Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1145) → Протоиерей Александр Березовский: В Боге заключены все наши радости, надежды и упования

Протоиерей Александр Березовский: В Боге заключены все наши радости, надежды и упования

№8 (1145) / 21 февраля ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос от телезрительницы Варвары из Москвы: «Как православному человеку пережить расставание? Что можно себе говорить, какие молитвы читать, в чем себя убеждать? Встречались молодой человек и девушка и по какой-то причине расстались – и это очень болезненно. Психологи говорят одно, но хотелось бы услышать, как батюшка советует пережить болезненный разрыв с любимым человеком. Какие найти слова, как обратиться к Богу? Что переосмыслить в жизни?»

– Такой жизненный опыт помогает многое переосмыслить в своей жизни. Как правило, влюбленность очень сильно ранит. Человек требует взаимности, очень часто не получает ее и страдает от неразделенной любви. Да, молодые люди расстаются очень часто, это обычное дело. Потом кто-то страдает.

Как утешить? Что рассказать? Хорошо, если человек церковный, если он знает о Боге, знает слова из Евангелия… Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Можно обратиться к Богу: «Господи, я один из тех, кого Ты призвал, я обременен неразделенной любовью, моя душа скобит и страдает. Я прошу Тебя, упокой мою душу, чтобы мне принять это расставание и перестать мучиться». Хорошо, когда можно сделать так.

Если человек нецерковный, мы пытаемся утешать его какими-то земными словами. Как правило, врачует душевную боль время: слова мало утешают, когда боль сильная. Человек признателен людям, что они разделяют с ним его скорбь, выражают ему соболезнования, что они рядом. Часто такому человеку нужно быть с кем-то рядом, ведь одиночество еще больше его угнетает.

Если вы хотите утешить страдающего, побудьте с ним рядом: не навязывайте ему свои рецепты, как это пережить, – просто послушайте его. Часто такие люди ни о чем другом говорить не могут, только о своих переживаниях, – изливают душу, и становится полегче.

Бывает расставание, когда смерть разлучает людей. Без церковного понимания смерти трудно ее принять. Бывает, что люди любят друг друга, счастливы вместе, но вдруг один умирает и его смерть делает глубоко несчастным другого. И это может быть на всю оставшуюся жизнь… Как утешиться, как принять такую жесточайшую несправедливость? Бог врачует такие раны, Бог помогает преодолеть те трудности, которые возникают в связи с этим. В Боге заключены все наши радости, надежды и упования.

Часто в жизни мы относимся к Богу поверхностно: когда что-то нужно – обращаемся, когда нет нужды – забываем. Если мы будем постоянно жить с Ним, то любое жизненное испытание, разлука или смерть близкого, будет переживаться гораздо легче.

Вопрос от телезрительницы Ольги: «Не получается любить всех, – все равно к каким-то людям тянешься больше, а если тебя осуждают, ругают, то сразу негатив. Как научиться любви?»

– Я вам отвечу словами нашего любимого отца Димитрия (ему этот вопрос частенько задавали). Он говорил: «Если в тебе нет любви, ты поступай так, будто она в тебе есть». Вот человек тебя о чем-то просит, а у тебя к нему не то чтобы любовь, а даже неприязнь, ведь он вмешался в твои планы, чего-то от тебя хочет, но ты сделай так, будто в тебе есть любовь: не откажи ему, а пойди навстречу.

Если мы будем так себя постоянно упражнять, понуждая поступать по любви, то потихонечку в нас любовь появится.

В ребенке есть любовь только к самому себе – дети очень эгоистичные. Если ты им что-то даешь, они готовы тебя благодарить, но стоит им отказать в их капризах, они тут же надувают губы, обижаются… Если себя понуждать поступать по любви, то обязательно все получится.

Апостол Павел учит нас: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. А как достичь этих чувствований, когда внутри возникает злость? Господь учит нас, как мы должны поступать, – Он говорит: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся, и Он не добавляет «если ты этого человека любишь или он тебе приятен». Нет, это касается каждого, с кем нас сведет жизнь. Если мы будем следовать слову Божию и так поступать, то Господь сотворит в нас любовь. Не может человек ее сам в себе родить: это действие Святого Духа.

Когда поступаешь по заповеди Божией, то вместе с человеческой волей действует и благодать Святого Духа, Который творит в нас качества, которые мы называем христианскими добродетелями. Никто сам по себе не может стать смиренным, кротким, терпеливым, великодушным, снисходительным, – нет. Если человек будет к этому стремиться и себя понуждать, то благодать Божия сотворит его таковым.

«Если не можешь полюбить, то делай так, как будто любишь»: не притворство ли это?

– Нет, какое же тут притворство? Напротив, ты преодолеваешь в себе недоброе чувство, которое рождается от твоей греховной привычки, идешь против нее.

Например, кто-то сказал неприятную мне вещь, и меня распирает ответить ему какую-нибудь гадость, но я себя удерживаю.

Апостол Павел сказал: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем», – я вспоминаю слова апостола и решаю, что не буду отвечать злом на зло, делаю над собой усилие и прошу Господа помочь мне и дать силы. Какое же тут притворство? Напротив, в этот момент и происходит борьба со злом внутри себя. Ответить на зло – это попытка укротить внешнее зло, а не ответить – это укротить зло, живущее в самом себе.

Вопрос от телезрителя: «Как правильно себя вести, если тебе приписывают то, чего ты не делал, не думал, не говорил? Смириться или пытаться отстоять себя?» Немного перефразирую: отвечать на внешнее зло или перетерпеть и бороться со своим внутренним злом?

– То, что вы перечислили, называется клевета. Каждый человек в своей жизни сталкивается с клеветой, иногда злонамеренной, иногда по незнанию, когда показалось что-то, он сам в это поверил и представляет как некий факт, хотя этого не было. Как с этим быть?

Последствия клеветы могут быть действительно серьезными: например, человеку грозит тюрьма. Может ли он себя защитить и должен ли? Да.

Если ты можешь представить факты, опровергающие клевету, и тем самым склонить суд к тому, чтобы отменить наказание, почему же нет?

А бывают просто бытовые моменты, когда доказать все равно ничего не получится: сколько ни говори, тебе все равно никто не поверит – людям проще поверить в ложь, в клевету, чем в правду; или бывает, что человека когда-то на лукавстве поймали и теперь ему не верят. Здесь только потерпеть, молясь Богу, чтобы Он разрешил эту ситуацию. И Он ее обязательно разрешит: будет какое-то обстоятельство или появится кто-то, кто встанет на вашу сторону и сможет вас защитить от клеветы.

Все зависит от того, что происходит. Человека могут уволить с работы из-за клеветы, а ему трудно устроиться на новую работу: предпенсионный возраст или специальность уникальная. Без работы остаться – беда… Конечно, нужно попытаться отстоять свою правду.

Но только имейте в виду: если в ваших поступках есть хоть небольшой элемент неправды, то вам не поверят. Поэтому важно в жизни всегда соблюдать чистоту и честность. Если вы будете среди людей иметь репутацию честного человека, вам скорее поверят, чем если вы будете иметь репутацию не всегда честного: тогда вы будете страдать, причем скорее не от клеветы, а от собственной нечестности – она может сработать против вас. Ты когда-то соврал, а теперь это тебе вернулось.

Вопрос от телезрительницы: «Как мне избавиться от депрессии без врачей, чисто духовно?»

– Иногда это невозможно. Депрессия затрагивает не только духовную составляющую человека, но и психику.

Важно правильно диагностировать степень депрессии и подобрать медикаменты. Есть легкие антидепрессанты, которые помогут не впасть в тяжелое состояние. Хорошо, когда человек знает Бога, ходит в церковь, молится, исповедуется, причащается, читает Евангелие, ведет полноценную церковную жизнь. Это замечательно, но этого бывает недостаточно – и здесь не очень тяжелые препараты могут принести пользу.

Бывает, кто-то сам не может управить этот процесс. Умом понимает, что такое состояние ничем не оправдывается, что все хорошо и нет никаких причин впадать в депрессию, но она как болезнь, как насморк, как температура. Если у меня температура 39, можно ли обойтись только молитвой, без лекарств? Попробуйте, – но лучше все-таки принять лекарство, которое назначит врач. Тогда болезнь скорее от вас отойдет, вы поправитесь и встанете на ноги, а так вы можете схлопотать еще и какие-то осложнения, от которых потом будете еще долго страдать: болезнь закончится, а вы будете еще два месяца бороться с осложнениями...

Здесь очень важен грамотный совет врача. Хорошо, когда есть знакомый врач, который подойдет к твоей болезни не формально: будет знать ее течение на протяжении долгого времени и расскажет, какие лекарства можно, какие нельзя, в какой дозировке.

Очень опасно быть в депрессивной ситуации без лекарств – это может закончиться психиатрической больницей.

Надо различать депрессию и уныние. Уныние можно победить духовными средствами?

– Хорошо, если умеешь это различать. Но среди обычных прихожан далеко не каждый различит. А если запустить депрессию, тогда можно попасть в психиатрическую больницу, и там уже будете подчиняться тому, что вам будут давать и колоть. Оттуда люди выходят тоже не совсем здоровыми и потом долгое время восстанавливаются. Но, бывает, острота ситуации требует применения тяжелых лекарств.

Если у вас возникла какая-то ситуация, хорошо бы прийти к батюшке и сказать: «Меня уже который день не отпускает уныние». Он с вами побеседует, может быть, порекомендует опытного врача, даст какие-то советы.

Как мы боремся с унынием? Есть такая заповедь: за все благодарите. Часто человек, когда огорчился чем-то, никак эту ситуацию от себя не отпускает, все время возвращается умом к тому, что было, и раз за разом переживает какие-то неприятные события, отчего сползает в унылое состояние. А если посмотреть на ситуацию по-другому? Без Бога она бы не произошла. Бог ее попустил – значит, так должно быть и это мне полезно, так нужно. Должно быть доверие к Богу, Который попускает те или иные жизненные ситуации, дает возможность не сползти в уныние. И даже если человек расстроился, он быстро из этого выходит.

Как правило, попуская какие-то испытания в жизни, Господь быстро компенсирует те потери, которые человек несет. Очень часто так бывает. Ты что-то потерял, попал в аварию, машину разбил, денег на ремонт нет, на новую не накопил, а она нужна каждый день по работе и детей возить. А потом, смотришь, Бог дает все, чего у тебя не было, восстанавливает убыток.

Это в первую очередь испытание веры, и ты говоришь: «Господи, слава Тебе, что так произошло, что Ты мне такой урок преподал, все мне во благо», – и сразу на душе как-то полегче стало, а проблемы, которые возникли в связи с этой ситуацией, начинают решаться.

Часто бывает, что человек как бы клевещет, но ненамеренно. Если мы о чем-то спросим у ссорящихся, они нам расскажут две разные точки зрения. Клевета ли это?

– В чем-то да. Особенно когда люди дают друг другу характеристики. «Этот подлец, злодей, врун», – а на самом деле другой совсем не до такой степени плох. Поэтому то, что говорят друг про друга спорящие или ссорящиеся, это клевета. Лучше в такой спор не вступать.

Если чувствуешь, что кто-то настроен агрессивно, лучше перетерпеть его агрессию: он может говорить какие-то глупости, гадости, но его не переспоришь – любое слово в ответ будет вызывать новую волну агрессии. Каждый знает по себе, как трудно удержать раздражение: пока силы не закончатся, человек будет говорить, хотя уже и говорить-то не о чем. Мы с этим сталкиваемся каждый день...

В вечерних молитвах мы просим: «Господи, дай мне терпение, снисхождение, великодушие, кротость». Надо их проявлять – отнестись снисходительно к немощи такого человека, проявить к нему великодушие, когда он не прав.

Как часто мы попадаем в беду из-за того, что не хотим оказать великодушия, и потом сами от этого страдаем: это сплошь и рядом. Причем потом это долго тянется, когда приходится восстанавливать порушенные отношения: люди злопамятные (это только на Исповеди говорят: «Я не гордый, не злопамятный – я хороший», – но все в разной степени злопамятные). Здесь лучше потерпеть от своего близкого злопамятность, а самому не проявлять ее. А как еще? Дальше все равно жить или работать вместе. Коллеги не разговаривают, соседи живут на одной лестничной клетке и не общаются, не здороваются – или в семье даже «доброе утро» друг другу не говорят: как будто не замечают другого. Что это за жизнь такая?

И нельзя сказать, что в этом виноват кто-то один. Всегда как минимум двое.

Вопрос телезрительницы: «В Евангелии Иисус Христос говорит, что у нас и волосы все на голове сочтены. Так вот, нашу физическую жизнь забирает только Он? Никого не надо винить – ни врачей, ни водителей на дороге и так далее? Даже забирает тех, кто не покаялся, застает врасплох. Только Он забирает жизнь?»

– Жизнь и смерть исключительно в руках Божиих – это так.

Буквально несколько дней назад была новость: девочка-подросток упала с 22-го этажа и осталась жива (а кто-то упал со стула и разбился насмерть). Наверное, травмы получила, но жизнь Бог сохранил.

Жизнь и смерть исключительно в руках Бога.

Говорят: врачи лечат, а Бог исцеляет. Никакой врач, самый знаменитый и лучший, не может исцелить – он может поставить правильный диагноз, назначить правильное лечение, подобрать правильные лекарства. Исцелит только Бог. Сами врачи часто говорят, когда пациент выздоравливает: «Благодарите Бога – это чудо». Видно, была такая ситуация, что он был на волосок от смерти – Бог его спас. А кому-то Бог попустил в этот момент перейти в мир иной. Почему? Это исключительно вопрос к Богу – Он один ведает, кому и когда быть призванным на суд.

Поэтому мы молимся, чтобы Бог избавил нас от напрасной и внезапной смерти. А что значит «внезапная и напрасная»? Это когда человек умирает без покаяния. А почему напрасная? Он потерял надежду на вечную жизнь: жил-жил – и ничего не нажил, муку вечную приобрел. Напрасная смерть… А если он наследует Царствие Небесное, то никак эту смерть не назовешь напрасной. Это величайшее приобретение – жизнь вечная. И совершенно не так важно, в каком земном возрасте человек ее обрел. Нам иногда кажется, что в 80 лет – уже можно, в 90 – уже пора, а про 70 лет сейчас говорят: «Молодой еще – мог бы пожить» (а если в 50, говорят: «Этот вообще молодой»).

А святой великомученик Пантелеимон во сколько лет свою жизнь отдал? В 26. И что – он мало пожил, что ли? Важно, как: он вошел в жизнь вечную. Там уже нет ни месяцев, ни лет, ни минут, ни секунд – там уже все вечно.

Один Бог ведает, в какой момент своей земной жизни человеку лучше перейти в вечность: Бог судит не как человек. Если мы можем собрать все факты чьей-то жизни, по минутам проследить все поступки – и добрые, и злые, собрать воедино, потом свести в некую таблицу, расставить плюсы и минусы и выявить общий результат, чего там больше, это все равно ни о чем не говорит: Суд Божий совсем иной, чем человеческий. Поэтому Бог не пускает нас в тайну жизни и смерти – Он учит, как нам здесь должно жить, а когда нам умирать и что нас ждет после земной жизни – это в Его власти. И слава Богу!

Почему многие умирают без покаяния, Причастия?

– Не хотят. Бог всех призывает – как сказано, Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Но люди ее не ищут – она им неинтересна. Поэтому каждому Бог обязательно предлагает и исповедоваться, и Евангелие почитать. Но нет. Иногда человек придет в храм, может быть, раз в жизни исповедуется, потом отступает: опять ему это как-то не нужно. И так жизнь заканчивается без покаяния.

И опять же, мы не судим этого человека. Нельзя сказать, что вот этот в храм не ходил, не молился, водку пил, матом ругался, своих домашних обижал – все, быть ему в аду. Не знаем. То, что он на земле жил в аду, – это абсолютно точно. Но что будет с ним после смерти – никому из нас не дано судить. И лучше этим не заниматься.

Еще вопрос от телезрителя: «В Евангелии Господь говорит: возьми свой крест и следуй за Мной. Как понимать эти слова?» (я так понимаю, что они могут продолжить наше обсуждение гордыни).

– Под крестом подразумеваются все тяготы жизни человека. Поэтому нужно со смирением и благодарением Бога нести этот крест: кому болезнь, кому какое-то нестроение, кому-то не очень счастливый брак (жена попалась сварливая или муж раздражительный) – терпи, смиряйся: это твой крест.

У одного дети послушные, а у другого очень своенравные и строптивые. У одного теща золотая – никуда не лезет, только если спросят или позовут, а у другого наоборот – она во всем глава, без ее слова ничего не делается. Неси этот крест.

Если человек с раздражением ко всему относится, крест-то все равно нести приходится, – но только он не спасает: спасает только тот, который несешь со смирением.

Не нравится («несправедливо, тяжело, у других иначе»), возникает вопрос: «За что мне такое?» Да не «за что», а «для чего» – Бог не считается с человеком: «Ты тогда столько греха натворил, вот тебе воздаяние», Он знает, кто и сколько натворил. Главное, чтобы человек не потерял вечность и, когда придет его час из этой жизни перейти в вечность, наследовал вечную жизнь. Об этом Бог печется, дав каждому из нас свой крест.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс