Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1138) → Протоиерей Владимир Волгин: Без святых отцов воспринять глубоко подвиг Христа мы не можем

Протоиерей Владимир Волгин: Без святых отцов воспринять глубоко подвиг Христа мы не можем

№1 (1138) / 1 января ‘22

Беседы с батюшкой

Каждый раз, готовясь к встрече, я понимаю, что формат наших бесед расширяется и сузить его никак невозможно. Сразу перейти к толкованию Священного Писания Нового Завета будет неправильно, неэтично по отношению к Господу нашему Иисусу Христу и Его подвигу, ради которого Бог воплотился и стал Человеком.

Мы пережили праздник Благовещения Господня и много других праздников, а сейчас переживаем время перед Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. Духом Святым получилось такое устроение Церкви, что после конца сентября, после праздника Воздвижения Креста Господня, следующие месяцы Церковь погружается в некую тишину, которая является предвозвестником Рождества Христова. Все погружается в тишину: Церковь, природа, может быть, отчасти и мы, если стараемся следовать за Христом и жить жизнью Церкви. Ощущение, что будет совершаться и совершается некая тайна, ее человек принимает на веру, но осмыслить не может.

Готовясь к передаче, я понял, что необходимо вкрапить в наши беседы святоотеческие размышления о двойственной природе Христа, ведь Он был Человеком по плоти, имел душу человеческую, а по духу был Богом. Святые отцы глубоко размышляют над двойственной природой Христа. И в Евангелиях о двойственной природе тоже есть почти прямые упоминания: в некоторых случаях Христос говорит, как Человек, а в некоторых – с силой Божественной, как Бог. Внимательно читающего Евангелие человека эта двойственность поражает и восхищает.

Итак, Христос «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Христос стал Человеком, чтобы искупить первородный грех. Мы себя своей жизнью унизили до рабского состояния. И совсем не случайно Христос был приговорен к повешению на кресте. Если хотите, это имело пророческую подоплеку: по плоти мы стали действительно рабами, и Господь возносит плоть (правда, Его плоть была безгрешна) на крест, а после Воскресения вместе с телом возносится на небеса.

Вы сказали, что плоть Его была безгрешна. Тем не менее Его страдания были реальные, Он страдал как Человек. Просто некоторые сектантские организации говорят, что, если тело безгрешное, значит, страданий фактически не было.

– Нет. Он испытал все муки человеческие. Если бы этого не было, не было бы Его слов на кресте, жажды, воскликновения, когда Ему поднесли губку с уксусом. Вместе с Его криком «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» и земля потряслась. На такой громкий крик, вопль Господа Иисуса Христа сотник, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек Этот был праведник. Вот такая сила, такая мощь звучала в голосе Христовом!

Если бы Он не страдал как Человек, тогда не ел бы и не пил, и не плакал, услышав о смерти Лазаря, и так далее. Человечество Иисуса Христа просматривается в Евангелии: это не призрачная плоть, но плоть Человека со всей ее болезненностью – Он испытал страдания на кресте как Человек и мучился на кресте как Человек.

Хочу напомнить, что приближается Рождественский пост: он длинный, будет продолжаться 40 дней, но он не такой строгий, как Великий. Этот пост (если мы будем правильно относиться к этим дням) подготовит нас к Рождеству нашего Спасителя, к торжеству для всей планеты Земля.

Может быть, я утомлю телезрителей своим чтением, но прочитаю из книги некоторые цитаты.

Напомните зрителям (кто-то, может быть, впервые смотрит нашу программу), что это за книга.

– Эта книга (1912 года издания) называется «Евангельская история о Боге-Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившемся нашего ради спасения», автор книги – протоиерей Павел Матвеевский. Пожалуй, это один из самых объемных трудов, посвященных теме воплощения Христа.

Итак, переходим к святым отцам. Можно было бы пересказывать своими словами цитаты святых отцов, но я не дерзаю: можно сказать неправильное словосочетание, и таким образом нарушится мысль или мой язык обеднит мысль святого отца.

«Святая Церковь выражала свою веру в вочеловечение Сына Божия как в символах, бывших в употреблении у древних христиан, и определениях Соборов Поместных и Вселенских, составлявшихся для опровержения заблуждений еретиков относительно Лица Богочеловека...».

Семь Вселенских Соборов были посвящены ересям, они закончились в 787 г.: I Вселенский Собор датируется 325 годом – эпоха Вселенских Соборов продолжалась почти 400 лет.

«...так и в изречениях святых отцов и учителей, излагавших православное учение. Сюда относятся те свидетельства святых отцов, которые вообще говорят о потребности и цели вочеловечения Сына Божия. Иисусу Христу надлежало воспринять человеческое естество, чтобы примирить падшее человечество с Богом умилостивительною жертвою на кресте, восстановить в человеке помраченный грехом образ Божий и научить людей истинному боговедению, освятить и обновить растленное грехом человеческое естество и избавить человеческий род от смерти и власти диавола. Как Ходатай и Посредник между Богом и людьми, Он имел, по выражению святых отцов, «сродство с Тем и другими» (свтт. Иоанн Златоуст, Ириней); как Искупитель, Он «приял на Себя тело, которое могло умереть, чтобы, как Свое собственное, принести его за всех» (свт. Афанасий Александрийский); как Учитель и Просветитель, Он «воспринял на Себя подобострастное нам, чтобы с большим удобством люди были научены» (свт. Кирилл Иерусалимский); как Восстановитель падшего человека, Он разрушил осуждение греха, «освятив подобное подобным» (свт. Григорий Богослов); наконец, как Победитель смерти и ада, Он «соделался тем, что и мы, дабы тленное наше поглощено было нетлением и смертное наше бессмертием» (свт. Ириней). Вопреки лжеучению еретиков святые отцы утверждали, что человеческое тело, воспринятое Господом, было истинное, а не кажущееся или только призрачное. Почитать человеческое естество во Христе мнимым, а не действительным, значит, по мысли святых отцов, отвергать истину смерти Его и нашего спасения, то есть разрушать дело Божие в самом основании».

Видите, насколько я проще выразился о теле Христовом и насколько глубоко и емко пишут святые отцы! Без святых отцов воспринять глубоко подвиг Христа мы не можем.

«Вочеловечение совершилось, – говорит святитель Кирилл Иерусалимский, – не в призраке, не мечтательно, но в действительности. Не как чрез трубу Он прошел чрез Деву, но истинно от Нее воплотился, истинно питался от Нее млеком, действительно подобно нам ел и действительно подобно нам пил. Ибо если вочеловечение было мечта, то и спасение – мечта». Если тело Господа, замечает преподобный Иоанн Дамаскин, «не одной с нами сущности и все, о чем повествует Евангелие, именно голод, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть, было не действительно, а только мнимо, – то и тайна домостроительства спасения есть призрак и обман, и Христос был мнимым и недействительным человеком, а мы спасены мнимо, а не действительно».

Притом, так как в падении человека преимущественно участвовала душа и человек пал всецело – телом и душою, то святые отцы доказывали, что Искупитель наш воспринял все естество наше – и тело, и душу.

«Утверждаем, – говорит преподобный Иоанн Дамаскин, – что вся сущность Божества соединилась со всем человеческим естеством. Бог Слово, создавший нас в начале, не отверг ничего, дарованного Им нашему естеству, но принял на Себя все: тело, разумную и словесную душу и их свойства, потому что живое существо, не имеющее одной из сих частей или одного из сих свойств, уже не человек. Так Целый целого меня воспринял, и Целый соединился с целым, чтобы целому даровать спасение».

Мы с вами беседовали и о пророчествах об Иисусе Христе, и о Его миссии, и о святых отцах, которые очень тонко и глубоко говорили об этой миссии. А сейчас, думая перейти уже непосредственно к Евангелию (но не сразу, не сегодня и не завтра), я понял, что нужно раскрыть еще некоторые страницы. Эти страницы не то чтобы из жизни Иисуса Христа – они о тех прообразовательных моментах, о которых сказано в Священном Писании Ветхого Завета, – о будущих событиях, связанных с воплощением Сына Божия на этой земле, о прообразах. Это очень интересно.

Смотрите, допустим, пока еще не углубляясь, как бы пунктирно: Моисей выводит народ из земли Египетской в Землю Обетованную. Так Господь вывел нас из тьмы греха тоже в землю, только в землю другую – в Царство Небесное, где человек вместе с покоем обретает особую благодать Божию, о которой можно сказать: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

Погибает ветхое человечество, впавшее в большие грехи, из-за которых Господь попустил Всемирный потоп на землю. Спасся только праведный Ной с членами своей семьи. Это тот ветхий мир, который человек, христианин, покидает, и после бурного моря житейской жизни он может оказаться в раю – в месте святости, где нет никакого греха.

Есть много других символов, прообразов, на которые не намекает, но которые утверждает Священное Писание. И это подтверждается – эти прообразы становятся образами, связанными в будущем с воплощением и жизнью Иисуса Христа как Богочеловека здесь, на земле.

Позволю себе опять обратиться к этой замечательной книге и прочитать очень важную формулировку о прообразах, что же такое «прообраз». Несмотря на то, что я уже давным-давно нахожусь в Церкви, я благодарю Бога и Вас за то, что Вы даете мне возможность углубляться в такой важный пласт исследований Священного Писания Нового Завета, а вместе с ним, так или иначе, я прикасаюсь и к Ветхому Завету.

Мы не возражаем – мы будем только рады.

– «Прообразование Иисуса Христа в Ветхом Завете» – так называется глава у протоиерея Павла Матвеевского. «Про-образование, по определению святого Василия Великого, есть выражение ожидаемого в уподоблении, которым надзнаменательно предуказуется будущее».

Замечательно, правда? Прямо святитель Филарет (Дроздов), который говорит о Промысле Божием, и вообще Катехизис.

«Так что, как замечает святитель Иоанн Златоуст, есть два вида пророчества: предсказание о будущем или делами, или словами». Мы уже упоминали о пророчестве об Иисусе Христе словами, а о пророчестве делами пока еще нет. «И много можно, – продолжает святитель Иоанн Златоуст, – находить в Ветхом Завете таких прообразов и предсказаний посредством дел. По изволению Божию ветхозаветным чадам были предуказаны предварительные образы и знаки, представлявшие собою события будущие, новозаветные, касающиеся Лица Иисуса Христа».

Прошу еще раз извинения за то, что приходится обращаться к чтению, но пересказать эти тонкие мысли я не в состоянии. Они очень важны для будущего и для сегодняшнего восприятия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, проживавшего 33 года земной жизни.

«Сам Иисус Христос и апостолы изъясняют многие места Ветхого Завета в значении прообразовательном и прилагают к событиям новозаветным. Апостол Павел вообще говорит о Ветхом Завете, что он имел сень грядущих благ, а не самый образ вещей. Здесь образ (выражение) заимствован у живописцев, которые, намереваясь представить что-либо на картине, сначала проводят только основные черты задуманного изображения, а потом уже налагают на сии черты различные краски, отчего изображение получает надлежащую ясность и выразительность». Смотрите, как замечательно!

Какие глубокие слова!

– «Понятие тени, приписываемое Ветхому Завету, означает первое легкое очертание изображаемого предмета. А понятие самого образа, относящееся к будущим благам, означает ясное и полное выражение того, что прежде представлено было только слабыми оттенками. При этом не надобно упускать из виду, что между прообразованием (это очень важная мысль) и прообразуемым не может быть совершенного равенства или сходства во всех частных чертах и отношениях. Прообраз, – говорит святой Иоанн Златоуст, – не должен быть совершенно чуждым истине, иначе он не будет прообразом. Но, с другой стороны, он не должен быть и равным истине, иначе он будет самою истиною, а должен оставаться в своих пределах, и не иметь всего, и не быть лишенным всего, что имеет истина. Ибо если бы он имел все, то был бы самою истиною, а если лишен всего, то не может быть прообразом, но он должен одно иметь, а другое оставить истине».

Потрясающие слова. Это нужно еще и еще раз повторять, чтобы ум усвоил эти глубокие истины.

«Прообразованиями Господа Иисуса Христа в Ветхом Завете служили лица (то есть люди), события (исторические), обрядность подзаконной Церкви». Вот совершенно замечательное определение того, о чем мы говорим и будем говорить. Я понимаю, что сегодняшнего нашего времени будет недостаточно для того, чтобы, во-первых, углубиться в эти преобразования, а, с другой стороны, перечислить хотя бы несколько из них.

«Святой апостол Павел именует первозданного Адама образом Иисуса Христа. В святом Писании с особенной ясностью раскрываются прообразовательные черты праотца человеческого рода. Адам был первенцем и прародителем нашим, почему и называется первым человеком. Последний Адам, Христос, есть также Первенец благодатного мира. И как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа – сверхъестественное, благодатное возрождение. Но вместе с тем, по выражению святого Афанасия Александрийского (имеется в виду Афанасий Великий), есть великое различие между Адамом вторым и Адамом первым. Первый – человек от земли, перстный, второй Человек – Господь с небесе. И когда, по создании тела человека, Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, то первый человек бысть в душу живу, между тем как последний Адам – Христос – в дух животворящ.

Второго Адама, толкует блаженный Феодорит, апостол назвал не живым, но животворящим духом, потому что всем подает жизнь и жизнь вечную. Первый Адам был сотворен по образу Божию, но второй Адам, Господь Иисус Христос, есть Сам образ Бога невидимого как Единосущный Сын Бога Отца. Впрочем, хотя до падения, при всем несравненном превосходстве первообраза, усматривается сходство Адама с Иисусом Христом, но после грехопадения первый человек утрачивает прямое, прообразовательное значение и делается как бы противоположностью своего первообраза.

Не якоже прегрешение, тако и дар – изъясняет апостол Павел соотношение между Христом и падшим Адамом. Аще бо прегрешением единаго мнози умроша, множае паче благодать Божия и дар благодатию единаго Человека Иисуса Христа во многих преизлишествова; Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единем Иисусом Христом. Темже убо, якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Якоже бо ослушанием единаго человека грешни быша мнози, сице и послушанием единаго праведни будут мнози (Римл. 5, 15, 17–19)».

Итоги будут в следующий раз, ведь мы только-только начали – я думал, что темы, которую я хотел развернуть, хватит на сегодня, но, как я понимаю, еще не на один день: это очень важная вещь, которую должен уяснить для себя каждый христианин. Пророчества были не только в слове, но и в действии тех ветхозаветных людей, которые провидели явление Иисуса Христа и свидетельствовали разными пророческими знаками, запоминающимися и указанными в Ветхом Завете, которые воплотились и были явлены в жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Аминь.

Сердечно Вас благодарю, отец Владимир, и хочу напомнить нашим зрителям, что наши программы серьезные и требуют некоего повторения. Это очень глубоко, красиво, художественно, но к этому нужно еще раз вернуться, послушать. Наши зрители могут все это посмотреть в записи на телеканале «Союз» в рубрике «Таинства Церкви».

Записали:
Нина Кирсанова,
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-20-11;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-27-11

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс