Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы слышим заповеди блаженств каждую Литургию в качестве 3-го антифона. Но какой смысл в них заложен? Об этом хочется напомнить, поговорить еще раз. Начнем с первой заповеди: Блаженны нищие духом – это, наверное, самая непонятная формулировка из всех заповедей блаженств.
Кто такие нищие духом? Похожи ли они на обычных нищих? Можно ли стать нищим духом, не теряя богатства?
– Возникает много вопросов, когда слышишь эту строчку Священного Писания из Нагорной проповеди. Кто такие нищие? И почему именно нищие духом?
Нищих мы с вами встречаем практически каждый день на улице, возле храмов, возле входа в метро. Отличительная черта таких людей – они что-то просят: кто-то просит денег на хлеб, кто-то просит помочь чем-то другим.
Христиане призываются быть похожими на нищих в обращении к Богу с теми или иными просьбами. Нищие духом – те, кто нуждается и просит у Бога духовного смирения, которого им не хватает: это смиренные люди, смиренномудрые. Мы просим у Бога именно этого: приобрести с Божией помощью самую главную добродетель – смирение.
Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Мы должны брать пример с Христа, поэтому просим у Бога смирения. Блаженны (то есть счастливы) те, кто просит у Бога смирения, чтобы быть похожими на Христа по этой добродетели, ибо таковых есть Царство Небесное.
Все остальные заповеди блаженств отталкиваются от этого.
Смирение – основополагающая добродетель, на которой можно строить здание храма своей души. Невозможно быть ни плачущим – плакать о своих грехах, – ни кротким, если у тебя нет смирения: если ты не нищий духом. И так далее.
Поэтому мы обращаемся к Богу с просьбой даровать нам смирение, научить покоряться Его святой воле. Ведь кто такой смиренный человек? Тот, кто видит себя таким, какой он есть на самом деле. А что мы из себя представляем? Кто мы есть на самом деле? Мы – творения Божии.
Нам трудно представить, что когда-то нас не было. Например, я родился в 1981 году. В 1980 году меня вообще не существовало, а я даже представить этого не могу – мне кажется, я был всегда. На самом деле это не так.
Господь говорит нам, что мы будем всегда, и дает нам такую благодать, что мы уже никогда не умрем: мы умрем физически, но придет момент, когда мы восстанем.
Кто мы есть на самом деле? Посмотрев в глубины своей души, мы увидим там множество грехов: и гнев, и осуждение, и дурные мысли – они есть у каждого человека. Конечно, хочется мыслить о себе хорошо, и мы мыслим (что мы великие, что у нас все получается), – но по сути мы – обычные грешники. Вот и просим: «Господи, научи нас истинному смирению, чтобы понимать, кто мы есть перед Тобою».
Мы – мешок, наполненный камнями: камни – наши грехи, которые мы носим с собой. Приходя на Исповедь, мы каемся в грехах: выбрасываем камешки из мешка, очищаем себя, – но потом опять их собираем по жизни...
Но хочется сказать всем, что не нужно отчаиваться: Господь пришел спасти грешников. Подходя к Причастию, мы в молитве говорим: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз» – я заявляю, что я первый грешник на земле.
Эти слова молитвы перед Причастием составили святые отцы – и не для красного словца: они так чувствовали – они видели себя последними грешниками.
Например, святитель Иоанн Златоуст боялся принимать великий сан священства, он бегал от него, – но все равно благодать Божия его поймала, и он стал священником, святителем, архипастырем. Но он действительно ощущал себя великим грешником...
Нам с вами не хватает истинного смирения, понимания того, кем мы являемся перед Богом. Мы – простые, рядовые грешники и счастливы, что Господь именно ради нас, таких грешников, и пришел на землю, чтобы нас спасти.
Правильно ли считать именно скорбь Божественным посещением? Например, пророку Илие Господь являлся в дуновении легкого ветра – это очень мирное и радостное ощущение...
– Скорбь всегда нас сопровождает. Телеканал «Союз» смотрят в основном люди мирские, живущие в миру: у них есть семья, дела, заботы.
Монахи служат Богу – у них свои испытания, искушения. Апостол Павел о тех, кто женился, говорит, что таковые будут иметь скорби по плоти, и от этого никуда не денешься. Дети болеют, их нужно устраивать в школы, водить по разным секциям, устраивать в институты, выдавать замуж, женить. И другие всякие заботы, искушения. Все эти скорби по плоти – неотъемлемая часть нашей жизни.
Бывают такие скорби, о которых можно сказать, что они от Бога. Например, человек расслабился, перестал читать утренние молитвы, посещать храм (стал ходить туда не каждое воскресенье, а раз в месяц или раз в полгода), совершать добрые дела, или дал Богу какое-то обещание – обет, но со временем забыл про это и не исполняет.
Как человека встряхнуть, воодушевить, чтобы он опомнился?
Мы помним притчу о блудном сыне: он ушел от отца, расточил отцовское имение, питался со свиньями. И замечательно написано в Евангелии, что он пришел в себя: то есть понял, какой грех совершил, как пал, – и даже не дерзнул считать себя сыном своего отца. Он говорит: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Когда он пришел к отцу, отец бросился ему в объятия.
Блудного сына посещали скорби в стране далече – нечего было есть. Как его поднять из этого греховного состояния? Вот порой и посылаются скорби от Бога.
Бывает, скорби происходят естественным образом. Например, человек объедается, не постится – и у него возникают проблемы со здоровьем. Или человек выпивает не только по праздникам, а ежедневно, и тогда у него начинает болеть печень. Эти скорби Бог послал? Нет, здесь сам человек заработал скорби, болезни, несчастья, они – следствие его пристрастий к тому или иному греху.
Так что бывают скорби от Бога и те, что проистекают естественным образом.
Все люди, которые сейчас слушают эту передачу, хотят войти в Царство Небесное… Недавно за Божественной литургией мы слышали такие слова: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное – об этом говорят и Иоанн Креститель, и Сам Христос. Важно понимать, что Царство Божие это не место, куда нужно попасть после смерти, – Христос говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Уже здесь, на земле, мы находимся в Царстве Небесном, если стараемся жить по воле Божией: стараемся и Бога любить всем сердцем, всей душой, всей крепостью своей и всем разумением своим, и ближнего, как самого себя. А если мы гневаемся, раздражаемся, не примиряемся, гордимся, осуждаем ближнего, то далеко от нас Царство Небесное.
Но Господь пришел в этот мир, приблизился к нам, принес нам Царство Небесное – и Он призывает: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.
Если Царство Небесное внутри нас, то и ад тоже?
– Соответственно, так. Мы можем ощутить, что значит быть в аду, когда кошки на сердце скребут, когда находишься в состоянии ненависти, готов убить человека, совершить какие-то страшные деяния, идущие вразрез с заповедями Божиими. И рай, и ад – в сердце человека; правильно говорил Федор Михайлович Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»… Мы сегодня днем можем быть в раю, а вечером оказаться в аду, а перед сном покаяться и опять почувствовать, что Царство Божие к нам приблизилось.
Ключевой момент, когда мы входим в Царство Небесное, – когда мы принимаем Тело и Кровь Иисуса Христа: причащаемся Святых Христовых Таин. Но Господь входит в того, кто Ему подобен. Христос вносит в наше сердце Царство Божие.
Заповеди Божии нам даны не чтобы мы их бегло читали дома или прослушивали в храме на богослужениях. Мы должны задумываться о них и, как по ступенькам, подниматься от смирения к осознанию и оплакиванию своих грехов, алкать и жаждать праведности, чтобы наша душа насытилась, чтобы сердце наше было чистым, чтобы мы были миротворцами и были готовы пострадать за Христа, хотя нас поносят, гонят. Итог этому, как говорит Господь, – радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Недаром заповеди блаженств мы слышим не только за Божественной литургией, но еще во время совершения чина отпевания человека. Когда я дохожу до строчки: Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех, – всегда жду недоуменных взглядов со стороны тех, кто слушает это. Мол, как можно радоваться и веселиться, когда мы плачем над телом дорогого нам человека? Но еще никто ни разу не подходил ко мне и не возмущался – либо эти строчки идут мимо ушей, либо люди как-то по-своему их понимают.
На самом деле, когда происходит отпевание христианина, ощущаешь какое-то благоухание в душе своей, понимая, что нужно не плакать, а радоваться: человек идет ко Христу, к Которому всю жизнь стремился, Ему молился, стоял на коленях, просил прощения, ходил в храм, причащался. Как блудный сын, человек идет к своему Отцу: разве эта встреча не радостна? Разве это не встреча любящих сердец? Нас, кающихся, обнимает Своей любовью Сам Отец Небесный.
Апостол Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом – ему хотелось поскорее расстаться со своим бренным телом, чтобы встретиться лицом к Лицу с Тем, Кого он любит. Но это в идеале так: мы сейчас говорим о высоких материях...
Конечно, всем нам страшно умирать, мы хотим как можно дольше пожить, хотим жить тихо, мирно, спокойно, чтобы не было искушений, скорбей. Но все равно приходит смертный час, и каждому придется со Христом встретиться. Поэтому, по рекомендациям святых отцов, мы стараемся каждый день проживать как последний день своей жизни. Это очень сложно, практически невозможно, – но, по крайней мере, это должно быть у нас в голове.
Последняя заповедеь блаженств: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Получается, что путь в Царство Небесное – в том числе через гонения?
– Да, и это очень важная тема. Например, когда общаешься с родителями и крестными ребенка перед совершением таинства Крещения, пытаешься донести основную мысль до людей, что, неся ребенка на Крещение, мы хотим ему повторения того пути, по которому шел Сам Иисус Христос, Который прошел далеко не легкий путь, если не сказать жестче: Христа оклеветали, над Ним издевались, самый близкий ученик предал Его. В конце концов Христа убили – распяли на Кресте.
Когда мы крестим ребенка, мы ставим его именно на этот путь, по которому шел Иисус Христос. Этот путь для нашей души спасительный.
Недаром Крещение называется «баня пакибытия» – мы как будто действительно находимся в бане и нас бьют веником, чтобы вся грязь и шелуха от нас отпала, и мы пришли ко Христу чистыми. А как можно очиститься, пройдя жизнь без скорбей? Эти «припарки» нам как раз и нужны. А родители ребенка этого не понимают, для них Крещение – праздник, фотографии, видео, воздушные шарики, застолье. Да, все это красиво. Но что за этим стоит? Стоит именно следование за Христом.
Недавно мы слышали на Литургии притчу о богатом юноше, который спрашивает у Христа: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Господь говорит, что надо соблюсти заповеди. Юноша говорит: все это сохранил я от юности моей – чего еще недостает мне? Господь говорит: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною – нужно не просто отказаться от богатства, раздав его нищим, но и следовать за Христом. Дальше мы читаем в этом Евангельском рассказе, что этот юноша отошел от Христа со скорбным лицом – он не смог принять ответ, что ему дал Христос...
Когда мы крестим ребенка, мы действительно повторяем путь Христа: мы окунаем ребенка три раза в воду по примеру того, как Христос три дня находился в гробу. Когда мы достаем ребенка из купели и передаем на руки крестного, – в этом символ Воскресения Христа.
Жизнь христианина – не на меду, что называется. Очень важно, проходя этот скорбный путь, не озлобиться, не ожесточиться, а выйти по окончании нашей земной жизни очищенными и готовыми к тому, чтобы войти в Царство Небесное. Конечно же, никто к этому не готов. Если ты скажешь: «Господи, я готов, возьми меня в Царство Небесное», – будешь самый первый лжец.
В житии преподобного Сисоя Великого, который действительно был святым человеком, мы читаем, что он находился при смерти, лицо его сияло, но он обращался к братии, которая его окружала, со словами: «Братия, помолитесь за меня, чтобы Господь принял мою душу, ведь я ничего доброго и достойного не сделал в этой жизни» – он ощущал себя последним грешником… До такого состояния нам, обычным людям, очень сложно дойти, но невозможное человекам возможно Богу.
Хотелось бы, чтобы наша жизнь, такая извилистая, все-таки приводила нас к пути, ведущему к Царству Небесному. В Евангелии написано: Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их – уточняется в Евангелии, что не все находят этот узкий путь, ведущий в Царство Небесное.
Мы можем ходить по улицам наших городов, видеть храмы, слушать проповеди, слышать, как звонят колокола, любоваться золотыми куполами, но по сути быть околохристианами: есть такое слово «захожане» (люди пришли, поставили свечу, взяли святую воду, окунулись в проруби, освятили на Пасху яйца, куличи, но суть христианства так и не вошла в их жизнь и так и не ощутили радости и скорби христианской жизни).
Суть нашей христианской жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, – стяжать благодать Святого Духа. Как стяжать? Исполнять святую волю Божию, которая хорошо изложена на страницах Святого Евангелия, Священного Писания.
Постарайтесь исполнить хотя бы одну какую-то заповедь и увидите, что у вас ничего не получается. Не получается ни у меня, ни у кого бы то ни было – например заповедь: не судите, да не судимы будете. Попробуй хотя бы один день прожить так, чтобы никого не осудить. Это практически невозможно. У нас уже привычка: когда видим какое-то действие, совершенное тем или иным человеком на улице, в храме или в семье, сразу приходит мысль осудить его. Например, пробежал ребенок во время службы – осуждаем его родителей: почему они за ним недосмотрели? Или мужчина пришел в храм и ведет себя неподобающим образом – сразу же мысль: осудить. Попробуй исполнить хоть одну эту заповедь не суди – ничего не получится.
На этом основании мы можем сделать заключение, что без Бога мы не можем делать ничего. Чем здесь гордиться? Мы действительно должны быть нищие духом и просить: «Господи, помоги мне никого не осуждать. У меня это не получается – Ты мне, Господи, дай Своей Божественной силы, чтобы не осудить человека, а, наоборот, хвалить его, всегда видеть в нем добрые качества».
По поводу осуждения есть рассказ из житий святых. Некий монах осудил другого монаха. Во сне монаху, который осудил, явился ангел-хранитель и говорит: «Что ты повелишь сделать с душой того монаха, которого ты сегодня осудил? Бросать его в ад?» Монах осознал, что смертельно согрешил: вынес приговор своему брату, осудив его.
Ведь что такое осуждение? Мы выносим приговор: «Этот – пьяница, он пойдет в ад. Этот – блудник. Этот – сквернословец». Но мы же не знаем жизни человека – может быть, человек в конце дня или тут же, совершив грех, начинает каяться: «Господи, опять я блуд совершил (или напился). Прости меня, грешного». Тот, кто осуждает, не знает, какую тайную жизнь ведет человек и какие у него отношения со Христом.
Апостол Павел говорит: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,– всегда Господни – и каждый сам будет давать отчет за свои деяния.
Это можно сказать и о любой другой заповеди. Например: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Или: благословляйте проклинающих вас – постарайтесь эту заповедь исполнить. Когда в метро тебе наступили на ногу, какая первая реакция? Оскорбить человека, поставить его на место: «Смотри, куда идешь, ты же мне ноги оттоптал!» Если, например, кто-то заслуженно на нас гневается, оскорбляет, у нас тоже возникает возмущение.
Очень мне понравилось объяснение, почему люди кричат друг на друга. Казалось бы, стоят на расстоянии метра и кричат друг на друга. Можно же тихо говорить, и собеседник тебя услышит, и ты его услышишь. Зачем кричать?.. Но когда люди гневаются, раздражаются, их сердца отдаляются – и приходится кричать. А когда сердца спокойны, люди мило, тихо общаются и друг друга слышат.
Спасибо большое, отец Петр, – это была очень важная, интересная и познавательная беседа.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!На языке церковного устава сегодняшнее воскресенье называется Неделей о мытаре и фарисее, и Евангельское чтение повествует именно о них – о фарисее и о мытаре (Лк. 18, 10–14).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.