Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1136) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Жизнь земная – подготовка к вечности

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Жизнь земная – подготовка к вечности

№47 (1136) / 6 декабря ‘21

Архипастырь

Окончание. Начало в №46 (1135) 2021 г.

Еще одна черта ситуации (и это, наверное, уже какие-то положительные ее характеристики), – епитимьи, которые Господь вроде бы наложил. Раньше проходить в большом магазине несколько часов казалось нормальным, – а сейчас все иначе... Более важно – мы научились ценить близких, ведь не понимаем, когда произойдет этот призыв Божий, но понимаем, что с любым, с кем поговорили сейчас, можем больше никогда не поговорить в этой жизни. И, может быть, это удерживает нас от резкостей, колкостей, обид: начинаешь ценить и свою жизнь, и жизнь другого...

– Мы каждый день читаем вечерние молитвы. В одной из молитв есть такие слова: «Ужели одр сей гроб мне будет?» Наша жизнь очень коротка, и неизвестно, когда она закончится. Она может закончиться очень быстро – даже в эту ночь. Поэтому мы к смерти должны относиться по-православному, с пониманием, что когда будет на то воля Божия, тогда это и произойдет, – но от нас зависит, чтобы мы были готовы к этому.

Жизнь земная – подготовка к вечности. Каждый день, каждый час мы должны делать добро, обращаться чаще к Богу, зная, что мы в ответе перед Богом за все свои дела, поступки, слова, мысли, чувства, желания.

Священное Писание говорит нам: солнце да не зайдет во гневе вашем – мы живем в этот день и, как говорит Господь, должны помириться с ближним своим, не оставаться в ссоре до захода солнца, ведь когда мы отойдем ко сну, Господь может в это время забрать нас к Себе, а мы находимся в ссоре. Мы знаем из Писания, что суд без милости не оказавшему милости: примириться с ближним – это милосердие, оказание милости.

Мы всегда просим: «Господи, не суди меня по правде Твоей, но по милости Своей помилуй меня». Господь говорит нам, что нужно примириться, быть в мире со всеми, в дружбе, уважении друг к другу, а дальше… Господь будет судить по Своей милости – и мы должны милосердствовать: помогать друг другу, делать добро, не встревать в конфликты, тем более – в межрелигиозные, межнациональные. Нужно сохранять мир в своей душе, мир с ближними, потому что мы всегда находимся перед Богом.

Мы всегда удивляемся, когда узнаем, что человек скончался: «Как скончался? Я же сегодня с ним говорил...». Вот так бывает – инфаркт или еще внезапная болезнь, и нет человека. Мы должны понимать, что жизнь наша очень коротка, и должны успевать делать добро, как можно больше, бескорыстно, без гнева, недовольства, ропота, но с любовью, добродушием. А там – как Господь решит: мы в руках Божиих.

Мы ни от чего не застрахованы и не можем диктовать свои условия: хочу жить столько-то. Господь милостив к нам. Когда мы видим, что человек достиг возраста 80–90 лет, говорим: «Какая милость Божия – Господь милует этого человека, что он смог столько прожить: значит, что-то хорошее в нем есть!»

Конечно, есть люди очень хорошие, но уходят рано: Суд Божий для нашего разума непостижим.

Есть в Священном Писании такие слова: мысли Мои – не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути. Когда мы напитываемся словом Божиим, мы совсем по-другому относимся к жизни.

И к смерти.

– Да. Ведь жизнь – это подготовка к переходу в иную жизнь. Если мы здесь будем добродушно, любвеобильно, дружелюбно относиться к ближнему своему как к Самому Богу, то Господь в любое время, когда посчитает нужным, призовет нас и скажет: добрый раб, ты сделал очень многое, чтобы наследовать Царствие Небесное – вечную блаженную жизнь. И, конечно, нам будет приятно услышать от Господа нашего Иисуса Христа такие слова, что мы были добрыми, послушными Богу в этой жизни, и получить награду в вечной жизни.

Когда мы так живем, мы совсем иначе относимся к болезням, трудностям, испытаниям: все в руках Божии – что Господь хочет, то и сделает с нами. Мы противиться не можем, и даже если приложим все свои усилия, это ничего не даст.

Слова «что Господь хочет, то и сделает; и мы – в руках Божиих» могут прозвучать грозно, а могут утешительно, ведь самое хорошее, что может с нами произойти, – то, что Бог даст, а не то, что мы сами себе придумали.

– Эти слова не могут быть грозными, ведь Бог не тот грозный, Кто наказывает и приносит нам зло.

Бог есть любовь – Бог есть добро, Бог есть благо. Если мы отдаем себя в руки Божии, то окунаемся в атмосферу добра, блага, милосердия, Божественной любви. Что плохого в этом? Мы должны стремиться и желать быть в руках Божиих, чтобы Господь делал то, что считает нужным. Он сделает для нас только благо, только добро, только хорошее и в этой жизни, и тем более – в будущей. Поэтому нельзя бояться, что Бог сделает что-то плохое. Это дьявол может сделать очень много плохого, и надо бояться попасть в его руки, быть подвергнутым его влиянию, исполнять его грязное дело.

Интересная ситуация: когда человек исполняет волю дьявола, дьявол делает зло. Когда мы исполняем волю Божию, Бог делает нам добро. Что тут выбирать? Мы же вроде разумные люди. Тут даже объяснять нечего, все ясно и понятно: нужно жить с Богом, ведь Бог есть добро.

Мы, люди, тоже созданы с зачатками добра, в нас заложено Богом добро, мы должны его с Божией помощью преумножать. Тогда у нас будет прекрасной и жизнь земная, и будущая вечная жизнь.

Сейчас в воздухе витают (в первую очередь в православной среде) апокалиптические настроения – средства контроля таковы, что слова «ни покупать, ни продавать» и другие тезисы, звучащие в Апокалипсисе, становятся явными. То это или не то, мы не можем судить. Когда пришли к власти большевики, люди тоже считали, что это последние времена: вот они, антихристы, а дальше придет Христос. Но история повернулась совсем иначе...

– В годы атеистической власти люди стояли в вере, благочестии. Они терпели от этой власти много унижений, оскорблений, много очень страшных мучений, но не предали своей веры. Они стояли в вере и благодаря этому достигли Царствия Небесного, стали новомучениками, исповедниками Церкви Христовой. Благодаря их подвигам мы сейчас находимся в более благоприятных условиях.

Сейчас нам дано такое же время, чтобы мы тоже стояли в вере, благочестии, вели добродетельную жизнь и исполняли волю Божию по заповедям Христовым. Это будет вторая волна стояния в вере и благочестии, и она принесет будущим поколениям еще большее благо.

Мы вкусили благо: находимся в благополучии – нас не гонят, у нас нет вражды, мы свободно можем исповедовать свою веру, ходить в церковь, молиться. Но мы видим, что от этой свободы люди теряют веру, меньше народа ходят в церковь.

Когда закончился период гонений, церкви были переполнены: люди крестились тысячами каждый день, венчались. Прошло некоторое время – и все как-то охладело...

И Господь посылает новые испытания веры. Сейчас нас никто не гонит, никто не заставляет отречься от веры, но давайте мы нашу веру оживим, чтобы была живая вера: проявим добродетельную христианскую жизнь. Это не значит, что надо выходить на улицы и кричать, что мы чем-то недовольны, – нет. Надо изменять внутреннее состояние своей души, жить духовной жизнью – начинать с себя и вокруг распространять доброту, любовь, уважение и так далее.

И, конечно, нужно отстраняться от грехов: уж очень сильно они нас борют.

Ведь совершаются очень тяжкие грехи в мире, люди бесятся от наслаждений, удовольствий и уже не знают, чем наслаждаться. Однополые браки – страшный грех: Господь за эти грехи много раз наказывал, как мы знаем из истории человечества, страшными наказаниями – Мертвое море, Содом и Гоморра... Но почему-то люди этого не видят и не понимают, что это – страшный грех, который наводит на человечество большие страдания, мучения, болезни и эпидемии.

Сейчас говорят, что, если человек не будет вакцинироваться, он будет инфицировать другого. А то, что такие тяжкие грехи инфицируют все человечество, об этом никто не говорит. Вместо того чтобы поставить этому какие-то препоны, некоторые страны, наоборот, на государственном уровне принимают законы, чтобы вступали в однополые браки, учат жить греховной жизнью. Этот грех вопиет к Богу, и Господь посылает нам вот эти знаки.

Так называемые гражданские браки, которые сейчас есть везде, во всех странах мира, тоже грех…Ведь Господь дал определенные правила жизни. Хочешь вступать в брак – нужна регистрация в ЗАГСе, а если православный – венчайся и живи спокойно, рожай детей, воспитывай их для Царства Небесного, для жизни земной и блага своего государства. Что тут тяжелого или плохого? Но нет, это нарушается. Вот и получаем...

И можно перечислить много других грехов, от которых мы должны избавиться, причем надо это сделать очень быстро: огонь уже горит, и тушить его очень тяжело, а надо тушить вначале, когда он только начинает разгораться. Вот то, что влияет, что инфицирует все человечество. Вот над этим надо работать, чтобы остановить инфекцию коронавируса. Вот откуда идет инфекция – от этих грехов. Тогда Господь, имеющий власть над всем миром, остановит все моментально. Но для этого надо иметь такое сознание и понимание – почему и говорит Господь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Надо каяться, исправляться. Надо осознать, что эти люди оказываются причиной болезни всего человечества. А когда говорят, что виноват тот, кто не вакцинировался... Но это дело врачей: я не врач, не специалист по этим делам, – но, с духовной точки зрения, думаю, что инфекция идет от наших грехов. Надо исправить грехи, тогда, может, и вакцины будут более действенны...

Или не нужны.

– Может, и так. Скорее всего, будут не нужны. Вот на что нужно делать акцент – на наши грехи. Сейчас очень много недовольных этой ситуацией. С кем ни говоришь, все удивляются: как так, что за безобразие? Но это безобразие везде и всюду распространяется, культивируется, проповедуется в средствах массовой информации. СМИ должны говорить о добродетельной жизни, об исправлении жизни – это будет та пропаганда, что спасет весь мир от болезни, которая преследует все человечество и приносит очень большие страдания, мучения, скорбь, смерть. Вот, я бы сказал, корень зла.

Владыка, я хотела бы привести еще одно стихотворение Николая Зиновьева:
Сотворил Господь мир Словом,
Под Его б и жить покровом.
Но разрушили мы сами
Мир пустыми словесами.

Вы говорите о грехах вопиющих. Но есть в наше время, в связи с развитием системы коммуникаций, социальных сетей, интернета, еще болезнь злоречия, и она – как раковая опухоль, метастазы уже везде. Иной раз читать дискуссии на тему, нами затронутую, просто невозможно – ненависть сквозит! И самое страшное, что она еще и культивируется…

Но есть и менее заметная болезнь – когда мы просто болтаем что ни попадя. Апостол Иаков говорит, что тот, кто может укротить свой язык, человек совершенный, – и он ведь прав: это так. Сколько раз думаешь, что надо сначала помолиться, подумать, а потом сказать, но не получается, – а потом осознаешь последствия сказанного.

– Действительно, есть такая беда у нас. Не должно быть такого, чтобы мы видели друг в друге какую-то опасность, а человек боится встречаться с кем-то, говорить, общаться.

В Священном Писании говорится: Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу – смысл в том, что общение (доброе общение) имеет большое значение и угодно Богу.

В связи с ситуацией, которая сложилась сейчас из-за коронавируса, мы теряем общение, чуждаемся друг друга. Есть даже какое-то разделение на две части: одна часть – правильные, другая – неправильные. Мол, тот, кто привился, хороший человек, а не привился – враг.

Это как в советское время были люди первого и второго сорта: тот, кого принимали в комсомол, тем более в партию, – свой. Если кто-то отказывался – не свой, «не тот». Это разделение на «своих» и «не своих», хороших и плохих нехорошо: нам нужно быть едиными – в единстве наша сила. Нужно помогать друг другу.

У нас были такие ситуации, были серьезные эпидемии, но люди друг другу помогали, не оставляли в беде. Человек лежал полумертвый, но к нему кто-то приходил: человек жертвовал собою, знал, что может заболеть, но все равно помогал другому. И ради этой жертвы Господь его сохранял от болезни.

Приведу свежий пример. В Москве женщина болела открытой формой туберкулеза. И многие жившие в этом же подъезде дома заболели. Но появился добродушный человек, переживающий за эту женщину, который взял ее и в своей машине, причем со своим ребенком, повез в больницу. Но в больнице ее не приняли, они поехали в другую. И в другой больнице не приняли, в третьей не приняли. Тогда этот человек не выдержал, начал ругаться: мол, что же вы делаете – это же человек, надо ей помочь! Буквально насильно заставил, чтобы ее приняли. Ее приняли, она лечилась, ей стало лучше. Но он не заболел, ибо делал доброе дело. Господь за совершенное доброе дело его сохранил. И ребенка тоже.

Нужно иметь добродушное отношение друг к другу и полагаться на волю Божию. Если будет воля Божия, чтобы заболеть, – что ж, такова воля Божия. Но больше бывает так, что Господь, видя наше добродушие и жертвенное служение ближнему, нас сохраняет. Когда человек делает много добра, Господь за добро отдает добром, и человек не болеет. Люди удивляются, почему все болеют, а этот человек – нет.

Еще и вера должна быть. И жертвенное служение ближним нужно поставить на первый план, тогда Господь будет помогать, поддерживать нас. Эта болезнь очень опасная, но в то же время мы не должны терять свою человечность, человеческие качества.

Раньше было, что человек человеку друг, товарищ и брат. А сейчас, получается, человек человеку – вирус: так мы начинаем друг друга воспринимать.

Что касается лишних слов, Владыка: есть у Вас практический совет? Вам приходилось с этим бороться? Есть люди, которым Господь сразу дал такой дар, что они не очень многословны, а есть другие...

– Как я уже говорил, одна из важных добродетелей – внимание к себе. Если мы будем внимательны к своим мыслям, чувствам, желаниям, то будем контролировать слова и сможем удержать себя от того, чего не надо говорить, что может обидеть человека, принести ему зло или неприятность. Наше внимание к своим словам, правильные рассуждения и ориентир жизни по правилам Святого Евангелия принесут результат (конечно, не сразу – надо бороться, стараться, постоянно вести работу над собой, и Господь, видя наше желание в этом исправиться, по-даст Свою Божественную силу, чтобы мы были внимательнее к своим словам, делам, поступкам и чтобы они не причинили людям никакого зла, обиды, неприятностей, а, наоборот, чтобы человеку было радостно, приятно и назидательно).

Владыка, спасибо. В заключение я попрошу Вас подвести итог нашей беседы. Сейчас людям и страшно, и тревожно. Может быть, скажете что-то, что успокоит, умиротворит и подарит надежду...

– Думаю, то, о чем мы сегодня говорили, должно дать надежду, чтобы мы обратились к Богу – Источнику добра, чтобы увидели, что в лице дьявола – только одно зло и страдание.

Мы должны возлюбить Бога, Который дает нам радость, мир, благость и помощь в исцелении всех наших душевных и телесных недугов.

Если мы будем исправляться, жить по заповедям Божиим, подчинив свою волю воле Божией, тогда у нас есть надежда на улучшение жизни на земле и надежда сподобиться вечной радости в Царствии Божием, ведь земная жизнь – приготовление к вечности. В таком духовном настрое мы должны жить земной жизнью.

Для человека, который живет по воле Божией, есть два рая: земной и Небесный. Дай Бог, чтобы мы созидали хорошую атмосферу земной жизни, жили в благости, добродетели, любви, уважении друг к другу, чистоте и святости, удалении от всяких греховных наслаждений и удовольствий, тем самым создавая атмосферу добра, в которой нам приятно было бы жить. Как хорошо жить с добродушным, чистым человеком! Мы знаем, что от преподобного Серафима Саровского, например, люди не могли отойти – хотели день и ночь находиться с ним рядом: от него исходила особая благодать, которая приносила радость, утешение, мир в душе… Дай Бог, чтобы все мы были такими хоть чуть-чуть, чтобы частичка добра в нас развивалась, преумножалась и мы разливали доброту вокруг себя: в семье, в обществе, на работе. Чтобы мы жили добродушием, любвеобилием.

Спасибо, Владыка. В заключение – еще одно стихотворение Николая Зиновьева, утешительное.

А в душе моей незлой
Хрупок только
внешний слой.
А глубины, как в броне,
В заповедной тишине.
Не проникнуть туда
злости,
Не попасть туда тоске,
Там Христос нетленной
тростью
Что-то пишет на песке...

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Я всегда молюсь о нашем народе. Всегда молюсь о Президенте. Молюсь о нашей стране. Но, конечно, в первую очередь я молюсь о нашей Церкви»

20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 75 лет. В этот день в эфире телеканала «Россия 1» состоялся показ большого интервью, посвященного юбилею Предстоятеля Русской Церкви, в ходе которого Святейший Владыка ответил на вопросы генерального директора телеканала «Спас» Б.В. Корчевникова.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Ложные добродетели

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс