Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1137) → Священник Петр Панов: Господь всегда рядом – Он ближе, чем наше дыхание, ближе, чем воздух, который нас окружает

Священник Петр Панов: Господь всегда рядом – Он ближе, чем наше дыхание, ближе, чем воздух, который нас окружает

№48 (1137) / 13 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

Отец Петр, давайте поговорим о Рождественском посте. В какой период мы со всей Церковью вступили?

− В этот период мы с вами готовимся принять праздник Рождества Христова. Этот длительный период по-другому называется Рождественская Четыредесятница: он оканчивается большим праздником − Рождеством Господа нашего Иисуса Христа. Это один из многодневных постов нашей Церкви. Если смотреть на него с точки зрения Устава, то, с одной стороны, он строгий, а с другой, есть послабления: в субботу и воскресенье разрешено вкушать масло, вино, рыбу. В понедельник, среду и пятницу по Уставу сухоядение: запрещены отварная пища с маслом и горячие напитки (кофе, чай, компот). Но это, конечно же, как мы с вами понимаем, устав для монахов, постоянно пребывающих в молитве, послушаниях: они ведут равномерный образ жизни, живя в монастыре. Для нас, мирян, поститься по нему очень сложно. Поэтому внимание мы обращаем (как Рождественским, так и другими постами) прежде всего на духовную составляющую, ведь пост − не самоцель.

Как нам говорит Господь, блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. И пост − как раз тот период, когда мы с вами должны задуматься, как нам начать очищать свое сердце.

Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы узнать, что такое благодать».

− Это, я думаю, одно из самых употребляемых слов в нашей Церкви. Слово «благодать» переводится как «благой дар». Григорий Палама говорил, что благодать − это энергия Божия, действие Бога на нас. Мы можем почувствовать благодать, когда, например, исполняем волю Божию, молимся, делаем добрые дела, причащаемся Тела и Крови Господа.

Если мы посмотрим на употребление слова «благодать» в миру, здесь возникают большие вопросы: «благодать» – это когда мне хорошо, у меня доброе настроение, я расположен ко всем. Но в христианской Церкви благодать понимается именно как действие Бога на нас: Господь через благодать Святого Духа показывает нам, что мы сейчас находимся с Ним, стоим на правильном пути, творим Его святую волю. Чуткое христианское сердце понимает, что именно сейчас находится с Богом.

Как понять, что чувство благодати, которое ты ощущаешь, это действительно благодать, а не прелесть или бесовское наваждение?

− Это как вопрос: «Мне приснился сон, от Бога он или нет?»… Здесь нужно смотреть, насколько те или иные события нашей жизни действуют на нас.

Если приснившийся нам сон (не важно, какие события в нем происходят) подталкивает нас к покаянию, к тому, чтобы нам, осознав свою жизнь, измениться к лучшему, если у нас возникает желание жить не по своей греховной воле, а по воле Божией, тогда это действие Бога.

А когда мы находимся в прелести, начинаем гордиться собой, что мы не такие, как все, когда мы начинаем превозноситься и ставим себя на первое место, тогда, конечно, здесь не благодать, а бесовская прелесть. И этого не должно быть.

Можно ощутить, приближаемся ли мы к Евангелию, к словам Божиим или отходим от них, идем к Богу или же отступаем от Него.

О прелести… Допустим, я сделал что-то хорошее и думаю, какой я молодец. Это прелесть? Или прелесть − это понятие духовной жизни, когда я думаю, что стал святым?

− На самом деле 99,9% нашего времени мы находимся в прелести. Почему? Потому, что у нас, как говорят святые отцы, что ни шаг, то какой-то грех. А грех − это же как раз проявление прелести. Когда мы что-то доброе делаем и хвалим себя за это, то в этот момент мы, конечно же, находимся в прелести. Господь говорит: без Меня не можете делать ничего – ничего доброго, святого, хорошего. А когда мы хотим себя похвалить за доброе дело, мы ошибаемся. Мы должны понимать и оценивать наши действия, хорошие они или плохие, но хвалить себя − неправильно. Нужно благодарить и хвалить Бога за то, что Он нам помог то или иное доброе дело совершить.

Самая лучшая благодарность выражена в словах молитвы, которые священник читает во время совершения Божественной литургии. Евхаристия − это как раз благодарение Бога: мы благодарим Его за все Его видимые и невидимые великие благодеяния.

В прелести мы очень часто находимся. Пускай каждый из нас не забывает, что из нее выход только один − Господь и Бог наш: Он нас выводит из прелести через покаяние, смирение и благодать Божию. Мы просим, чтобы Господь всегда был с нами (как мы говорим на всякой службе, когда читаем малую ектению: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию») – просим помощи Божией, чтобы благодатью нас Господь сохранял от всякого зла.

Мне кажется, если не оценивать положительный результат, которого ты достигаешь в жизни, очень легко впасть в уныние. Но если начинаешь его оценивать, то находишься на грани прелести. Как можно справедливо оценить результат своей работы, своего труда, усилий, но не впасть в прелесть?

− Например, ты наливаешь себе бокал вина, но что ты ставишь себе целью? Зачем ты это делаешь? Чтобы поправить свое здоровье (как говорил апостол Павел: пей немного вина, ради желудка твоего), или же ты просто хочешь расслабиться, отрешиться от своих забот, проблем? Или ты хочешь напиться и забыться? Если ты не будешь оценивать, к какому результату привел этот бокал вина, то можешь далеко уйти.

Здесь нужно смотреть на результат того или иного действия: насколько это помогло мне в духовной жизни стать лучше (хоть чуть-чуть) или же, наоборот, это меня отбросило, отодвинуло от Господа Бога.

Например, пройдет 40 дней Рождественского поста, и мы 7 января посмотрим на себя и сравним с теми, какими были 28 ноября: стали ли мы ближе к Богу? Насколько нам помог в этом Рождественский пост? Правильно ли мы двигались по направлению к окончанию поста и встрече праздника? Правильно ли мы это делали?

Если после него поста мы стали меньше смотреть телевизор, развлекаться и объедаться, но больше стали молиться, ходить в храм, нам понравилось читать Священное Писание и духовную литературу и это действительно закрепилось за нами, тогда мы оцениваем время, проведенное постом, как благое и доброе.

Опять же мы не хвалим себя за это – наше дело только попросить у Бога помощи: Он нас укрепляет и помогает совершать путь к изменению своей души. Но если мы оцениваем и видим, что у нас ничего не произошло, мы не изменились к лучшему за время Рождественского поста, значит, мы неправильно двигались, не на то обратили внимание. Может, мы все свое внимание бросили только на то, что есть или не есть, и шли не туда (к сожалению, так бывает).

Что можно, нельзя и нужно делать во время Рождественского поста?

– Само слово «пост» означает: стоять на карауле. Мы, как стражники своей души, сердца, смотрим и бдим за тем, чтобы никакие злые помыслы не входили в наше сердце, не проникали туда. Мы тут же должны отбрасывать гневные, блудные, хульные, раздражительные мысли и смотреть, чтобы сердце не было пустым. Ну, пришли эти помыслы – мы их отогнали, стараемся ничего дурного не говорить, следим за языком, глазами, ушами, но если в этот момент оставляем наше сердце в пустоте, то есть не заполняем благодатью Божией, то пост получается неполноценный. Сокровищницу сердца мы не наполняем тем, чем должны: чтением Священного Писания, частым стоянием в храме за богослужением, молитвами, добрыми делами.

По словам пророка Исаии, Богу не нужны наши жертвоприношения, наши молитвы – Он самодостаточен, Ему нужны наши сердца, наши добрые дела, которые мы, к сожалению, любим откладывать на потом: «отом маме и папе позвоню, потом посещу больного в больнице, навещу заключенного в темнице, одену нагого» – и так далее.

Если мы будем об этом думать, тогда пост послужит нам во благо. Мы будем наполнять наши сердца благодатью Божией, чтобы вынести благо из Рождественского поста. Это то, к чему и призывает нас Господь.

Многие священники и миряне желают друг другу на день Рождества Христова: «Чтобы Богомладенец родился в твоем сердце». Красивые, поэтичные слова, но что за этим пожеланием стоит? Чтобы мы стали хотя бы чуть-чуть достойны, чтобы Господь снизошел к нам и родился в нас.

Господь, как мы знаем, родился не в богатых хоромах, не в царских палатах, а в пещере. Мы должны подражать Христу в Его простоте, смирении, не гнаться за мамоной и быть похожими на Него («Я кроток и смирен сердцем»). К этому призывает Святая Церковь.

Будем внимательно, братья и сестры, слушать стихиры, церковные песнопения, особенно на всенощном бдении. С праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы начинают петься рождественские стихиры: «Христос рождается, славите» – надо славить Христа. Господь нас призывает к доброй жизни. Славьте Христа добрыми делами.

Как совместить добрые дела, если их хочется делать, с современным ритмом жизни, когда все идет достаточно быстро, плотно, динамично, в результате чего и приходится часто откладывать многое на потом? Как встроить богоугодные дела в современный ритм жизни?

– Ничего придумывать не нужно. Мы живем так, как живем, – но надо стараться во всем полагаться на Бога, угождать Ему, творить Его святую волю. Говорит нам начальник: «Сделай то», – и ты спокойно выполняешь, не возмущаешься, не перекладываешь свою работу на другого человека. Спокойно исполнил – значит, исполнил волю Божию. Или, например, тебе нужно утром встать, ребенка разбудить, помочь ему одеться, проводить в школу – это и есть доброе дело, мы исполняем Божию волю...

Делай то, что должен делать, а там – будь что будет. Добрых дел на самом деле очень много, мы порой их просто не замечаем. Но слава Богу, что не замечаем, ведь тогда начинаем хвалить себя за исполнение добрых дел. Мы должны стараться делать так, чтобы наша жизнь была исполнением святой воли Божией. А как узнать, где воля Божия, а где не Божия? Христианин не тот, кто крещен и ходит в храм, и не тот, кто говорит, что у него Бог в душе и что ему не нужны никакие посредники.

Христианин – тот, кто изу-чает волю Божию. Она очень ярко и доступно открыта нам в Священном Писании. Господь говорит: не судите – значит, не осуждай, старайся положить всю свою жизнь на то, чтобы никого никогда не осуждать, что бы ни говорили тебе люди. Невозможно прожить жизнь, чтобы никого не осудить? По крайней мере, стремись к этому, не оправдывай свой грех тем, что все осуждают.

Говорит Господь: благословляйте проклинающих вас. Значит, я буду свою жизнь выстраивать так, что если и произойдут такие случаи в моей жизни, то не буду обижаться на людей, гневаться на них, мстить им, а буду говорить: «Пусть Господь тебя благословит». Если не вслух произнесу, то хотя бы внутри своего сердца – и в этот момент останусь непреклонен к тому, чтобы склониться ко злу.

Заповеди Божии четкие и понятные – и исполняя их, мы будем исполнять волю Божию: это и есть доброе дело.

В Евангельской притче о милосердном самарянине говорится, что один самарянин помог человеку, которого избили разбойники, бросили окровавленного и чуть живого: хотя самаряне с иудеями не общались, он поднял его, отвез в гостиницу и позаботился всячески о нем – это и есть доброе дело. Он сделал то, что должен был сделать.

Живя в нашем мире и выполняя обычные дела, мы творим добрые дела, поскольку так нам велел Господь: не осуждаем, подставляем одну щеку, когда ударили по другой, благословляем проклинающих, молимся за обижающих нас. Любите врагов ваших, – говорит Господь.

Конечно, ни одну заповедь (пускай никто из нас не обольщается) исполнить нельзя без помощи Божией. Но только от нас зависит, решительно ли мы встанем на путь исполнения воли Божией – захотим ли мы хотя бы внутри сердца своего жить так, как говорит Господь. Или же мы начнем лукавить, оправдываться, ссылаться на то, что мы не можем чего-то...

Но святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский могли? Могли. А они были обычными людьми, такими же, как и мы, состоящими из плоти и крови. Но в отличие от нас они решились встать на путь Божий: несмотря ни на что, они творили Его святую волю. У святых была решимость, поэтому Господь им помогал.

Откройте дневники Иоанна Кронштадтского – почитайте, сколько он за день совершал грехов. Но, совершив тот или иной грех, он тут же каялся; например, он пишет: «Сегодня я осудил свою кухарку, которая приготовила мне пересоленный борщ», – он постоянно рефлексировал, следил за тем, что говорил, что делал. И видя, что совершил грех, тут же каялся.

Это относится ко всем, кто идет на Божественную литургию, ко святому Причастию: к священникам, епископам, дьяконам, мирянам. Надо следить за тем, насколько наше сердце сейчас чисто, чтобы принять Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Мирянам проще: всегда можно прийти на Исповедь, покаяться, попросить у Бога прощения, очистить свое сердце от грехов. Тогда ты приступаешь к совершению службы с миром, с миром остаешься, благодать Божия на тебя снисходит, и ты не находишься под осуждением греха, ведь мы с вами можем причаститься, к сожалению, не в жизнь вечную, а в вечное осуждение. Да не будет этого с нами!

Вопрос телезрителя: «Как часто нужно причащаться во время Рождественского поста?»

– Совет один: как можно чаще. Но нам важно здесь обратить внимание на то, чтобы не переборщить, дабы не впасть в прелесть.

Каждый прихожанин того или иного храма должен посоветоваться со своим духовником или с тем священником, который ближе к нему.

Это зависит от вашего духовного устроения, от степени воцерковленности – насколько вам могут позволять в этом добром и благом деле ваши семейные обстоятельства, трудовая загруженность, ваше желание быть с Богом, есть ли у вас возможность ходить на Божественную литургию...

Причащаться раз в полгода, конечно, мало – нужно хотя бы раз в месяц. Те, кто причащался раз в месяц, – сейчас старайтесь хотя бы дважды в месяц причаститься. Сейчас очень благодатное время: когда мы с вами готовимся к Причастию в обычные дни, нам с вами нужно себя дополнительно напрягать, чтобы попоститься. А сейчас идет пост – мы отказались от мясной, молочной пищи, от рыбы с понедельника по пятницу, поэтому сейчас проще подготовиться к таинству Причащения.

Но нужно обратить внимание, насколько мы с вами сейчас находимся в мире с нашими ближними: об этом мы всегда должны помнить. Если с кем-то находишься в ссоре и не ты стал ее причиной, все равно ты первый помирись с тем, кто тебя опечалил, – чтобы не было у тебя тех, кто на тебя обижается, даже если ты в этом нисколько не виноват. Чтобы Причастие нам было во благо, во спасение нашей души.

Батюшка, скажите слова напутствия нашим телезрителям.

– Пусть Господь в дни Рождественского поста помогает нам не только совершать физический пост (соблюдать диету), но, самое главное, помогает нам совершать духовное делание – очищение сердца. Хочу, чтобы мы все к моменту встречи праздника Рождества Христова стали лучше, чище и яснее, чтобы наше сердце чуть-чуть приблизилось к деланию слова Божия, Его святой воли.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс