельства твоей жизни. Относись благодушно, философски к неизбежным неприятностям, превратностям, неожиданностям, укоренившись в земле спасения: не вырывай себя, как барон Мюнхгаузен вытаскивал себя из болота за парик, из этой грядки.
Заботься более о внутреннем, а внешние обстоятельства приложатся, изменятся к лучшему. Благодари Бога за то, что ты имеешь, и трижды благодари за то, чего не имеешь.
Вопрос телезрительницы: «Мне было очень тяжело на душе, и я молилась Богу, чтобы Он мне помог, и у меня закралась такая мысль, что Он мне никогда не поможет».
– Вы, наверно, не слишком хорошо осведомлены, каков у нас Господь. А ведь ради вас Господь, облекшись в нашу немощную природу, явил на земле Свой прекрасный лик. Ради вас Господь взошел на крест, чтобы высвободить вашу душу из-под гнета лукавого. Ради вас Господь пришел и даровал вам благодать Святого Духа, которая живет в вашем сердце как искорка. И к вам Господь обращает такие слова: о чем будете молиться с верою, не сомневаясь, получите.
«Мне Господь не помог», – говорите вы. А может, Ваша молитва была краткая, импульсивная и не соответствовала всецело воле Божией? Мы призваны молиться постоянно, не унывая, добавляя при этом: «Господи, Ты лучше меня видишь и знаешь, когда исполнить мое прошение и будет ли оно мне во благо». Господь говорит: если двое или трое согласятся молиться о благой вещи, то дам им это. Вам неплохо бы вместе с кем-то из ваших домашних прочитать акафист святителю Николаю Чудотворцу, прося о том, что занимает ваше сердце.
На Тайной Вечере Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Молитва Иисусова, от смиренного и сокрушенного сердца воссылаемая ко Святой Троице, молитва внимательная, постоянная, исполненная доверия Промыслу Божию, не останется без ответа. Не будем обкрадываться помыслами маловерия: Господь подарил нам Свою собственную жизнь в таинстве Причащения Тела и Крови Его, Он дарит нам вечное царствование с Собою. Неужто не даст нам и менее важного? Нужно «только выучиться ждать», чтобы с неба получать «скупые телеграммы»: «Ваше прошение удовлетворено».
Как знать, может быть, после этого звонка на телеканал «Союз», пока мы тут размышляем, предмет прошения этой милой жительницы бескрайней России уже воспринят в Небесной канцелярии и о нем вынесено положительное решение?
Как должна строиться молитва? Есть какие-то критерии? Смирение – это один из них?
– Смирение – это совершенная покорность и доверие Промыслу Божию, отсутствие всякого маловерия, ропота, скептицизма, если наше прошение не исполнилось так быстро, как нам хотелось.
Спаситель засвидетельствовал, что молитва Его именем имеет особую благодать пред Отцом Небесным. Еще один из критериев – усердное призывание имени Господа Иисуса Христа. Прекрасно просить о чем-то, соединившись с братьями и сестрами во Христе. И последнее: у нас должно быть понимание, что важно не то, о чем мы просим, а то, что мы обращаемся к Богу, ибо высшим даром становится не какое-либо вещественное изменение в нашей жизни, но сам союз бессмертной человеческой души через Мать Церковь с Воскресшим Христом. Союз этот совершается через моление, обращенность ума и сердца к Создателю.
Есть маловерные и светские люди. Когда что-то случилось, таким говорят: «Иди помолись». А они не верят. О чем им молиться в первую очередь? Чтобы Господь дал веру?
– Светские, да не советские. Недостаток веры свойствен каждому смертному человеку. Евангелие учит нас просить: «верую, Господи! помоги моему неверию», «Господи, умножь в нас веру». Сами апостолы смиренно просили Христа, чтобы Он дал веру, маленькую, да удаленькую, как горничное зерно, терпкую, исполненную внутреннего аромата Духа Святого.
Значит, вера – это тоже дар?
– Вера – дар, но вера есть и то, что можно вырастить. Как зернышко, ее можно удобрять, поливать, и на наших глазах первый всход превратится в малый стебелек, а затем и в зрелый колос. Важно обращаться к Богу не только тогда, когда небо с овчинку покажется, а земля уходит из-под ног: везде и всегда, на всяком месте мы призваны тайно в глубинах сердца собеседовать с Небесным Отцом.
С детства в нас закладывается стремление быть хорошими. Мы обижаемся, когда нас называют плохими, мы хотим, чтобы нас окружали только лучшие люди. Как этого добиться? Как сделать так, чтобы тебя никогда не называли плохим человеком?
– Юноша спросил Спасителя: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Хорошо бы нам привыкать к мысли, что только один Господь Иисус Христос хороший, в Нем нет ни единого пятна – Он есть Солнце правды и любви.
А Священное Писание, положа руку на сердце, называет нас другим словом. Из уст Христа мы слышим слова: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мы можем быть плохие, не очень плохие, очень хорошие, – но мы таковы, что во имя спасения каждого из нас Христос взошел на крест. Духом Святым Он усвоил Себе грехи каждого из нас. Вот цена нашей «хорошести» или «плохости».
Но вместе с тем мы Божии создания – Господь вложил в нас Свой бессмертный образ. Для нас естественнее следовать закону добра, чем зла. Более того, вся наша аудитория освящена таинством Крещения, в каждом из нас сокрыта искра Святого Духа. Наша совесть – детектор истины, она всегда чувствует побуждение меняться от худшего к лучшему. Другое дело, что это изменение совершается в нас не без Божией помощи, не без веры в Иисуса Христа, не без Самого Господа.
Если нас справедливо или, как нам кажется, несправедливо укоряют, обвиняют, осуждают, первое – нельзя озлобляться, второе – нельзя наскакивать на оппонента, платя ему тем же. Не противься злу злом, а противься злу добром. Третье – мы должны вспомнить слова разбойника, распятого близ Христа: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» – в тайне сердца думать так: «Меня просто обидели словом, а на деле мне еще нужно дать веником по одному месту за все мои «подвиги». Господи, помоги мне исправиться. Господи, помоги мне жить по-православному. Господи, дай мне мудрости и силы исполнять закон правды и любви».
Не будем впадать в уныние, смущение: психически здоровая личность должна уметь принимать критику как адекватную, так и нет. Наши просчеты всегда виднее со стороны. Наша задача – сохранять мягкий юмор и мирное сердце, быть доброжелательными к невыдержанному и невоспитанному человеку, который с пеной у рта расточает нам «комплименты», не соблюдая правил этики; нам надо корректировать нашу лыжню, выправлять наш курс с благодарной душой за указанные реальные недостатки, с молитвой к Богу, с любовью к людям.
А когда нас откровенно злословят и клевещут на нас, не находя реального повода в наших делах, то, по словам апостола Петра, вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас: Дух Святой осеняет нас, если наше имя смешивают с грязью только за то, что мы христиане.
Вопрос телезрительницы: «Начинаешь молиться, читать вечерние, утренние молитвенные правила и читаешь их как роман: мысли улетают, бегают туда-сюда. А когда просто так подойдешь к лику, как к другу, как к папочке, скажешь два-три слова, и на душе становится легко. Могу я своими словами, какие у меня на сердце, обратиться к Богу как к папочке?»
– Слово, может быть, не слишком удачное. Нужно обратиться как к отцу, – но как к отцу по духу. Мы можем и должны по-детски припадать к стопам Иисуса Христа, исповедуя Его самым родным и близким себе, но некоторый элемент благоговения, страха Божия все равно присутствует. Мы не можем фамильярничать со Спасителем, ибо Он смотрит на нас с Креста, подняв на Себя все наши грехи. Творение никогда не сможет обращаться к Творцу без благоговения, без боязни оскорбить Божественную любовь.
Очень хорошо сочетать церковные молитвы с собственным излиянием души Господу. Об этом хорошо говорит царь Давид в Псалтири: да усладится Ему беседа моя. Когда мы младенческий лепет обращаем к Господу, не слишком заботясь о подборе тех или иных слов, но следуя внушению сердца, тогда, при условии нашего смирения, простоты и незлобия, Сам Дух Святой неизреченными воздыханиями ходатайствует за нас.
Меня немного насмешило ваше первое выражение – «читаю вечерние молитвы как роман». Почитайте рассказ Чехова «Архиерей». Антон Павлович не был церковным человеком, хоть и пел с детства на клиросе. В этом рассказе он представляет то, что ему, писателю, видится в архиерейской молитве: это прямо поток сознания, архиерей как будто стоит на правиле, а мысль его уходит в ретроспективу – вспоминает свое первое увлечение в гимназии… И смех, и грех.
Нет. Молитва, если она благоговейна, всегда должна возвращаться к Тому, Кому мы молимся. Каждое слово молитвы нужно оплодотворять, одухотворять нашим вниманием, ведь мы беседуем не с соседом по коммунальной квартире, а с Царем царствующих и Господом господствующих – с Творцом, перед Которым трепещут серафимы и херувимы.
Поэтому не будем калечить собственное сердце такой медитацией. Вы нам рассказали, по существу, о какой-то медитации человека, который не понимает и не чувствует, что на него взирает Сам Бог – Творец Неба и земли.
Впрочем, с кем не бывало? Я узнал в Вашем рассказе самого себя, но нужно осечься и вновь вернуться к поклонению Отцу в духе и истине.
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.
Порой читать молитвы – это мука, даже за богослужением. Тяжело. Как это объяснить? Не всегда это бывает от усталости. А бывает, что получаешь какое-то удовольствие от этого.
– И усталость, и переутомление бывают. А бывают и какие-то сердечные присоски – пристрастия к земному. Причиной становятся невнимательные молитвы. Но важно, чтобы эта мука, то есть некоторый труд, превратилась в муку – как сказано, «измелитесь в жерновах смирения, да будете Богу, как хлеб сладкий». И опыт показывает, что начинаем мы с трудом, но, если чуть-чуть преодолеем себя, Божия благодать всегда являет помощь. И завершаем мы уже на подъеме: открывается второе дыхание.
У нас есть несколько вопросов, которые нам пишут в YouTube в комментариях. Вопрос такой: «Почему мы в молитве обращаемся так: „Пречестный и Животворящий Кресте Господень“? Ведь наш Спаситель – Господь. Помогает ведь Господь, а не Крест. Помогите разобраться, пожалуйста».
– Глубокий вопрос. Здесь мы как будто обращаемся к одушевленному существу – ко Кресту. Конечно, Крест свят в силу того, что на нем распят Господь Славы: Крест освящен потому, что Спаситель победил смерть – Воскрес. Крест стал орудием нашего Спасения, источником Божественной благодати. В этом смысле мы обращаемся к Живому Богу, Который со Креста нам внемлет. И обращение ко Кресту как к живому существу – образное.
Посмотрите в Псалтири. Вы увидите, как царь Давид, который видел весь мир преображенным Божественной благодатью, обращается к деревьям, холмам, горам, реке: восплещите руками, реки, – и обращается к солнцу, луне, конечно, не потому, что приписывает творению атрибуты сознания. Но душа пророка поет – он поэт, поэтому призывает все творение вместе с собой воссылать гимн Творцу.
Мы не мыслим Иордан живым существом, но обращаемся к нему так по свойству речи, осененной Божественной благодатью. Так, между прочим, и простой человек может в своем собственном саду по весне сказать после дождя или какого-то ураганного ветра: «Ромашки, что вы спрятались? Что вы поникли, мои цветики?», – но мы же не считаем, что человек выжил из ума. Это на самом деле свидетельство, что человек – царь космоса по Божию предназначению. И я обращаюсь ко всему творению как к образу Божию.
Но если вернуться к вашему глубокому вопросу, мы действительно молимся Самому Богу. Дух Святой освятил крест, поэтому в молитве такое художественное, поэтическое восприятие креста. Но шестым чувством мы знаем, что внемлет нам Христос, распятый на кресте.
Вопрос телезрителя: «Вы говорили о Промысле Божием. Мы часто говорим слова „как Господь управит“ или „как на роду написано“, – но на роду же не написано. Как правильно предать себя воле Божией, чтобы после нашей жизни была непостыдная кончина, безболезненная, мирная – та, о чем просят на службе?»
– Очень интересные сегодня вопросы. Кстати, они затрагивают и тайну русского языка, каких-то устойчивых выражений, которые глубоко таинственны. Мы начали с фразы «от добра добра не ищут», а продолжаем таким сермяжным, русским по звучанию и форме «так на роду ему написано». Безусловно, это выражение не следует абсолютизировать: жизнь человеческая не предопределена – Господь нас не лишает свободы выбора.
Человек сам творит свою жизнь, но при этом Всеведущий Бог дарует нам Свою помощь и поддержку. И совершенно мудрый человек просит Создателя, самостоятельно двигаясь дорогой жизни, чтобы Он направил, поддержал, указал путь и даровал исполнить то назначение, которое в совершенстве знает Бог.
Как подготовить себя к безболезненной и мирной кончине? Совершенно сопрячь, без всякой тени недоверия, боязни, страха, свою маленькую человеческую волю с волей Божией.
Говорил царь Давид: в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. Когда нашим девизом действительно становятся слова из Господней молитвы да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, когда мы преимущественно изливаем свое сердце в молитве: «Господи, прости меня и научи меня творить волю Твою, даруй мне без греха сохраниться в вечер сей», – тогда приходит мир, покой, умиротворение и внутренняя радость от того, что мы совершаем волю Господню. В чем эта воля? Чтобы сохранять сердце от зла, из любви ко Христу хранить себя от малейшего греха.
А все остальное сложится по воле Божией, будет для нас благим. Ведь когда Бог таинственно осеняет нас благодатью, соприсутствует нам, тогда жизнь становится праздником и каждый день превращается в «поле чудес».
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.