Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1137) → Священник Михаил Кудрявцев: Три сферы поста

Священник Михаил Кудрявцев: Три сферы поста

№48 (1137) / 13 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

Сколько бы лет мы ни жили, с первого детского поста и заканчивая многими годами постов, каждый раз все равно сталкиваемся с множеством вопросов, поэтому пост для каждого человека очень интересный временной отрезок. Три сферы поста для меня, конечно, новый взгляд на эту тему, и я очень прошу Вас им поделиться.

− Вы правильно сказали, что каждый раз мы сталкиваемся с новыми вопросами. Но есть еще проблема замыливания, когда привычные слова и формулировки нас утомляют и мы перестаем обращать на них внимание.

Опять речь идет о посте, о Типиконе – все это было уже многажды изучено, и приходится искать новые формы, новые образы, которые, может быть, оживят что-то в человеке.

Сегодня у нас на экране телезрители видят сферы Земли. Сегодня мы будем проводить параллели между строением нашей планеты и теми областями, которые существуют в посте (не только Рождественском – в любом православном). Когда я буду говорить о строении Земли, вы сразу же в уме переводите все это на духовный язык.

Наша планета Земля состоит из 3-х основных составляющих. Кора Земли, по которой мы ходим, которую видим. Мантия − самая толстая часть, состоящая в основном из лавы, которая пробивается наружу, когда происходит извержение вулканов. Внутренняя часть – ядро, состоящее в основном из железа (оно имеет некоторые принципиально важные функции в жизни нашей планеты, но об этом я скажу потом). Пост тоже имеет три ключевые сферы: телесную, душевную (чувственную) и духовную.

Чем знаменательна земная кора? Когда мы смотрим из космоса на Землю, мы видим ее кору. И нам может показаться, что вообще вся Земля – это чернозем с морями и океанами и что, в общем-то, ничего за этим не просматривается. Это поверхностный взгляд на пост. Когда люди (особенно неофиты) подходят к практике поста, что они видят в первую очередь? Конечно, диету. Бесконечные разговоры, что можно есть, а что нельзя, календари, в которых делаются пометки из монастырского Устава: сухоядение, пища с елеем, вареная пища и так далее. И человек, только пришедший в Церковь, начинает копаться в этом «черноземе» и даже не подозревает, что на самом деле под тонкой «земной корой» скрывается все самое главное – как мантия Земли и ядро.

Земная кора занимает полпроцента от веса всей планеты. Нам кажется, что земная кора огромна, огромную площадь занимает, но это всего лишь полпроцента от всей планеты. То же мы с вами должны понимать и о посте. Когда о нем заходит речь, давайте будем представлять себе, как устроена наша Земля. На самом деле все эти бесконечные разговоры о еде, скажу честно, глупые: надо заниматься настоящим духовным и душевным постом.

Чтобы разобраться сейчас целиком и полностью с постом телесным и чтобы больше не возникали вопросы о нем, надо понять, что такое телесный пост. У нас есть книга Типикон, которую часто любят называть Уставом, хотя это неправильно. Типикон переводится как «книга образцов»: в ней нам даны некие образцы, – причем в Типиконе приводятся примеры разных постов разных обителей по отношению к разным постам. Например, дается устав Рождественского поста одного монастыря, другого – это уставы древних палестинских монастырей, что, в общем-то, налагает очень большие ограничения и формирует диапазон изменений поста. Одно дело − поститься на Севере с нашим климатом, и другое дело − поститься в палестинском монастыре, в котором есть и фрукты, и финики, и инжир.

У апостола Иакова в Послании есть замечательная фраза: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. О чем здесь идет речь? Если человек за рулем превышает скорость на 10 км/ч, он уже не обладает моральным правом судить того, кто превышает скорость на 50 км/ч. Или тот, кто употребляет алкоголь, не имеет морального права осуждать того, кто употребляет какое-нибудь другое наркотическое вещество: это все наркотики, и только находящийся в трезвости может действительно обличать того, кто далек от нее. Только тот, кто соблюдает закон, может обличать того, кто его нарушает.

Конечно, здесь речь идет еще об иудейском Законе, но ситуация не изменилась; по большому счету Евангелие упразднило Закон, и Типикон не является Законом – это лишь книга образцов, из которой мы должны брать для себя полезное: пользоваться опытом живших давным-давно отцов. Но некоторые налагают на себя Типикон как Закон. И опять-таки, как говорит нам Писание, делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть.

Если мы воспринимаем пост, Устав церковный как Закон, то надо понимать, что исполнение этого Закона нас не спасает, а, наоборот, обличает. Почему? Открываем Типикон: православный Устав не предполагает более 2-х трапез в день – это не про постные, а обычные дни: все, кто едят больше 2-х раз в день (как у нас обычно – завтрак, обед, ужин), вышли за рамки Типикона и оказались его нарушителями (хотя вы поститься еще не начинали).

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые – готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает, в среду и пятницу вкушение пищи раз в день: это совершенно неподъемные, нереальные в наше время ограничения – их никто и нигде не исполняет, ни в каком монастыре. Поэтому нам надо отложить разговоры о буквальном исполнении телесного поста.

Мало того, надо понимать, что это писали люди, жившие тысячу лет назад. У них не было представления об очень многих вещах: они не знали о витаминах, о составе продуктов и так далее.

Когда сейчас мы видим людей, пытающихся поститься по Уставу, это очень смешная картина. Мне такой образ приходит на ум: есть спортивные журналы по бодибилдингу, и наши современные постящиеся похожи на человека, который полистал этот журнал, открутил от швабры палку, повесил на нее две подушки и начинает подражать культуристам. Какое отношение это имеет к тяжелой атлетике? Никакого. Это откровенная карикатура. Когда этим будет заниматься ребенок, мы просто улыбнемся, похвалим его за эту игру – мы знаем, что когда-нибудь он, может, дорастет до культуризма, но когда этим занимается взрослый, это смешно и хочется сказать, что, наверное, с ним что-то не так. Вот на что похоже наше постничество, когда люди пытаются ориентироваться на монашеский устав.

Как мы видим, очень многие имеют проблемы со здоровьем, как только начинается пост. Они вместо мяса едят булку, макароны, и у них начинаются проблемы с сахаром, повышается адреналин. Люди становятся раздражительными, набирают вес: не считают калории и переедают. Это не пост, а карикатура на него и однозначно вред здоровью.

Если спросить у меня, каким я вижу современный телесный пост, то я его вижу в первую очередь в грамотной диете, в сбалансированном питании. Ведь зачем писался Типикон? Зачем постились подвижники? Они формировали образ телесного поста, который поможет им заниматься настоящим постом − душевным и духовным. Это не был закон, который будет постоянно ограничивать, обличать в том, что они неудачники и у них ничего не получается...

По-хорошему, когда начинается пост, надо отказаться от всего вредного, очистить свое тело: в здоровом теле – здоровый дух. Отказаться от сладкого, вредного (сейчас это называется «джанк-фуд») – и пора начать считать калории, принимать витамины: если мы в другое время не пьем витамины, то хотя бы во время поста надо начать их пить. Хорошо бы заняться какой-нибудь гимнастикой – мы должны свое тело привести в хорошее состояние: в хорошем состоянии тела легче молиться.

Смысл в том, что мы себя должны привести в состояние боеготовности. Боеготовности с кем? Как пишет апостол Павел, наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Это – что касается телесного поста.

Перейдем к области душевной, поговорим о душевном посте. Надо понимать, что кора Земли образуется из мантии. Вулканы извергаются, мантия выходит на поверхность, застывает и превращается в кору. Когда-то вся наша Земля была пламенеющим шаром, который потом остыл. Вот эта остывшая корка (почему она и называется корой) стала тем местом, где Господь поселил нас с вами.

В духовном смысле тоже прослеживается такая же параллель. По большому счету, не важно, что мы с вами едим, – важно, как мы это чувствуем: можно и постной пищей чревоугодничать, объедаться, всячески услаждая свои чувства. А можно питаться несоленой вареной курицей каждый день. Конечно, она уже через неделю будет просто невыносима, но если воспринять это как духовный подвиг, то от такой курицы поста будет куда больше, чем от кедровых орешков с медом, красной рыбы, кальмаров и прочего.

Кстати, по Уставу на любой трапезе подается только одно блюдо. В воскресенье и в Господские великие праздники на обед полагаются 3 перемены блюда. Что это значит? Например, вареная картошка, вареная фасоль и яблоки – вот 3 перемены блюда. Когда у нас на тарелке лежит курица с картошкой – это уже два блюда. Конечно, это некая нота юмора.

Чувственный пост, ограничение своих чувств – это, наверное, самая большая и самая трудная часть поста. Воздерживать свои слух, глаза, рот и чрево: не заниматься вычитыванием этикеток, а контролировать свои чувства. Из этого контроля формируется телесный пост. Невозможно без контроля над чувствами поститься телесно.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Идет пост, а я нахожусь в дискомфортном состоянии души: что мне врач рекомендовал обязательно есть мясо – у меня была травма глаза и сейчас идет заживление. Нужен белок, коллаген, поэтому врач сказала, что нужно есть мясо. Я мясо не ела несколько лет и даже не хочется. Не знаю, что делать».

– Здесь мы в каком-то смысле идем еще глубже, а именно – в духовный пост. Есть устойчивая монашеская формулировка, что послушание выше поста и молитвы. В монастыре послушание идет в первую очередь по отношению к игумену, духовнику. Для нас, живущих в миру, открывается масса возможностей проявить послушание, просто это не всегда очевидно.

Послушание врачу – одна из замечательных богоугодных форм послушания. Если врач говорит, значит, надо принять это за послушание. Если вам сказали, что надо есть мясо, то необязательно делать антрекот по-французски, а исключительно в медицинских целях кушать мясо – в отварном виде, например, с максимальной простотой и минимальным украшением.

В общем-то, пост нам нужен, чтобы стяжать благодать: пост – способ стяжания благодати. Как мы уже поняли, по Типикону, который составлялся тысячу лет тому назад, мы поститься не можем – мы другие, немощные (да и тогда, в общем-то, так постились далеко не везде).

Мы с вами должны отвлекаться от всяких телесных вопросов и уходить глубже, в мантию Земли. А потом доберемся и до ядра...

Мы с вами должны контро-лировать чувства, должны отказать себе в том, что нас выводит из мирного устроения духа. Например, стоит у нас на кухне приемник, и мы постоянно включаем светское радио? Не надо. Все светские песни так или иначе с элементами каких-то греховных мыслей, чувств и прочего. Не надо – включите церковное радио, у нас в Петербурге, например, есть радио «Град Петров». Прекрасное радио – можно найти и включить его в интернете.

Пост предполагает не только ограничения, но и побуждение. Говоря про телесный пост, мы уже отчасти коснулись этого: мы себя ограничиваем в чем-то, но мы себя и побуждаем к чему-то. Например, как я сказал, купите витамины, начните считать калории, делать пробежку по утрам – не только ограничьте себя в чем-то, но и побудите, подтолкните себя на какое-то телесное действие.

То же самое в душевной сфере: ограничьте себя от негативных влияний в чувствах, но откройте для себя мир классической музыки, духовной музыки. Откройте для себя богослужение в новой, может быть, форме. Не ходили на вечернее богослужение – сходите. Не были на монастырских службах – сходите. Это тоже чувственная информация: богослужение в первую очередь входит через слух, зрение (конечно, оно идет глубже – это уже и духовная составляющая, но и душевная в том числе).

Мы отсекаем плохое, но на место плохого надо обязательно вселить что-то хорошее. Батюшка Порфирий Кавсокаливит говорил, что наша душа – как аудитория: если она полностью заполнена Христом, то дьявол туда не попадет. Так же и здесь: если мы постом заметили, что в аудитории нашей души находится не только Христос, но и всякие бесята, то их надо выгнать и на их место позвать ангелов (я образно говорю). Когда ты что-то убрал, на это место надо что-то положить. Если вы перестали смотреть плохие передачи, смотрите в пост духовные фильмы: например, есть авторское кино – один только Тарковский чего стоит! Можно просмотреть такие фильмы и получить колоссальную душевную и духовную пользу.

Давайте поговорим о ядре. Ядро Земли двухсоставное (жидкое внешнее ядро и твердое внутреннее ядро), состоит из железо-никелевого сплава. Наше духовное ядро – духовный пост – это, конечно, молитва, богослужение, Причащение Святых Таин, чтение слова Божия, но не только это: еще дела милосердия – жизнь по Евангелию, в общем и целом.

Интересно, что ядро не очень очевидно, оно находится глубже всего. Казалось бы, есть земная кора, на ней горы, реки, леса, моря, океаны, жизнь, человек. Мантия – тоже понятно: строительный материал для всей Земли, скажем так. А что ядро? Какой-то кусок железа в центре. Но удивительный парадокс в том, что если бы не было такого ядра, то на нашей планете не было бы жизни: ядро создает магнитное поле Земли, а магнитное поле ограждает Землю от такого явления, как солнечный ветер – Солнце постоянно испускает не только свет, но и огромное количество заряженных частиц, и если бы у нашей планеты не было такого ядра, какое есть (какое Господь усмотрел, чтобы была возможна жизнь), то на планете не было бы ни воздуха, ни воды – ничего.

Только таинственная, сокровенная деятельность ядра Земли ограждает нас от солнечного ветра, который сдул бы все легкие элементы с нашей планеты, и планета наша была бы похожа на безжизненную каменную глыбу в космосе.

Так же наша духовная жизнь во время поста: если она не протекает, то никакой пользы от телесного поста мы не приобретем. Мы можем есть траву, но если духовная жизнь на нуле, то нам от этого не будет совершенно никакой пользы. Апостол Павел говорит: Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя – и еще: все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе.

Духовная жизнь – наша молитва, наши благотворения, милостыни тайные: по Евангелию, милостыня, молитва и пост должны быть втайне.

Спасибо, что Вы так интересно рассказали о посте. Благословите наших телезрителей.

– Божие всем благословение, дорогие телезрители. Будем помнить, что духовное ядро нашей с вами «планеты поста» должно быть главным, потом – душевное, а телесное – в самом конце.

Записали:
Наталья Богданова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс