Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1137) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Самое ужасное в нашей жизни – то, что мы боимся не греха, а покаяния

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Самое ужасное в нашей жизни – то, что мы боимся не греха, а покаяния

№48 (1137) / 13 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Говорят, Иисусовой молитвой очищается ум, сердце, душа, одежда, воздух и все вокруг? Что это значит и правда ли это?»

– Мне сложно сказать, насколько освящается одежда, воздух и все вокруг, но прежде всего Иисусова молитва дает возможность сосредоточиться на внутреннем духовном делании. Когда ты хотя бы немножко становишься внутренне духовно чистым, тогда и вокруг тебя все становится чистым. К чему нас молитва Иисусова должна привести? К сосредоточению на общении с Богом, к тому, чтобы наш ум перестал блуждать, а сосредоточился на самом главном – на личном общении с Богом.

Когда начинаешь общаться с Богом, когда удается сосредоточиться на этом, тогда все вокруг, становится безразличным – начинаешь к этому бесстрастно относиться, не обращаешь внимания на какие-то вещи, совершенно не связанные с делом твоего спасения. Задача любой молитвы, в том числе и Иисусовой, да и нашей жизни, – достигнуть Царствия Божия, пройти земной путь так, чтобы во вратах жизни вечной ангел не сказал тебе: «Твое место не здесь, с Господом, а вот там, где Его нет». Вся наша жизнь к этому привязана, и Иисусова молитва дана нам как инструмент достижения этого.

Когда ты сосредоточиваешься на чем-то добром, хорошем, все злое остается позади. Чистота одежды и чистота окружающего мира не будет для тебя ценна, если у тебя нет внутренней чистоты.

Вопрос телезрителя: «Женщина заказывала на свою подругу молебен, хотя та вполне здорова и не просила этого делать. Можно ли так делать? Подруга вскоре заболела – слово „молебен“ ввергло ее в ужас» (наверно, перепутала с панихидой). Зачем мы совершаем молебны?

– Это связано с церковностью и того, и другого. Ничего плохого в том, что кто-то заказал молебен о нашем здравии, нет. Иногда даже говорят: если с кем-то враждуешь, не надо держать на него зла – закажи молебен, помолись, и Господь все управит. Бытуют такие народные представления.

Если человек заказал молебен, пожертвование внес и ушел, молиться не стал, смысла в таком молебне нет. А для кого молебен с акафистом? Богу он не нужен. Это же для себя заказывают. В момент, когда вы прославляете того или иного святого или когда читаете акафист Господу, вы соучастник этого молитвенного делания. Заочно невозможно быть соучастником. Думаете: «Я свое дело сделал, свою лепту посильную внес, вы уж дальше потрудитесь, а я от этого получу благодать»? Нет.

Когда говорят, что ради вас заказали молебен, надо перекреститься и поблагодарить: «Слава Тебе, Господи, что кто-то вознес молитвы за меня в храме Божием» – ведь не всегда бывает возможность самому храм Божий посетить. Не надо воспринимать это как трагедию: это счастье, когда за тебя кто-то молится, а не беда.

Вопрос телезрителя: «Влияет ли QR-код на веру человека и как быть в данной ситуации?»

– Если вы начинаете в QR-код верить больше, чем в Бога, то очень сильно влияет. Но пока QR-код не мешает переступать порог храма, причащаться Святых Христовых Таин, никто его перед Причастием не спрашивает. (Не дай Бог, чтобы мое высказывание для кого-то послужило мыслью, что это нужно ввести.) Наверно, надо относиться к нему как к необходимости сего дня.

Если можете обходиться без него – ради Бога. В недалеком прошлом было такое: нельзя это, нельзя то, нельзя новые паспорта, нельзя ИНН. Те, кто может не принимать, – пожалуйста, но как вы жить дальше будете, как будете трудиться, заботиться о своей семье, если несете за нее ответственность?

Если вы действительно великий подвижник и можете это все преодолеть – это ваше дело. В советские времена были люди, у которых не было советского паспорта, не было каких-то вещей, но у них была такая сильная вера, такая любовь к Богу, что они даже умудрялись на самолетах летать по святым местам, и Господь все это управлял. Имейте такую веру. Верьте в Бога, а не в QR-код – ключ от чего-то определенного из окружающего мира, но не ключ, который ведет к Царствию Божию.

Вопрос телезрительницы: «В книге „Опыт построения Исповеди“ архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит, что прежде чем начать каяться, мы должны всем все простить: только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа. Что значит всем все простить? Как это сделать? И как понять, что ты всем все простил и что можно приступать к покаянию и таинству Исповеди?»

– Смысл Исповеди – принести покаяние в том или ином грехе, присутствующем в нашем сердце. Чтобы от него избавиться, надо его осознать, прочувствовать, что это грех, и иметь огромное желание больше его не совершать.

Если мы имеем на кого-то обиду в нашем сердце за тот или иной поступок или слово, сказанное в наш адрес, и хотя в этом каемся, а простить до конца не можем, то и раскаяния до конца нет.

У отца Иоанна (Крестьянкина) есть хорошее высказывание, что Церковь Божия учит нас любить всех. Можем ли мы любить всех? Нет, конечно, не можем, но должны, ведь мы не просто люди, мы – христиане. Молитва «Отче наш» тоже нам об этом говорит: «Остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим». А если мы не умеем прощать сами, то какого же полного прощения мы можем искать у Господа? Да, на этом пути бывают кочки, бывает, спотыкаемся. Задача покаяния – в том, чтобы человек примирился с Богом, с самим собой и с окружающим миром. Иначе внутреннего духовного покоя не будет. Причастие, как лекарство к нашему спасению, конечно, действует и помогает, но не в той силе и полноте, в которой это было бы, если бы мы с искренним сердцем и желанием простить этого человека или какие-то моменты в жизни приступили к Святой Чаше.

Если вы не умеете прощать, это беда: она вас тормозит в духовном развитии – вы не имеете любви к Богу – той полноценной любви, которая должна быть у нас, ведь Господь на кресте после всех страданий и мучений никого не осуждал, не бранил, всех прощал и молился: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. Так и мы должны примириться со своими ближними, хотя бы внутренне, духовно.

Бывает, человек готов на примирение идти, но другая сторона упирается, – но это уже беда того, кто не может простить. Главное, чтобы в вашем сердце не засел этот червячок ненависти, нелюбви. Пусть на каком-то этапе это будет просто равнодушие и отстранение от того, кто причинил боль. Самое главное – чтобы не было ненависти и неумения простить.

Вопрос телезрителя: «Молитва бабушки поможет внуку избавиться от пороков, как молитва матери?»

– Молитва любого человека может помочь другому независимо от степени родства, если она искренняя. Старцы, к которым приходили совершенно разные люди, принимали их как братьев и сестер во Христе. Их искренняя молитва, их подвиг давали людям возможность избавляться от каких-то простых привычек. Господь дает разума человеку по молитвам этих людей, чтобы тот, о ком молятся, задумался о своей жизни и постарался исправиться. Для этого должна быть искренняя и глубокая молитва.

Вопрос телезрителя: «Если человек по отношению к тебе совершил мошеннические действия и преступление, по законам Православия ты не должен желать ему зла или возмездия, а оставить наказание для него правосудию. Что делать, если правосудие не оказалось справедливым и мошенник не наказан? Как относиться к нему, если его не наказали по закону?»

– Ищите прежде всего правды Божией.

Это сложно бывает.

– Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих. Путь духовного спасения не легкий – это не ровная дорога, мощенная хорошим камнем. Надо его преодолеть.

Нам кажется, что окружающие несправедливы к нам, но что мы сами делаем, чтобы в нашей жизни что-то изменилось? Ничего. Мы попустили этому мошеннику возможность. На чужом несчастье построить свое счастье невозможно. Лучше претерпеть ответственность в этом веке, нежели в будущем. Если мы люди глубоко верующие, то можем уповать на веру Божию.

Святой Иов Многострадальный должен был всех обвинять в происшедшем с ним, но вера его была настолько глубока, что он не искал правды этого мира. На земле, по большому счету, правды нет: она Божия.

Когда избили преподобного Серафима Саровского, он не пошел жаловаться на разбойников – он со смирением молился Богу, и Господь все управил. Они потом просили прощения: Господь как-то их сердце умудрил.

Мы часто ищем правды, пытаемся чего-то добиваться… Есть закон, есть законные пути: мы живем в государстве, где есть закон, и мы должны его выполнять. Может возникнуть вопрос: почему мы должны, а кто-то не выполняет? Каждый отвечает за себя. Если я живу по Закону Божию, то и отвечаю за то, как живу: никто другой за меня не ответит – ни мой начальник, ни мой подчиненный, ни мои родители (им, может, в какой-то степени придется отвечать, если не дали детям достойного христианского воспитания, – но отвечать не на земле, а там, в Царствии Божием, перед Престолом Божиим). Так и здесь.

Конечно, когда мы обижены, все, что касается нас, кажется уже несправедливым и неправильным.

В окружающем мире много жестокости. К сожалению, мир очень далек от того, чтобы жить по моральным, этическим христианским нормам. Так и надо к этому относиться.

Не ищите правды Божией на земле – ищите правду Божию прежде всего внутри себя. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены», – сказал Господь. Но для этого мы должны жить с Господом, чтобы Его воля проливалась на нас. Если мы живем без Него, отвернулись от Него и живем как хотим, то тогда и не надо искать этой правды.

Как часто, когда приносят отпевать молодого человека, ребенка, младенца, возникает вопрос: «Почему так произошло?» Надо задать вопрос: «Где ж вы раньше были? Пока он был жив, ходил ли он в храм, был ли христианином, искал ли он свой путь спасения?»

От чего Господь ограждает человека, призывая его и в раннем возрасте, мы не знаем: в этом есть тайна Божия. Искать объяснения, логику в каких-то вещах, которые с нами происходят, просто не надо: надо уметь положиться на Промысел Божий, для этого надо иметь веру – хотя бы малую, с горчичное зерно.

Вопрос телезрительницы: «Надо ли понуждать себя к смирению перед людьми, когда слышишь навязанные тебе мнения, в корне противные христианству?»

– Навязывать никому ничего не надо. И не надо позволять никому навязывать вам какое-то мнение, если вы с ним не согласны. Любая точка зрения имеет право на существование, и вы должны быть уверены в своих взглядах.

Нужно ли отстаивать веру? Конечно, нужно. Если это касается какого-то спора, надо сразу задать себе вопрос: можем ли мы достойно противостоять в этом споре, чтобы не посрамить свою веру? И второй: готовы ли нас услышать в этот момент? Если человек не хочет и не готов вас услышать, что бы вы ему ни говорили, то какой смысл? В Евангелии Господь говорит: «Если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них».

Надо уметь отстаивать свои взгляды. Если мы не можем мотивированно дать достойный ответ, надо сказать: «Вы знаете, это моя точка зрения, и я ее придерживаюсь». Когда вопрос касается нашего исповедания веры, надо стоять твердо и стойко.

Вступать в пустую полемику смысла никакого нет.

Вопрос телезрителя: «Мы ходим в разные храмы: разные места проживания, исповедуемся у разных батюшек. Правильно ли это? Правильная ли такая практика? Как можно поступить по-другому, если мы причащаемся на каждой Литургии?»

– Причащайтесь, благодарите Бога, что у вас есть такая возможность на каждой Литургии. Старайтесь готовиться к Причастию. Главное, чтобы это не стало обыденностью: «пришли в храм – значит, должны обязательно причаститься». А насколько мы готовились к этому? Насколько мы осознаем величину таинства, к которому приступаем, и ответственность нашу перед Богом за принятие Святых Христовых Таин? Это главный вопрос.

У каждого батюшки свой рецепт духовного пути. Есть молитвослов, есть правило, которое мы должны вычитать – хотя бы молитвы ко святому Причащению. Иногда говорят: «Молитвы вычитать в этот раз не смогла, поститься у меня не получилось, но я должна причаститься обязательно» – и это уже не осознанное действие, а рефлекторная привычка, выработанная в человеке: утрачивается благоговение перед самим таинством.

Причащаетесь в разных храмах? И слава Богу, что причащаетесь. К сожалению, сегодняшний мир очень динамичный – сегодня мы в одном месте, завтра в другом. Но батюшки же там не меняются так часто, как вы меняете эти места. Через какое-то время вы начинаете видеть того или иного священника, к которому чаще всего приходите на Исповедь со своими грехами, он становится для вас уже знакомым, достаточно близким человеком...

Причащайтесь, но старайтесь готовиться и, каждый раз приступая к Чаше, помните, что перед вами Тело и Кровь Христа: Сам Христос сейчас будет соединяться с вами. Если чувствуете, что не совсем готовы, можно сказать: «Господи, я сосуд, может, не очень достойный, но любящий Тебя, старающийся исправляться, осознающий свою греховность, поэтому причащаюсь для укрепления Тобою».

Вопрос телезрителя: «Во время работы за компьютером слушаю в наушниках молитвы, чаще Богородичную или Иисусову молитву. Благословляется ли это? И полезно ли – учитывая, что пропускать молитвы через сердце не всегда получается?»

– Конечно, лучше слушать молитву в наушниках, когда вы работаете, нежели какую-то современную музыку: духовной пользы от этого гораздо больше будет. Но только великим людям дана возможность уметь сосредоточиться сразу на нескольких делах (как говорят, Цезарь умел слушать, писать и говорить одновременно).

К сожалению, не каждый из нас умеет такое делать, всегда что-то страдает: или молитва, или работа. Достаточно сложно сделать так, чтобы полноценным было и то, и другое. Но не невозможно. Есть пример святых угодников, которые пребывали в постоянной молитве, но не были бездельниками: они трудились, несли послушание, но в то же время умели пребывать в молитве. Надо много духовно трудиться, чтобы достичь этого блаженного состояния. Лучше слушать слово Божие, нежели что-то другое.

Есть хорошая поговорка: делу время – потехе час. Когда работаете, постарайтесь сосредоточиться на работе, сделайте ее быстрее, и это даст вам возможность больше времени сосредоточить на молитве. Разделите эти два понятия. Когда вы достигнете духовного совершенства, то вам и наушники не нужны будут, будете внутренне духовно молиться Господу, прося Его помощи в том делании, которое вы делаете в данный момент.

Дорогие телезрители, братья и сестры, совсем немного времени остается до праздника Рождества Христова – желаю вам эти дни провести во внутреннем духовном созерцании себя, в исправлении своих недостатков, которые в каждом из нас присутствуют (и себе, конечно, я тоже этого желаю), желаю преодолеть те искушения и испытания, что встречаются особенно в эти дни на нашем пути. В жизни и так очень много проблем.

Ходите в храм, причащайтесь Святых Христовых Таин, помните о милости и милосердии Бога. Главное, чего бы мне хотелось пожелать: чтобы вам в вашем здравии и здравии ваших близких достигнуть праздника Рождества Христова и прославить Родившегося Богомладенца Христа Спасителя.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Анна Топорова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Противопоставляя духам злобы поднебесной свою веру, свое благочестие и свою молитву

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы вспоминаем событие, овеянное определенной тайной и малопонятное с обыденной точки зрения – торжественное восшествие в иерусалимский храм отроковицы Девы Марии. Само Ее вхождение по крутым ступеням Иерусалимского храма, которые были, наверное, почти в Ее рост, уже представляется чем-то чудесным. Но Ее, в присутствии первосвященника, ввели во Святая святых – туда, куда только раз в год входил первосвященник, где некогда покоились скрижали завета, данные Моисею на горе Синайской, и сосуды с манной, которой питались иудеи во время своего странствия по Синайской пустыне. В это место сосредоточения святыни первосвященником была введена обычная девочка – все это необъяснимо с точки зрения тогдашних обычаев, тогдашних правил, тогдашнего закона, но это событие прочно вошло в христианское предание с самой глубокой древности, с послеапостольских времен. То есть сомневаться в реальности этого события невозможно, потому что оно никогда не подвергалось никаким сомнениям в Церкви. Так и было: Дева Мария, Отроковица, взошла по ступеням иерусалимского храма и в сопровождении первосвященника вошла во Святая святых.

 
Беседы с батюшкой

Священник Михаил Кудрявцев: Три сферы поста

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс