Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда набираешь в интернете слово «ложный», выходит «ложные грибы», но ложными бывают не только они, но и наши представления о добродетели. Мы знаем выражение «ложное смирение» и сталкиваемся с ложью в семейных отношениях. Ценности советского времени сейчас кажутся совершенно дикими, – а тогда мы все думали, что это добро. Получается, с течением времени, с изменением строя меняются и добродетели?
– Говоря о добродетели, мы должны определить два понятия, два направления. Во-первых, это внутреннее расположение к деланию добра, внутренний настрой. А второе – сам факт поведения: то, что есть благодаря твоим усилиям.
Когда мы говорим о ложных добродетелях, нужно задать вопрос: для чего я так поступаю? Когда читаешь духовную литературу, встречаешь такое понятие, как прелесть. Для меня как для христианина всегда было загадкой: где та грань, через которую я не должен переходить, где прелести пока нет, а где она появляется в моей жизни? Все очень просто: хорошо, когда ты делаешь доброе дело бескорыстно, не ожидая ничего взамен, ибо это – суть твоей жизни.
Ложность возникает тогда, когда к моим действиям я подмешиваю корысть. Допустим, есть такая добродетель, как кротость. Можно не ответить на какое-то замечание, внешне проявив кротость, а внутри будет гореть огонь: ты бы сказал совершенно некроткое слово, но понимаешь, что человек, например, имеет определенную власть над тобой (здесь проявляется человекоугодие).
Настоящие добродетели становятся ложными, когда появляется объект, который оказывает действие на мой выбор. Мы выписали 7 добродетелей: любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение. Когда к этим понятиям добрых дел примешивается что-то, что заставляет тебя делать дело из корысти (ты что-то хочешь получить), тогда это и есть ненастоящее доброделание.
Я делаю добро потому, что внутренне к этому расположен. Сделав, я не жду, что меня похвалят или я буду иметь от этого какие-то дивиденды. Господь дает нам условия для добрых дел и посылает нам людей – и когда я помогаю кому-то, совершая доброе дело, никогда не жду ответной реакции.
Часто в обществе бывают ценности, могущие менять свой окрас.
Евангельские ценности непреходящи – Божественные заповеди нельзя поменять: они как тогда оставались центром смысла жизни нормального человека, так и сегодня остаются. А наше общество современное. «Не делай добра – не получишь зла» – это так называемая житейская мудрость, которую мы, конечно, должны отвергать, ибо она зачастую не соответствует действительности.
Здесь есть о чем поразмышлять, ведь я должен понять: то, что я делаю, – добро. И я в этом случае говорю себе: я добр. Если я не отвечаю на оскорбление, я кроток. Приходя на Исповедь, мы перечисляем грехи, не умея каяться в помыслах. Я понимаю, что для Вас отсечение помыслов – очень понятный механизм, но в миру нам самим нужно научиться понимать, что я вообще не имею права думать о себе, будто я добр, кроток, люблю всех людей...
– Как в нашей замечательной молитве Ефрема Сирина, которую мы читаем перед Великим постом: «Дай, Господи, ми зрети моя прегрешения». Человек, который старается жить духовной жизнью, никогда не скажет: смотрите, какой я добрый, приветливый, хороший, улыбчивый...
Не скажет так, но по-думает.
– ...в нем идет постоянная духовная борьба. Вот есть трезвение, когда ты постоянно наблюдаешь за собой, чтобы не совершить ничего противного – против Бога, заповедей, совести. Это очень важно. Тот, кто старается жить духовной жизнью, конечно, не будет думать, что он – хороший и пригожий: Господь попускает каждому человеку какую-то греховную немощь, какой-то грех. Давайте скажем начистоту: кто-то любит чревоугодничать, и часто люди подходят и говорят: «Батюшка, как мне от этого избавиться?» Кто-то подвержен другим страстям, слабостям (табакокурению или еще чему-то). Даже если человек не может сразу от этого избавиться, это всегда будет довлеть над ним.
Делание добра – это всегда твоя суть: я должен помочь не потому, что хороший, а потому, что этому человеку никто не поможет.
Вопрос телезрителя Галины: «Меня убрали с работы. Какой молитвой молиться, чтобы батюшка меня вернул на эту работу?»
– Как я понял, Галина работала в храме, несла какое-то послушание. Бывают различные ситуации, почему это происходит.
Не надо сразу обвинять кого-то: руководителя, священника. Надо всегда посмотреть на ситуацию с другой стороны: а в чем я был не прав? Может быть, что-то не то сказал, не то сделал. Это с одной стороны. А с другой стороны, может быть, вы отдали тому послушанию все, что могли, и другой человек должен продолжить послушание вместо вас, а вам Господь обязательно даст что-то новое и хорошее. Может, Господь вас освободил для чего-то другого.
Часто люди приходят и говорят: «Меня сократили!» Конец мира! Человек впадает в депрессию, не знает, как жить, ведь работа была для него смыслом жизни… Я всегда начинаю такого человека возвращать к жизни: «Пробуйте дальше – пробуйте какие-то другие направления в своей жизни! Вы же талант-ливы».
И телезрительнице хочу сказать: не переживайте. Понимаю, хочется вернуться назад – в условия, в которых вы жили, работали, но, может быть, что-то поменялось. Часто так бывает: приходит новый настоятель, новый батюшка, меняется окружение – это естественно. Иногда ничего не меняется. Тут уже вопрос человеческих взаимоотношений. Кому молиться? Господу Богу: просить у Него вразумления, ведь если Господь посылает какое-то испытание, Он пошлет и ответ.
Жалко, конечно. Многое в нашей жизни когда-то заканчивается. Мы провожаем в мир иной своих близких, любимых, единственных. Мы часто лишаемся привычных условий жизни. Представляете, огромное множество людей, когда-то жило в советское время: жили, воспитывались, ходили в советские школы, получали возможность работать и жить в том государстве, в том обществе. Сейчас все поменялось. Некоторые приспособились жить, а кто-то тоскует и говорит, как было хорошо, не понимая, что сегодняшние возможности, наверное, даже интереснее: некие возможности реализовать себя есть сейчас у каждого.
Я скажу по нашему Староладожскому Никольскому мужскому монастырю. У нас трудятся практически 40 человек – монастырь дает работу людям на селе (Старая Ладога Волховского района). Каждый из них талантлив в своем роде...
Я хочу, чтобы у телезрительницы все наладилось. Все будет хорошо. А молиться нужно Богу: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешную, вразуми меня, помоги мне».
Вопрос телезрителя из Белгорода: «Если в наших добродетелях всегда можно найти изъян, то единственный путь к спасению – милость Божия. А вот как эту милость Господь к каждому из нас проявит – это вопрос. Можно привести в пример правого разбойника, который попал в рай. Кто бы мог подумать об этом? Про его добродетели я ничего не слышал, но он первым попал в рай. Как Бог проявит к нам Свою милость? Это вопрос, который меня интересует».
– Так ведь какое добро показал разбойник, вися на кресте! Милосердие и сострадание к страдающему Господу.
Этим он и показал свою добродетель. Он внутренне сострадал...
Он не говорил, как разбойник, который висел слева: «Спаси Себя и нас» (такие страшные слова мы часто слышим от людей неверующих).
Мы все живем, движемся и дышим по милости Божией. Если бы Господь не сдерживал людей нравственными законами, мы давно переубивали бы друг друга всевозможным оружием. И то, что среди огромного множества людей находятся те, для кого доброделание остается светом, и есть спасение нашего общества: не будет таких людей – будет очень страшно жить. Без милости Божией добрые дела человек не творит. Господь дает нам условия, в которых мы должны показать свое великодушие, свою доброту другим. Это очень важно.
Вечный вопрос об изменении наших ценностей: например, во времена советского периода Церковь считалась мракобесием – была такая фраза: «Опиум для народа». Раньше за веру можно было либо сесть в тюрьму, либо быть расстрелянным. Времена меняются. Как люди узнают добродетели и их ценность? Ведь не было опыта молитвы, не было опыта общения за Литургией… Как понять истинность добродетелей? Или по умолчанию человек их знает, но не хочет пускать в себя?
– Нравственное учение состоит из двух направлений: есть естественный нравственный закон и сверхъестественный нравственный закон. Апостол Павел про естественный нравственный закон говорит однозначно, вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца: Господь вложил его в нас изначально.
Мы вспомнили советское общество. А тогда разве не было добрых людей? И разве не было подвигов? Вспомним Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда. Неужели не было людей, которые, даже не соприкасаясь с верой в Бога, совершали удивительные дела, подвиги? Конечно, были.
Есть естественный нравственный закон: любить родителей, своих детей, ценить свою жизнь, относиться по-человечески к кому-то. Но этот нравственный закон может как-то затемняться в человеке. Например, об абортах – считается, что ничего страшного в этом нет: значит, люди могут издавать законы, которые будут ломать естественный нравственный закон.
Поэтому есть 10 заповедей, которые Сам Господь Иисус Христос освятил Своей жизнью. Он сказал: творите это не потому, что боитесь быть наказанными, а ради любви к Создателю и своим близким.
Всегда вспоминаю Евангельскую историю, как Господь с кем-то говорил и сказал: «Недалеко ты от Царствия Божия». Наверное, от того, кто творит добро бескорыстно, Господь недалеко.
Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Берет иногда ропот. Устаешь от искушений. Что в этот момент делать? Молиться не хочется. Знаю, что от Господа я никуда не уйду, но в тот момент что делать? Сижу, смотрю на икону и реву...».
– Иногда нужно и поплакать. Но плакать надо, конечно, не от бессилия, а о своих грехах прежде всего.
Как можно победить ропот? Молитвой. Без акафистов, Псалтири, простой молитвой своими словами: «Господи, помоги мне!» Мы почему-то забываем эти короткие молитовки. Сделайте что-нибудь хорошее для кого-то – и ропот пройдет. Господь говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки... Вы должны научиться жить для кого-то, тогда ропота не будет. Когда мы живем ради кого-то, кому хуже нас, ропот уходит. Тогда мы думаем: «Господи, я хожу, а он лежит, не может ходить».
Знаете, я долго не мог совершать это служение – оно очень ответственное и тяжелое. Когда я служил на Сахалине, практически 4 года окормлял паллиативное отделение в онкологическом диспансере. Каждую пятницу нам разрешали пройти по палатам (палат было немного: 4 или 5). Все понимают, что такое паллиативное отделение: там лежат умирающие. Пройдешь по этим палатам, посмотришь в глаза этих людей... Мне запомнилась молодая девушка лет 28, у нее был цирроз печени. Врачи говорили, что жить ей осталось немного...
Всегда надо обращать внимание, кто вокруг тебя живет: есть люди, которым намного хуже, чем тебе… Когда вы чужую боль возьмете на себя, ропот прекратится, и вы почувствуете великую радость и удовлетворение. Обязательно нужно быть нужным кому-то, приносить какую-то пользу, – и это не зависит от того, маленький ты человек или занимаешь высокий пост. Когда от тебя зависит судьба другого, нужно помочь.
А ропот лечится молитвой и смирением: «Господи, прости меня, что опять роптала перед Тобой». И найдите возможность жить для кого-то.
Я настолько благодарен нашим матушкам-женщинам, которые трудятся в больницах как сестры милосердия! Ничего не получая за это, они ухаживают за человеком (иногда брошенным, к которому прийти никто не может). Подержишь его за руку, улыбнешься ему – и он получит надежду для жизни. Вот смысл неложного доброделания – когда я разделяю боль с другим человеком, не ожидая взамен, что мне начислят зарплату или принесут коробку конфет. Я просто отдаю себя другому человеку, чтобы он понял, что не одинок.
Вопрос телезрителя из Воронежа: «Бывает, разгневаешься и в гневе можешь наговорить что-то плохое, лишнее. Понимаешь, что этого делать не надо, но сила гнева такая, что не можешь себя сдержать. Потом начинаешь каяться, себя укорять... Как с этим бороться? И еще вопрос. Я читал, что молитву Иисусову надо произносить верхним дыханием, ведь ниже сердца таятся все плотские страсти (по-моему, протоиерей Сергий Баранов об этом говорит)».
– Гнев всегда приводит к расстройству семейных и дружеских отношений, ибо человек не может сдержать себя, свое слово.
Сказано: гневаясь, не согрешайте. Ты можешь разгневаться, немножко вспылить, но не допускай, чтобы это выразилось в словах – слово назад не вернешь. Это работа над собой, и определенного решения здесь нет. Почитайте у святых отцов, как они относились к этому: кто-то камни в рот брал, чтобы меньше разговаривать, и прочее – у каждого был свой подвиг. Но мы хотя бы должны научиться останавливать себя. Когда научимся это делать, будет хорошо.
Что касается Иисусовой молитвы: мы должны быть аккуратными по поводу солнечного сплетения, отделов сердца, – молитва должна быть прежде всего разумная, с пониманием. Много есть практик, и надо внимательно относиться к духовному опыту: смотреть, кто что написал, почему написал, ибо для одного это было нормально, хорошо, а для другого это будет прелесть.
Господь о частях сердца не учил, Он говорил молиться в простоте: «Отче наш...» или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного». Помолился – и Господь тебя уже услышал.
Если уже есть огромный духовный опыт, человек уже ходит по водам, – но я человек грешный, пока по воде ходить не могу.
Еще один аспект: сегодня мы оцениваем добродетели так, завтра иначе – я имею в виду духовную жизнь человека. Мы как-то постепенно раскрываем в себе добродетели? Или они существуют в нас всегда, неизменно, и у нас ничего не меняется с поры, когда мы стали крещеными православными?
– В начале нашей беседы мы сказали, что надо понимать внутреннее расположение человека, потребность делать добрые дела.
Господь касается сердца каждого. Безусловно, и церковные таинства имеют огромную силу преображать душу. Мы приходим в церковь, причащаемся Тела и Крови Христа, чтобы физически соединиться с Ним и залечить наши греховные раны. Мы каемся в своих грехах не чтобы сделать отчет, а чтобы от чего-то избавиться. Избавляясь от греховного мусора, эгоизма, злословия, различных нехороших выпадов по отношению к ближним, мы начинаем смотреть на мир совершенно другими глазами.
Господь является центром. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем, а добро – неотъемлемая часть любви: невозможно творить добро, не имея в своем сердце любви к тому, по отношению к которому ты это делаешь. Поэтому, конечно, человек меняется, может меняться.
Но есть ситуации, когда ты делаешь добро определенному человеку и понимаешь, что тобой начинают пользоваться. Как поступить? Прекращаешь это делать, понимая, что даешь возможность ему быть тунеядцем, не работать. Например, человек просит у тебя денег каждую неделю. Ты помог раз, помог второй, – а потом понимаешь, что твоей добротой злоупотребляют: ты даешь повод...
То же самое, когда мы не следим за своими вещами и у нас что-то своровали. Например, мы раскрыли сумку, зазевались – и у нас вытащили кошелек. Мы дали человеку возможность согрешить. Неужели мы не будем за это отвечать? Будем.
Вот почему важно трезвение. Мы должны всегда внимательно относиться к себе: что я сказал, как сказал, как поступил. Даже если нам очень сложно и наше внимание рассеивается, надо понимать, что это важно.
Благословите наших телезрителей.
– Братья и сестры, желаю всем милости Божией. Берегите себя, свое здоровье и здоровье своих близких. Да хранит всех нас Господь!
Записали:
Анна Топорова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.