Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1138) → Протоиерей Михаил Браверман: Господь Бог невместим в целой Вселенной, но может жить в сердце человека

Протоиерей Михаил Браверман: Господь Бог невместим в целой Вселенной, но может жить в сердце человека

№1 (1138) / 1 января ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как можно отделить грех от человека? Человек делает очень много плохих поступков, при этом его надо как-то прощать и отделять этот грех от него самого. Но ведь он сам это делает – у него всегда есть выбор: обмануть, украсть или не делать этого. Я – мать, и у меня, к сожалению, такая проблема с сыном. Я не понимаю, как мне с этим справляться, как все-таки отделить грех от человека. Сыну 31 год».

– Взрослый человек… Грех – болезнь. Греховной болезнью поражено все человечество в той или иной степени. Другое дело, что мы для себя должны отделять наши греховные поступки от нашей светлой души: чтобы наша душа очищалась и жизнь стала дорогой к Богу, мы отделяем от себя грехи покаянием в таинстве Покаяния на Исповеди.

Что касается других людей, особенно близких, конечно, у человека есть выбор, но и воля человека тоже поражена грехом, ведь любой из нас в той или иной степени болен греховно – все согрешили и лишены славы Божией.

Конечно, хорошо видеть в каждом светлое и доброе и именно на этом останавливать свой взгляд. Получается это? К сожалению, не всегда. Очень часто мы действительно отождествляем греховные дела другого с самим человеком. Правильно это? Конечно, нет.

Молясь за человека, за образ Божий, вложенный в него, мы просим Господа помочь отделить человека от греха: мы видим в нем образ Божий и любим его – грех мы, конечно, не любим, часто ненавидим. И в этом случае любовь по отношению к человеку превалирует над грехом. Но мы должны трезво видеть грех...

– Изменение нас самих и изменение других людей начинается когда мы правдиво смотрим на себя, свою жизнь и другого человека. Путь молитвы, о котором Вы сказали, – действительно правильный и единственно возможный путь. Но, как говорил преподобный Силуан Афонский, молиться за людей – проливать кровь: этот путь очень болезненный и тяжелый.

И молитвенная помощь должна быть не только своя (мы немощны), но и литургическая – это участие в Литургии. Есть молитва по соглашению...

– Есть вещи, которые мы по своей немощи сделать не можем, но все возможно Богу. Чем чаще прибегать к Его помощи, уповать на Его благодатную милость, тем спасительнее для человека.

В большинстве мы приходим в храм не от радости, а от горя.

– От скорби. Человек настолько несовершенное существо, что в радости забывает о самом главном, в радости он думает, что самодостаточен. И только когда беды и несчастья касаются человеческого сердца, вспоминает о самом главном.

Вопрос телезрительницы из Сочи: «В 7-й песни Богородице Ее сравнивают с цевницей. Я нашла перевод – это слово означает «флейта». Сегодня на канале я слышала, как Богородицу сравнивают с горлицей. Что это значит? Почему Богородицу сравнивают с птицей, флейтой?»

– И в Священном Писании мы находим много прообразов, повествующих о Деве Марии Богородице, и в церковной поэзии очень много символов.

Дева Мария – это и Ковчег спасения, и Лестница, возводящая людей от земли на Небо и, наоборот, – с Неба сводящая Бога к людям. Все это образы. Горлица обозначает чистоту: Дева Мария – чистая сердцем. Не знаю, были ли в библейские времена флейты, но флейта – это то, что звучит, что возносит песнь Богу.

Еще одно значение этого слова – «голос»: голос высокий, возносящийся.

– Голос Марии: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему, обращенный к Архангелу Гавриилу, привел Бога в этот мир.

Вспомним время гонений на Церковь, когда множество людей навсегда оторвались, отошли от Церкви, и потребовались десятки лет испытаний и скорбей, чтобы хотя бы часть вернулась в Церковь. Не говорю уже про ветхозаветные времена, когда им пришлось 76 лет скитаться по миру в разрушенном (в том числе духовно) состоянии, ведь даже и храма не было...

– Человек может быть слеп и глух к Евангельской вести. Об этом говорил еще пророк Исаия, и эти слова повторял Сам Христос Спаситель: что огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем...

Вы вспомнили о временах гонений. Как замечательно, что сейчас мы можем не просто свободно посещать храм, но можем участвовать в строительстве Божия храма, учиться вере, ведь есть интернет, где есть все творения святых отцов, толкования Священного Писания. Если мы не используем технические возможности и благодатное время, чтобы прийти в Божий храм и научиться жить с Богом, то никто, кроме нас, в этом не виноват: это наш осознанный выбор, наша жизнь, за которую мы отвечаем и еще будем отвечать.

Вот я открыл Священное Писание, могу читать, получать знания, но для познания нужен ключ. Как получить ключ к пониманию Священного Писания? Только ли чтение отцов поможет в этом, или есть еще какой-то путь?

– Мы все имеем знание; но знание надмевает – знание без любви не приносит никакой духовной пользы: я говорю о богословском знании.

Можно выучить наизусть Символ веры, но быть от Бога далеко. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Нет другого ключа, другой кнопки и другого пути к Богу, кроме того, чтобы возлюбить Его всем сердцем, всем помышлением, всеми силами разума и души. Можем ли мы сказать, что любим? Нет. Но мы учимся любить, и вся наша жизнь – процесс научения молитве и любви.

Наверное, кто-то нам может в этом помочь?

– В Церкви люди не одиноки: они друг с другом, они со Христом. Апостол Павел говорит, что в Церкви мы сограждане святым, ведь Христос Бог объединяет в Себе всех: нас, немощных и грешных людей, и святых. А Вы говорите, что нет повода для оптимизма!

Милосердие, любовь, забота – как все это приобретается? Например, я могу прочитать об этом – и начать делать. Или все-таки чтения недостаточно и нужно участие в каком-то благотворительном проекте, например?

– Вера без дел мертва. Человек таков, каковы его поступки. Чем мы взрослее, чем ответственнее, тем более хотим не брать, а давать, не получать любовь, а любить. Все это взаимные вещи: чем больше мы даем, тем больше получаем, и чем больше любим, тем более сами обретаем любовь.

Вы мне рассказывали, что в доме, где Вы живете, живут люди, вышедшие из интернатов, детских домов...

– Дом, где социальное жилье в том числе.

У нас сейчас закрываются детские дома: практически не осталось сирот...

– Наш храм опекал детский дом – теперь этого детского дома нет, и это замечательно: те дети выросли, а новых сирот нет.

Люди, которые приютили, усыновили этих детей, часто ведь неверующие – не православные христиане, ходящие в храм: просто самые разные люди. Если вера без дел мертва, могут ли эти поступки по усыновлению детей для таких людей быть спасительны?

– Любое доброе слово, любое доброе дело спасительны для человека.

Но что означает термин «спасениие»? От чего нас спасает Христос Бог? От вечной погибели и рабства греху. Поэтому никакие добрые дела сами по себе не спасают: человека спасает лишь единение со Христом Богом, в Котором мы обретаем и жизнь вечную, и свободу, настолько, насколько пускаем Бога в свою жизнь.

При каких условиях возможно введение в храм этих людей?

– Приходят в храм по самым разным причинам – это тайна отношений каждого человека и Господа Бога. Здесь нет готовых шаблонов.

В вашем храме проходят беседы, катехизация?

– Конечно. Вообще, катехизация (научение, наставление в вере перед принятием таинства Крещения) – обязательное требование нашего Священноначалия. И это совершенно правильно, ведь человек должен знать, для чего он принимает таинство Крещения, что за этим должно последовать и как дальше стоит жить по-христиански.

Это служение – помощь по введению во храм?

– Конечно. Но приходят в храм те, кто уже решил стать христианами или готовятся стать крестными родителями.

В 1990-е годы было огромное количество крещаемых людей, просто очереди стояли, но прошло время и храмы оказались пустыми.

– Я никогда не видел пустых храмов. Если зайти к нам в храм на службу – места нет.

Меня волнует вопрос: почему люди, войдя во храм, могут навсегда уйти из него? Что происходит с человеком или с обществом: что должно произойти такого, чтобы человек ушел из храма?

– Мы приходим в храм не чтобы общаться со священником (хотя хорошо, когда есть взаимопонимание). Мы приходим в храм не чтобы общаться с людьми. Мы приходим в храм, чтобы общаться с Богом.

Если нет самого главного, если человек так и не нашел Бога, то у него нет и радости от духовной жизни, и молитва для него – лишь прочтение определенных слов. Мы должны искать Бога и находить Его – и этот поиск возобновляется каждый Божий день, ведь искомое больше того, что может обрести человек. Вся наша жизнь – дорога к Богу.

Человек должен чувствовать радость от духовной жизни – от молитвы (как бы тяжело она ему ни давалась), от участия в церковном богослужении.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Отец Михаил, в вашем новом храме уже служатся все службы?»

– Спасибо за прекрасный вопрос. Храм еще строится, идут внешние и внутренние отделочные работы, поэтому мы служим только по воскресным дням и в праздники, в том числе двунадесятые.

Приглашаю всех, кто имеет такую возможность, посетить новый храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. Храм находится на пересечении проспектов Героев и Маршала Казакова.

Вы сказали, что в человеке должна быть радость. Но во время поста, например, все очень серьезные, в какой-то степени даже угрюмые – очень редко увидишь лицо, исполненное настоящей радости. Как заработать радость? Как ее получить?

– В христианской жизни мы должны надеяться не на заслуги, за которые что-то получим, а на Божию милость, Божию благодать.

Благодать – благой дар Божией любви. За что? Ни за что, просто так. Этого уже достаточно, чтобы быть радостным. Почему человек угрюмый? Потому, что обременен своими грехами – грехи для человека бывают больше, чем Божия любовь и Божия милость. Он замкнут сам на себе, а надо открыться Богу, открыться людям.

Вопрос о храме, который есть в душе каждого: наверное, сложнее всего войти в храм, который находится в твоей душе, и сложнее всего восстановить его, если он разрушен? Как это сделать?

– Мы обретаем Бога, обретаем Божие Царство, обретаем молитву внутри себя, ведь, как Вы сказали, внутри нас есть храм.

Войти в себя очень трудно – человек гораздо легче слушает внешнее. Ему гораздо легче посидеть 6 часов за компьютером, чем 10 минут помолиться. Ему тяжело бывает самому с собой и тяжело без внешнего шума.

Это очень тяжело, и мы этому учимся всю жизнь – входить в себя, находить свое подлинное «я»: свою глубину, на которой можно обращаться молитвенно к Богу. Человеку дискомфортно с собой. Если он правдив по отношению к себе, то видит и свою малость, и свою греховность, и то, что весь заполнен мусором.

Человек одинок, и в этом самая большая беда...

– Одиночество – насущная потребность: вспомните Христа Спасителя, Который уединялся, чтобы молиться Богу Отцу. У человека есть потребность в общении и есть потребность в одиночестве, чтобы оставаться наедине с собой и приносить Богу молитвы.

Когда мы не можем справиться со строительством своего собственного храма, какие силы должны нас сподвигнуть прийти в Божий храм? И что человек туда принесет? Свой мусор?

– Я думаю, что Господь так распределяет внешние силы, чтобы подвигнуть нас действительно приходить в Божий храм. Что касается мусора – такие мы грешные, убогие. Но таких убогих и грешных людей Господь призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Таких грешных и убогих Господь призывает участвовать в таинстве Причащения – Он Сам говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его (а это слова именно о таинстве Причащения), то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем, ведь жизнь вечная, жизнь подлинная – Сам Христос Спаситель, и Он больше, чем весь наш мусор, все наши грехи, неудачи, беды.

Вспоминаю еще раз икону праздника: Девочка, чистая, непорочная, уже с нимбом, входит в храм. Я скажу дерзко, но это – пример для всех нас: только в храме мы способны обрести полноту, благодаря которой многие наши святые стали святыми. Обыкновенные люди, прожив жизнь хорошо, обрели полноту, которая позволила им стать святыми. Мы можем стать святыми? Мы же призваны стать святыми.

– В маленькую-маленькую меру.

Отец Михаил, прошу благословить наших телезрителей.

– Помолимся, чтобы Пресвятая Богородица покрывала нас Своим молитвенным покровом и чтобы наш жизненный путь был действительно дорогой к Христу Спасителю, дорогой в Божие Царство.

Записали:
Анна Топорова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс