Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Роман, нам уже прислали несколько вопросов от телезрителей, с них бы я и хотел начать наш разговор. Вопрос телезрителя: «Прощаются ли грехи, если прихожане исповедуются только по запискам?»
– Очень интересный вопрос. В практике это явление часто встречается. Я иногда тоже это практикую. Скажу следующее: нужно понимать суть таинства Исповеди, Покаяния.
Покаяние как изменение ума – об этом мы все время слышим. Это некое перерождение, новое Крещение. Кстати, святые отцы очень часто называли покаяние новым Крещением. Когда оно происходит, человек формулирует свои грехи на Исповеди и раскаивается с желанием не повторять эти грехи.
Но само таинство Покаяния не в словах – это очень важно понимать. Есть люди, которые не могут сформулировать грехи, есть красноречивые. Некоторые прихожане удивляются и спрашивают священников: «Я не знаю, что говорить на Исповеди, а моя соседка и 5, и 10, и 15 минут беседует со священником». Мы все разные, поэтому очень важно понимать, что на Исповеди важно расположение человека, а не число слов, которое он произносит: важно, чтобы произошло покаяние.
Человек приносит свои грехи Церкви и говорит: «Я каюсь в этих грехах», а священник эти грехи просто прочитал.
Вторая картина: человек не написал записку, но пришел к Исповеди формально – просто пересказав какие-то грехи без раскаяния.
Мне кажется, если он принес записку с раскаянием, а священник прочитал – таинство совершилось. Разрешительная молитва – некая констатация факта, что такой-то раскаивается и обещает поменять свою жизнь. Мне кажется, нет ничего предосудительного, если священник прочитает грехи и, видя, что человек в покаянном чувстве, прочитает над ним разрешительную молитву.
Вы как священник видите, что человек пришел на Исповедь с покаянием, раскаянием или нет?
– Это всегда заметно – даже слов не нужно. Многословие часто уводит от раскаяния в сторону оправдания. Для верующих большая ошибка думать, что священник имеет какое-то суждение о прихожанах. Когда человек приходит на Исповедь, он волей-неволей иногда пытается оправдаться в своих грехах: «Я согрешил, но вариантов-то не было. Я судил, злословил, но другой неправильно себя вел» (или были другие обстоятельства жизни). Это большая ошибка.
Священник не имеет никакого суждения о прихожанах по двум причинам. Первая: священник знает, что любой способен грешить, и знает, что грех – не новость для пришедшего на Исповедь. Во-вторых, священник сам грешит – в этом отношении мы родственники, братья. Человек называет грехи – священник в это время про себя молится: «И я в этом, Господи, согрешил, и я тоже каюсь в этих же грехах». Не надо думать, что священник предвзято относится к тем или иным прихожанам: мы все родственники во грехе – мы все согрешили и согрешаем. Поэтому часто многословие – нехороший признак на Исповеди. Лучше кратенько, но с сожалением, раскаянием.
Если на Исповеди прихожанин называет какой-то тяжелый грех, отношение священника к нему не поменяется?
– Абсолютно. Даже больше скажу: Господь дает такую благодать, что священник забывает грех этого человека. Я несу послушание в следственном изоляторе «Матросская тишина» – там называют грехи, которые на самом деле запечатываются в памяти, и ты их забываешь.
И грехи людей однообразны – они такие же, как мои, в этом отношении все серо, неярко. Прости нас, Господи… Что-то получается, что-то не получается сделать, но если есть чувство покаяния, сожаления о сделанном, – это очень много для спасения и изменения своей жизни.
Вопрос телезрительницы: «Исповедуюсь уже 20 лет. В начале пути это было ясное видение и исповедание грехов до воцерковления, затем читала перечисление всех грехов в книжках, чтобы написать свои. Сейчас я вижу свои грехи без подсказок: Бог начинает «подсвечивать» нам наши грехи. Вы согласны с моим мнением?»
– Да. Более того, так действует благодать Божия. Сначала мы учимся. Были грехи до Крещения, которые жгут человеческую душу, и человек хочет сам выговорить свой грех, покаяться в нем. Потом он начинает задумываться, каково сейчас его положение, что Бог думает о его жизни, какие есть грехи и правила, которые он, может, нарушает. Он начинает читать святоотеческую литературу, руководство к Исповеди.
Потом появляется навык – это очень хороший признак, что человек сам анализирует себя и фиксирует, что это грех: это очень часто отсутствует у современных прихожан и верующих людей – нам все время хочется учиться, мы все время боимся взрослой духовной жизни, когда ты один и есть один ориентир – твоя совесть. Жить по совести – это, оказывается, жить без правил в том смысле, что никто тебе не скажет: так правильно, а так нет.
В Евангелии дана заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Нам легче было бы принять 1 500 или 2 000 правил, где сказано, правильно или неправильно мы поступаем. Господь дает нам вместо 2 000 правил одну заповедь: возлюби ближнего твоего, как самого себя. А как возлюбить ближнего в той или иной ситуации? Здесь надо ориентироваться на свою совесть, а совесть должна быть воспитана Христом, благодатью Божией. Тогда человек начинает фиксировать свои грехи. Это очень хороший, правильный признак.
Иногда в своей священнической практике я так говорю людям: «Поменьше читайте руководство к Исповеди» – очень важно научиться другим критериям: ориентироваться на свою совесть. Как подготовиться к Исповеди? Поспрашивай свою совесть, в чем ты согрешил перед ней, в чем она тебя обличает. Без условностей, бытовых причин. Так рождается подготовка к Исповеди – так человек начинает анализировать себя в присутствии Бога.
Многие называют совесть голосом Божиим в нас, но, как свойство человеческой души, она наверняка тоже в какой-то степени испорчена грехом. Нужно ли говорить, что совесть необходимо воспитывать в соответствии с Евангельскими нормами?
– Именно поэтому мы читаем Евангелие, апостольские послания, святоотеческую литературу.
Апостол Павел говорит: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Мы с вами направляемся в духовной жизни, читая Священное Писание, святоотеческую литературу, чтобы сравнить: «Далеко ли я ушел? Куда мне еще идти?» Вы правильно сказали: совесть можно воспитать под себя – тогда она не будет обличать. Она скажет свое слово первый, второй, третий раз, и если мы игнорируем голос совести – она замолчит. Когда скажет в другой раз? Большой вопрос… Уже нет навыка слушать совесть, и она махнула рукой: бесполезно.
Очень важно понимать, что в духовной жизни мы должны быть чуткими к себе. В том числе поэтому мы с вами молимся, находим для себя минутки тишины: совесть всегда говорит только в тишине. Дьявол всегда заводит на скорости, и когда мы торопимся со свершением тех или иных вопросов – ошибаемся.
Очень важно давать возможность совести говорить в тишине, в молитве. Очень важно причащаться Христовых Таин, а после Божественной литургии побыть в тишине: не закрыться ото всех, но минутки, часы побыть с самим собой. Благодать многое скажет именно после причащения Христовых Таин.
Мне кажется, даже просто пребывание в храме успокаивает шум мыслей, открывает голос совести, который, я понимаю, станет голосом Божиим в нас, когда мы устраним все препятствия на его пути.
– Да, мы должны устранить все препятствия, но, наверное, в нашей мирской жизни это нереально.
Мы находимся на передовой в духовной жизни. Монашествующий может уединиться и действительно нести благодатное послушание в Церкви, а для мирских людей это очень непросто: мир сейчас живет на таких скоростях, что нет возможности передохнуть, немножко опомниться, куда идешь...
Я думаю, что это мир делает специально, чтобы мы забыли о себе, своем предназначении, ведь тогда человек хватается за все дела, не задавая себе вопрос: «В чем смысл того, что я делаю?» О смысле сегодня, как правило, не говорят – некогда: нужно зарабатывать деньги на жизнь, отвозить детей в школы, давать им дополнительное образование. Сейчас очень много таких условий...
Как понять, как мы освободим путь своей совести к Богу? Как, когда все меняется? Наверное, поэтому святые отцы говорили: в последние времена верующие люди будут спасаться скорбями – не столько подвигами, сколько скорбями. Посмотрите, что сейчас происходит: тревожное время, все очень беспокоятся – как в Священном Писании говорится, люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий. Они сейчас не знают, что будет завтра. Мне кажется, тревожное время в этом отношении спасительно: Господь нас спасает другими способами, нежели святоотеческими подвигами Древней Церкви.
Как Вы думаете, если в нашем современном мире так много шума и страха, почему люди не идут в храм, где можно «поставить на паузу» шум и страх, на какое-то время собраться с мыслями? Я часто советую людям: «Придите, хотя бы просто постойте – и вы уже на секунду успокоитесь». Они находят тысячи других решений и не идут. Почему?
– Все непросто… Чтобы прийти в церковь, нужно, чтобы благодать Божия позвала. Все мы осознаем, что мирской шум губителен, но хотим ли мы от него отказаться? Тоже большой вопрос. Многие не хотят от него отказываться: им нравятся эти скорости, которые позволяют в том числе забыть о себе. Ведь незнание себя – сладкий сон.
Чтобы прийти в храм, нужно, чтобы позвала благодать Божия. Неслучайно Господь говорит в Евангелии: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Это ответ на многие наши переживания, почему наши родственники, близкие не ходят в храм Божий.
Когда человек приходит в храм Божий, причащается Святых Христовых Таин, то по своему опыту знает, что вкушает Жизнь (особенно когда переживает скорби). Мы по своему опыту знаем, что Божественная литургия целительна. Но почему миллионы не прикасаются к этому лекарству, а желают излечиться шумом, телевизором, суетой?
Когда люди приходят в храм Божий, они должны понимать – не они пришли: благодать Божия их позвала. Часто человек по гордыне отказывается от этого.
Люди не могут понять, почему им разрешено причащаться Святых Христовых Таин, а на святки и Светлой седмице причащаться без Исповеди и поста: «Это же надо заработать…». Люди не понимают, что Бог дает подарок: ты в Церкви – это уже подарок, и миллионы людей не знают дорожки в храм.
Почему так происходит? Я думаю, что у каждого ситуация индивидуальна. Иногда (даже чаще) бывает так, что человек должен насытиться и скорбью, и суетой, чтобы пойти в храм. Пока насыщения нет, он не чувствует потребности пойти в храм. Обратите внимание: есть потребность в религиозности – он обращается к различным религиозным течениям, но только не к храму.
И буддизм, и другие религиозные течения, духовные практики рассказывают (как принято сегодня) по полочкам, что нужно делать, чтобы уйти от суеты. Церковь так не предлагает – у нее есть всего лишь несколько инструментов. Один из них послушание – самая страшная добродетель современного мира.
Люди не хотят связываться с послушанием. Почему не хотят? Потому, что оскудела любовь. Поделиться не хочется: я – центр вселенной. Церковь и святые отцы говорят: основа душевного и духовного мира (как пишет преподобный Марк Подвижник) – послушание. Это немыслимо для современного человека, поэтому он начинает придумывать другие пути, увлекаться другими деланиями, забывая, что многоделание, как святые отцы говорили, – признак уныния. У современного и церковного человека совершенно другие ритмы жизни.
К тому же мы не имеем права забывать, что дьявол все сделает, чтобы человек не пришел в церковь – в нас заинтересован не только Господь, но и дьявол: нужно понимать, что за нас борется и темная сила.
Мне вчера задали вопрос: «Я интересуюсь вопросом доказательства бытия Бога, читаю литературу. У меня есть знакомые экстрасенсы, знакомы практики других религиозных течений. Насколько такая литература может присутствовать в моей квартире?» Ни в коем случае. Оказывается, эта литература, которую ты еще не читаешь, привлекает нечистую силу. От этой темноты, черноты нужно избавляться – поэтому мы освящаем квартиру как место присутствия Бога. Там, где есть свет, тьме нет места.
Я так понимаю, что это связано, в частности, с тем, что присутствие этих книг привлекает твое внимание и ты впускаешь нечистую силу, дьявола в свою жизнь, начинаешь об этом думать, размышлять. Потом заинтересуешься, почитаешь, и твой акцент смещается с Бога на дьявола.
– Дьявол не призывает нас к откровенно негативному: он всегда свою ложь прикрывает правдой. Мы настолько неопытны духовно, что, как дети, готовы согласиться на эту «правду», съедая ложь. Нужно быть очень осторожным. Посмотрите на лица тех, кто изображен на этих книгах, – это всегда «черные» люди. И посмотрите на церковных людей: мне кажется, просто визуальное сравнение человеческого облика показывает, где свет, а где тьма
Почему эти практики востребованы? Сегодня я шел на станцию и видел объявление: «Гадания» – и номера телефонов. Почему это востребовано и люди быстрее идут к экстрасенсам?
– Это самый легкий путь решения проблем. Кажется, что, зная причину происходящего, ты можешь выпутаться из тех трудностей, в которых оказался. Интуиция правильная, только дьявол показывает не ту причину: он указывает на конкретного человека. Церковь говорит: даже враг – тот, за кого мы призваны молиться. А дьявол конкретен – он говорит: это сделала твоя соседка, поэтому ты теперь страдаешь.
«Навела порчу»?
– Примерно так. Но я заметил, что у дьявола есть две причины и две цели, почему он привлекает человека именно к этим практикам (к экстрасенсам и гадателям).
Первая – отвратить от Церкви. Хотя иногда гадалки говорят: «Иди в храм, поставь свечки и подзарядись той энергией, которая присутствует в храме», конечная цель дьявола – обязательно отвратить от Церкви. А вторая – довести его до самоубийства: так ввергнуть его в проблемы и в уныние, чтобы он отчаялся и закончил жизнь самоубийством.
У экстрасенсов сначала возникает подобие решения, но потом человек приходит к такому финалу...
– Появляется видимость решения проблемы, но это решение в конечном итоге приводит в тупик. Дальше человек начинает томиться, унывать, а потом отчаиваться. Я знаю такие случаи. Мне пришлось некоторое время в Сергиевом Посаде быть у отца Германа (Чеснокова), Царство ему Небесное, – он совершал отчитки. Это страшные истории, когда человек оказывался одержимым в сложной духовной ситуации после обращения к экстрасенсам и гадалкам.
Одержимость – это нездоровье духовное и телесное. Знаменателем одержимости является глубочайшая тоска и уныние, когда не видно никакого выхода. После этого нужны годы церковной жизни в послушании, чтобы человек хоть как-то оправился, поднял голову и с надеждой посмотрел в будущее.
Заключительные слова, итоги беседы.
– Я бы хотел всем пожелать терпеливого отношения друг к другу. Время сейчас непростое, и одна из главнейших добродетелей православного христианства в наше время – умение терпеть другого человека. Без этого невозможно мирное сосуществование. Нам сейчас не до подвигов, но единственное, что мы можем, – это сеять вокруг себя мир и терпеливое отношение к окружающим людям и обстоятельствам. Пусть Господь нас умудряет к такому смиренному и терпеливому шествию по жизни.
Записали:
Софья Горбачева
и Ирина Обухова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.