Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Молодая женщина написала о своей истории, и хочется чуть подробнее об этом поговорить.
Женщина пришла с ребенком в храм на Литургию, на Причастие, и ребеночек стал сопротивляться, кричать. Батюшка спросил у мамы: «Давно ли Вы причащались?» – «Давно». Он ей говорит: «Давайте Вы сначала подготовитесь, придете, а потом уже и ребеночка принесете». Это обидело женщину, она восприняла это с сердечным переживанием – «меня оттолкнули». Давайте подумаем...
Когда священник стоит с Чашей, он как сапер, у которого такая драгоценность: нельзя ни капли уронить. Это такая тонкая работа – не дай Бог какое-то резкое движение… Разбирать с Чашей в руках какие-то ситуации сложно, а если ребенок активно сопротивляется ручками, ножками, кричит, – не дай Бог Чашу заденет. Поэтому батюшка перестраховывается.
Но почему ребеночек так Христу сопротивляется? Какие у него внутренние переживания? Да, непривычная обстановка. Но ведь, например, в общественном транспорте он так не кричит, хотя там тоже много людей. Священник, как специалист, видит причину: она в нецерковности родителей.
Ребенок связи со Христом не теряет из-за безгрешности: его покрестили, причастили, он в отличие от нас эту благодать хранит – это у нас душа вся в язвах, ранах и пробоинах, нам обновление (покаяние, Причастие) регулярно необходимо.
Но если семья нецерковная? Если дома ребенок не чувствует благодатной поддержки через молитву, Евангелие и направленность человеческой жизни ко Христу, думать, что после Причастия с ребенком что-то такое произойдет, неправильно: это суеверие.
Дети воспитываются примером и состоянием души родителей. Если маме Христос не нужен… Отсутствие у Чаши – симптом того, что Христос не нужен (если человеку что-то нужно, например, купить, он стену проломит, найдет способ приобрести желаемое). А если тебе нужен Христос для твоего чада, – измени свою жизнь.
Иногда полезно получить какой-то «стоп» – это заставляет задуматься: «Что такое? Что случилось?» Да, это неприятно и, может быть, где-то смирительно. Ну так смирись – не виноватых ищи, а доверься Церкви и Богу. Господь тебе сказал нечто через священника? Задумайся и послушайся.
Нужно родителям задуматься, озаботиться и самим начать целенаправленно к Чаше готовиться – через огласительные беседы, духовное чтение, подготовку к Исповеди и исправление грехов, которые мешают быть у Чаши. Тогда мама раз причастится, второй, а в третий, может быть, ребеночек на руках посмотрит – и сам ротик навстречу таинству откроет.
На днях были в одном из направлений Службы милосердия – «Помощь бездомным». Там есть квартира, где живут путешественники, которые хотят вернуться к нормальной жизни. Помолившись, стали разговаривать. И один из братьев говорит: «Батюшка, подскажите, чем отличается крещеный человек от православного?»
Казалось бы, синонимы, – а вопрос очень глубокий, ведь у нас в стране крещеных приблизительно 100 миллионов: все они православные?
У слов «крещеный» и «православный» разные смыслы: Крещение – это зерно, начаток, потенциал, а «православный» – развитие потенциала (я так себе это представляю). Лучше сосредоточиться на слове «православный»: что это такое, кто такой православный? «Правильно славящий» – как это? Читать правильные тексты или правильно молиться? Как правильно славить Бога и как стать православным? Это ведь тоже проблема.
Крестившись, мы можем так и застрять, думая, что этого достаточно, – человека спрашиваешь: «Ты в Бога веришь?», а он отвечает: «Да, я крещеный». Понятно, что крещеный, но Гитлер был крещеный, и Ульянов-Ленин тоже был крещеный, и Иосиф Виссарионович тоже. И что дальше? Крещение – не гарантия, что из этого что-то доброе получится.
«Да, я крещеный». – «Нет, ты в Бога веришь?» Вера должна в чем-то выражаться и, выражая свою веру, человек должен прийти к православному состоянию души, образу жизни – реакциям на какие-то вызовы.
Мне кажется, можно поду-мать о словах, которые Господь сказал всем нам: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. «Прославляли» – и «славный»! Вот принцип жизни православного христианина: чтобы люди видели, слышали, чувствовали, ведь иногда можно ничего не говорить и даже ничего не делать – просто быть.
Нужно, чтобы люди, видя вашу жизнь, не вас прославляли, а чтобы они говорили: «Ничего себе… это да! Почему вы так живете? Это абсолютно не укладывается в нашу мирскую человеческую логику, где все четко, понятно, предсказуемо: «наглость – второе счастье», «не своруешь – не проживешь», а ценности тоже определены: взять от жизни все» – особенно если встречается с реальным проявлением любви – не лицемерной, чтобы что-то поиметь, а как апостол Павел говорил: я ищу не вашего, а вас. У него возникает большой вопрос, происходит слом стереотипов: «Как это? Я так не могу. А эти люди – почему они способны так любить?» Появляется стимул искать Источник этой любви – и человек обращается к Богу.
Да, между крещеным и православным разница огромная: сотворил Бог человека по образу Своему, а до подобия человеку еще надо дорасти – взобраться на эту вершину. Желаю всем крещеным стать православными.
Помогай нам всем Господь!
Записал:
Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-30-noyabrya--;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-10-dekabrya--
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.