Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1136) → Священник Константин Кокора. Нужна сила воли, чтобы сказать себе: «Я всегда остаюсь верующим»

Священник Константин Кокора. Нужна сила воли, чтобы сказать себе: «Я всегда остаюсь верующим»

№47 (1136) / 6 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

Батюшка, иногда в жизни бывают ситуации, когда все плохо: ничего не получается, везде разлад, непонимание – кажется, будто Бог тебя оставил. Бог может оставить человека?

− Может казаться, что Бог оставил. Господь обещал, что Он с каждым будет до скончания века. Здесь возникает такая трудность: если человек не чувствует богоприсутствия, ему кажется, что Господь от него отвернулся. Григорий Богослов, когда была арианская смута в жизни Церкви, сказал: «Бог молчит». Богу как будто становится все равно. На самом деле Он обещал еще ученикам, что у них будут трудности. Он посылал их как овец среди волков. Он говорил им: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас». Эти трудности часто для христианина становятся искусительными, ведь хочется, чтобы все всегда было идеально.

И не только христианину.

− Да, каждому хочется быть счастливым – не болеть, не терпеть какие-то поражения, никому не хочется быть неудачником. Но если мы заглянем в Евангелие, мы увидим, что, с точки зрения мирской философии, Христос был неудачником: Его оставили друзья, предал ближайший ученик. Люди, перед которыми Он совершал чудеса, исцелял и воскрешал, по большей части пытались Его использовать, и когда Ему стало трудно, отступили от Него. Толпа встречала Его криками: Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! А через неделю те же вдруг говорят, что нужно Его распять, отправить на Голгофу, а Варавву-разбойника отпустить… Здесь парадокс человеческой психологии – в ней все очень подвижно, неоднозначно: вера легко оскудевает, когда наступают какие-то трудности… Конечно, не у всех так, но бывают такие искушения.

Как верить? У христианина есть оправдание: сейчас трудности, нужно их преодолеть, Бог не оставит. А когда человек приходит с трудностями в Церковь и не получает их разрешения? Он ждет, что сейчас будет эффект, произойдет чудо, а оно не происходит и это еще больше вгоняет в депрессию.

− Мне кажется, людям, которые окружают пришедшего в храм, нужно сразу честно сказать ему: трудности будут – они продолжатся. Или: когда ты решишь свои вопросы, ты должен остаться с Богом.

Помните, Господь в Евангелии исцеляет 10 прокаженных, а возвращается только один? Господь показывает, что Ему это не все равно, и говорит: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?»

Как вы правильно заметили, решая какую-то сиюминутную проблему, трудность в жизни, мы хотим получить результат. Господь часто медлит – наверное, именно потому, что хочет, чтобы мы оценили свои труды, почувствовали присутствие Бога даже в трудный для себя момент: вера так и проверяется – легко верить, когда у тебя все хорошо, все идет по плану, все труды окупаются, все спорится. Но вдруг наступает момент, когда ничего не получается, все валится из рук. В этот момент остаться верующим − большое достижение. Нужна сила воли, чтобы сказать себе: «Я всегда остаюсь верующим».

Что значит быть верующим? У меня был такой опыт – Господь мне когда-то помог, проявил Себя и остается в моей жизни. Антоний Великий определял веру как постфактум некоего религиозного опыта. Он сравнивал это с человеком, который лежа плывет в лодке в расслабленном состоянии. После того как он вышел на берег, его немного еще качает. Антоний Великий говорит, что вера − это когда ты получил некую дозу религиозного опыта и дальше живешь верой: даже если ты уже не плывешь в лодке, ты понимаешь, что этот опыт в твоей жизни абсолютно точно был и никто у тебя его не отнимет – просто сейчас такой период в жизни.

Вопрос телезрителя: «Как учит Церковь, Бог творит только добро. Известно, что зла не существует. Как толкуют православные богословы, то, что мы считаем злом, не зло: мы просто отказываемся от Бога. У меня отсюда вопрос: почему Денница отказался от Бога, если вокруг него было сплошное добро? Почему он сделал такой выбор, если зла нет?»

− Очень важный вопрос.

Зла действительно не существует: как говорил один из богословов, Владимир Николаевич Лосский, зло не обладает сущностью – это извращенное добро. Например, страсть − это извращенная добродетель. Но есть такое фундаментальное понятие в христианской антропологии (и вообще в жизни человека), как свобода. А она может существовать только когда есть выбор, когда человек может выбирать между добром и злом.

Когда Бог сотворил человека, Он наделил его Божественным свойством – выбирать, быть ему с Богом или отказаться от Божественного присутствия. Тот же Лосский пишет, что Бог идет на Божественный риск, когда творит человека, который может сказать Ему: «Нет, Ты мне не нужен, я Тебя не люблю и не хочу Твоего присутствия в своей жизни».

Заглядывая так глубоко в века и в смысл жизни, мы с вами говорим, что есть свобода и что зло существует как некий потенциал: человек (или другое существо, например Денница) может в какой-то момент что-то выбрать. Святые отцы пишут, что ангелы сделали свой выбор в момент творения (как это произошло, нам не под силу понять): они выбрали свою участь и свое призвание именно тогда и, таким образом, Господь не лишил их свободы. Он с уважением относится к каждому выбору и отдает нам на откуп свободу.

Другое дело, что зла становится все больше и больше. Мы знаем, что часть ангелов отпала. Таким образом между злом и добром становится неравномерный баланс. Я бы сравнил зло с организмами, которые паразитируют на ком-то. Денница был светоносным ангелом, потом он стал темной личностью, воплощающей в себе зло. Это личностное начало выражено в молитве «Отче наш»: «Избави нас от лукавого».

Нужно понять, что человек может стать вместилищем зла. Есть притча, где Господь говорит, что если человек избавился от беса, очистил свою душу, он должен дальше продолжать работать, ведь когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Господь говорит, что если над этим не работать, не понять, что призвание к добру нужно каждый раз подтверждать и не нужно останавливаться в своем навыке стремления к Богу, свету, жизни, миру, то обязательно начнешь скатываться к противоположному полюсу.

В этом смысле мир биполярен: человек не может сказать себе, что он и не с Богом, и не с сатаной – он обязательно с кем-то. В этом смысле в мире действуют три воли: Божественная, призывающая человека к свету, миру, благу, сатанинская, которая пытается узурпировать человека, лишить его свободы и ввергнуть во тьму ада, и человеческая – она существует между двумя полюсами и склоняется то к одному, то к другому.

Можно сказать, что идет борьба добра со злом? Ангелов даже изображают как воинство Небесное. Это какая-то гражданская война...

− Мы это, кстати, часто не ощущаем (особенно люди нерелигиозные). Нам кажется, у нас все спокойно...

Достоевский писал, что в сердце человека существует эта борьба. Каждый раз, делая выбор в пользу того или иного, вроде бы незначительного, движения в своей душе и своих чувствах, человек приближается к тому или другому полюсу. Сделал доброе дело − приблизился к Царству Божию, отказал в помощи, сотворил зло − стал ближе к аду и демонам.

Вопрос телезрителя: «Господь наш есть любовь. Он творил невидимый мир, ангелов, Адама. Ангела Он творил целостным, Адама – целостным, там не было ни зла, ни гнева. Откуда взялись гордыня, все плохое? Господь же не творил зло».

– Есть такие точки в мироздании, к которым мы можем приблизиться, но саму логику можем только прозревать – когда умрем, до конца это поймем.

Господь дает возможность зла. Он творит человека полностью совершенным, но оставляет некий зазор – предлагает человеку самому дойти до совершенства. Грубо говоря, процентов 30 тебе нужно добрать своими трудами, своим послушанием, сотрудничеством с Богом. Но эти 30% ты можешь не добрать, если выберешь другой путь. Происходит двойная катастрофа: мир видимый не хочет этого добирать, мир невидимый тоже. Находится какое-то количество живых существ, которые говорят: нам этого не нужно.

Господь вложил во всех потенциал добра, а дальше предлагает человеку или другому живому существу его реализовать. Это свободный выбор – Он не хочет делать роботов. Если бы Он нас создал абсолютно настроенными на добро, то Он создал бы людей, которые Ему полностью подчиняются: это не были бы свободные отношения.

Когда выбираешь себе супруга или супругу, никогда не нужно узурпировать власть над человеком, нельзя заставить любить. Бог говорит: «Я все могу сделать, только не могу заставить вас любить. Могу показать вам красоту, могу помогать, дать выбор, но решающий шаг все равно сделаете вы». Любое существо, наделенное свободой выбора, при этом и разумом должно достигнуть потенциала Бога. В каком отношении свободен Бог? У Него нет выбора между добром и злом: Он не решает, согрешить или не согрешить, – Он свободен от зла, утвержден в добре. А у нас, людей свободных, есть выбор, и мы его реализуем очень по-разному.

Когда ты решил, что ты главный (способен изменить мир, своим примером можешь что-то показать), можно тоже впасть в некую крайность, которую мы называем прелестью. Как осознать, что ты сейчас поступаешь правильно? Есть ли способы понять волю Божию?

– Мне кажется, мы никогда не будем действовать безошибочно. Много есть вещей, которые могут быть пересмотрены нами под конец жизни, а, может быть, после нашей жизни люди поймут, что мы были правы или, наоборот, неправы.

Мы можем только уповать на Бога. При этом можем ошибаться. Мы можем спросить другого человека, очень авторитетного, очень верующего, для нас очень важного в жизни, и он вдруг скажет нам не то – по-своему видя ситуацию. Каждый из нас человек – всяк человек ложь.

Мы можем обратиться к Богу и неправильно понять то, что Он нам посылает: неправильно истолковать знаки, которые Он нам оставляет. В любом случае не избежать ошибок. Другое важное дело – уметь признавать эти ошибки, учиться на собственном опыте. Если рассматривать категорию веры, то бывает так: человек был верующий, и после какого-то кризиса он перестал ощущать это и говорит, что той веры больше никогда в его жизни не будет.

Я недавно столкнулся с таким феноменом. Когда люди воцерковлялись, у них все было на подъеме – были и чудотворения, и какие-то знамения, и радость, что они пришли в храм, где хорошо поет хор, ладан приятный, свечи красиво горят. И вдруг что-то произошло – и куда-то все делось, человек приходит – и ощущает некоторую пустоту. Чего хочется интуитивно? Хочется вернуться в то состояние, хочется сказать: а можно снова стать маленьким?

Вера динамична – мы можем в чем-то ошибиться, можем что-то неправильно воспринять. Господь вообще может сказать: «Я тебе все дал, чтобы ты пришел к этому, но сейчас это уже пройденный этап».

Помните, как Бог человеколюбиво ведет апостолов? Сначала Он им показывает чудеса, говорит: вы сами будете воскрешать мертвых, будете побеждать смерть, излечивать болезни, – а потом постепенно уходит от них. В какой-то момент апостол Петр, как возглавитель общины, спрашивает: «Ты Сын Божий?» И сразу после этих слов Господь уходит на Голгофу: они уже доросли до момента, когда их можно оставить.

И мы в какой-то момент говорим детям: сегодня ты можешь остаться один, или один пойти в школу. Сначала Бог буквально пестует нас, а потом оставляет одних, – но это не значит, что Его не будет в нашей жизни. Это значит, что мы по-другому будем участвовать в ней: будет больше возможностей нам самим принимать решения, самим действовать.

В этом смысле очень важен опыт XX века: две мировые войны, геноцид, Холокост – потрясшие весь мир трагедии, когда стоял перед каждым человеком вопрос, верующий ли он, – и почти каждый говорил, что верующий.

Если человечество создано по образу и подобию Божию, если оно стремится ко Христу, то где это добро, где спасение, вера, которая вершит чудеса и переставляет горы? Человечество само себя уничтожило, само себя пожрало: вера была неотрефлексирована – поверхностна.

Верить было в какой-то момент модно: все вокруг были верующие, вера не сулила никаких испытаний. Если ты родился в верующей семье, то почему бы не быть верующим? Такая вера приводила к тому, что человек все делал формально – начинал лицемерить, начинал жить как неверующий.

Да и крестили раньше на Руси абсолютно всех. Причащались раз в год: нужно было справку принести, что ты верноподданный гражданин Российской империи, при этом еще и православный. Формализм привел к тому, что христианская атмосфера была мертвой.

Мы поступаем не как Бог – мы забираем у человека свободу, всех инакомыслящих просто убираем. Создаем тепличные условия: обязательно нужны православная школа, религиозное образование, – пытаемся забить религией все. А человек говорит: «Дайте мне решить самому». Все свидетельствуют: Христос Воскрес, а апостол Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Главное – понять: что наполняет твою веру? Как она проявляется в твоей жизни? Вера в твоей жизни важна или нет? Или это придаток? За этим стоит огромный пласт проблем, должна быть принципиальность.

Почему в вере – такие проблемы: ты верующий, а у тебя постоянно проблемы? Почему нужно во всем сомневаться? Даже в себе...

– Это парадоксально. Человек приходит и говорит: «Мне нужно решить проблему», – а ему говорят: «Вот тебе еще мешок проблем – проблема решится, но сверху прилетит еще больше. Тебе это нужно или нет?» Этот парадокс мы до конца не сможем решить: как Бог действует в нашей жизни – лишает ли Он нас наших проблем, снимает ли с нас ответственность? Нет. Когда я был неверующим (до 17 лет), у меня было намного меньше проблем… Мир кажется совершенно другим – ты в этом мире живешь в других координатах: ты понимаешь, что есть смысл жизни, есть смысл смерти, есть смысл страданий, есть смысл и значимость того, что ты сделал или не сделал, подумал или не подумал. Скажи обычному человеку, что важны даже мысли, – он скажет: «Это мое личное дело».

Люди, присутствующие на похоронах, говорят об умершем, что он был хороший человек, но мы не знаем, что было у него внутри, мы не знаем, чем он жил: мы видим только внешнюю часть его жизни. А Бог знает о нем все – Ему важны и мысли, и чувства. Человек может один на один с самим собой быть совершенно другим, нежели в обществе на людях. Поэтому надо менять и внутреннее свое состояние: Господь не оставит меня и там в покое, моя совесть мне подскажет, что даже думать нельзя об измене, даже помыслить себе зла нельзя и нельзя не только убивать, но даже гневаться. Поэтому проблем становится все больше и больше.

Для этого как раз чувство благодати и дается: проблемы есть в жизни, но меняется отношение к ним.

– Возникает еще один феномен: страдания, боль и существование зла.

Парадокс в том, что, допустим, человек болен, у него онкология, а он говорит, что чувствует присутствие Божие. Умом это никак не понять. Как можно быть счастливым и говорить, что у меня все хорошо – я начинаю жить только сейчас, когда тело мое умирает? Это непонятно.

Апостол Павел, находясь в тюрьме, пишет своим адресатам, что у него все хорошо: он рад за Христа пострадать. Кто будет рад находиться в тюрьме и страдать за какого-то Христа? С мирской точки зрения, это сумасшествие. Но человек что-то находит, если он говорит, что готов всего лишиться: все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Как это возможно? Только изнутри веры.

Мы растем в вере: Господь нам дает ее как некий талант, который мы должны в себе взращивать. Обстоятельства жизненные могут быть идущими под гору, совсем плохими, – но человек говорит, что все хорошо, и под конец жизни стал жить полноценной жизнью: научился прощать, сострадать, сочувствовать, любить, терпеть, уважать другого. Может быть, ему нужен был этот урок… Религиозный человек поймет – нерелигиозный скажет, что все верующие какие-то странные.

То есть нужно иметь рассуждение о себе и видеть себя?

– Стараться смотреть на ситуацию более объективно. Часто, бывает, женщина приходит и говорит, что у нее семья рушится, что все плохо. Как быть? И к Матронушке поехала, и акафисты читает, записки подает, но ничего не получается… 10 лет она все рушила, а сейчас с помощью служителей Божиих хочет все восстановить.

Они, конечно, помогут, но за тебя ничего не сделают. Господь – не старик Хоттабыч, который волос из бороды вырвет и все исполнит.

Иногда такое бывает: когда вдруг все воссозидается по-новому, из руин встает прекрасный дом. Но это эксклюзивные случаи. Ни в коем случае нельзя думать, что Господь – простой чудотворец. Многие думают: «Поверю, если это будет», – но сначала вера: сначала ты должен поверить на пустом месте, а потом Господь будет действовать. Бог может тебе помочь, но сначала ты должен как-то показать, что ты не хочешь Его использовать. Иногда Бог помогает, даже зная, что ты Его используешь. Но Он всегда говорит: дальше-то наши отношения продолжатся или нет? Я остаюсь с Богом, я Ему благодарен и продолжаю свою религиозную жизнь.

Эти вопросы всегда будут в нашей жизни.

– Их не нужно стесняться – вопросы надо проговаривать себе, признаваться, что мы где-то сомневаемся: если вера не подвергается сомнениям, значит, в нас что-то неправильно – мы верим просто потому, что нам кто-то что-то сказал, или вкусно пахнет ладан, или батюшка красивый. А мы должны верить потому, что пережили что-то – и теперь ничто и никогда не поколеблет этой веры.

Не так давно опубликовали дневники матери Терезы, католической святой. Там поразительные вещи – она пишет: «Я долгие годы не чувствую в себе богообщения. Я не чувствую Христа как сподвижника моих огромных трудов». А она помогла огромному количеству людей. О чем это потрясающее провозвестие? У человека когда-то это было, а потом исчезло. Но он все равно верит – вопреки.

Мы сегодня вспомнили святых Афанасия Александрийского, Максима Исповедника, можно вспомнить Иоанна Златоуста, которого сослали: казалось бы, верующие люди, но почему с ними такое произошло? Потому, что они были готовы к этому, их сила веры могла претерпеть любые катастрофы. В вере они утверждались и утверждали других людей.

Вряд ли они сами до этого могли дойти, ведь человеческое естество подвергается искушению. Наверное, было некое богообщение, тайна, которую мы никогда не узнаем?

Записали:
Наталья Богданова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс