Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1138) → Протоиерей Димитрий Кулигин: Для человека верующего эти песнопения – реальная молитва, а не просто культурное наслаждение

Протоиерей Димитрий Кулигин: Для человека верующего эти песнопения – реальная молитва, а не просто культурное наслаждение

№1 (1138) / 1 января ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, искренне рад Вас приветствовать на заснеженном Урале. Погода радует: и снег, и мороз...

– Я сам рад быть здесь – у нас в Петербурге нет такой шикарной зимней погоды. Лично я соскучился по такой зиме и с удовольствием скрипел снегом под ногами.

Что привело Вас в эти дни в Екатеринбург?

– Может быть, это звучит высокопарно, но я бы сказал, что привел Промысел Божий. У меня была давняя идея, которая реализовалась в «Мироносицких встречах любителей знаменного пения». Эти встречи проходили много лет, и было достаточно раз собраться. Но в итоге желающих стало столько, что встречи переросли в фестиваль. Впервые фестиваль состоялся в прошлом году, кстати, с мощной поддержкой телеканала «Союз» в такое непростое время.

В этом году у нас тоже был фестиваль, он начался после Пасхи – традиционно днем открытия был день жен-мироносиц, воскресный день. Фестиваль разделен на две сессии: 1-я сессия – весенняя, 2-я – осенняя. К осенней сессии мы получили массу заявок на участие в фестивале, в том числе мне предложили обратить внимание на Екатеринбург – мол, посмотрите, как в Екатеринбурге чудесно поют, в частности в Ново-Тихвинском женском монастыре: я действительно обратил внимание. Помимо того, что мы занимаемся в первую очередь знаменным распевом, нам дорог и византийский распев, который как раз звучит в этом монастыре в Екатеринбурге.

Телеканал «Союз» – один из искренних наших помощников в информационном плане: все наши значимые мероприятия всегда снимают, берут интервью. Но мы никогда не были в Екатеринбурге, где как раз находится центр телеканала «Союз», и Господь так сподобил, что мы постарались эту поездку организовать: хотя она не была запланирована, мы приложили все усилия, чтобы здесь оказаться. И оказались, слава Богу.

Расскажите подробнее о фестивале: его история многолетняя, но по факту он называется 2-м. Как сложилось, что фестиваль всего лишь 2-й, а история его продолжительная?

– Как я сказал, сначала у нас были «Мироносицкие встречи». Они были локальные – касались только Санкт-Петербурга.

Что на них происходило?

– Встреча тех, кому дороги наши традиции, знаменное пение допетровской эпохи. К знаменному пению у меня любовь возникла в 1990-е годы – и не только у меня, а у многих церковных людей. Когда у нас в храме зазвучал знаменный распев, мне захотелось, чтобы была возможность поделиться опытом: знаменный распев считается чем-то сложным, в современную эпоху даже диковинным. В Петербурге не так много на тот момент (это был 2006 г.) было хоров, храмов, где употреблялся знаменный распев. Для обмена опытом я и организовал первую встречу. А потом это так понравилось, мы так вошли во вкус, что встречи стали ежегодными: мы каждый год собирались в Неделю жен-мироносиц и общались.

В 2019 г. у нас был городской концерт – кстати, при поддержке телеканала «Союз» была трансляция. Тогда мы всех желающих просто не смогли вывести на сцену, включить в программу. Программа была очень большая, и кто-то остался, что называется, за бортом. Мне было очень жаль. Когда мы стали после концерта подводить итоги, решили, что на следующий год будет по-другому: как я уже сказал, мы переросли себя – выросли во что-то другое, пошли уже плоды наших встреч, мы вышли на более серьезный, более масштабный уровень.

В этом году фестиваль длится с мая по декабрь – практически год. Мы не просто вышли на такой масштабный уровень, но и функционально стали развиваться. Помимо концертной деятельности у нас естественным образом появились трансляции богослужений. Церковное пение предназначено для богослужения, и показывать, как оно звучит, нужно там, где ему и пристало звучать, а не только в концертном варианте.

У нас было достаточно много трансляций, практически каждую неделю, иногда дважды в неделю: когда люди не могли ходить в церковь, это было очень актуально. Концерты, увы, тогда были при пустых залах, но благодаря трансляциям люди могли насладиться песнопениями, которые исполняли разные хоры. Еще у нас были на тот момент мастер-классы online, круглые столы – формы самые разные: и более научного порядка, и популярного, если можно так сказать.

В этом году мы продолжили эти линии и online, когда нет другой возможности, и вживую, когда такая возможность появилась: в разных формах очень удачно выступаем, и охват стал еще больше – не только по времени проведения, но и по регионам (хотя нельзя сказать, что в прошлом году регионов было мало: Россия была задействована от Новосибирска до Калининграда). Кроме того, online выступали участники из Парижа, Бристоля и со Святой Горы Афон.

Международный уровень?

– Мы не называем это гордо международным фестивалем, хотя участники были и из-за рубежа.

В этом году мы больше сосредоточили внимание на нашем Отечестве – мы делаем это для наших соотечественников в первую очередь.

Я ни к кому плохо не отношусь и дело не в национальном признаке, просто я говорю на русском языке, молюсь на церковнославянском языке, и мне хочется в первую очередь заботиться о своей пастве. Сначала я заботился о своем приходе, потом – о своем городе (в знаменном ключе), теперь у людей есть в этом потребность (откликов было очень много), и я стараюсь заботиться и об Отчизне в целом.

Это получается – народ прибавляется и прибавляется: в сентябре люди подавали заявки, и их оказалось столько, что половину октября мы не могли все эти заявки даже нормально просмотреть. Один я бы не смог, я благодарен своим помощникам: команда – это очень важно.

Начинать такое большое дело и продолжать его в столь сложное время!.. Обычно люди ждут: может быть, потом, когда станет легче... Несмотря на все сложности последних 2-х лет, ваш проект развивается, захватывает все новые и новые территории. Как вам это удается?

– Сам не знаю. Как говорится, глаза боятся, руки делают. Этот принцип – основной. Когда все это на нас нахлынуло, я сначала вздрогнул, как от испуга, а потом подумал: есть Бог и есть мы, и мы пытаемся в таких сложных условиях делать благое дело. Когда полтора года назад фестиваль начался и пошли первые online-трансляции, народ со слезами благодарил – и я понял, что это просто насущная необходимость. Я посчитал своим долгом делать то, что мы задумали. Так как Господь поддержал и у нас ничего не рухнуло – значит, это действительно надо.

Как я понял, в Екатеринбурге вы делали трансляцию, снимали видеоматериалы, мастер-классы. Расскажите об этом чуть подробнее.

– Мы, как говорится, с корабля на бал: приехали в Екатеринбург и буквально через два часа уже делали трансляцию богослужения из Ново-Тихвинского женского монастыря.

До этого я слышал о монастыре очень много хорошего, как священник пользовался материальными благами (они шьют шикарные облачения, например), но я никогда не слышал их молитв. К сожалению, я как священник не мог служить – я был в том числе и оператором, и звук настраивал, но, когда я услышал, как они молятся, меня это просто потрясло...

Низкий поклон всем, кто создавал монастырь, поддерживает его, матушке-игумении, духовнику, всем сестрам. Слово «очарован» я не люблю (оно с духовной точки зрения несет негативный подтекст), но я восхищен и рад, что такой монастырь в Екатеринбурге есть – это большая ценность. К сожалению, не везде и не всегда можно не то что похвастаться, но порадоваться, что рядом есть такая обитель. У вас, слава Богу, она есть.

Пение в обители чудесное. Пение византийское. У них употребляется и знаменный распев с 1990-х годов (мы брали у монахинь интервью) – у них была склонность к византийскому распеву, они эту свою любовь реализовали достаточно: у меня было ощущение, что я нахожусь в Греции (правда, пели по-церковнославянски). Ощущение, что они проникли в византийскую культуру: это настолько естественно!..

Почему я и говорю, что концерт концертом, но для человека верующего эти песнопения – реальная молитва, а не просто культурное наслаждение. Это очень глубокий духовный эстетизм. Всем рекомендую и рекламирую этот монастырь, замечательное место (если кто-нибудь из сестер задумается о монашестве, то одной из моих рекомендаций будет именно этот женский монастырь в Екатеринбурге).

Так вот, мы записали в монастыре воскресную службу. Но при таком восхищении нам захотелось еще, и мы записали будничную, что называется, рядовую службу. Она не менее красива, умилительна и молитвенна, чем воскресная. Была у нас запись и колокольного звона. Кстати, наш фестиваль, помимо пения, занимается колокольным звоном: какая церковная служба без колокольного звона – каждый нормальный храм имеет свою колокольню, свою звонницу. Колокольный звон присутствует на наших мероприятиях.

Я приехал в Екатеринбург не один. У нас есть специалист по каллиграфии Маргарита Чувикина, она давала мастер-классы сестрам в обители и в школе при Успенском соборе. Настоятель собора протоиерей Евгений Попиченко – замечательный батюшка. Он, по мере своих возможностей, постарался нам помочь решить какие-то технические моменты, в том числе помог устроить мастер-классы для педагогов. Они прошли успешно и, надеемся, они еще будут: после такого успеха, думаю, мы в Екатеринбург еще приедем не один раз, мы уже говорим о перспективах на следующий год.

У нас есть где развернуться. Есть и православные гимназии...

– Привыкли, что все сосредоточивается в Москве, Санкт-Петербурге, в западных российских городах. Некоторым невдомек, что и на Урале есть такая жемчужина просвещения в духовном плане и в плане цивилизации. Я столкнулся с тем, что пробок у вас, по-моему, даже больше, чем у нас в Петербурге...

Екатеринбург один из городов – участников фестиваля, а какие еще города Вы посетили и планируете посетить?

– Разумеется, Екатеринбург – не единственный город. Конечно, это Санкт-Петербург. Москва – активный участник в этом году. Краснодарский край, где замечательный хор «Древняя Русь». В декабре должен поучаствовать грузинский хор (надеюсь, ничего не сорвется, – так что и ближнее зарубежье участие принимает). Если вернуться в Россию – Саратов, Самара, Чебоксары, Челябинск, Тольятти.

Как участвовать в вашем фестивале, подать заявку? Где прочитать подробности? Фестиваль ежегодный – дай Бог, все получится и на следующий год...

– Во-первых, у нас есть официальный сайт https://www.fv-istoki.ru/ . Во-вторых, есть телефон +7 (911) 957–53–73. Можно воспользоваться электронной почтой – она указана на сайте. Есть группы в социальных сетях («ВКонтакте», Instagram, Facebook), они активны. Трансляции выкладываются на YouTube, на канале нашего храма во имя Иконы Божией Матери «Державная»: там есть специальный отдел, посвященный именно фестивалю. Было бы желание, – а возможности есть.

Мне очень важна именно обратная связь. Просто самовыразиться мне неинтересно – мне важен отклик. Поэтому если кто-то хочет, желает поучаствовать, – пожалуйста. Если не в этом году, то в следующем милости просим: можно звонить, писать – много желающих принять участие в том или ином качестве.

В наше непростое время я сам (или наша группа) приезжаю в какой-либо город, регион, так и из регионов к нам могут приехать. Например, из Краснодара к нам приезжали с концертом. Также приезжал замечательный хор святого Пантелеимона из Москвы, руководитель – оториноларинголог Мария Исаева, замечательный регент и замечательный специалист. Она давала мастер-классы и семинары по поводу певческого аппарата. Когда я этого касаюсь, все время вспоминаю, что я как священник в свое время имел проблемы с голосом: многочасовые службы, Исповеди, разговоры, беседы – и голос у меня не просто подсел, а практически пропал. Специалисты (как Мария Исаева) мне помогли лет 15 назад. Так что мы занимаемся и такими проблемами: они сопутствуют церковному пению.

Кстати, каллиграфия тоже. Многие могут подумать: при чем здесь каллиграфия? У нас есть эксклюзивный мастер-класс по каллиграфии крюков, знамен. Все знают линейную нотацию, а у нас же была своя, родная, и мы говорим не просто о том, что есть какие-то крючки и закорючки, а как к ней относиться.

Как мы относимся к церковнославянскому языку? Откройте какую-то древнюю книгу, например, Евангелие: какие там буквицы, какой текст! Как красиво, бережно относились к тексту! Точно так же бережно относились и к нотной записи. Кстати, хор Ново-Тихвинского монастыря поет по нéвмам. Мало кто в наше время это умеет.

Даже не знаю, что это такое.

– Можно сказать, предтеча крюков, если говорить по-простому. Крюки базируются на этом – это наши русские невмы. Там своя греческая или византийская нотация, и они в монастыре не просто ее читают, а спокойно владеют ею. Как мы с вами говорим свободно на русском языке, так свободно они владеют византийской музыкальной письменностью; кстати, мы займемся и каллиграфией византийских невм. Так что ваш город принес нам очень много подарков, я отсюда буду уезжать просто окрыленным.

Вы с собой принесли замечательные материалы. Что это?

– Это буклет. Мы стараемся все отмечать, чтобы люди знали о прошедших мероприятиях и тех, кто в них участвовал. В прошлом году мы издали такой буклет с программой фестиваля, в нем указаны хоровые коллективы, которые в нем участвовали.

Здесь фотографии, короткий рассказ об участниках.

– Да. Вот такой красочный буклет нам удалось издать. Как я уже говорил, мы не просто поем, но пытаемся более углубленно и серьезно заниматься исследовательской деятельностью. И у нас вышел вот такой сборник фестиваля – «Церковное пение: традиции и современность».

Это сборник статей различных авторов. Среди них есть люди науки, в том числе преподаватели Санкт-Петербургской консерватории, других вузов, которые знают теорию древнерусских распевов или византийского пения. Например, если говорить о Византии, в этом сборнике есть замечательная статья Ирины Валентиновны Болдышевой (ее детско-юношеский хор в прошлом году отметил 30-летний юбилей) о византийской и древнерусской певческой традиции. Есть авторы из Санкт-Петербурга, Москвы. В этом году, надеюсь, нам тоже удастся издать буклет. Подозреваю, что он будет побольше: участников много. Надеемся, и сборник статей по следам фестиваля тоже удастся издать.

Буклет – это в каком-то роде памятная вещь для участников, организаторов, зрителей. А сборник – это уже прикладная работа, ближе к практической части...

– Да, это ближе к практической части, ведь этот сборник можно использовать.

Где его приобрести?

– Он бесплатный. Нам удалось его выпустить бесплатно, и в первую очередь он распространялся по библиотекам различных вузов – насколько я помню, больше ста экземпляров мы максимально постарались распространить. Вообще, такой сборник должен быть и в вузах Екатеринбурга. Но на всякий случай я Вам его подарю, чтобы в Екатеринбурге он точно был.

Спасибо большое!

– Это теоретико-практический сборник, который можно будет не просто прочитать, но и, исследуя знаменные, византийские традиции, как-то продвигаться вперед. Подарочные экземпляры сборника в храме у меня еще остались – если кто-то будет в Санкт-Петербурге в нашем храме во имя Иконы Божией Матери «Державная», милости просим: можем подарить.

Спасибо большое! Несколько слов о планах на ближайшее будущее...

– Мы сейчас ведем сложные переговоры и просчитываем, чтобы в связи с непростыми условиями, которые у нас есть, аккуратно прошли два мероприятия.

У нас был задуман еще год назад один авторский концерт. Петербургский композитор Евгений Петров написал произведение «Монастыри Русского Севера». За основу он брал расшифровки специалистов по знаменному пению и на основе этих расшифровок написал свое произведение. Многие не знают, но есть не только духовой, но роговой оркестр. Он возрожден в постсоветское время, в XIX в. был достаточно известен (но это отдельная тема – может быть, после этой премьеры мы об этом поговорим предметно). Так вот, в этом авторском концерте должны участвовать хор и роговой оркестр. Мы постараемся провести концерт в такой сложной обстановке. Надо все согласовать, чтобы все прошло гладко. Вот это первое, что планируется. Надеемся, в малом зале филармонии этот концерт все-таки пройдет.

Спасибо большое! Помогай Господь в ваших трудах, служении. Искренне надеемся, что все завершится так, как вы запланировали.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс