Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, порой можно услышать, что у нас, православных, сплошные посты, но у нас на самом деле сплошные праздники – например, Рождественским постом просто череда праздников: дни памяти святителя Филарета Московского, Введения во храм Пресвятой Богородицы, благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, далее – святителя Николая Чудотворца, Саввы Освященного, Спиридона Тримифунтского, пророка Даниила, праведного Симеона Верхотурского. Только живи да радуйся! Сейчас эти личности воспринимаются по-особому: мы начинаем внимательнее всматриваться в их жития и понимаем, что всегда это был путь преодоления каких-то общественно-политических нестроений и личных испытаний.
Нам порой кажется, что того, что мы переживаем сейчас, никогда не было – не было таких возможностей контроля личности человека, приведения всех к единому знаменателю, и от этого, конечно, людям очень тревожно. Многие из нас не имеют опыта жизни в условиях гонений, но сейчас мы его, наверное, приобретем.
У Вас такой опыт есть – Вы родились в атеистическом Советском Союзе в верующей семье. С чем Вам приходилось сталкиваться? Как люди проживали то, что они как бы люди второго сорта в понимании государства? Было ли такое? Как Вас настраивали родители? Как Вы сами осмысляли свое состояние, когда стали уже более взрослым?
– Я благодарен моим родителям – они очень много мне дали, очень много укрепляли в вере, чтобы не поддаваться трудностям, которые есть у верующего человека. Тогда верующий был как бы раздираем на две части: идешь в общество (в школу, например) – там говорят одно, дома – другое. В школе говорят, что Бога нет, дома – что Бог есть. Конечно, нужно было как-то настроиться и принять какую-то сторону. Мудрость моих родителей была в том, что они это видели, чувствовали и приходили на помощь.
Бывало, придешь из школы – родители смотрят и говорят: «Что-то у тебя не то. А ну-ка, расскажи, что такое». И рассказываешь, что был урок истории, преподаватель – хороший, прекрасный человек, но такое сказал против святых преподобных столпников, что душа содрогается: кощунство просто!.. Отец начинал объяснять, рассказывать, как-то укреплять, чтобы я мог отойти от того рассказа преподавателя, который говорил очень грамотно, красивой и поставленной речью и даже убедительно. Отцу приходилось тоже грамотно и красиво говорить, хотя он, может быть, и не имел такого высокого образования.
Отец мне говорил: «Ты слушай, но имей свое мнение. Хотя я не оканчивал много классов, мне этого хватает, чтобы разобраться в жизни. Я прошел много испытаний в этой жизни и вижу, как меня Господь вел и отводил от всяких трудностей, которые заставляли идти в ногу с этой греховной жизнью. Я имею опыт, могу его тебе передать, тем более я отвечаю за тебя перед Богом: они не будут отвечать, а я буду – я отец твой и должен дать ответ перед Богом на Страшном Суде, как я тебя воспитывал. Ты должен больше слушать отца и мать, чем остальных, тебя окружающих».
Уважение и любовь к родителям дали мне то, что я не пошел на сторону, на которую меня склоняли всякими путями – и унижениями, и оскорблениями. Слава Богу, в то время не били, не мучили, но словесное унижение, оскорбление было. Конечно, это было неприятно, когда тебя перед всеми обзывают, осмеивают, выражают свое недовольство. Унижали и оскорбляли за то, что мы – верующие. Но, благодаря родителям, мы смогли преодолеть эту ситуацию. Слава Богу, что Господь дал таких родителей, которые очень внимательно смотрели за всеми моими движениями и очень деликатно направляли в сторону Бога, веры, благочестия, благочестивой жизни.
Помню, мой отец говорил: «Я тебе не могу дать ничего материального: ни дом купить, ни машину, ни даже велосипед. Но я дам тебе самое главное – веру в Живого Бога. Если ты выберешь этот путь, то будешь очень счастливым человеком на земле. И если будешь слушаться меня, Господь тебе даст очень многое». Это же заповедь Господня: почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Вот такие были мудрые слова отца, что родители дают не материальные блага, а Бога, духовность, воспитание духовное и нравственное, чтобы быть честным, порядочным, кого уважали бы и любили... Хотя были большие трудности, которые уводили в сторону греха, неверия и даже кощунственного отношения к вере.
Владыка, Ваши папа и мама, наверное, тоже сталкивались с негативным к себе отношением, ведь сами верны Христу, да еще и детей своих так воспитывали. Вас сколько в семье было?
– Двое, мы с братом. Конечно, они испытывали большие трудности, сложности в жизни, но тогда я еще не понимал многого. Я только замечал, что, когда им было очень трудно, они усугубляли молитву: они вставали ночью, читали акафисты, молились очень усердно, чтобы Господь сохранял от трудностей. Мы, будучи маленькими и видя, что они молятся, тоже что-то читали, клали поклоны, участвовали в молитве, старались им чем-то помочь, поддержать. Чувствовали, что им плохо, хотя они ничего не говорили...
Они вам не жаловались?
– Они ни о чем не говорили – мы просто видели, что им очень тревожно, сложно, неприятно, что они между собой что-то обсуждали. И отец говорил, что только один Господь может все наладить. Поэтому они усугубляли молитву, и с Божией помощью совершалось чудо...
У Вас есть очень важный опыт из детства, что, когда искушение, было усиленное обращение к Богу – и ситуация разрешалась. Когда Вы стали взрослым, будучи верующим и живя в атеистическом Советском Союзе, Вы себя осознавали как человека, которого не воспринимают как полноценного? Мол, только бабки необразованные верят...
– Было такое. Мои двоюродные братья, сестры пошли немножко по другому пути. И родственники тоже. И они на нас смотрели по-другому – как на людей второго сорта, с какими-то уклонениями. Но я бы сказал, что все-таки мы их победили, что бы они ни говорили и как бы на нас ни обижались. В институтах тогда мы учили атеизм, могли говорить с точки зрения научного атеизма. Духовных книг не было, мы ничего не могли читать.
Вера в Бога у меня была глубокая, сильная, но не хватало слов все это объяснить, рассказать, доказать. Я чувствовал, что все не так, как нам говорят, но объяснить не мог: не знал, как.
Я ходил в церковь. В то время если молодые люди ходили в церковь, это было что-то необычное, молодежи в церкви совсем не было. Владыка Варфоломей видел, что я часто хожу в храм, и приблизил меня к себе. Однажды он мне сказал: «Не хочешь учиться в семинарии?» Я тогда понятия не имел, что такое семинария, и он сказал, что там я смогу получить знания о Боге, о Царствии Божием, буду знать, что отвечать людям, и если сейчас моя вера внутри, то, научившись, я смогу выразить свою веру. Для меня это было как бальзам на сердце. Когда я стал учиться в семинарии, я действительно уже мог людям что-то объяснять.
Потом наши родственники восприняли уже нас по-другому: с уважением, даже с какой-то гордостью за нас, что мы пошли по этому пути. И сейчас мы встречаемся – они уже люди в возрасте, даже престарелые. Если раньше они думали, что у меня с головой не в порядке, то сейчас видят, что все в порядке, и радуются, что наши отношения сложились по-другому: с почтением, уважением друг к другу.
Вы упомянули учебу в семинарии. Вы однажды сказали, что первую с проповедь произнесли на праздник святого Саввы Освященного. Это было в семинарии?
– Учась в семинарии, мы периодически говорили проповеди. А это было уже в то время, когда я стал священнослужителем, иеромонахом. Это была одна из первых моих проповедей.
В семинарии мы, конечно, проповедовали, когда подходила очередь по расписанию, но когда становишься священнослужителем, уже по-другому относишься к проповеди, более ответственно. Я, помню, очень долго готовился, изучал, выучил к этой проповеди выдержки из Священного Писания, чтобы проповедь была более серьезной.
А помните, о чем говорили? На какую тему?
– В основном говорил о житии Саввы Освященного, немножко о его священнической деятельности. Почему он был Савва Освященный? Потому что он был освящен благодатью священства.
Лавра Саввы Освященного, конечно, производит впечатление (хотя я видела ее только со стороны – женщин не пускают). Вот так добровольно поселиться среди пустыни – насколько надо быть уверенным в правильности выбранного пути, что именно он приведет ко Христу!.. И они очень строгие аскеты – там по сей день придерживаются того, что заповедал святой Савва.
Владыка, вернемся к проблемам этих дней... Люди очень и очень переживают об этом. Огромное смущение вызывает система QR-кодов как средство электронного контроля. Многие христиане (и миряне, и духовенство) высказывают, наверное, вполне обоснованные опасения, что в случае прихода к власти откровенно антихристианских сил дожать человека будет гораздо проще – от всех благ можно будет отключить просто мановением руки. Это сложнее было сделать, когда вся информация о человеке не находилась в какой-то одной точке, а эта точка – еще и в электронной системе: кнопочку нажал – и все, ни учиться, ни лечиться, ни работать, ни воспользоваться общественным транспортом...
Это введенная в ходе кампании по вакцинации беспрецедентная система электронного контроля, разделения внутри общества, которая, к сожалению, культивируется. Как Вы оцениваете идею QR-кодов как средство допуска или недопуска людей к каким-то самым необходимым жизненным, материальным благам?
– Я бы ответил немножко с другой стороны. Господь Иисус Христос дал нам свободную волю и ее не нарушает – и Он хочет, чтобы мы выполняли волю Божию. Грехопадением наших прародителей мы попали во власть дьявола, наша воля порабощена дьявольской силой. Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы освободить нас от этого плена греховного и плена бесовского, дьявольского. И Он победил. Он говорил: «Я пришел на землю не чтобы творить волю Свою, но волю Отца Моего Небесного».
Когда-то люди подчинили свою волю дьяволу – отказались от воли Божией непослушанием в раю. Сейчас мы уже поняли, что плохо и очень скорбно находиться в рабстве греха, в подчинении воле дьявола. Господь на протяжении всей истории нам постоянно напоминает: исполняйте волю Божию, ибо она святая, чистая, ведущая к благу земному и Небесному, к вечной блаженной жизни.
Сейчас мы видим, что человечество больше подчинилось не Божией воле, а своей, греховной. Греховной – значит, бесовской, дьявольской. Середины здесь быть не может: либо ты с Богом, либо с дьяволом. Можно сказать: не хотите выполнять волю Божию – будете выполнять волю дьявола. Вот эти QR-коды – как раз эта ситуация. Если бы мы встрепенулись, немножко вздрогнули и сказали: «Что-то тут не то! Надо исправить это»... Как исправить? Подчинением своей воли воле Божией. Посмотрите каждый на себя и задумайтесь: в чем я исполняю волю Божию, а в чем не исполняю, в чем полностью отдан воле дьявола?.. Сейчас идет Рождественский пост – время для покаяния, исправления. Мы могли бы свою волю полностью отдать воле Бога. Воля Божия может сделать так, чтобы ситуация с порабощением нашей воли дьяволу не случилась. Вся проблема здесь. Поэтому от нас все зависит.
Конечно, это очень плохо, когда постоянно находишься под наблюдением. Нажали – и ты не можешь куда-то поехать, что-то сделать. Это очень плохо. Но все это следствие чего? Следствие того, что мы подчинились воле дьявола, а он делает свое дело.
Получается, мы должны сделать каждый сам с собой то, что от нас зависит, – а Господь сделает то, что уже в Его власти?
– Он тоже имеет «кнопку» и в любой момент может снять систему QR-кодов и оставить нас в покое, в свободе. Я так думаю. Но для этого нужен очень большой подвиг...
Но это уже вдохновляет.
– Нужен большой подвиг, чтобы мы взялись за дело и жили волей Божией во всем. Вот мы говорили о святых, что они тоже жили в очень непростых условиях. Но они не шли на поводу у дьявола, не исполняли дьявольской воли. Как сейчас говорят, они шли против течения, были белыми воронами. Но они шли, ибо знали, что это останавливает действие дьявольской силы, которая порабощает всех и вся.
Тогда заставляли кланяться языческим богам, и это тоже было сложно и очень неприятно. Если кто-то узнал бы, что ты не пришел на какой-то языческий праздник, за это ждали мучения, прещения и всякие наказания – тоже было не лучшее время. Но сейчас все более изощренно, на основе новых технологий.
И очень важно напоминать себе, другим, что Господь не перестал управлять этим миром, Он нас не разлюбил. Правда же?
– Да. Здесь не надо никого винить – мы сами виноваты, ведь сами поддались этому: что бы нам ни предлагали, мы готовы взять, не размышляя о том, правильно это или неправильно, угодно это Богу или нет.
Можно многое перечислить, в чем мы согрешаем постоянно. Даже внешний вид общества: всех одели в одну одежду. Подумайте, что это значит? Мы добровольно пошли на это. А где же культура? Где стыд, совесть? Все потеряли. Это я привел простую ситуацию – только внешний вид. Это очень большой показатель.
Помню, раньше заедешь в одну деревню – там своя красивая одежда, какие-то свои особенности. В другом селении – по-другому. И имелась какая-то нравственная основа – была одежда для тех, кто сохранил целомудрие, одежда для тех, кто не сохранил... Эти моменты культивировались, на них обращали большое внимание. А сейчас – одно и то же. Вот где QR-код, он уже есть. Просто теперь мы идем дальше. В любой стране мира одна и та же одежда – о чем тут говорить?..
Верный в малом и во многом верен?
– Да.
Владыка, уже, наверное, года два, как мы активно прощаемся и с молодыми, и старыми людьми – столько похорон, наверное, не было. Вопрос телезрителя: «Были ли в Вашей жизни периоды, когда вокруг умирало столько людей, как сейчас? Как это объяснить с духовной точки зрения?»
– Мы сейчас говорили, что все в руках Божиих: Господь управляет жизнью каждого человека, и Он определяет, сколько каждому жить.
Конечно, есть и другая ситуация, когда вмешивается другая сила, бесовская, которая насилует волю человека и причиняет такую скорбь, болезнь, что человек прежде времени уходит из этой жизни. Господь попускает это по каким-то нашим греховным ситуациям. Мы знаем из притчи о гадаринском бесноватом, что бесы не могли даже в свиней войти без разрешения Господа нашего Иисуса Христа. Почему Господь разрешил им войти в свиней? Потому, что там есть грех, чтобы обличить грех.
Так же и здесь: когда мы видим, что есть такая ситуация, значит, это попущение Божие за грех. Грехов очень много: однополые браки, так называемые гражданские браки – все это вопиет к Богу с такой силой, что Господь и посылает нам какие-то вразумления. Чтобы возвратиться к целомудрию, нужно просто взять себя в руки и вступать в брак только после регистрации и Венчания. И Господь отвратит Свой праведный гнев. Много грехов нужно исправлять… А кто слушает? Все поступают по своей воле. Ну, идите по своей воле, только воля ваша приводит в рабство, а воля Божия ведет к свободе. Все очень просто. (Окончание в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы молитвенно вспоминаем святого благоверного Великого князя Александра Невского, но вспоминаем особенно, потому что в этом году – 800 лет со дня его рождения. И это не просто круглая дата. Прошло восемь столетий, а народ наш хранит память об этом человеке. Через святого благоверного князя Александра нам были явлены некие чрезвычайно важные мировоззренческие истины, а потому он не просто святой, не просто герой, один из многих, но совершенно особая историческая личность.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.